Напоминание

"Мой жизненный путь"


Автор: Шахматова Лариса Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №118 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой жизненный путь"
Раздел: среднее образование





Назад




Развивающее социально-психологическое занятие

«Мой жизненный путь»

Обоснование выбора темы занятия

Побег из дома прежде всего — это глобальная катастрофа в масштабах

личности подростка.

В современных исследованиях психологов «бегство» квалифицируется как

первичная защитная реакция организма.

Наиболее примитивным защитным механизмом считается отрицание в

форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем

удаления от источника стресса.

В раннем возрасте — это отказ от общения даже с близкими людьми,

отказ от игр, пищи, в более старшем возрасте, при сохранении действия

стресса, отказ может выражаться в уходе из дома. Крайней формой

отказа является суицид.

Все виды защитных реакций применяются ребенком, подростком для того,

чтобы добиться приемлемого к себе отношения со стороны окружающих.

Общепринятым является положение о том, что обращенность в будущее,

жизненные цели и перспективы образуют аффективный центр подростка,

юноши.

В

этот период возникает новый тип регуляции — целевая регуляция,

включающая отдаленные жизненные планы.

Формирование

жизненной

перспективы

важнейший

показатель

нормального

развития

подростка,

его

нравственного

и

психического

здоровья.

Л.И.

Божович

отмечает,

что

кризис

подросткового

возраста

характеризуется в первой его фазе (12–14 лет) возникновением способности

ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня

(«способность к целеполаганию»), а во второй фазе (15–17 лет) — сознанием

своего места в будущем, то есть рождением жизненной перспективы: в нее

входит представление о своем желаемом «Я» и о том, что подросток хочет

совершить в своей жизни.

1

Таким образом, одна из важнейших задач профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, на наш

взгляд, – это создание условий для рефлексии собственного поведения,

жизненных планов и перспектив, личностных ресурсов и социальной

поддержки.

Целесообразным

в

целях

профилактики

мы

считаем

проведение

развивающих психолого-педагогических занятий с элементами тренинга

«Мой жизненный путь».

Вид занятия, цель, задачи, форма проведения и методы

Вид занятия «Мой жизненный путь»:

развивающее психолого-

педагогическое занятие с элементами тренинга, направленное на раскрытие

интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и

развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие

креативности.

Общая цель занятия:

создание условий для рефлексии собственного

поведения, жизненных планов и перспектив, личностных ресурсов и

социальной

поддержки

в

целях

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

профилактики

суицидального

поведения.

Задачи:

1.

Создание условий для самораскрытия подростка;

2.

Актуализация и осознание собственного поведения и целей во

временной перспективе;

3.

Формирование более осмысленного и ответственного отношения к

планированию собственного жизненного пути;

4.

Осознание и поиск собственных личностных и возрастных ресурсов в

реализации намеченных планов;

5.

Осознание собственных действий на пути к достижению целей;

6.

Формирование положительного Образа-Я и самооценки;

7.

Развитие творческого мышления.

2

Общее время проведения занятий – 4 академических часа с перерывом в

течение учебной недели, количество участников – 12 обучаемых 8-10-х

классов.

Формы работы: групповая и индивидуальная;

Психолого-педагогические методы

(психотехники, игры, упражнения, приемы):

1.

традиционные обучающие приемы;

2.

ритуалы

знакомства,

представления,

прощания

(упражнение

Приветствие-жест, Упражнение Футболка с моим именем);

3.

разогревающие, разминочные техники (упражнение «Четыре возраста»,

упражнение «Возьмемся за руки»);

4.

медитативные техники (упражнение «Волшебный бинокль);

5.

упражнения,

направленные

на

самораскрытие

и

рефлексию

(Упражнение Футболка с моим именем, «Четыре возраста», «Волшебный

бинокль»);

6.

метод коллажа как основной метод занятия (Коллаж «Мой жизненный

путь»).

Применяемые

на

занятиях методы обладают

следующими

психологическими особенностями:

активны и основаны на проживании опыта: подростки не просто

усваивают

знания,

а

через

творческое

действие,

визуализацию

погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

эмоционально

окрашены:

пробуждают

разнообразные

эмоции,

«затрагивают» интересы детей;

рефлексивны:

большинство упражнений, психологических техник

предусматривают наличие рефлексивной позиции у участников.

Коллаж как метод обучения способен реализовывать также

следующие педагогические функции:

3

развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

развитие конструкторского мышления;

умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;

развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном

виде;

умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.

Мы считаем достаточно эффективным Метод коллажа в работе с

подростками,

так

как

создание

своего

коллажа

-

это

глубокая

бессознательная работа.

Это возможность запустить импульс, заявить миру о себе: кто ты? чего

хочешь? Поверить в свою мечту и осознать и приложить усилия, чтобы в

будущем она обязательно сбылась! Как любая арт-терапевтическая техника,

коллаж — работает мягко, и эффективно.

Материалы: бумажные вырезки из газет, журналов, цветная бумага,

кусочки ткани, фотографии детей в разных возрастах, листы ватмана,

магниты для доски, маркеры, краски, ножницы, клей, листы формата А2, А3,

аудиозапись со звуками природы и магнитофон.

Организация

пространства:

в

передней

части

класса

стулья

расставлены по кругу по количеству участников, в центре круга ковер, доска,

проектор, в остальной части класса – парты, объединенные по 3-4 вместе,

образуя большие столы.

Ход занятия:

Занятие №1.Введение в тему и разминка

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие необычное,

мы

будем

много

беседовать,

размышлять,

рисовать,

придумывать,

выполнять интересные творческие задания. А для начала, давайте

поприветствуем друг друга.

4

Упражнение: Приветствие-жест в кругу (5 минут).

Ведущий: Для приветствия мы встанем и образуем круг. И, начиная с

меня, каждый по движению часовой стрелки будет выходить в центр круга,

приветствовать остальных любым движением или жестом.

А теперь присаживаемся на стулья в кругу и познакомимся друг с другом

поближе.

Упражнение на знакомство Футболка с моим именем или логотипом

(10 минут).

Ведущий: Сейчас ваша задача, подумать и представить ситуацию: вас

попросили разработать слоган, имя, эмблему, логотип вашего Я, вашей

личности на какой-то вещи, например, футболке.

Имя,

логотип,

эмблема,

должны

отражать

вашу

личность

и

индивидуальность. Подумайте, что могло бы быть изображено или

написано на этой футболке.

Ведущий начинает представление себя и своего имени или логотипа

ведущий, далее по кругу, по очереди передавая игрушку или другой мягкий

предмет, каждый участник.

Молодцы! Замечательная команда у нас получилась. Для выполнения

следующего задания я предлагаю вам разбиться на 4 подгруппы. Каждая

подгруппа выбирает карточку с заданием.

Упражнение «Четыре возраста» (20 минут)

Ведущий:

Итак, каждая подгруппа, получила карточку, на которой

изображен рисунок человека в определенном возрасте: ребенок, подросток,

взрослый,

пожилой

человек.

Задача

каждой

подгруппы

обсудить

и

коллективно выработать характеристику каждого из возрастных этапов.

На листе ватмана вы можете сделать рисунок к заданию, изобразить

человека в данном возрасте или его основные черты, характеристики

возраста.

На карточках у вас перечислены вспомогательные вопросы, на которые

вы должны ответить:

Что в этом возрасте человеку важнее всего?

5

Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых

нет в других возрастах?

Что

чаще

всего

делает

людей

этого

возраста

более

счастливыми?

Далее представление возраста от каждой группы и подведение итогов

обсуждения.

Ведущий подводит подростков к осознанию, какие есть уникальные

возможности подросткового возраста и как подростки сами изменились и

еще

будут

меняться

при

переходе

от

одного

возраста

к

другому.

Медитативное Упражнение «Волшебный бинокль» (10 минут)

Звучит приятная музыка (звуки природы)

Ведущий:

Мы с вами замечательно поработали, и теперь немного

отдохнем: ваша задача сесть как вам удобно на стуле, закрыть глаза,

расслабиться, и представить, что к вам в руки попал волшебный бинокль.

Глядя в него, вы видите то, что происходит в вашем прошлом и будущем,

через несколько лет. Сначала вы можете посмотреть в прошлое… вы еще

совсем ребенок, еще не посещаете школу…

Где вы находитесь, что делаете, сколько вам лет, кто вас окружает?

Рассмотрите эту картинку во всех деталях. А теперь вы смотрите в

будущее… на год вперед… Что вы видите? Какие изменения произошли в

вашей жизни?...

6

И вот вы смотрите на пять лет вперед. Какой стала ваша жизнь?... Где

вы находитесь, с кем, что делаете? Какие изменения произошли за это

время с вами и вокруг вас?»....

А теперь откройте глаза. Запомните, пожалуйста, образы, мысли и свои

ощущении, возникшие чувства. С ними мы будем работать на следующем

занятии. Домашнее задание для вас – принести несколько фотографий, где

вы так же, как и на представленных образах, в разном возрасте.

Наше сегодняшнее занятие подходит к концу, давайте все вместе

подведем итоги.

Рефлексия занятия в кругу (5-10 минут)

Ведущий: По очереди, начиная с меня, мы будем передавать игрушку по

кругу, и в нескольких словах выражать свои мысли и эмоции: что было

интересным на занятии, возможно, что-то показалось трудным.

Занятие №2 Работа по теме: «Мой жизненный путь».

Приветствие- Комплимент в парах (5 минут)

Ведущий:

добрый

день!

Рада

видеть

вас

на

занятии.

Давайте

поприветствуем друг друга. Для этого - поприветствуйте соседа справа с

помощь мимики, жестов и подарите приятный комплимент.

Упражнение «Возьмемся за руки» (5 минут)

Ведущий: Сейчас мы с вами встанем в круг и по моей команде будем

браться за руки по определенному признаку, который назову я.

Например, возьмутся за руки те, у кого день рождения зимой. Те, у кого

день

рождения

летом

или

весной,

осенью,

просто

держат

руки

опущенными.

Домашнее задание (10 минут)

Ведущий: Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о разных

возрастных этапах, от самого раннего, когда мы были детьми, и до

возраста пожилого человека, пробовали представить себя в разном

возрасте. Как одним словом обозначить эти разные возрастные этапы?

7

Ответы подростков могут быть разными: жизнь, путь, дорога жизни,

взросление.

Ведущий: Правильно! На наших занятиях мы говорим

о жизни и

пытаемся представить жизненный путь, каждый свой и по-своему.

Тема наших занятий так и звучит: «Мой жизненный путь».

Если кто-то хочет рассказать о своих образах, мы с удовольствием

послушаем.

Сегодня мы с вами будем работать индивидуально, и каждый из вас

попробует создать коллаж на тему: «Мой жизненный путь». Образы,

которые вы наблюдали в Волшебный бинокль, смогут вам помочь. Чтобы

вам было понятно задание, я несколько слов расскажу о методе коллажа.

Презентация на тему: Метод Коллажа (10 минут)

Создание Коллажа «Мой жизненный путь» (30-40 минут).

Ведущий: А теперь приступаем к работе, на столах у вас есть все

необходимые материалы: вырезки из журналов, цветная бумага, краски,

кисточки, фломастеры, карандаши, фотографии, кусочки ткани.

Представьте, что вы идите по дороге, которая называется Жизнь…

Откуда лежит ваш путь и куда? Каковы ваши основные достижения в

прошлом, настоящем и будущем? Что помогает вам шагать по жизненному

пути, а что препятствует? Кто и что вас окружает?

И куда вы хотите прийти?... Сделайте, пожалуйста, коллаж, который

бы отражал ваш жизненный путь в прошлом, настоящем и будущем:

основные достижения, планы, ваше окружение…

Ведущий педагог-психолог работает вместе с подростками, составляя

коллаж «Мой жизненный путь».

В ходе выполнения задания создается творческая атмосфера, дающая

ощущение безопасности, доверия.

Важно не использовать критических замечаний, а наоборот

- давать

позитивную оценку работы, не использовать запреты на выбор журналов,

вырезок, надписей. Поощряется раскованность и творческий беспорядок,

разговоры за общим столом. Это помогает детям почувствовать себя

спокойно и расслабленно, с удовольствием включиться в работу.

8

Перерыв 5 мин, приведение в порядок рабочего места.

Презентация Коллажа «Мой жизненный путь» (20 минут)

Каждый из участников поочередно презентует свой коллаж, рассказывает

об основных идеях коллажа, своих мыслях и переживаниях в процессе его

создания, особенностях работы группы в целом. Также на этом этапе

участники получают обратную связь от других участников. Психолог

активно стимулирует участников к обсуждению и высказыванию своих

мнений, организует групповую дискуссию.

После презентации своего коллажа участники вывешивают свою работу на

доску, тем самым образуется общая большая красивая картина-коллаж «Мой

жизненный путь». У подростков появляется возможность оценить и сравнить

работы других.

Рефлексия занятия в кругу (10 минут)

Ведущий: Наше занятие подошло к концу. Давайте все вместе подведем

итоги, отвечая по очереди на вопросы:

Что нового удалось понять о себе, своих жизненных целях и ценностях?

Насколько

достижимо

будущее,

отмеченное

на

композиции

Мой

жизненный путь?

На что можно опираться, чтобы оно воплотилось в реальность?

Какое настроение у вас после занятия, какого оно цвета?

Л.Ю. Шахматова

Социальный педагог

МАОУ «СОШ №118

г. Челябинска»

9



В раздел образования