Напоминание

Мелодия - душа музыки


Автор: Каширцева Ирина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ
Населённый пункт: р.п. Квиток, Иркутская обл., Тайшетский р-он
Наименование материала: Конспект урока музыки, 5 класс
Тема: Мелодия - душа музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока музыки, 5 класс

Тема: «Мелодия – душа музыки»

Цель: Формирование знаний о понятии и выразительности мелодии.

Задачи:

-

Расширять

представление

о

мелодии

как

основе

любого

музыкального

произведения через повторение и закрепление песни «Моя Россия» и прослушивание песни

«Сурок»;

- Развивать творческое мышление, произвольное внимание, устную речь, навыки

музыкального

образного

мышления;

активного,

прочувствованного

и

осознанного

восприятия

лучших

образцов

мировой

музыкальной

культуры

прошлого,

хорового

исполнительства;

-

Воспитывать

эстетический

вкус,

чувства

музыки

как

основы

музыкальной

грамотности;

прививать

интерес

и

любовь

к

музыкальному

искусству,

к

творчеству

композиторов- классиков.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, каточки-тесты,

Музыкальный материал урока:

- Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (пение)

- «Моя Россия», Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. (пение).

- «Танец маленьких утят» Томаса Вернера, русский текст Ю. Энтина (физминутка)

- «Сурок» Людвига Бетховен, слова Иоганна Гёте (слушание).

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (караоке)

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (выучить слова песни «Моя Россия»)

- Ребята, вспомните и назовите авторов песни. (музыка Г. Струве, стихи Н.

Соловьёвой)

- О чём это песня? (о любви к Родине,

родной

природе, маме)

Итог: Молодцы! Правильно!

Повторение и закрепление песни «Моя Россия»

а) Вспоминаем Правила пения (Слайд 1)

Если хотите красиво вы петь,

Надо прямо стоять и прямо сидеть.

Надо дыхание брать научиться,

Рот открывать широко, не лениться!

Надо губами уметь шевелить,

Четко слова все произносить.

Гласные буквы тянуть, распевать,

Голову низко не опускать.

Плечи не дергать, живот не выпячивать, (Слайд 2)

Сразу дыхание все не растрачивать

Петь задушевно, немножко волнуясь!

Просто! И всё же, собой чуть любуясь!

Слыша при этом сопровождение.

Вот что такое красивое пение.

- Но чтобы песня красиво прозвучала нам нужно потренировать наш инструмент –

голос.

б) проговаривание скороговорки: (Слайд 3)

Женя с Жанной подружилась,

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно!

в)

упражнение для

укрепления голосового аппарата

(попевка

«Заяц

Егорка»)

(Слайд 3/клик)

Заяц Егорка свалился под горку,

Бегите под горку, спасайте Егорку

г) Исполнение песни учащимися:

- 1 куплет-1 ряд, 2 куплет-2 ряд, 3 куплет и припевы – все вместе)

- Исполнение песни хором (по желанию детей – солисты)

Итог: Молодцы!

II. Основная часть

1.Вводная беседа

- Ребята, бывает с вами, что какая-то музыка никак не уходит из памяти, неотступно

следует за вами… Мы напеваем, «мурлычем» ее про себя, порой даже не зная, что это за

музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил… Просто она запомнилась нам и

полюбилась. Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в

них мелодию.

- Мелодия в переводе с греческого языка означает «пение, напев».

(Слайд 4)

- Какие бывают мелодии? (ответы детей: весёлые, грустные, нежные и грубые,

быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные…)

- Правильно! Мелодия состоит из звуков различной высоты и длительности: низких

и высоких, длинных и коротких. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей

речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать, передавать.

Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками.

(Слайд 4/клик)

- Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть

раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, словами

П.И. Чайковского что...

2.Сообщение темы урока.

- … «Мелодия – это душа музыки» - и это тема нашего урока. (Слайд 5)

3. Прослушивание и анализ музыкального произведения

-

Сегодня

мы

познакомимся

с

одной

из

лучших

песен

великого

немецкого

композитора Людвига Бетховена, который жил и творил больше 200 лет назад.

(Слайд 6)

-Его жизнь была трудной. Бетховен очень страдал из-за своей болезни: еще в

молодости он потерял слух. Ребята, представляете, как трудно ему было? Но он всё равно

продолжал сочинять музыку, он ее слышал внутри себя и записывал.

- Слова песни написал немецкий поэт Иоганн Гёте (слайд 6/клик)

- Название песни узнаете, разгадав ребус: (Слайд 7)

- Правильно, молодцы! Это сурок –небольшой зверёк (Слайд 7/клик)

- На кого ещё похож этот зверёк? (на хорька)

Ц.У:

Вслушайтесь

в

слова

этой

скромной,

но

внутренне

богатой

песни,

почувствуйте её красоту и ответьте на вопрос: О чём (о ком) нам рассказал композитор в

этой

песне?

Прослушивание песни «Сурок»

-

Так о чём (о ком) нам рассказал композитор в этой

песне? (Ответы детей)

- Да, ребята, песня рассказывает о нелегкой жизни странствующего

мальчика-музыканта, с которым делит горе и радость маленький зверек - сурок.

На ярмарках, на известных торговых улицах герой песни показывал различные

фокусы

со

своим

четвероногим

питомцем,

часто

сопровождая

свои

выступления пением под шарманку.

- Шарманка - это очень старый музыкальный инструмент (Слайд 8)

4. Работа с тестом (в парах)

1.Какие слова-определения вы дадите мелодии песни. Мелодия:

- спокойная

- весёлая

- грустная

- плавная

- быстрая

2.Какой инструмент сопровождал пение исполнителя:

-

скрипка

- шарманка

- фортепиано

- гитара

3.Композитор песни «Сурок»

- П.И.Чайковский

- Л.Бетховен

- И. Гёте

Итог: Сверьте свои ответы с ответами на слайде (Слайд 9)

Музыкальная разминка.

Под музыку играют, под музыку поют,

Под музыку танцуют ребята все вокруг. (Слайд 10)

-Давайте, ребята, немного отдохнём! (Исполняется «Танец маленьких утят»)

IV. Закрепление: Решение кроссворда (Слайд 11)

Кроссворд

М а р ш

т а н Е ц

б а Л е т

О п е р а

х о р о в о Д

г И м н

п е с н Я

1.Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю. (марш)

2. Красивые ритмичные движения под музыку. (танец)

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец. (балет)

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

(опера)

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за

руки(хоровод)

6. Торжественная песня – символ государства. (гимн)

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи

(один из трех «китов», основных жанров музыки).

V.Итог урока:

- Ребята, чем мы с вами занимались на уроке? (Слушали, пели, танцевали…)

- Правильно и выяснили, что мелодия является главным выразительным средством

музыки и её называют душой музыки.

- Почему мелодию так называют? (Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания,

внутренний мир человека.)

- С Какими мелодиями мы общались(работали) сегодня на уроке? (песни, попевки)

Итог: Правильно! Молодцы!

Рефлексия. (Слайд 12) со смайликами

- Посмотрите на слайд. Кто нарисован? А какое у них настроение? А у вас на столах

лежат мордашки без настроения. Если наш урок вам понравился – нарисуйте радость, если

нет – грусть.

- Поднимите свои смайлики, покажите их мне и друг другу!

Итог: Я очень рада, что наш урок вам понравился, как и мне. Ведь сегодня мы

учились

слушать,

петь,

танцевать,

различать

мелодии,

узнали

много

интересного

о

загадочном и талантливом композиторе Бетховене, научились рисовать свои чувства и

поняли, что талантливо написанная музыка – это целый мир!

Оценивание:

- Спасибо за работу! (Слайд 13)

-

Я всех хвалю - вы молодцы!

Я всем вам ставлю «5»!

И на следующий урок

Я жду вас всех опять!



В раздел образования