Напоминание

"Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе".


Автор: Епишкина Вилена Николаевна
Должность: инструктор физического воспитания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе".
Раздел: среднее образование





Назад




Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе. Примерно с 2-х лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость – понимание того, что девочка вырастет и станет женщиной, мамой, а мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты, характерные для его пола. Вопрос о природе различий в развитии мальчиков и девочек представляет большой интерес. Анализ психических и анатомо- физиологических особенностей мальчиков и девочек показывает, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Гендерное воспитание-это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников. По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность. Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой,
атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами), с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек. Обычно учащиеся предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики стремятся играть с мячом в футбол, в то время как девочки чаще повторяют упражнения из «Школы мяча». Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие; кисть руки более подвижна, они ловкие, гибкие. Большая гибкость в поясничном и тазобедренном суставах позволяют показать высокие результаты в прыжках в длину. У мальчиков большая скорость бега на 10, 20,30 метров, большая выносливость к статическим усилиям, выше результаты в метаниях набивного мяча Структура таких уроков обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков - это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление класса на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения занятия. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка. На таких занятиях используются различные методические приемы для учета половых особенностей учащихся: 1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки - с обручем, скакалкой). 2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз). 3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые). 5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам). Это требует от учителя разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п. 6. Распределение ролей в подвижных играх (начальная школа). 7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек - больше пластичности, выразительности, грациозности). 8. Расстановка и уборка снарядов 9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как) 10.Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники. 11.В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям. 12.Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.


В раздел образования