Напоминание

"Обращение. Знаки препинания при обращении".


Автор: Гордеева Марина Николавна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Медико-биологический лицей"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обращение. Знаки препинания при обращении".
Раздел: начальное образование





Назад





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Обращение. Знаки препинания при обращении.»
1. Гордеева Марина Николаевна 2. МАОУ «Медико-биологический лицей», г. Саратов 3. Учитель начальных классов 4. Предмет – русский язык 5. 4 класс 6. Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».
Цель

урока:
создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о обращении,

знаки препинания при обращении).
Задачи:
Образовательные:
– формировать представление о обращении; – находить обращение в предложении; – ставить знаки препинания в предложения с обращением; – составлять предложения с обращением; – выразительно читать предложения с обращением. Развивающие: – развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам); – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции – развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности; – развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Воспитательные: – воспитываем аккуратность; – формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения; - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
рабочие тетради, репродукции картин русских художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, проектор, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Врем я
(мин.) Организационны й этап. Самоопределение к деятельности. - С добрым утром и с хорошим днем! Наш урок с улыбки мы начнем. - К какому уроку и вы, и я приготовились? - Чем вы занимаетесь на этих уроках? - Посмотрите на доску. Чем мы будем сегодня заниматься? - Я желаю, чтобы каждый из вас сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные произведения Пушкина. - А что нужно сделать, прежде чем открывать новые знания? Дети улыбаются друг другу. - К уроку русского языка. - Мы пишем слова, предложения, тексты, изучаем части речи. Будем работать по произведениями А. С. Пушкина - Узнавать что-то новое! - Будем вспоминать то, что мы уже знаем. Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) 2 мин. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. -Прочитайте строчки из произведений А. С Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз…» - К кому обращается автор в этой строчке? «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!» - А в этой строчке к кому обращается автор? « Ах ты, свет моя медведиха…» - В последней строчке к кому обращается Александр Сергеевич? - Я не случайно начала - К своим друзьям. - К стеклу. - К медведихе. Познавательные (умение извлекать информацию) 4 мин.
сегодняшний урок именно с этих строчек. Постановка учебной задачи. - Догадались, о чем мы будем говорить на уроке? - Какую функцию выполняют слова: друзья мои, мерзкое стекло, свет моя медведиха? - Как можно назвать это одним словом? -Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение. Знаки препинания при обращении». Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. - Давайте составим план работы. - Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? Примерный план. 1. Что такое обращение?Какую роль играют обращения в речи. 2. Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением? - Называют того, кого спрашивают, обращаются с речью. - Обращение. (На доске появляется тема урока). Дети с учителем планируют деятельность на уроке. (Нужно дополнить предложения). Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность) 5 мин.
3. Где обращение может находиться в предложении? Построение выхода из затруднений («открытие»). Исследование 1.
Что такое обращение. Какую

роль играют обращения в речи.
- Предлагаю вам провести исследование. - Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Откройте конверт №1. - Пользуясь, карточкой № 1 дайте ответы на вопросы. В этом вам помогут отрывки из сказок Пушкина, которые вы увидите на карточке № 2. (У детей на партах отрывки из сказок и опорные вопросы для ответа).
Карточка №1.
Дайте полный ответ, опираясь на вопросы: 1. Из какой сказки данный отрывок? 2. Какое предложение содержит обращение? 3. К кому обращаются? 4. Как называют того, к кому обращаются? 5. Чем выражено обращение? 6. Почему именно это слово (сочетание слов) использовал . Дети участвуют в диалоге. Познавательные (умение ориентироваться в в раздаточном материале, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) 5 мин.
автор?
Карточка № 2.
1. Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось". 2. Отвечает ей черница: "Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел… 3. Она его ласкать, Треплет нежною рукою: Что, Соколко, что с тобою? Ляг!" - и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла. 4. Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой" Первичное проговаривание во внешней речи. По окончании работы один участник группы дает ответ. Ответы детей. Коммуникативны е (умение слушать и понимать других, работать в группе) 3 мин. Продолжение построения Исследование 2.
Какие знаки препинания

необходимо поставить в
Познавательные (умение выявлять 7 мин.
выхода из затруднений («открытие»).
предложении с обращением?

Где

обращение может находиться в

предложении?
Откройте конверт № 2. - Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича. - Рассмотрите их. -Догадались, к каким сказкам рисунок? - Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение. Раздаточный материал. (Иллюстрации к сказке и карточка с опорными вопросами.) 1.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке". 1) Отпусти ты, старче, меня в море! 2) Не печалься, ступай себе с богом… 2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане". 1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 2) Князь пошел забывши горе… 3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:" 1) Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее. сущность, особенности объектов) Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)
Первичное проговаривание во внешней речи 2) К красну солнцу наконец Обратился молодец… 4. Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке". 1) Чего тебе надобно, старче? 2) Отыскали старика привели к ней…
Карточка № 2.
Дайте полный ответ, опираясь на вопросы: 1.К какой сказке иллюстрация? 2. Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания. 3.Чем выражено обращение? 4.Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения). 4.Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением? 5. Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)? После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней. Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложение, которое они Дети участвуют в диалоге. - Словом, сочетанием слов. - Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. - Запятая. - В конце предложения может ставиться точка, вопросительный или восклицательный знак. - По цели высказывания первое и второе предложение побудительное по интонации оно восклицательное. - Третье предложение по цели высказывания повествовательное по интонации невосклицательное. - Четвёртое предложение по цели высказывания вопросительное по интонации невосклицательное. Коммуникативны е (умение слушать и понимать других, работать в группе) Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой подобрали к иллюстрации. - Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках. - А можно ли в жизни обойтись без обращений? - Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной и школьной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними. - Перед вами слова и выражения. (Вероника Константиновна, ты, мое солнышко, зубрила) - Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны? - Посовещайтесь в группе и дайте ответ. - Посмотрите, кто сидит рядом с вами. -Как вы обращаетесь друг к другу! - Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями. - Без обращений обойтись нельзя. Ответы детей. - Зубрилой называть никого нельзя, т.к. человек может обидеться. Коммуникативны е (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Дух.-нрав. 3 мин. 3 мин. 4 мин.
Рефлексия деятельности - Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении? Кто желает прочесть обращение к однокласснику? - Ответили ли мы на вопросы урока? -Что нового узнали на уроке? -Каким образом вы получали новые знания? -Что дала вам работа в парах? -Каким образом вы сможете полученное на уроке использовать в будущей жизни? - А теперь оцените свою деятельность на уроке. На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на имя вашего учителя. Откройте конверт № 3. - Выберите один текст телеграммы и запишите её. ТЕЛЕГРАММА 1) Сегодня на уроке…я…. 2) … сегодня на уроке 3) Сегодня на уроке я…. - Чью телеграмму вы хотите, Ответы детей. воспитание и развитие Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции) 3 мин.
Домашнее задание чтобы я прочитала? - Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом. - Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? «Поляна» Цель: оценить содержание этапов урока. Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. - Ребята прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. (Дети выходят под песню «Читайте Пушкина друзья») Найдите в произведениях других авторов примеры с обращениями. 2 мин.
2 мин.


В раздел образования