Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"


Автор: Орлова Тамара Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад





Проектно- исследовательская деятельность на уроках географии
Орлова Тамара Ивановна, г. Белгород Стандарт основного общего образования требует от учащихся овладения опытом разнообразной деятельности, познания и самопознания, умения решать различные практические задачи. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Проектно- исследовательская деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире, является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного мира. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения проектно- исследовательской работы. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Возможные типы учебных проектов по географии: по доминирующей деятельности: и н ф о р м а ц и о н н ы е , исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные; по предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных ( планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на одном уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Основные требования к использованию метода проекта: - наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи; - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; - самостоятельная деятельность учащихся. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Исследовательская
деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. С чего начинается исследование? С удивления, с открытий для себя много интересного и задается вопросом: «А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента он, ученик, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования. Для того чтобы организовать учебное исследование, учитель должен: • обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном» и уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме; • уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей и быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске; помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления; • уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам; • уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования. Ход исследования можно представить в виде цепочки: - обоснование темы; - постановка целей и задач; - определение объекта и предмета исследования; - разработка гипотезы исследования; - непосредственно исследования; - результаты ; - оценка полученных результатов и выводы. Развивая исследовательские навыки учащихся, на своих уроках я решаю такие задачи, как обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; обучение приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; помощь в использовании разных источников информации, приемов ее систематизации, сопоставления, анализа. Общие исследовательские умения и навыки, вырабатываемые данным методом
:
умение видеть и формулировать проблемы; умение выдвигать гипотезы и давать определение понятиям; навыки наблюдения и проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения, навыки работы с информацией; умение доказывать и защищать свои идеи. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной познавательной деятельности, исследовать проблемные ситуации. По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ: мини-работы, рассчитанные на один урок; краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков;
среднесрочные и долгосрочные - выполняются в течение более длительного времени. Формы представления результатов: доклад, деловая игра, презентация, путеводитель, научная конференция, путешествие, виртуальная экскурсия, прогноз, реклама, дизайн - макет, дневник путешественника, сообщение, реферат.

Исследовательская работа учащихся носит просветительский, воспитательный, обучающий характер. Исследовательская работа помогает на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное мировоззрение, добывать и усваивать знания из разных отраслей науки. Учащиеся приобретают исследовательскую компетентность. О п ы т ис с лед оват е льс кой д е я т е льно с т и с по с об с т вуе т ф о рм и р о в а н и ю коммуникативных навыков (учит получать информацию из различных источников). Умение обучаться самостоятельно является показателем готовности жизни в обществе. Организация проектно-исследовательской деятельности эффективно и результативно. Список литературы: 1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с. 2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. – М.: 2004. – 272 с. 3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ, 2003. — 112с. 4. Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения школьников. -М.,2003. С.1 – 10.


В раздел образования