Напоминание

"Развитие логического мышления ребят как условие воспитания интеллектуально развитой творческой личности"


Автор: Тухватуллина Рания Ахметовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДОД "ЦДТ ЗМР РТ"
Населённый пункт: г. Зеленодольск, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления ребят как условие воспитания интеллектуально развитой творческой личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие логического мышления ребят как условие воспитания

интеллектуально развитой творческой личности
Р.А.Тухватуллина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» E-mail:tuxvatullina 1960 @ mail Актуальность темы: Перспективы развития нашей страны во многом зависят от того, каким вырастит подрастающее поколение. Именно тогда, когда дети решают самостоятельно с кем быть, и, какими быть, они наиболее раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Поэтому мы считаем, что развитие логического мышления детей является одним из условий воспитания интеллектуально развитой и творческой личности. Основное усилие и педагогов, и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда. Постановка проблемы: Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к взрослой жизни может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно- воспитательного процесса. В связи с этим существенно возрастает роль внедрения вариативных программ и современных педагогических технологий в процесс активизации творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Цель работы: Комплексное преобразование учебного процесса, использование новых информационных и педагогических технологий, создание средств по обеспечению преемственности в работе, направленной на развитие активной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. В результате нашей работы в Центре детского творчества мы пришли к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем
повышения интереса к своему предмету. Для этого мы открываем новые объединения, разрабатываем программы по запросу родителей, используем на занятиях современные педагогические технологии, выявляем одарённых детей и обеспечиваем дальнейшее развитие детских интересов. 1.Выполняя заказ родителей, поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой творческой личности, привел нас к появлению на базе нашего образовательного учреждения Школы раннего творческого развития детей. Это новое интегративное учебно-воспитательное объединение организовано с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь- ного возраста, решения задач развития у дошкольников интеллектуальных способностей, действует развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная обширным дидактическим материалом и техническим оборудованием, который используется на занятиях. Нами разработана авторская образовательная программа «Гармония развития» на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России. Программа направлена на выявление и развитие познавательных способностей ребенка, успешно решает проблемы комплексного развития различных видов памяти, способствует формированию мышления, умению просчитывать ходы при игре в шашки. Для комплексного развития логического мышления включен блок занятий по обучению игре в шашки. Занятия по логике и обучение игре в шашки объединены в единое целое, что до этого не встречалось в практике обучения дошкольников. Система задач и упражнений, представленных на занятиях по логике в совокупности с игрой в шашки, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты ре акции, п о м о г а е т формированию нестандартного мышления. Обучение шашкам – популярный и эффективный инструмент для того, чтобы правильно сформировать этот механизм и развить интеллект ребенка. Это важный период, в котором закладываются основы мышления, ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать, учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и создавать комбинации на доске. Начинать можно уже в 4 года. Для малышей очень важно формировать для этой игры такие качества, как сосредоточенность, дисциплинированность, умение концентрировать свое внимание, усидчивость, логическое мышление. Именно это понадобится
ребенку, когда он пойдет в школу, что еще раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Игра рекомендуется даже в том случае, если ребенок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т.п. Детям нравятся занятия. Особым успехом пользуются такие этапы урока как «Разминка» (где дети отвечают на различные вопросы и зарабатывают фишки), графические диктанты (отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить), «Веселые переменки», логически-поисковые задания. После выполнения задания, каждый ребенок сам оценивает свои успехи. Иногда проводятся взаимопроверки. Воспитанники с нетерпением ждут, когда же можно будет начать «бои» на полях шашек. Командная игра в шашки способствует воспитанию чувства коллективизма, ответственности за команду, умение прощать ошибки, оставаться добрыми друзьями. Программа «Гармония развития» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Вывод: Наша задача сформировать внутреннюю позицию дошкольника, привить чувство необходимости учения. Ведущей линией самосознания личности является самооценка, поэтому знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени формирования мотивов, характерных для перехода от дошкольного к начальному образованию. Дети перестают бояться ошибочных шагов, исчезает тревога и необоснованное беспокойство. Самое привлекательное в игре в шашки – это победа над соперником. Желание побеждать заставляет ребенка заниматься, а любая ошибка или поражение – это новая возможность для развития. В конце года у нас проводятся соревнования «Мама, папа, я – шашечная семья». «Сражаются» две семьи на одной доске. Ход делают по очереди: взрослые против взрослых, затем дети против детей. Победители получают медали. Еще детям нравится играть в «сладкие» шашки. Надо приготовить конфеты в фантиках двух цветов, по форме похожих на шашки. Выигранные конфеты дети забирают домой или угощают друзей. Популярны семейные соревнования «Эрудит». В викторине участвует вся семья. Наивысший балл за правильный ответ получает младший участник семьи. 2. Для развития логического мышления в наших объединениях успешно используется технология учебных проектов. В объединениях ЦДТ в основе каждого проекта лежит проблема. Воспитанники учатся: аргументировано
излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявлять результаты, а также приобретают презентативные умения и навыки. Технологию проектной деятельности как одну из активных форм развития творческих и интеллектуальных способностей, учащихся мы применяем в своей практике для реализации элективных курсов «Популярная экология", «Я и окружающий мир», «Конструкторская мысль: от малого к великому». Практикумы включает в себя следующие проекты: «Семейная реликвия - частичка моей Родины», «Ребёнок, ты важен для этого мира» и «О компьютере в быту». Предлагаемые задания рассчитаны на выполнение в малых группах (2-3 человека). Каждая группа получает задание. Группы работают одновременно и не зависимо друг от друга. Для ознакомления с результатами деятельности других групп после окончания цикла исследовательских работ устраивается мини-конференция. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через выше описанные нами формы и методы позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу. Вывод: в работу по воспитанию интеллектуально развитой, творческой личности необходимо вовлечение педагогов и обучающихся в проектную и научную деятельность учреждения создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей. 3. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально – личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей. В ЦДТ работает психолог, который выявляет специальные склонности детей, изучает мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов. В течение года психолог оказывает помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала. Вместе с педагогом разрабатывается план раскрытия таланта воспитанника. К этой работе привлекаются и родители. В ЦДТ сформулирована стратегическая цель работы с одарёнными детьми, направленная на создание оптимальных условий по развитию и поддержке интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Для
обеспечения преемственности в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах в ЦДТ работают различные объединения по разным направлениям. Большое внимание в нашем учреждении отводится индивидуальной оценке познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. Проводятся проблемные занятия с одарёнными детьми, в том числе используются тренинговые методики, рассматриваются предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности и анализируются реальные достижения ребёнка. Дошкольник, освоив программу «Гармония развития» поступает в общеобразовательные учреждения города и продолжает посещать разные объединения Центра детского творчества. По итогам занятий определились дети со специальными способностями: Хайрутдинов Данил, Кадякин Камиль, Мухарлямова Арина, Юнусов Радик, Французова Марта, Данеева Камилла и другие. Впоследствии обучения в других объединениях «Шахматная страна», «Шашки» заняли призовые места в городе и Республике в играх шашки и шахматы, эти же дети неоднократно занимали призовые места в международных конкурсах различного направления (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов). Вывод: Современный педагог дополнительного образования не может заниматься только оказанием образовательных услуг, он обязательно должен развиваться сам, обеспечивая качество образования. Только ищущий педагог, находящийся в постоянном поиске, способен обеспечить интеллектуальное и личностное развитие воспитанников. Эталоном выступает такой образовательный процесс, где равноправные конкурентоспособные партнёры: педагог и воспитанник.


В раздел образования