"Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе".
Автор: Епишкина Вилена Николаевна Должность: инструктор физического воспитания Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск Наименование материала: статья Тема: "Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе". Раздел: среднее образование
Гендерное воспитание на занятиях физической культуры в школе.
Примерно
с
2-х
лет
дети
начинают
осознавать
свою
половую
принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость
–
понимание
того,
что
девочка
вырастет
и
станет
женщиной,
мамой,
а
мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания
дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты,
характерные для его пола.
Вопрос
о
природе
различий
в
развитии
мальчиков
и
девочек
представляет
большой
интерес.
Анализ
психических
и
анатомо-
физиологических
особенностей
мальчиков
и
девочек
показывает,
что
значительные
различия
в
строении
их
мозга,
в
способах
обработки
информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный
подход к их обучению и воспитанию.
Гендерное
воспитание-это
организация
педагогического
процесса
с
учетом
половой
идентичности,
особенностей
развития
детей
в
ходе
полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является
важнейшим
аспектом
здоровьесбережения.
Мальчика
и
девочку
нельзя
воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-
разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,
чувствуют
и
переживают.
Поэтому
одним
из
существенных
недостатков
организации
учебно-воспитательного
процесса
в
современной
школе
является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов
преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками
характеризуются большой частотой движений кистью руки; более высокими
результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;
большей
гибкостью
в
поясничном
и
тазобедренном
суставах;
большими
результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по
сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м;
большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях
набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная
система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга,
отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать
оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его
отрывиста,
он
помогает
себе
жестами.
У
девочек
же
вторая
сигнальная
система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают
словесные
пояснения.
Мальчики
более
уверенно
ориентируются
в
новой
обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее
терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам,
которые введены, тщательно планируют свою деятельность. Мальчишескую
двигательную
активность
отличают:
простота,
угловатость;
силовой,
атлетический
стиль;
четкая
целенаправленность;
отсутствие
вычурности,
эстетической
завершенности;
элементы
атаки,
нападения,
преследования.
Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными, вычурными,
эстетически
богатыми
(с
мимикой,
жестами),
с
элементами
боязни,
пассивности;
более
связанными
с
музыкой,
танцами;
в
преобладающем
«координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
Известно,
что
жизненная
емкость
легких,
сила
мышц
рук
и
туловища
больше
у
мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.
Обычно учащиеся предпочитают те упражнения, которые у них лучше
получаются. Мальчики стремятся играть с мячом в футбол, в то время как
девочки
чаще
повторяют
упражнения
из
«Школы
мяча».
Так
как
центр
тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с
упражнениями
на
равновесие;
кисть
руки
более
подвижна,
они
ловкие,
гибкие. Большая гибкость в поясничном и тазобедренном суставах позволяют
показать
высокие
результаты
в
прыжках
в
длину.
У
мальчиков
большая
скорость бега на 10, 20,30 метров, большая выносливость к статическим
усилиям, выше результаты в метаниях набивного мяча
Структура таких уроков обычна, а вот содержание имеет серьезные
отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в
педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и
воспитание
отражает
особенности
мужественного
начала
у
мальчиков
и
женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет
иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для
мальчиков - это развитие быстроты, физической и силовой выносливости,
воспитание
выдержки,
смелости;
для
девочек
-
развитие
чувства
ритма,
красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление
класса
на
две
подгруппы,
различаемых
по
половому
признаку
на
время
проведения занятия.
Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка»,
«Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках
поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в
выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используются различные методические приемы для
учета половых особенностей учащихся:
1.
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для
девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки - с обручем,
скакалкой).
2.
Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики
10 раз).
3.
Различия
по
времени
(например,
девочки
прыгают
через
скакалку
1
минуту, мальчики 1,5 минуты).
4.
Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а
мальчикам более тяжелые).
5.
Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд
упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у
девочек
они
вызывают
значительные
трудности
и
требуют
большего
времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается
мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам). Это требует от
учителя
разных
методических
подходов:
например,
разное
число
повторений,
выбор
подводящих
и
подготовительных
упражнений,
использование вспомогательного оборудования и т.п.
6.
Распределение ролей в подвижных играх (начальная школа).
7.
Различия
в
требованиях
к
качеству
выполнения
заданий
(девочкам
и
мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех
же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности,
затраты дополнительных усилий, а от девочек - больше пластичности,
выразительности, грациозности).
8.
Расстановка и уборка снарядов
9.
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в
их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как)
10.Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к
качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке»
отдельных элементов, техники.
11.В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным
указаниям.
12.Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.