Автор: Гордеева Марина Николавна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Медико-биологический лицей" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: методическая разработка Тема: "Обращение. Знаки препинания при обращении". Раздел: начальное образование
«Обращение. Знаки препинания при обращении.»
1.
Гордеева Марина Николаевна
2.
МАОУ «Медико-биологический лицей», г. Саратов
3.
Учитель начальных классов
4.
Предмет – русский язык
5.
4 класс
6.
Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».
Цель
урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о обращении, знаки
препинания при обращении).
Задачи:
Образовательные:
– формировать представление о обращении;
– находить обращение в предложении;
– ставить знаки препинания в предложения с обращением;
– составлять предложения с обращением;
– выразительно читать предложения с обращением.
Развивающие:
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать
по признакам);
– развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия
учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию
творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции
– развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом,
оценивать результаты деятельности;
– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– воспитываем аккуратность;
–
формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь
других, совместно договариваться о правилах поведения и
общения;
-
воспитывать
познавательную
активность,
любовь
к
родному
языку,
любознательность,
настойчивость
в
достижении
цели
уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: рабочие тетради, репродукции картин русских художников к сказкам А.С. Пушкина,
рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, проектор, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Врем
я
(мин.)
Организационны
й этап.
Самоопределение
к деятельности.
- С добрым утром и с хорошим
днем!
Наш урок с улыбки мы начнем.
- К какому уроку и вы, и я
приготовились?
- Чем вы занимаетесь на этих
уроках?
- Посмотрите на доску. Чем мы
будем сегодня заниматься?
- Я желаю, чтобы каждый из вас
сделал маленькое открытие. А
помогут нам в этом удивительные
произведения Пушкина.
- А что нужно сделать, прежде чем
открывать новые знания?
Дети улыбаются друг другу.
- К уроку русского языка.
- Мы пишем слова, предложения,
тексты, изучаем части речи.
Будем работать по
произведениями А. С. Пушкина
- Узнавать что-то новое!
- Будем вспоминать то, что мы уже
знаем.
Регулятивные
(умение
прогнозировать
предстоящую
работу)
Личностные
(мотивация к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности)
2
мин.
Актуализация
знаний. Фиксация
затруднений в
деятельности.
-Прочитайте строчки из
произведений А. С Пушкина
«Друзья мои, прекрасен наш
союз…»
- К кому обращается автор в этой
строчке?
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!»
- А в этой строчке к кому
обращается автор?
« Ах ты, свет моя медведиха…»
- В последней строчке к кому
обращается Александр Сергеевич?
- Я не случайно начала
- К своим друзьям.
- К стеклу.
- К медведихе.
Познавательные
(умение извлекать
информацию)
4
мин.
сегодняшний урок именно с этих
строчек.
Постановка
учебной задачи.
- Догадались, о чем мы будем
говорить на уроке?
- Какую функцию выполняют
слова: друзья мои, мерзкое стекло,
свет моя медведиха?
- Как можно назвать это одним
словом?
-Эта конструкция осложняет наши
предложения, но значительно
облегчает нашу жизнь. Кто
хорошо владеет ею, тот
непременно добивается успехов в
общении, а значит, и в жизни.
Тема урока – «Обращение. Знаки
препинания при обращении».
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
- Давайте составим план работы.
- Что на уроке вы хотели бы
узнать об обращении?
Примерный план.
1. Что такое обращение?Какую
роль играют обращения в речи.
2. Какие знаки препинания
необходимо поставить в
предложении с обращением?
-
Называют того, кого
спрашивают, обращаются с речью.
- Обращение.
(На доске появляется тема урока).
Дети
с
учителем
планируют
деятельность на уроке.
(Нужно дополнить предложения).
Регулятивные
(умение
оценивать
учебные действия
в соответсвии с
задачей,
планировать
деятельность)
5
мин.
3. Где обращение может
находиться в предложении?
Построение
выхода из
затруднений
(«открытие»).
Исследование 1.
Что такое обращение. Какую
роль играют обращения в речи.
- Предлагаю вам провести
исследование.
- Давайте попробуем выяснить,
какую роль играют обращения в
речи.
Откройте конверт №1.
- Пользуясь, карточкой № 1 дайте
ответы на вопросы.
В этом вам помогут отрывки из
сказок Пушкина, которые вы
увидите на карточке № 2.
(У детей на партах отрывки из
сказок и опорные вопросы для
ответа).
Карточка №1.
Дайте полный ответ, опираясь на
вопросы:
1. Из какой сказки данный
отрывок?
2. Какое предложение содержит
обращение?
3. К кому обращаются?
4. Как называют того, к кому
обращаются?
5. Чем выражено обращение?
6. Почему именно это слово
(сочетание слов) использовал
.
Дети участвуют в диалоге.
Познавательные
(умение
ориентироваться в
в раздаточном
материале,
умение на основе
анализа объектов
и действий с ними
делать выводы)
5
мин.
автор?
Карточка № 2.
1. Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
2. Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел…
3. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
4. Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой"
Первичное
проговаривание
во внешней речи.
По окончании работы один
участник группы дает ответ.
Ответы детей.
Коммуникативны
е (умение слушать
и понимать
других, работать в
группе)
3
мин.
Продолжение
построения
Исследование 2.
Какие знаки препинания
необходимо поставить в
Познавательные
(умение выявлять
7
мин.
выхода из
затруднений
(«открытие»).
предложении с обращением?
Где
обращение может находиться в
предложении?
Откройте конверт № 2.
- Перед вами иллюстрации к
сказкам А.С.Пушкина художника
Владимира Конашевича.
- Рассмотрите их.
-Догадались, к каким сказкам
рисунок?
- Сделайте подпись к
иллюстрации. Выберите одно
предложение, в котором есть
обращение.
Раздаточный материал.
(Иллюстрации к сказке и карточка
с опорными вопросами.)
1.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке
и рыбке".
1) Отпусти ты, старче, меня в
море!
2) Не печалься, ступай себе с
богом…
2.Иллюстрация к "Сказке о царе
Салтане".
1) Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!
2) Князь пошел забывши горе…
3.Иллюстрация к "Сказке о
мертвой царевне:"
1) Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
сущность,
особенности
объектов)
Познавательные
(умение
ориентироваться в
раздаточном
материале)
Первичное
проговаривание
во внешней речи
2) К красну солнцу наконец
Обратился молодец…
4. Иллюстрация к "Сказке о
рыбаке и рыбке".
1) Чего тебе надобно, старче?
2) Отыскали старика привели к
ней…
Карточка № 2.
Дайте полный ответ, опираясь на
вопросы:
1.К какой сказке иллюстрация?
2. Выбери предложение с
обращением. Расставь знаки
препинания.
3.Чем выражено обращение?
4.Определи место обращения в
предложении (начало, середина,
конец предложения).
4.Какие знаки препинания
ставятся в предложении с
обращением?
5. Какой знак препинания
ставится в конце предложения
(вид предложения по цели
высказывания и интонации)?
После выполнения задания один
участник группы выходит к доске,
прикрепляет иллюстрацию и
подпись к ней.
Одновременно ученики работают
в тетрадях: записывают
предложение, которое они
Дети участвуют в диалоге.
- Словом, сочетанием слов.
- Обращение может стоять в
начале, в середине или в конце
предложения.
- Запятая.
- В конце предложения может
ставиться точка, вопросительный
или восклицательный знак.
- По цели высказывания первое и
второе предложение
побудительное по интонации оно
восклицательное.
- Третье предложение по цели
высказывания повествовательное
по интонации невосклицательное.
- Четвёртое предложение по цели
высказывания вопросительное по
интонации невосклицательное.
Коммуникативны
е (умение слушать
и понимать
других, работать в
группе)
Познавательные
(умение
ориентироваться в
раздаточном
материале)
Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой
подобрали к иллюстрации.
- Итак, ребята, мы нашли
обращения в сказках.
- А можно ли в жизни обойтись
без обращений?
- Теперь я приглашаю вас в
небольшое путешествие по
страничкам нашей повседневной и
школьной жизни. В ней мы
встречаем огромное количество
людей. Давайте же проверим,
всегда ли мы замечаем этих людей
и как общаемся с ними.
- Перед вами слова и выражения.
(Вероника Константиновна, ты,
мое солнышко, зубрила)
- Какие можно использовать в
речи и в какой ситуации, а какие
вообще неуместны?
- Посовещайтесь в группе и дайте
ответ.
- Посмотрите, кто сидит рядом с
вами.
-Как вы обращаетесь друг к другу!
- Обменяйтесь тетрадями с
соседом справа. Запишите ему в
тетрадь комплимент, похвалите
его за работу на уроке.
Обязательно используйте
обращение.
Обменяйтесь тетрадями.
- Без обращений обойтись нельзя.
Ответы детей.
- Зубрилой называть никого
нельзя, т.к. человек может
обидеться.
Коммуникативны
е (умение строить
свое
высказывание в
соответствии с
задачей)
Регулятивные
(умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию)
Дух.-нрав.
3
мин.
3
мин.
4
мин.
Рефлексия
деятельности
- Прочтите запись. Проверьте, все
ли поставили знаки препинания
при обращении?
Кто желает прочесть обращение к
однокласснику?
- Ответили ли мы на вопросы
урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Каким образом вы получали
новые знания?
-Что дала вам работа в парах?
-Каким образом вы сможете
полученное на уроке использовать
в будущей жизни?
- А теперь оцените свою
деятельность на уроке.
На доске записаны
глаголы: старался, находил,
объяснял, узнал, понял, молчал,
затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них
предложение с обращением и
отправьте телеграмму на имя
вашего учителя.
Откройте конверт № 3.
- Выберите один текст телеграммы
и запишите её.
ТЕЛЕГРАММА
1) Сегодня на уроке…я….
2) … сегодня на уроке
3) Сегодня на уроке я….
- Чью телеграмму вы хотите,
Ответы детей.
воспитание и
развитие
Регулятивные
(умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию),
личностные
(умение выражать
свои эмоции)
3
мин.
Домашнее
задание
чтобы я прочитала?
- Сегодня на уроке вы
познакомились с обращениями.
Теперь вы понимаете, насколько
важны они в нашей речи и
насколько важно правильно их
употреблять. А также правильно
ставить знаки препинания в
предложении с обращениями.
Ведь это зависит, насколько верно
вас поймет ваш собеседник. Не
забывайте об этом.
- Удалось ли вам сделать на уроке
какое-то маленькое открытие?
«Поляна»
Цель: оценить содержание этапов
урока.
Содержание: На доске – поляна из
цветов, над каждым цветком –
этап урока. Перед каждым
ребенком - бабочка.
- Ребята прикрепите свою бабочку
на тот цветок, какой вид
деятельности вам понравился
больше всего.
(Дети выходят под песню
«Читайте Пушкина друзья»)
Найдите в произведениях других
авторов примеры с обращениями.
2
мин.
2
мин.