Автор: Шахматова Лариса Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №118 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой жизненный путь"
Раздел: среднее образование
Развивающее социально-психологическое занятие
«Мой жизненный путь»
Обоснование выбора темы занятия
Побег из дома прежде всего — это глобальная катастрофа в масштабах
личности подростка.
В современных исследованиях психологов «бегство» квалифицируется как
первичная защитная реакция организма.
Наиболее примитивным защитным механизмом считается отрицание в
форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем
удаления от источника стресса.
В раннем возрасте — это отказ от общения даже с близкими людьми,
отказ от игр, пищи, в более старшем возрасте, при сохранении действия
стресса, отказ может выражаться в уходе из дома. Крайней формой
отказа является суицид.
Все виды защитных реакций применяются ребенком, подростком для того,
чтобы добиться приемлемого к себе отношения со стороны окружающих.
Общепринятым является положение о том, что обращенность в будущее,
жизненные цели и перспективы образуют аффективный центр подростка,
юноши.
В
этот период возникает новый тип регуляции — целевая регуляция,
включающая отдаленные жизненные планы.
Формирование
жизненной
перспективы
—
важнейший
показатель
нормального
развития
подростка,
его
нравственного
и
психического
здоровья.
Л.И.
Божович
отмечает,
что
кризис
подросткового
возраста
характеризуется в первой его фазе (12–14 лет) возникновением способности
ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня
(«способность к целеполаганию»), а во второй фазе (15–17 лет) — сознанием
своего места в будущем, то есть рождением жизненной перспективы: в нее
входит представление о своем желаемом «Я» и о том, что подросток хочет
совершить в своей жизни.
1
Таким образом, одна из важнейших задач профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, на наш
взгляд, – это создание условий для рефлексии собственного поведения,
жизненных планов и перспектив, личностных ресурсов и социальной
поддержки.
Целесообразным
в
целях
профилактики
мы
считаем
проведение
развивающих психолого-педагогических занятий с элементами тренинга
«Мой жизненный путь».
Вид занятия, цель, задачи, форма проведения и методы
Вид занятия «Мой жизненный путь»:
развивающее психолого-
педагогическое занятие с элементами тренинга, направленное на раскрытие
интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и
развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие
креативности.
Общая цель занятия:
создание условий для рефлексии собственного
поведения, жизненных планов и перспектив, личностных ресурсов и
социальной
поддержки
в
целях
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
профилактики
суицидального
поведения.
Задачи:
1.
Создание условий для самораскрытия подростка;
2.
Актуализация и осознание собственного поведения и целей во
временной перспективе;
3.
Формирование более осмысленного и ответственного отношения к
планированию собственного жизненного пути;
4.
Осознание и поиск собственных личностных и возрастных ресурсов в
реализации намеченных планов;
5.
Осознание собственных действий на пути к достижению целей;
6.
Формирование положительного Образа-Я и самооценки;
7.
Развитие творческого мышления.
2
Общее время проведения занятий – 4 академических часа с перерывом в
течение учебной недели, количество участников – 12 обучаемых 8-10-х
классов.
Формы работы: групповая и индивидуальная;
Психолого-педагогические методы
(психотехники, игры, упражнения, приемы):
1.
традиционные обучающие приемы;
2.
ритуалы
знакомства,
представления,
прощания
(упражнение
Приветствие-жест, Упражнение Футболка с моим именем);
3.
разогревающие, разминочные техники (упражнение «Четыре возраста»,
упражнение «Возьмемся за руки»);
4.
медитативные техники (упражнение «Волшебный бинокль);
5.
упражнения,
направленные
на
самораскрытие
и
рефлексию
(Упражнение Футболка с моим именем, «Четыре возраста», «Волшебный
бинокль»);
6.
метод коллажа как основной метод занятия (Коллаж «Мой жизненный
путь»).
Применяемые
на
занятиях методы обладают
следующими
психологическими особенностями:
активны и основаны на проживании опыта: подростки не просто
усваивают
знания,
а
через
творческое
действие,
визуализацию
погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
эмоционально
окрашены:
пробуждают
разнообразные
эмоции,
«затрагивают» интересы детей;
рефлексивны:
большинство упражнений, психологических техник
предусматривают наличие рефлексивной позиции у участников.
Коллаж как метод обучения способен реализовывать также
следующие педагогические функции:
3
развитие эстетического вкуса и художественного воображения;
развитие конструкторского мышления;
умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;
развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном
виде;
умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.
Мы считаем достаточно эффективным Метод коллажа в работе с
подростками,
так
как
создание
своего
коллажа
-
это
глубокая
бессознательная работа.
Это возможность запустить импульс, заявить миру о себе: кто ты? чего
хочешь? Поверить в свою мечту и осознать и приложить усилия, чтобы в
будущем она обязательно сбылась! Как любая арт-терапевтическая техника,
коллаж — работает мягко, и эффективно.
Материалы: бумажные вырезки из газет, журналов, цветная бумага,
кусочки ткани, фотографии детей в разных возрастах, листы ватмана,
магниты для доски, маркеры, краски, ножницы, клей, листы формата А2, А3,
аудиозапись со звуками природы и магнитофон.
Организация
пространства:
в
передней
части
класса
–
стулья
расставлены по кругу по количеству участников, в центре круга ковер, доска,
проектор, в остальной части класса – парты, объединенные по 3-4 вместе,
образуя большие столы.
Ход занятия:
Занятие №1.Введение в тему и разминка
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие необычное,
мы
будем
много
беседовать,
размышлять,
рисовать,
придумывать,
выполнять интересные творческие задания. А для начала, давайте
поприветствуем друг друга.
4
Упражнение: Приветствие-жест в кругу (5 минут).
Ведущий: Для приветствия мы встанем и образуем круг. И, начиная с
меня, каждый по движению часовой стрелки будет выходить в центр круга,
приветствовать остальных любым движением или жестом.
А теперь присаживаемся на стулья в кругу и познакомимся друг с другом
поближе.
Упражнение на знакомство Футболка с моим именем или логотипом
(10 минут).
Ведущий: Сейчас ваша задача, подумать и представить ситуацию: вас
попросили разработать слоган, имя, эмблему, логотип вашего Я, вашей
личности на какой-то вещи, например, футболке.
Имя,
логотип,
эмблема,
должны
отражать
вашу
личность
и
индивидуальность. Подумайте, что могло бы быть изображено или
написано на этой футболке.
Ведущий начинает представление себя и своего имени или логотипа
ведущий, далее по кругу, по очереди передавая игрушку или другой мягкий
предмет, каждый участник.
Молодцы! Замечательная команда у нас получилась. Для выполнения
следующего задания я предлагаю вам разбиться на 4 подгруппы. Каждая
подгруппа выбирает карточку с заданием.
Упражнение «Четыре возраста» (20 минут)
Ведущий:
Итак, каждая подгруппа, получила карточку, на которой
изображен рисунок человека в определенном возрасте: ребенок, подросток,
взрослый,
пожилой
человек.
Задача
каждой
подгруппы
обсудить
и
коллективно выработать характеристику каждого из возрастных этапов.
На листе ватмана вы можете сделать рисунок к заданию, изобразить
человека в данном возрасте или его основные черты, характеристики
возраста.
На карточках у вас перечислены вспомогательные вопросы, на которые
вы должны ответить:
Что в этом возрасте человеку важнее всего?
5
Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых
нет в других возрастах?
Что
чаще
всего
делает
людей
этого
возраста
более
счастливыми?
Далее представление возраста от каждой группы и подведение итогов
обсуждения.
Ведущий подводит подростков к осознанию, какие есть уникальные
возможности подросткового возраста и как подростки сами изменились и
еще
будут
меняться
при
переходе
от
одного
возраста
к
другому.
Медитативное Упражнение «Волшебный бинокль» (10 минут)
Звучит приятная музыка (звуки природы)
Ведущий:
Мы с вами замечательно поработали, и теперь немного
отдохнем: ваша задача сесть как вам удобно на стуле, закрыть глаза,
расслабиться, и представить, что к вам в руки попал волшебный бинокль.
Глядя в него, вы видите то, что происходит в вашем прошлом и будущем,
через несколько лет. Сначала вы можете посмотреть в прошлое… вы еще
совсем ребенок, еще не посещаете школу…
Где вы находитесь, что делаете, сколько вам лет, кто вас окружает?
Рассмотрите эту картинку во всех деталях. А теперь вы смотрите в
будущее… на год вперед… Что вы видите? Какие изменения произошли в
вашей жизни?...
6
И вот вы смотрите на пять лет вперед. Какой стала ваша жизнь?... Где
вы находитесь, с кем, что делаете? Какие изменения произошли за это
время с вами и вокруг вас?»....
А теперь откройте глаза. Запомните, пожалуйста, образы, мысли и свои
ощущении, возникшие чувства. С ними мы будем работать на следующем
занятии. Домашнее задание для вас – принести несколько фотографий, где
вы так же, как и на представленных образах, в разном возрасте.
Наше сегодняшнее занятие подходит к концу, давайте все вместе
подведем итоги.
Рефлексия занятия в кругу (5-10 минут)
Ведущий: По очереди, начиная с меня, мы будем передавать игрушку по
кругу, и в нескольких словах выражать свои мысли и эмоции: что было
интересным на занятии, возможно, что-то показалось трудным.
Занятие №2 Работа по теме: «Мой жизненный путь».
Приветствие- Комплимент в парах (5 минут)
Ведущий:
добрый
день!
Рада
видеть
вас
на
занятии.
Давайте
поприветствуем друг друга. Для этого - поприветствуйте соседа справа с
помощь мимики, жестов и подарите приятный комплимент.
Упражнение «Возьмемся за руки» (5 минут)
Ведущий: Сейчас мы с вами встанем в круг и по моей команде будем
браться за руки по определенному признаку, который назову я.
Например, возьмутся за руки те, у кого день рождения зимой. Те, у кого
день
рождения
летом
или
весной,
осенью,
просто
держат
руки
опущенными.
Домашнее задание (10 минут)
Ведущий: Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о разных
возрастных этапах, от самого раннего, когда мы были детьми, и до
возраста пожилого человека, пробовали представить себя в разном
возрасте. Как одним словом обозначить эти разные возрастные этапы?
7
Ответы подростков могут быть разными: жизнь, путь, дорога жизни,
взросление.
Ведущий: Правильно! На наших занятиях мы говорим
о жизни и
пытаемся представить жизненный путь, каждый свой и по-своему.
Тема наших занятий так и звучит: «Мой жизненный путь».
Если кто-то хочет рассказать о своих образах, мы с удовольствием
послушаем.
Сегодня мы с вами будем работать индивидуально, и каждый из вас
попробует создать коллаж на тему: «Мой жизненный путь». Образы,
которые вы наблюдали в Волшебный бинокль, смогут вам помочь. Чтобы
вам было понятно задание, я несколько слов расскажу о методе коллажа.
Презентация на тему: Метод Коллажа (10 минут)
Создание Коллажа «Мой жизненный путь» (30-40 минут).
Ведущий: А теперь приступаем к работе, на столах у вас есть все
необходимые материалы: вырезки из журналов, цветная бумага, краски,
кисточки, фломастеры, карандаши, фотографии, кусочки ткани.
Представьте, что вы идите по дороге, которая называется Жизнь…
Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши основные достижения в
прошлом, настоящем и будущем? Что помогает вам шагать по жизненному
пути, а что препятствует? Кто и что вас окружает?
И куда вы хотите прийти?... Сделайте, пожалуйста, коллаж, который
бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоящем и будущем:
основные достижения, планы, ваше окружение…
Ведущий педагог-психолог работает вместе с подростками, составляя
коллаж «Мой жизненный путь».
В ходе выполнения задания создается творческая атмосфера, дающая
ощущение безопасности, доверия.
Важно не использовать критических замечаний, а наоборот
- давать
позитивную оценку работы, не использовать запреты на выбор журналов,
вырезок, надписей. Поощряется раскованность и творческий беспорядок,
разговоры за общим столом. Это помогает детям почувствовать себя
спокойно и расслабленно, с удовольствием включиться в работу.
8
Перерыв 5 мин, приведение в порядок рабочего места.
Презентация Коллажа «Мой жизненный путь» (20 минут)
Каждый из участников поочередно презентует свой коллаж, рассказывает
об основных идеях коллажа, своих мыслях и переживаниях в процессе его
создания, особенностях работы группы в целом. Также на этом этапе
участники получают обратную связь от других участников. Психолог
активно стимулирует участников к обсуждению и высказыванию своих
мнений, организует групповую дискуссию.
После презентации своего коллажа участники вывешивают свою работу на
доску, тем самым образуется общая большая красивая картина-коллаж «Мой
жизненный путь». У подростков появляется возможность оценить и сравнить
работы других.
Рефлексия занятия в кругу (10 минут)
Ведущий: Наше занятие подошло к концу. Давайте все вместе подведем
итоги, отвечая по очереди на вопросы:
Что нового удалось понять о себе, своих жизненных целях и ценностях?
Насколько
достижимо
будущее,
отмеченное
на
композиции
Мой
жизненный путь?
На что можно опираться, чтобы оно воплотилось в реальность?
Какое настроение у вас после занятия, какого оно цвета?
Л.Ю. Шахматова
Социальный педагог
МАОУ «СОШ №118
г. Челябинска»
9