Автор: Петрушова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4" Населённый пункт: с.Винсады, Ставропольский край Наименование материала: развлечение Тема: Мир звуков Раздел: дошкольное образование
Подготовила учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №4»
Петрушова Наталья Владимировна
Цель.
Закрепить понятия «речевой звук», «неречевой звук», «гласные
звуки», «согласные звуки», «слог», «слово». Развитие фонематического
слуха. Создание условий для познавательно-речевого развития ребенка.
Закрепление понятия «буква». Создание положительного эмоционального
настроя. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления. Развитие
речи.
Звучит музыка. Дети заходят в зал.
Логопед. Всегда ли человек мог говорить?
В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами
и отдельными звуками. Он находился в мире безмолвия и неведомых звуков.
О происхождении человеческой речи существуют только догадки. Чтобы нам
легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние
времена, в каменный век, и посмотрим, как общались первобытные люди.
СЦЕНКА. Разговор первобытных людей.
Логопед. Наконец он додумался звуками обозначать всё, что он узнавал и
создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только
человек, в том числе и ты. На что человечеству потребовалось сотни тысяч
лет, у тебя заняло три года. Ваши родители рассказывали тебе, как ты
сообщал им о своих желаниях, настроениях, когда был маленький, как ты
называл машину, собаку, сладкое.. Один малыш это делал так:
Дети. Сценка.
Сын зовет: - Агу, агу!
Мол, побудь со мною!
А в ответ: - Я не могу!
Я посуду мою!
Но опять: = Агу, агу!
Слышно с новой силой.
И в ответ: - Бегу! Бегу!
Не сердись, мой милый! (А.Барто)
Логопед. Всё имеет свое название.
Игра «Узнай, кто я» (Ведущий показывает ребенку картинку, а он должен
показать жестами, кто на ней изображен (какое животное).)
Игра «Позови по имени».
Логопед . Одни звуки ты произносишь свободно, Они состоят из одного
голоса, поэтому называются гласными звуками. При произнесении других
встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки.
Ребенок.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь. (В.Берестов)
Игра
«Узнай звук» (Педагог показывает детям графическое изображение
гласного звука, дети должны назвать звук.)
Упражнение «Согласные звуки»
К-к-к – дождинки бьют по крыше.
Г-г-г – горох лущат нам мыши.
Х-х-х- хомяк храпит во сне.
Ц-ц-ц – разбудим по весне.
Дети стучат пальцами по коленям.
Хлопают ладонями по коленям.
Кладут ладони под щеку.
Прикладывают указательный палец к
губам.
П-п-п – палит на башне пушка.
Б-б-б- стреляет вверх хлопушка.
Т-т-т – крот стукнул молотком.
Д-д-д- два дятла строят дом.
С-с-с- свистит у норки суслик.
Ш-ш-ш- змея свернулась в
бублик.
З-з-з- комар звенит беспечно.
Ж-ж-ж -так жук жужжит, конечно
Щ-щ-щ- варан не спит в пустыне.
Р-р-р- рычит так тигр Марине.
Ч-ч-ч- подходит паровоз.
Л-л-л – корабль гостей привез.
М-м-м- мычит корова на лугу.
Н-н-н- звук в нос сказать могу.Н!
Ударяют кулаками по бедрам.
«Тарелочки».
Стучат кулаком о кулак.
Стучат кулаками друг о друга, подняв
руки вверх.
Держат руки перед грудью, опустив
кисти рук, и качают головой вправо –
влево.
Показывают рукой волнообразное
движение змеи.
Крутят указательным пальцем перед
собой.
Ритмичные махи кистями рук.
Повороты головы вправо-влево.
Показывают пальцы-когти.
Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы
в кулаки и одновременно делают
круговые движения вперед.
Приветственно машут рукой.
Показывают рога, приставив
указательные пальцы к голове.
Прикасаются указательным пальцем к
носу.
Ребенок
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему:»вода,
Утенок, небо, нет и да».
ЛОГОПЕД. Но пусть он скажет: «Черепаха!»
Не задрожит ли он от страха?
(Дети повторяют: «Черепаха»)
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: « боровик»
(Дети: «Боровик»)
Боровик растет в бору.
(Дети повторяют всю фразу. И далее по ходу чтения стихотворения
повторяют слова, фразы, слоги.)
Боровик в бору беру.
А теперь наш язычок
Скажет: Чики-чики-чок !
Сел на дудочку сверчок.
Скажем вместе: ща-ща-ща,
Рыбы нет вкусней леща!
Повторите: жа-жа-жа,
Вы не видели ежа?
Если ж видели ежа,
То скажите: жа-жа-жа
Если ж видели леща,
То скажите: ща-ща-ща!
Если ж видели грача,
Отвечайте….
Чики-чики-чики-чок ,
Стал послушней язычок
Игра-эстафета «Не утони» (Деление слов на слоги)
Логопед. Долго человек пользовался только устной речью. Но всё, что он
говорил, тут, же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь.
Это - письмо.
Ребенок.
Это необычный дом!
Поселились буквы в нем,
Хоть у букв от А до Я
И квартира есть своя,
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе.
Встанут рядом: раз, два, три..
Выйдет слово – посмотри!
АЛФАВИТ
Игра «Колодец» (Конструктор букв)
Игра «Слоговые часы » (Стрелки часов показывают слог, дети должны
придумать слова с данным слогом)
Ребенок
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Логопед. Да, хорошо уметь читать, потому что в книгах собраны все знания,
накопленные человечеством за все свое существование. Мы сделали первые
шаги на пути освоения грамоты, но на этом не остановимся. Будем учиться
дальше.