"Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"
Автор: Орлова Тамара Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева Населённый пункт: Белгород Наименование материала: Статья Тема: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии" Раздел: среднее образование
Проектно- исследовательская деятельность на уроках географии
Орлова Тамара Ивановна,
г. Белгород
Стандарт основного общего образования требует от учащихся овладения
опытом разнообразной деятельности, познания и самопознания, умения решать
различные практические задачи. Целью современного образования является
развитие
личностных
качеств
ученика,
его
способностей,
формирование
у
школьника
активной,
творческой
жизненной
позиции.
Проектно-
исследовательская
деятельность,
основной
функцией
которых
является
инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире, является
наиболее
доступной
для
разрешения
вопросов
мотивации
школьников
к
учению.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен
самостоятельно
добывать
информацию,
принимать
нестандартные
решения,
находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем
современного
мира.
Школьная
география
обладает
в
этом
отношении
огромным
потенциалом
подготовки
школьников
к
самостоятельной
познавательной
творческой
деятельности,
формированию
у
них
умений
и
навыков
ведения
проектно-
исследовательской
работы.
Метод
проектов
заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками
учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в
этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате
школьники
учатся
самостоятельно
искать
и
анализировать
информацию,
обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают
самостоятельность,
ответственность,
формируют
и
развивают
умения
планировать и принимать решения. Возможные типы учебных проектов по
географии:
по доминирующей
деятельности:
и н ф о р м а ц и о н н ы е ,
исследовательские,
творческие,
прикладные
или
практико-ориентированные;
по предметно-содержательной области: монопредметные,
межпредметные
и
надпредметные. По продолжительности: от кратковременных ( планирование,
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на одном
уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству
участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Основные требования к использованию метода проекта:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или
задачи;
-
практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся.
Использование
проектной
технологии
предусматривает
хорошо
продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. При
использовании
проектной
технологии
каждый
ученик учится
приобретать
знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и
практических
задач;
приобретает
коммуникативные
навыки
и
умения;
овладевает
практическими
умениями
исследовательской
работы,
учится
анализировать
факты,
делает
выводы
и
заключения.
Исследовательская
деятельность
является
одним
из
направлений
работы
учащихся
в
рамках
проекта. Под исследовательской деятельностью понимается творческий
процесс
совместной
деятельности
двух
субъектов
(учителя
и
ученика)
по
поиску
решения
неизвестного,
результатом
которой
является
формирование
исследовательского
стиля
мышления
и
мировоззрения
в
целом.
С
чего
начинается исследование? С удивления, с открытий для себя много интересного
и задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента
он, ученик, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ.
Вот оно – начало поиска, начало исследования. Для того чтобы организовать
учебное исследование, учитель должен:
• обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть
«удивительное в обыденном» и уметь находить и ставить перед учащимися
реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме;
•
уметь
увлечь
учащихся
дидактически
ценной
проблемой,
сделав
её
проблемой
самих
детей
и
быть
способным
к
выполнению
функций
координатора и партнёра в исследовательском поиске; помогая детям, уметь
избегать директивных указаний и административного давления;
• уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках
найти
собственное
решение; поощрять и всячески развивать критическое
отношение к исследовательским процедурам;
• уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению
новых, оригинальных направлений исследования.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
- обоснование темы;
- постановка целей и задач;
- определение объекта и предмета исследования;
- разработка гипотезы исследования;
- непосредственно исследования;
- результаты ;
- оценка полученных результатов и выводы.
Развивая исследовательские навыки учащихся, на своих уроках я решаю
такие задачи, как обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений,
наблюдаемых
в
повседневной
жизни;
обучение
приемам
осмысленной
географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и
объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам
публичного обсуждения,
умению излагать и отстаивать свою точку зрения,
оперативно принимать и реализовывать решения;
помощь в использовании
разных источников информации, приемов ее систематизации, сопоставления,
анализа. Общие исследовательские умения и навыки, вырабатываемые данным
методом :
умение
видеть
и
формулировать
проблемы;
умение
выдвигать
гипотезы и давать определение понятиям; навыки наблюдения и проведения
экспериментов;
умение
делать
выводы
и
умозаключения,
навыки
работы
с
информацией;
умение
доказывать
и
защищать
свои
идеи.
Учащиеся
приобретают
навыки
самостоятельной
познавательной
деятельности,
исследовать
проблемные
ситуации.
По
продолжительности
я
выделяю
несколько видов исследовательских работ: мини-работы, рассчитанные на один
урок; краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков;
среднесрочные и долгосрочные - выполняются в течение более длительного
времени.
Формы
представления
результатов:
доклад,
деловая
игра,
презентация, путеводитель, научная конференция, путешествие, виртуальная
экскурсия,
прогноз,
реклама,
дизайн
-
макет,
дневник
путешественника,
сообщение,
реферат.
Исследовательская
работа
учащихся
носит
просветительский, воспитательный, обучающий характер. Исследовательская
работа помогает на практике осуществлять межпредметные связи, формируя
научное мировоззрение, добывать и усваивать знания из разных отраслей науки.
Учащиеся
приобретают
исследовательскую
компетентность.
О п ы т
ис с лед оват е льс кой
д е я т е льно с т и
с по с об с т вуе т
ф о рм и р о в а н и ю
коммуникативных
навыков
(учит
получать
информацию
из
различных
источников).
Умение
обучаться
самостоятельно
является
показателем
готовности
жизни
в
обществе.
Организация
проектно-исследовательской
деятельности эффективно и результативно.
Список литературы:
1.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей.
М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.
2.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. – М.:
2004. – 272 с.
3.
Пахомова Н. Ю. Метод
учебных
проектов
в образовательном
учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ, 2003. —
112с.
4.
Савенков
А.И
Содержание
и
организация
исследовательского
обучения
школьников. -М.,2003. С.1 – 10.