Автор: Тухватуллина Рания Ахметовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУДОД "ЦДТ ЗМР РТ" Населённый пункт: г. Зеленодольск, Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Развитие логического мышления ребят как условие воспитания интеллектуально развитой творческой личности" Раздел: дополнительное образование
Развитие логического мышления ребят как условие воспитания
интеллектуально развитой творческой личности
Р.А.Тухватуллина
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
детей «Центр детского творчества
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
E-mail:tuxvatullina 1960 @ mail
Актуальность
темы:
Перспективы
развития
нашей
страны
во
многом зависят от того, каким вырастит подрастающее поколение. Именно
тогда, когда дети решают самостоятельно с кем быть, и, какими быть, они
наиболее раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Поэтому
мы считаем, что развитие логического мышления детей является одним из
условий воспитания интеллектуально развитой и творческой личности.
Основное
усилие
и
педагогов,
и
родителей
направлено
на
то,
чтобы
воспитать
у
дошкольника
потребность
испытывать
интерес
к
самому
процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к
самостоятельному
поиску
решений
и
достижению
поставленной
цели.
Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются
интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться
с
полной
отдачей,
не
считая
времени,
не
жалея
сил,
и
получать
удовольствие от самого процесса труда.
Постановка
проблемы:
Коренное
улучшение
обучения,
воспитания,
развития
школьников,
подготовки
их
к
взрослой
жизни
может
быть
достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-
воспитательного процесса. В связи с этим существенно возрастает роль
внедрения
вариативных
программ
и
современных
педагогических
технологий
в
процесс
активизации
творческих
и
интеллектуальных
способностей учащихся.
Цель
работы:
Комплексное
преобразование
учебного
процесса,
использование
новых
информационных
и
педагогических
технологий,
создание средств по обеспечению преемственности в работе, направленной
на
развитие
активной
интеллектуальной
и
творческой
деятельности
учащихся.
В результате нашей работы в Центре детского творчества мы пришли к
выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем
повышения интереса к своему предмету. Для этого мы открываем новые
объединения, разрабатываем программы по запросу родителей, используем
на занятиях современные педагогические технологии, выявляем одарённых
детей и обеспечиваем дальнейшее развитие детских интересов.
1.Выполняя
заказ
родителей,
поиск
методов
и
форм
обучения,
способствующих
воспитанию
интеллектуально
развитой
творческой
личности,
привел
нас
к
появлению
на
базе
нашего
образовательного
учреждения
Школы
раннего
творческого
развития
детей.
Это
новое
интегративное учебно-воспитательное объединение организовано с целью
создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь-
ного возраста, решения задач развития у дошкольников интеллектуальных
способностей, действует развивающая предметно-пространственная среда,
оснащенная
обширным
дидактическим
материалом
и
техническим
оборудованием,
который
используется
на
занятиях.
Нами
разработана
авторская
образовательная
программа
«Гармония
развития»
на
основе
типовых
программ
для
государственных
внешкольных
учреждений,
с
учетом
учебных
стандартов
общеобразовательных
школ
России.
Программа
направлена
на
выявление
и
развитие
познавательных
способностей ребенка, успешно решает проблемы комплексного развития
различных видов памяти, способствует формированию мышления, умению
просчитывать
ходы
при
игре
в
шашки. Для
комплексного
развития
логического мышления включен блок занятий по обучению игре в шашки.
Занятия по логике и обучение игре в шашки объединены в единое целое,
что до этого не встречалось в практике обучения дошкольников. Система
задач
и
упражнений,
представленных
на
занятиях
по
логике
в
совокупности
с
игрой
в
шашки,
позволяет
успешно
решать
проблемы
комплексного
развития
различных
видов
памяти,
внимания,
наблюдательности,
воображения,
быстроты
ре акции,
п о м о г а е т
формированию
нестандартного
мышления.
Обучение
шашкам
–
популярный
и
эффективный
инструмент
для
того,
чтобы
правильно
сформировать этот механизм и развить интеллект ребенка. Это важный
период,
в
котором
закладываются
основы
мышления,
ребенок
учится
проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать, учится
соотносить
мыслительные
процессы
с
практическими
действиями,
творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и
создавать
комбинации
на
доске. Начинать
можно
уже
в
4
года.
Для
малышей очень важно
формировать для этой игры такие качества, как
сосредоточенность, дисциплинированность, умение концентрировать свое
внимание, усидчивость, логическое мышление. Именно это понадобится
ребенку, когда он пойдет в школу, что еще раз доказывает пользу шашек в
дошкольном возрасте. Игра рекомендуется даже в том случае, если ребенок
неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т.п.
Детям нравятся занятия. Особым успехом пользуются такие этапы урока
как «Разминка» (где дети отвечают на различные вопросы и зарабатывают
фишки),
графические
диктанты
(отличный
способ
разработки
мелких
мышц
руки
ребенка,
интересное
и
увлекательное
занятие,
результаты
которого
скажутся
на
умении
красиво,
аккуратно
писать
и
логически
мыслить), «Веселые
переменки»,
логически-поисковые
задания.
После
выполнения задания, каждый ребенок сам оценивает свои успехи. Иногда
проводятся взаимопроверки. Воспитанники с нетерпением ждут, когда же
можно будет начать «бои» на полях шашек. Командная игра в шашки
способствует
воспитанию
чувства
коллективизма,
ответственности
за
команду,
умение
прощать
ошибки,
оставаться
добрыми
друзьями.
Программа «Гармония развития» создает условия для развития у детей
познавательных
интересов,
формирует
стремление
ребенка
к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах,
в
возможностях
своего
интеллекта.
Вывод:
Наша
задача
сформировать внутреннюю
позицию
дошкольника,
привить
чувство
необходимости учения. Ведущей линией самосознания личности является
самооценка, поэтому знания и незнания, умения и неумения являются
генеральной
линией
становления
самооценки
на
начальной
ступени
формирования
мотивов,
характерных
для
перехода
от
дошкольного
к
начальному
образованию.
Дети
перестают
бояться
ошибочных
шагов,
исчезает тревога и необоснованное беспокойство. Самое привлекательное
в
игре
в
шашки
–
это
победа
над
соперником.
Желание
побеждать
заставляет ребенка заниматься, а любая ошибка или поражение – это новая
возможность для развития. В конце года у нас проводятся соревнования
«Мама, папа, я – шашечная семья». «Сражаются» две семьи на одной
доске. Ход делают по очереди: взрослые против взрослых, затем дети
против детей. Победители получают медали. Еще детям нравится играть в
«сладкие» шашки. Надо приготовить конфеты в фантиках двух цветов, по
форме похожих на шашки. Выигранные конфеты дети забирают домой или
угощают
друзей.
Популярны
семейные
соревнования
«Эрудит».
В
викторине участвует вся семья. Наивысший балл за правильный ответ
получает младший участник семьи.
2. Для развития логического мышления в наших объединениях успешно
используется технология учебных проектов. В объединениях ЦДТ в основе
каждого проекта лежит проблема. Воспитанники учатся: аргументировано
излагать
свои
мысли,
анализировать
свою
деятельность,
предъявлять
результаты, а также приобретают презентативные умения и навыки.
Технологию проектной деятельности как одну из активных форм развития
творческих и интеллектуальных способностей, учащихся мы применяем в
своей практике для реализации элективных курсов «Популярная экология",
«Я и окружающий мир», «Конструкторская мысль: от малого к великому».
Практикумы включает в себя следующие проекты: «Семейная реликвия -
частичка
моей
Родины»,
«Ребёнок,
ты
важен
для
этого
мира»
и
«О
компьютере в быту». Предлагаемые задания рассчитаны на выполнение в
малых группах (2-3 человека). Каждая группа получает задание. Группы
работают одновременно и не зависимо друг от друга. Для ознакомления с
результатами
деятельности
других
групп
после
окончания
цикла
исследовательских работ устраивается мини-конференция.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через
выше
описанные
нами
формы
и
методы
позволяет
выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить
вдохновение
творчества,
превратить
образовательный
процесс
в
результативную созидательную работу. Вывод: в работу по воспитанию
интеллектуально развитой, творческой личности необходимо вовлечение
педагогов
и
обучающихся
в
проектную
и
научную
деятельность
учреждения создание благоприятных условий для развития талантливых,
одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития
каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
3. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит
из
одной
стадии
в
другую.
Индивидуально
–
личностная
основа
деятельности
нашего
учреждения
позволяет
удовлетворять
запросы
конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать
одну
из
основных
задач
дополнительного
образования
—
выявление,
развитие и поддержку одарённых детей. В ЦДТ работает психолог, который
выявляет
специальные
склонности
детей,
изучает
мнения
родителей
о
склонностях,
области
наибольшей
успешности,
о
круге
интересов.
В
течение года психолог оказывает помощь и поддержку одарённым детям в
реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала. Вместе
с педагогом разрабатывается план раскрытия таланта воспитанника. К этой
работе привлекаются и родители.
В ЦДТ сформулирована стратегическая цель работы с одарёнными детьми,
направленная на создание оптимальных условий по развитию и поддержке
интеллектуальных
и
творческих
способностей
воспитанников. Для
обеспечения преемственности в работе с одарёнными детьми на разных
возрастных этапах в ЦДТ работают различные объединения по разным
направлениям.
Большое
внимание
в
нашем
учреждении
отводится
индивидуальной
оценке
познавательных,
творческих
возможностей
и
способностей
ребёнка
через
различные
виды
деятельности:
учебную,
творческую,
исследовательскую.
Проводятся
проблемные
занятия
с
одарёнными детьми, в том числе используются тренинговые методики,
рассматриваются
предметные
ситуации,
которые
моделируют
исследовательскую
деятельность
и
позволяют
ребёнку
максимум
самостоятельности в овладении и развитии деятельности и анализируются
реальные достижения ребёнка.
Дошкольник,
освоив
программу
«Гармония
развития»
поступает
в
общеобразовательные учреждения города и продолжает посещать разные
объединения Центра детского творчества. По итогам занятий определились
дети
со
специальными
способностями:
Хайрутдинов
Данил,
Кадякин
Камиль, Мухарлямова Арина, Юнусов Радик, Французова Марта, Данеева
Камилла
и
другие.
Впоследствии
обучения
в
других
объединениях
«Шахматная
страна»,
«Шашки»
заняли
призовые
места
в
городе
и
Республике в играх шашки и шахматы, эти же дети неоднократно занимали
призовые
места
в
международных
конкурсах
различного
направления
(выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы
чтецов,
театральных
групп,
хоровых,
вокальных,
хореографических
коллективов, ученических проектов).
Вывод:
Современный
педагог
дополнительного
образования
не
может
заниматься
только
оказанием
образовательных
услуг,
он
обязательно
должен
развиваться
сам,
обеспечивая
качество
образования.
Только
ищущий педагог, находящийся в постоянном поиске, способен обеспечить
интеллектуальное
и
личностное
развитие
воспитанников.
Эталоном
выступает
такой
образовательный
процесс,
где
равноправные
конкурентоспособные партнёры: педагог и воспитанник.