Автор: Кошелева Татьяна Ивановна Должность: преподаватель экономических дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КК ССХТ Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани, Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Дневник учебной практики по МДК 04. 01 специальность 35. 02. 05" Раздел: среднее профессиональное
«Славянский сельскохозяйственный техникум»
Занятие №
1
Занятие №
2
Занятие №
3
Занятие №
4
Занятие №
5
Занятие №
6
Дата
Оценка
Подпись
ДНЕВНИК
ДНЕВНИК
учебной практики
по специальности: «Агрономия»
по
МДК 04. 01 Управление структурным подразделением организации
Студента (ки) группы 4А
Ф.И.О. _________________________________________________________
2015- 2016 уч. год
1
Тематический план учебной практики
по МДК 04. 01 «Управление структурным подразделением организации»
№ п /п
Наименование разделов и тем практики
Количество
часов
Тема 1. Определение размера трудового коллектива
6
в т.ч.
1.1
Определение
потребности
предприятия
в
численности
произ-
водственных рабочих на планируемый год
1
1.2
Определение уменьшения (увеличения) численности персонала на
предприятии на планируемый период под действием норм обслу-
живания
1
1.3
Определение относительного высвобождения рабочих в связи с
увеличением норм обслуживания, увеличением количества рабо-
чих дней в году, уменьшением простоев по различным причинам,
снижением трудоемкости, в результате внедрения нового оборудо-
вания. Определение общего высвобождения рабочих
1
1.4
Определение численности работников в связи с изменением норм
выработки
1
1.5
Определение потребности в рабочей силе методами прогнозирова-
ния потребностей в рабочей силе
1
1.6
Определение числа работников по двум факторам: деловой актив-
ности и уровнем укомплектованности персонала с помощью диа-
граммы делового разброса
1
Тема 2. Расчет норм выработки на различных видах сельскохозяйствен-
ных работ
6 ч. ,
в т.ч.
2.1
Решение производственной задачи: обработка материалов на-
блюдения на полевых механизированных работах.
3
2.2.
Расчет нормы выработки на полевых механизированных работах
используя материалы наблюдения.
1
2.3
Расчет нормы выработки на прополке овощей
1
2.4
Установить норму выработки на транспортировке удобрений для
трактора с тележкой
1
Тема 3. Расчет оплаты труда в отраслях растениеводства
6,
в т.ч.
3.1
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработную плату
при простой повременной оплате труда.
0, 5
3.2
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработной плату
при повременно-премиальной системе оплаты труда.
0, 5
3.3
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработную плату
при прямой сдельной оплате труда.
0, 5
3.4
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработной платы
при сдельно-премиальной оплате труда.
0, 5
3.5
Решение
производственно-ситуационных
по
расчету
заработной
платы
при
сдельно-прогрессивной оплате труда.
0, 5
3.6
Решение производственно-ситуационных задач
по расчету заработной плату
при косвенно-сдельной оплате труда.
0, 5
3.7
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработной платы
при аккордной оплате труда.
1
2
3. 8
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработной платы
при аккордно-премиальной оплате труда.
1
3. 9
Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработной платы
при бестарифной оплате труда.
0, 5
3. 10
Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной платы
при смешанной системе оплаты труда.
0. 5
Тема 4. Разработка организационно - технологических карт в
растениеводстве
6,
в т.ч.
4.1
Расчет агротехнической части технологической карты
3
4.2
Расчет экономической части технологической карты
3
Тема 5. Составление плана развития личных подсобных хозяйств.
Составление баланса кормов
6,
в т.ч.
5.1
Решение производственно-ситуационной задачи по составлению плана разви-
тия личного подсобного хозяйства
3
5.2
Решение производственно-ситуационной задачи по составлению кормового
плана
3
Тема 6. Определение объема грузоперевозок и потребности в
транспортных средствах. Анализ производственных ситуаций
6,
т.ч.
6.1
Определение объема грузоперевозок и потребности в транспортных средствах.
3
6.2
Анализ производственных ситуаций и принятие управленческих решений.
3
Итого
36 часов
Правила техники безопасности
1. Выполнять и соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину на
уроке, учебной практике, на перерывах (начало и конец занятия);
2. Беречь и сохранять имущество кабинета (мебель, оборудование, наглядные
приложения, учебники и учебные пособия);
3. Пользоваться оборудованием, приборами, наглядностью, инструментами
после объяснения и разрешения преподавателя;
4. Использовать электрощит, светильники, розетки после разрешения препо-
давателя;
5. Запрещается проводить какие-либо ремонтные работы в кабинете (побелка,
покраска, установок стендов и т.д.) без отключения напряжения питания и
только в присутствии преподавателя;
6. При всех несчастных случаях на занятиях в стенах ГБПОУ КК ССХТ
пользоваться аптечкой, находящейся в лаборантской 3-14
Звонить: при пожаре – 01, милиция – 02, скорая помощь – 03
До приезда скорой помощи используй оказание первой помощи. О не-
счастном случае сообщи преподавателю, заведующему отделению, директору
техникума.
3
Занятие № 1.
ТЕМА: «Формирование и организация использования трудовых ресурсов»
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ:
Определение размера трудового коллектива.
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2. Счетная техника.
3. Мини годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия»
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
Содержание и последовательность выполнения задания:
ЗАДАНИЕ 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ РАЗЛИЧНЫХ КА-
ТЕГОРИЙ
Задание 1.1. Определите
потребную для предприятия численность произ-
водственных рабочих на планируемый год (чел.)
Таблица
Изделие
Го д о в а я
п р о г р а м м а
выпуска, шт.
Норма
штучного
време-
ни, час.
А
3**00
4
Б
5**00
2
в
1**00
1
Условие:
Предприятие выпускает изделия А, Б, В по программе, указанной в таблице.
Потери времени по уважительным причинам составляют в среднем 1* % от номи-
нального фонда времени, коэффициент выполнения норм выработки – 1,2 , количе-
ство рабочих дней в году – 31* дней, продолжительность смены – 8 часов.
Методика выполнения :
1. Определить количество часов, требуемых для выполнения программы =
(годовой выпуск изделия А ∙ норму штучного времени для изделия А) + (годовой
выпуск изделия Б ∙ норму штучного времени для изделия Б) + (годовой выпуск из-
делия В ∙ норму штучного времени для изделия В) : коэффициент выполнения норм
выработки.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4
2. Определить номинальный фонд времени = (количество рабочих дней в году ∙
продолжительность смены)
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Определить потери времени (в часах) от номинального фонда времени
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Определить номинальный фонд времени за вычетом потерь времени (в часах)
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Определить требуемое количество персонала (производственных рабочих) = (ко-
личество часов, требуемых для выполнения программы) : (номинальный фонд вре-
мени за вычетом потерь времени)
_______________________________________________________________________
Ответ: Для выполнения требуемой программы необходимо …………. человек.
Задание 1.2. Определить прогноз потребностей в наборе персонала
Решение выполнить в таблице.
Таблица
1- ый
год
2- ой
год
3- ий
год
4- ый
год
5- ый
год
спрос
1. Количество, требуе-
мое на начало года
2. Изменения в
прогнозе потребностей
в течение года
3. Требуется к концу
года, всего (1+2)
1**
+ 20
?
1**
- 20
?
1**
+15
?
1**
- 15
?
1**
+35
?
предложение
4. Наличие на начало
года
5. Прирост за счет
переводов и продвиже-
ний вовнутрь
6. Потери:
всего потерь, в т.ч.:
а) выход на пенсию
б) текучести
в) переводов и продви-
жений вовне
1**
5
?
3
1*
2
1**
3
?
4
8
5
1*8
14
?
10
5
7
1**
7
?
12
7
3
1**
11
?
5
14
6
5
7. Наличие на конец
года (4+5 – 6)
?
?
?
?
?
требуется
8. Нехватка (н) или из-
лишек (и) (3-7)
9. Потери среди наня-
тых в течение года
10. Дополнительная
потребность в течение
года (8+9)
?
3
?
?
6
?
?
8
?
?
5
?
?
4
?
Задание 1.3. Рассчитать уменьшение или увеличение численности персонала на
предприятии на плановый период (ИЧП) под действием изменения норм обслужи-
вания. Если известно, что фактическая численность персонала на предприятии
1**0 человек (БЧП). Бизнес- планом на пятилетний период предусмотрен темп при-
роста продукции на ….. % (ПОП) (см. по таблице)
Методика выполнения:
ИЧП =БЧП ∙ (ПОП : 100%), где
ИЧП – исходная численность персонала в плановом периоде,
БЧП – фактическая численность персонала в базовом периоде,
ПОП – темп прироста объема продукции в плановом периоде.
Решение выполнить в таблице.
Таблица
Фактическая числен-
ность персонала в базо-
вом периоде, чел. (БЧП)
Темп прироста объема
продукции в плановом
периоде, % (ПОП)
Исходная численность
персонала в плановом пе-
риоде, чел. (ИЧП)
1** 0
10
?
1**0
20
?
1**0
30
?
1**0
40
?
1**0
50
?
6
Задание 1.4, 1.5, 1.6, 1.7. Определение относительного высвобождения рабочих
в связи с увеличением норм обслуживания, увеличением количества рабочих
дней в году, уменьшения простоев по разным причинам. Определение общего
высвобождения рабочих.
Задание 1.4.
На предприятии станочный парк насчитывает 6 ** единиц. Менеджер по ор-
ганизации труда и производства разработал мероприятия по совершенствованию
организации труда, позволяющие в среднем увеличить норму обслуживания с 1, 9
до 2, 0 единиц станков. Определить относительное высвобождение рабочих –ста-
ночников.
Методика выполнения:
Плановая потребность в станочниках в случае увеличения норм обслуживания
уменьшится, следовательно, будет наблюдаться относительно их высвобожде-
ние(ОВ):
ОВ =(количество станочного парка : увеличенную норму обслуживания) – (количе-
ство станочного парка : обычная норма обслуживания)
Примечание:
ОВ записывается со знаком «минус»
Решение:
Ответ : относительное высвобождение составляет …. человек.
Задание 1. 5. Определить относительное высвобождение рабочих –станочников,
если количество рабочих дней, отрабатываемых ими, планируется увеличить в
среднем с 268 до 270 дней , то есть на 2 рабочих дня. Исходная численность ППП
(промышленно-производственного персонала) составляет 7 ** человек, удельный
вес рабочих станочников равен 4 *,*%.
Методика выполнения:
ОВ = (( количество рабочих ∙ удельный вес рабочих) ∙ (количество фактиче-
ских дней работы - количество планируемых дней работы)) ∕ количество планиру-
емых рабочих дней.
Примечание: удельный вес рабочих выразить не в процентах.
Решение:
_______________________________________________________________________
Ответ : относительное высвобождение рабочих –станочников составляет ……….
человек.
Задание 1. 6.
Определить относительное высвобождение рабочих (ОВ) в связи с уменьше-
нием процента простоев.
Внутрисменные простои рабочих как по их вине, так и не по их вине в базис-
ном периоде составила 6 %, менеджер по производству планирует за счет улучше-
ния организации труда и производства уменьшить в плановом периоде простои до
5 % . Численность ППП – 4 ** человек. Удельный вес рабочих основного и вспомога-
тельного производства в общей численности составляет 80% .
Методика выполнения:
7
ОВ= (количество рабочих ∙ удельный вес рабочих ∙ (внутрисменные простои
(уменьшенные) – внутрисменные простои в базисном периоде)) : (100% - вну-
трисменные простои в процентах )
Примечание: удельный вес рабочих выразить в формуле не в процентах.
Решение:
Ответ : относительное высвобождение рабочих в связи с уменьшением процента
простоев ………….. человек.
Задание 1.7.
Определить относительное высвобождение рабочих в связи с :
1. увеличением норм обслуживания,
2. увеличением количества рабочих дней в году
3. уменьшения простоев по разным причинам
Методика выполнения :
Общее относительное высвобождение работников (ОВР) по всем факторам = от-
вет задач 1.4, 1.5. 1.6.
Решение :
_______________________________________________________________________
Ответ: Общее относительное высвобождение работников (ОВР) по всем факто-
рам составила …………. человек.
Задание 1.8. Определить численность рабочих в связи с изменением норм выра-
ботки.
Методика
выполнения:
Изменение численности рабочих = годовая программа обработки деталей по бюд-
жету : ((сменная норма выработки на одного рабочего ∙ число рабочих дней в году ∙
% выполнения нормы выработки))
Примечание: норма выработки рассчитывается в формуле не в процентах.
Решение выполнить в таблице.
Таблица .
Годовая про-
грамма обра-
ботки деталей
по бюджету,
шт.
Сменная норма
выработки рабо-
чего, шт.
Число рабо-
чих дней в
году, дней
Норма выра-
ботки, %
Потребность в рабочих, чел. (т.е.
необходимо принять ...
рабочих )
1**000
80
230
110
?
120**0
90
235
115
?
8
1308**
75
237
120
?
189**0
100
230
125
?
12**00
120
235
130
?
Задание 1.9. Определить высвобождение численности рабочих (ВЧР) в результате
внедрения новых станков при 8-часовом рабочем дне и работе в две смены.
Методика выполнения:
ВЧР = (( норма обработки деталей до внедрения - норма обработки деталей после
внедрения) ∙ количество обрабатываемых деталей за год в цехах) ∕ (число рабочих
дней в году ∙ сменный режим ∙ (1 – время на ремонт станков) ∙ нормы выработки
Примечание: время на ремонт и нормы выработки при расчете измеряются не в
%
Таблица
Норма
обра-
ботки де-
талей до
внедре-
ния, шт.
Норма
обра-
ботки
деталей
после
внедре-
ния
Количество
обрабатывае-
мых деталей
за год, шт.
Число
рабо-
чих
дней в
году,
дней
Время
на ре-
монт,
%
Норма
выра-
ботки, %
Высвобожде-
ние рабочих,
чел.
20
15
7**00
2**
20
110
?
25
22
7**00
2**
19
115
?
27
24
7**00
2**
18
120
?
30
22
7**00
2**
17
115
?
34
27
7**00
245
16
120
?
Решение:
1.
_______________________________________________________________________
Задание 1. 10.
С помощью диаграммы делового разброса определить число работников по двум
факторам: деловой активности и уровнем укомплектованности персонала
Число мест
(размер орга-
низации)
2**
300
400
500
600
700
800
9**
Численность
работников
24*
?
?
?
?
?
?
86*
Методика выполнения:
Для определения недостающих данных построить график по крайним точкам по
горизонтали - размер организации, по вертикали - численность работников). Затем
найти на графике примерную численность работников.
10
Занятие № 2.
ТЕМА: «Формирование и организация использования трудовых ресурсов»
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ:
«Расчет норм выработки на различных видах сельско-
хозяйственных работ»
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2. Счетная техника.
3. Мини годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия»
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
Содержание и последовательность выполнения задания:
ЗАДАНИЕ 1.
РАСЧЕТ НОРМ ВЫРАБОТКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СЕЛЬСКО-
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ
Задание 2.1.Решите производственную задачу: необходимо обработать материалы на-
блюдения на полевых механизированных работах.
Порядок выполнения задания:
Из раздаточного материала в таблицу внести текущее время проведения операций,
длину гона, ширину агрегата.
В таблице произвести расчет продолжительности каждой операции путем вычисле-
ния времени предыдущей операции из времени последующей операции.
Записать шифр операций следующим образом:
- рабочий ход – Т осн. (время основной работы);
- поворот – Т всп. (время вспомогательной работы)
Таблица
Форма вкладыша к наблюдательному листу
№
п/п
наименование
операций
текущее время их выполнения
продолжительность
шифр опе-
раций
час
минута
секунда
минута
секунда
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
12
53
54
55
56
Задание 2.2. Решите производственную задачу: рассчитать норму выработки на по-
левых механизированных работах используя материалы наблюдения.
Порядок выполнения задания:
Используя материалы наблюдения, определить:
- средние затраты на 1 рабочий ход (t), путем деления общей продолжительности вре-
мени рабочих ходов на их количество.
Общая продолжительность времени рабочих ходов определяется суммированием
Т осн____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Рабочих ходов=____________________________________________________________
t
=
Тосн
колич . ходов
=
_________________________________________________________
_
Произвести расчет общей скорости агрегата по формуле:
Vp
=
l
∗
60
t
∗
1000
(км/час), где
Vp
- рабочая скорость
l – длина гона, м;
t – время, затраченное на 1 рабочий ход;
60 и 1000 - постоянные величины
Определить норму выработки на полевые механизированные работы по формуле:
Нв = 0,1
.
Vp
.
Bp
.
Tp , где
Нв - норма выработки, га;
Vp - рабочая скорость, км/час;
Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м;
Тр - время основной работы, час.
Нв =
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ:
Задание 2.3. Решите производственную задачу: рассчитать норму выработки на прополке
овощей.Время смены 8 часов, время на личные надобности 10 минут, время отдыха на 1
час работы, часовую производительность, подготовительно – заключительное время возь-
мите в таблице 2.
Порядок выполнения задания:
Норму выработки на ручных, полевых работах рассчитайте по формуле:
Нв
=
Тсм
−(
Тпз
+
Тлн
)
60
+
Тотд
+
Тобс
∗
Пч
, где
Нв – норма выработки, га
Тсм – время смены, мин.
Тпз – подготовительно-заключительное время, мин.
13
Тлн – время на личные надобности, мин.
Тотд – время отдыха на каждый 1 час работы, мин.
Пч – часовая производительность, га
Таблица
Время отдых, часовая производительность, подготовительно-заключительное время,
время обслуживания
Показатели
Варианты
1
2
3
4
5
6
Время отдыха, мин.
7
8
6
8
6
7
Подгот.-заключ. Вре-
мя, мин.
25
30
25
23
22
30
Часовая производи-
тельность, кв.м.
200
150
120
250
180
230
Время обслуживания
рабоч. места, мин.
2,1
2,5
2,7
2,8
2,9
3,0
Рассчитайте норму выработки:
_______________________________________________________________________
Задание 2.4. Решите производственную задачу: Установите норму выработки на
транспортировке удобрений для трактора с тележкой. Данные для выполнения задания
возьмите в таблице 3.
Порядок выполнения задания
Норму выработки на транспортных работах рассчитать по формуле:
Нв
=
Тсм
−
Тпз
Тр
∗
Г
, где
Нв – норма выработки, т
Тр – время одного рейса, мин.
Г - грузоподъемность тележки, т
Время рейса рассчитать по формуле:
Тр =tп+ tр+
l · 60
V 1
+
l · 60
V 2
,
где
Тр – время рейса, мин.
tп, tр – время на погрузку и разгрузку тележки, мин.
l – расстояние перевозки, км.
V
1
, V
2
– скорость движения с грузом и без груза, км/час.
60 – постоянная величина
14
Таблица
Исходные данные
Показатели
варианты
1
2
3
4
5
6
Время смены, час
8
8
8
8
8
8
Подготовительно-
заключительное
время, мин.
20
28
21
30
23
22
Грузоподъемность
тележки, т
4
4
4
4
4
4
Расстояние пере-
возки, км
12
15
20
18
16
17
Скорость движения
с грузом км/час
22
24
23
25
20
28
Скорость движения
без груза, км/час
26
28
25
28
24
30
Время на погрузку
18
17
16
14
18
16
Время на разгрузку
12
13
10
10
12
10
Рассчитать время рейса (Тр)
_______________________________________________________________________
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ:
« Расчет оплаты труда в отраслях растениеводства»
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2. Счетная техника.
3. Мини годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Громов М.Н. "Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйствен-
ных предприятиях", стр. 279-346
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
15
ЗАДАНИЕ 1. Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработную пла-
ту при простой повременной оплате труда.
* Для расчета заработка при повременной оплате труда достаточно знать количество фак-
тически отработанного времени и тарифную ставку. Поэтому табель учета использования
рабочего времени является основным документом для начисления заработной платы.
Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки
его разряда на количество отработанных им часов или дней:
З
ПЛ
=
S
×
t
,
где S – часовая (дневная) тарифная ставка;
t – фактически отработанное время.
Заработок других категорий работников определяют следующим образом:
- если работник отработал все рабочие дни месяца, то в оплату ему ставят установ -
ленные оклады.
- если же работник отработал неполное число рабочих дней, то заработок определя -
ют делением установленной ставки на календарное количество дней и умноже-
нием полученного числа на количество фактически отработанных дней.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.1.
Работнику установлена часовая тарифная ставка ** руб. В соответствии с табелем
учета использования рабочего времени за отчетный месяц отработано 160 часов. Норма
рабочего времени в отчетном месяце составляет 168 часов. Рассчитать заработную плату
(с учетом того, что часовая тарифная ставка распространяется только на отработанное ко-
личество часов).
Решение:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.2.
Бухгалтеру на предприятии был установлен оклад в размере 5**0 руб., в соответ-
ствии с табелем учета использования рабочего времени отчетный месяц отработан полно-
стью. Определить заработную плату.
Решение:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.3.
Работнику на предприятии установлен оклад в размере 4**0 руб., в соответствии с
табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработано 17 рабочих
дней (три дня – отпуск без сохранения заработной платы). Рассчитать заработную плату.
Решение:
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ту при повременно-премиальной системе оплаты труда.
* Простая повременная система оплаты труда недостаточно обеспечивает непосред-
ственную связь между конечными результатами труда работника и его заработной платой.
Поэтому широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при ко-
торой учитывается количество и качество труда, усиливаются ответственность и личная
16
материальная заинтересованность в результатах работы, так как премирование произво-
дится за ликвидацию простоев оборудования и простоев рабочих, экономию времени, без-
аварийную работу машин, оборудования, экономию материалов. Максимальные размеры
премий и показатели премирования определяются Положением о премировании, которое
разрабатывается на предприятии.
Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основ-
ного заработка в целях поощрения достигнутых успехов в работе и стимулирования даль-
нейшего их возрастания.
Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному
кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий пре-
мирования, обусловленных положениями о премировании. На основании таких премиаль-
ных положений у работника при выполнении им показателей и условий премирования воз-
никает право требовать выплату премии, у организации – обязанность уплатить эту пре-
мию. Именно такие премии являются составной частью повременно-премиальной и
сдельно-премиальной систем оплаты труда.
Премии, выплачиваемые в рамках оплаты труда, носят, как правило, регулярный характер,
выплачиваются в соответствии с Положением о премировании и относятся на себестои-
мость продукции.
Такие премии начисляются рабочим-повременщикам как за личные, так и за коллективные
показатели результатов работы цехов и предприятия. Размер премии устанавливается по
предприятию или цеху, а сумма рассчитывается исходя из фактического повременного за-
работка с включением ее в себестоимость продукции.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.1.
Рабочий-повременщик с месячным окладом 3**0 руб. в соответствии с табелем учета ис-
пользования рабочего времени из 20 рабочих дней отработал 17 дней. Положением о пре-
мировании предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25% от оклада. Рассчи-
тать заработную плату.
Решение:
1. Рассчитать заработную плату рабочему в соответствии с количеством отработанного
времени (см. задачу 1.3.)
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Начислить премию в размере 25% от сумму, полученной в п. 1:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Рассчитать повременно-премиальную оплату труда (сумма п.1 и п.2):
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Специалисты
и
другие
работники,
относящиеся
к
служащим,
получают
заработную плату по установленным месячным должностным окладам и в зависимости от
отработанного
количества
дней
в
отчетном
месяце.
Премирование
производится
за
производственные
показатели
работы
предприятия
согласно
установленной
системе
премирования.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.2.
Технолог с должностным окладом 5**0 руб. в соответствии с табелем учета использования
рабочего времени из 20 рабочих дней отработал 20 дней. Положением о премировании
предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 40% от оклада. Рассчитать зара-
ботную плату.
Решение:
17
1. Рассчитать заработную плату рабочему в соответствии с количеством отработанного
времени (см. задачу 1.3.)
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Начислить премию в размере 40% от сумму, полученной в п. 1:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Рассчитать повременно-премиальную оплату труда (сумма п.1 и п.2):
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Решение производственно-ситуационных задач по расчету заработную пла-
ту при прямой сдельной оплате труда.
* Сдельная – форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества
произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда.
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на системы по способам:
определения
сдельной
расценки
(прямая,
косвенная,
прогрессивная, аккордная);
расчетов с работниками (индивидуальная или коллективная);
материального поощрения (с премиальными выплатами или
без них).
К разновидностям (системам) сдельной формы оплаты труда относятся:
прямая сдельная – при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимо-
сти от количества выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из
твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;
сдельно-премиальная – предусматривает премирование за перевыполнение норм выра-
ботки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие
брака, рекламации и т.п.);
сдельно-прогрессивная – предусматривает оплату выработанной продукции в пределах
установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы
оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не
свыше двойной сдельной расценки;
косвенно-сдельная – применяется для повышения производительности труда рабочих,
обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвен-
ным сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основ-
ными рабочими, которых они обслуживают;
аккордная – система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием
предельного срока их выполнения.
Сдельная оплата труда – это порядок начисления заработной платы работнику или группе
работников (в частности, бригаде) в заранее установленном размере за каждую единицу
выполненной работы или изготовленной продукции (выраженной в производственных
операциях, штуках, метрах и т.п.). При сдельной системе оплаты труда оплате подлежит
количество фактически произведенной продукции.
* Прямая сдельная – это оплата труда, при которой заработная плата рабочих повышается
в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ ис-
ходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.
При прямой индивидуальной сдельной системе заработной платы заработок рабо-
чему (З
пл
) может быть определен по следующей формуле:
З
ПЛ
=
∑
R
n
×
G
n
,
18
где R
n
– расценка на n-й вид продукции или работы;
G
n
– количество обработанных изделий n-го вида.
При прямой коллективной сдельной системе заработок рабочих может быть опреде-
лен с использованием коллективной сдельной расценки и общего объема произведенной
продукции (выполненной работы) бригады в целом.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.1.
Работнику-сдельщику установлена часовая тарифная ставка 30 руб. Норма выра-
ботки – 3 изделия в час. Работник в соответствии с документом о выработке изготовил за
месяц 4** изделий. Рассчитать заработную плату.
Решение:
1. Определить расценку за единицу продукции:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.2.
Работнику-сдельщику установлена часовая тарифная ставка 20 руб. Норма времени на
изготовление единицы продукции – 1 час. Работник в соответствии с документом о выра-
ботке изготовил за месяц 1** изделий. Рассчитать заработную плату.
Решение:
1. Определить расценку за единицу продукции:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.3.
Бригада в составе 3-х человек выполнила работу по наряду. Произведите расчет по распре-
делению бригадного сдельного заработка, составившего 19**0 руб.
Порядок выполнения задания:
* Если работы выполнялись бригадой, то оплата труда должна быть распределена между
членами бригады в соответствии с их квалификацией и количеством затраченного труда.
* Для того, чтобы выполнить расчет по распределению тарифного заработка, необходимо:
1) определить тарифный заработок (ТЗ) каждого члена бригады;
ТЗ Иванова -----------------------------------------
ТЗ Жарова ------------------------------------------
ТЗ Мишина ----------------------------------------
Т З= Часовая тарифная ставка · Фактически отработано часов
2) определить общую сумму тарифного заработка всех членов бригады;
ТЗ общий --------------------------------------------------------------------------------
3) определить коэффициент распределения приработка (К):
К= Сумма фактического сдельного заработка всех членов бригады (19**0) / Сумму тариф-
ного заработка всех членов бригады (ТЗ общий)
К = -----------------------------------------------------------------------------------------
19
4) фактический сдельный заработок (СЗ) каждого члена бригады определяется умножени-
ем коэффициента распределения приработка на тарифный заработок каждого члена брига-
ды.
СЗ Иванова -----------------------------------------------------------------------------
СЗ Жарова -------------------------------------------------------------------------------
СЗ Мишина ------------------------------------------------------------------------------
* Данные по расчетам занести в таблицу 1.
Таблица 1.
№ п/п
Фамилия,
имя, отче-
ство
Разряд
Фактиче-
ски отрабо-
тано часов
Часовая
тарифная
ставка,
руб.
Тарифный
заработок,
руб.
Сдельный
заработок,
руб.
1.
Иванов
Г.Н.
5
2*
100,13
2.
Жаров Д.
Г.
4
2*
110,07
3.
Мишин
Е.А.
3
3*
90, 7
Итого
-----
-----
-----
Примечание:
** - шифр студента,
* - первая цифра шифра
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.4.
Рассчитайте оплату труда трактористу на вспашке пласта многолетних трав,
объем выполненной работы ** га, тракторист Иванов С.М. 1 класса, имеет 9 квалифика-
ционный разряд, коэффициент разряда -2,91, отраслевой повышающий коэффициент -1,8.
Методические указания:
1. При начислении оплаты труда по данным хозяйства или нормативным справочникам на
механизированные или ручные работы вначале определяют норму выработки. Норма вы-
работки по данным нормативного справочника - 4,8 га.
2. Затем установленную в хозяйстве минимальную оплату труда за месяц умножают на ко-
эффициент разряда, присвоенного при аттестации, и на принятый в хозяйстве отраслевой
коэффициент повышения оплаты труда, и делят на 25,2 (среднее количество рабочих дней
в месяце).
1. Определить оплату за норму выработки = месячная ставка /25, 2, где
месячная ставка = мин. оплата труда за месяц · повыш. коэффициент · коэффициент
разряда
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Определяем количество нормо-смен: объем работ / норма выработки на данном виде ра-
бот
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
20
3. Определяем сдельный заработок: оплата за норму выработки умножают · количество
нормо-смен
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.5.
Определите сдельный заработок за ремонт плуга ПЛН -4-35, если нормативная трудоем-
кость ремонта -** часов.
Занят ремонтом рабочий Петров А.И. 6 разряда, коэффициент разряда - 2,0. Отраслевой
повышающий коэффициент - 1,8.
Примечание:
** - шифр студента.
Порядок выполнения задания:
1. Месячную ставку для оплаты труда рабочего определяют аналогично заданию 2.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Месячную ставку делят на 169,2 ч. (среднее количество рабочих часов в месяце), полу-
чают величину оплаты за 1 час работы.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Умножают эту величину на нормативную трудоемкость и получают сдельный заработок
за ремонт плуга
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ты при сдельно-премиальной оплате труда.
* При использовании этой системы предусматривается выплата рабочему в дополнение к
сдельному заработку, начисленному по расценкам, премии за достижение установленных
индивидуальных и коллективных (количественных или качественных) показателей.
В качестве показателей премирования рабочих используются: рост производитель-
ности труда, улучшение качества продукции (отсутствие брака, рекламации и т.п.), освое-
ние новой техники и технологии, снижение материальных затрат и т.д. Как показывает
опыт, премирование целесообразно осуществлять по двум – трем одновременно применяе-
мым показателям и условиям премирования.
Рабочих, занятых обслуживанием основного производства, премируют по показате-
лям, непосредственно характеризующим улучшение качества работы: обеспечение бес-
перебойной и ритмичной работы оборудования по выпуску продукции, улучшение коэф-
фициента его использования, бесперебойное обеспечение рабочих мест инструментами,
энергией, транспортными средствами и т.д.
При исчислении оплаты труда в соответствии с премиальной системой, принятой
на предприятии, все премии, предусмотренные Положением о премировании, будут яв-
ляться составной частью фактического заработка работника. Премия может устанавли-
ваться в твердой сумме или в процентах от тарифной ставки работника. Как правило, раз-
мер премии устанавливается в процентном отношении к заработной плате.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.1.
21
Рабочий-сдельщик выполнил норму выработки на 110%. Заработная плата по сдельным
расценкам составила 4**0 руб. В соответствии с Положением о премировании за перевы-
полнение нормы выработки работнику выплачивается премия в размере 10% от суммы за-
работка. Рассчитать заработную плату.
Решение:
1. Определить размер премии:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Начислено с учетом премии:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.2.
Заработная плата рабочего-сдельщика составила 6**0 руб. По итогам работы за месяц ему
на основании приказа начислена премия в размере 1**0 руб. Рассчитать заработную плату.
Решение:
1. Определить сумму заработной платы:
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5. Решение производственно-ситуационных по расчету заработной платы при
сдельно-прогрессивной оплате труда.
* Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предусматривает оплату вырабо-
танной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а
изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной
шкале (по прогрессивно нарастающим расценкам).
При такой системе заработок рабочего растет быстрее, чем выработка, поэтому данная си-
стема вводится обычно временно (на три – шесть месяцев) на решающих участках основ-
ного производства, где сложилась неблагоприятная ситуация с выполнением плана произ-
водства продукции.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.1.
Рабочий-сдельщик выполнил норму выработки на 110%. Заработная плата по прямым
сдельным расценкам составила 4**0 руб. В соответствии с договором оплата изделий,
произведенных сверх 100% (нормы), производится в 1,5 размере к сдельным расценкам.
Рассчитать заработную плату.
Решение:
1. Начислить за изделия, произведенные сверх нормы:
_______________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.2.
* В соответствии с нарядом рабочему необходимо изготовить 50 изделий. Установлены
следующие расценки: производство в пределах задания – 100 руб. (за изделие); сверх за-
дания – 1** руб. (за изделие). Рабочим изготовлено 60 изделий. Рассчитать заработную
плату.
22
Решение:
1. Начислить за изделия в пределах задания:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Начислено за изделия, произведенные сверх задания:
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 6. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ту при косвенно-сдельной оплате труда.
* Косвенно-сдельная оплата труда применяется для повышения производительности труда
работников вспомогательных служб (дежурного персонала: слесарей, электриков, налад-
чиков оборудования и др.), которые влияют на результат работы (например, цеха), не
производя продукцию, а обслуживая определенный участок производства (оборудование,
рабочие места).
Учет выработки вспомогательных рабочих затруднен, поэтому размер заработной платы
рабочего при косвенно-сдельной оплате труда находится в зависимости от результата тру-
да обслуживаемых им основных производственных рабочих, на работу которых он косвен-
но оказывает влияние. Если цех, который обслуживает вспомогательный рабочий (напри-
мер, наладчик оборудования), перевыполняет норму, то его заработок, исчисленный по та-
рифной ставке соответствующего разряда, увеличивается на коэффициент перевыполне-
ния нормы, т.е. исчисляется в процентном отношении к заработку основных рабочих.
Общий заработок вспомогательного рабочего определяется умножением тарифного
заработка за отработанное время на коэффициент выполнения нормы выработки в среднем
по всем объектам, обслуживаемым этим рабочим.
Общий заработок рассчитывается умножением коэффициента, характеризующего
соотношение тарифных ставок вспомогательных рабочих и тарифных ставок обслуживае-
мых ими рабочих, на фактический сдельный заработок обслуживаемых рабочих.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.1.
Оплата труда по тарифной ставке рабочего-наладчика составляет 6**0 руб. План
(норма) выработки участка составляет 500 изделий. В отчетном месяце на участке, кото-
рый обслуживает рабочий-наладчик, было изготовлено 550 изделий. Рассчитать заработ-
ную плату.
Решение:
1. Определить коэффициент перевыполнения нормы выработки участка:
_______________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 7. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ты при аккордной оплате труда.
23
* Аккордная оплата труда – система, при которой оценивается общий комплекс различных
работ, объем которых заранее оговорен в соглашении. В договоре указывается предельный
срок выполнения работ, а оплата труда производится по результатам, принимаемым масте-
ром или ОТК.
Аккордная система оплаты труда применяется прежде всего там, где труд не поддается
нормированию – при выполнении ремонтных и прочих работ, когда выполняет работу
комплексная бригада, т.е. состоящая из рабочих различных специальностей (слесари, тока-
ри, наладчики и др.). Оплата производится за весь объем работ по установленным расцен-
кам в единицах измерения конечной продукции с указанием максимального срока выпол-
нения работ.
Бухгалтерия распределяет фактический заработок между членами бригады на основании
наряда в соответствии с количеством отработанных часов каждым работником и его разря-
дом. Премирование в этом случае производится за сокращение времени выполненной ра-
боты при соблюдении качества.
По заявлению членов бригады аккордный заработок может быть распределен между ними
равномерно.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7.1.
Бригада из трех человек выполнила необходимый объем работ в установленные сроки (за-
тратив при этом 120 рабочих часов). Размер вознаграждения за все виды работ составил
6**0 руб. В соответствии с заявлением работников оплата труда определяется без учета та-
рифного разряда рабочего, а в зависимости от количества часов, отработанных каждым
членом бригады. Рассчитать
заработную плату. Недостающие данные занести в таблицу .
Таблица .
Ф.И.О.
Количество
отработанных
часов
Размер заработной
платы за 1 час
Фактический
заработок (руб.)
Мискин А.А.
40
Руб.
Кружкин Б.Б.
32
Ложкин В.В.
48
Итого
120
6**0
Решение:
1.
Определить размер заработной платы за 1 час ( в руб. и коп.)
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.
Определить фактический заработок членов бригады в зависимости от количества
отработанных часов, данные внести в таблицу.
ЗАДАНИЕ 8 . Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ты при аккордно-премиальной оплате труда.
* Аккордно-премиальная оплата предполагает выплату к основной заработной плате до-
полнительного вознаграждения в случае выполнения согласованной рабочей программы в
сжатые сроки и с высоким качеством. При этом заработная плата между членами бригады
распределяется с использованием коэффициента трудового участия (КТУ), который позво-
24
ляет учесть влияние достаточности или недостаточности усилий работника для достиже-
ния конечного результата труда.
В качестве базового значения КТУ применяется 1 (единица). Фактический КТУ рабочему
может устанавливаться равным, большим или меньшим базового в зависимости от его ин-
дивидуального трудового вклада в общие результаты работы бригады.
Предложения совету (общему собранию) бригады по установлению КТУ выносит брига-
дир на основании данных среднемесячного учета личного вклада членов бригады.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8.1.
Рассчитать оплату труда с использованием КТУ членам бригады. Общую сумму заработ-
ной платы коллектива 15**0 рублей распределить пропорционально интегральным коэф-
фициентам. Недостающие данные внести в таблицу 3.
* Тарифный коэффициент (уже дан в таблице) присваивается каждому работнику в
зависимости от его квалификации.
*
Коэффициент
качества
определяется
исходя
из
ежедневных
данных
оценки
качества
труда
по
бальной
оценке
(наивысший
балл
-5).Эти
ежедневные
данные
суммируются и делятся на число рабочих дней в неделе.
* КТУ зависит от того, насколько каждый работник выполнил норму выработки
(если норма выработки составляется 110 %, то КТУ равен 1,10 и т.д.).
Таблица 3.
Работник
Раз-
ряд
Тарифный
коэффициент
Коэффи-
циент ка-
чества
КТУ
Интеграль-
ный коэффи-
циент ( округ-
лить до ты-
сячных)
Сумма заработ-
ной платы к
распределе-
нию, руб.
Сидоров
В.В.
2
1,245
0,**
1,05
Иванов
П.П.
3
1, 460
0,**
1,10
Петров
С.С.
4
1,620
0,**
1,12
Жуков
Т.Т.
5
1.70
0,**
1,20
Пугачев
П.П.
6
1,85
1,**
1,15
Итого:
---
---
---
---
5** 0
Решение:
1.
Найти интегральный коэффициент (тарифный коэффициент · коэффициент каче-
ства · КТУ) работникам:
Сидоров
……………………………………………………………………………………………..…
Иванов
………………………………………………………………………………………………….
Петров
………………………………………………………………………………………………….
Жуков
…………………………………………………………………………………………………
Пугачев
……………………………………………………………………………………………….
25
2. Найти общую сумму интегральных коэффициентов каждого члена бригады
……………………………………………………………………………………………………
3. Определить сумму заработной платы каждого работника (15**0 / общая сумма инте-
гральных коэффициентов * индивидуальный интегральный коэффициент):
Сидоров
……………………………………………………………………………………………..…
Иванов
………………………………………………………………………………………………….
Петров
………………………………………………………………………………………………….
Жуков
…………………………………………………………………………………………………
Пугачев
……………………………………………………………………………………………….
ЗАДАНИЕ 9. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработной пла-
ты при бестарифной оплате труда.
* В коллективном договоре может быть установлена бестарифная оплата труда.
Бестарифный (распределительный) вариант выступает в противоположность тарифному
варианту организации оплаты труда.
Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от
конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю в заработанном
всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердого
оклада или тарифной ставки, а, как правило, эта доля определяется на основе присвоенно-
го работнику коэффициента, который определяет уровень его трудового участия.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9.1.
Бригаде из трех человек установлен фонд заработной платы в размере 1**00 руб. Коэффи-
циент трудового участия составляет:
Ф.И.О.
Коэффициент
трудового участия
Сумма заработной платы
Мискин А.А.
1,5
Кружкин Б.Б.
1,3
Ложкин В.В.
1,2
Итого
4,0
1**00
Решение:
1.
Расчет заработной платы Мискину А.А.( сумма заработной платы /итог коэффици-
ентов трудового участия) · индивидуальный коэффициент трудового участия) -
……………………………………………………………………………………………………
2.
Расчет заработной платы Кружкину Б.Б.:
……………………………………………………………………………………………………
………
3.
Расчет заработной платы Ложкину В.В.:
……………………………………………………………………………………………………
Ответ: ………………………………………………….
ЗАДАНИЕ 10. Решение производственно-ситуационных задач по расчетузаработ-
ной платы при смешанной системе оплаты труда.
* Помимо тарифных и бестарифных систем в качестве новых форм можно выде-
лить смешанные системы, а в их числе, прежде всего, – комиссионную форму оплаты тру-
да и так называемый дилерский механизм. Смешанными эти системы называют по той
26
причине, что они имеют признаки одновременно тарифных и бестарифных форм оплаты
труда.
Комиссионная форма предполагает оплату действий работника по заключению какой-либо
сделки (договора) от лица предприятия в комиссионных процентах от суммарного размера
этой сделки. Такой метод применяется, например, для работников подразделений сбыта,
внешнеэкономической службы, рекламных агентов и т.п.
Система оплаты труда, базирующаяся на комиссионной основе, – это форма оплаты тру-
да по конечному результату. Размер зарплаты устанавливается в виде фиксированного про-
цента от дохода, получаемого предприятием от реализации продукции (работ, услуг).
ПРОИЗВОДСТВЕННО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10.1.
По трудовому договору труд работника оплачивается в размере 15% от дохода, по-
лученного от реализации произведенной им продукции.
Доход от реализации продукции, произведенной работником за месяц, составил 3**00 руб.
Рассчитать заработную плату.
Решение:
Определить заработную плату:
………………………………………………………………………………………………….
Ответ: ……………………..
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема:
«Планирование на сельскохозяйственных предприятиях»
Наименование работы: Разработка организационно - технологических карт в расте-
ниеводстве
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2.Бланки технологических карт
3. Счетная техника.
4. Тарифные ставки
5. Типовые нормы выработки
6. НП № 1 И № 2
ЛИТЕРАТУРА:
Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия»
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
Содержание и последовательность выполнения задания:
Задание: Решение производственно- ситуационных задач по заполнению технологиче-
ской карты на возделывании картофеля
Задание 1. Решите производственную задачу: определить технологию производства риса,
потребное количество удобрений и семян, определить физический объем работ.
27
Порядок выполнения задания:
Работу необходимо начать с записи технологии производства картофеля, состава агре-
гатов на каждой работе, норм выработки и норм расхода горючего. Данные необходимо
взять из приложения № 1. Площадь под культуру и урожайность преподаватель выдает ин-
дивидуально каждому студенту..
Задание 2. Решите производственную задачу: определить объем работ в условных эта-
лонных гектарах, количество нормо-смен, затраты труда, тарифный фонд заработной пла-
ты и доплаты.
Порядок выполнения задания:
Выполнение задания необходимо начать с определения количества нормосмен. Для
этого физический объем работ делим на норму выработки.
Далее рассчитывают эталонную сменную выработку, для этого берут коэффициенты пере -
вода тракторов в условные эталонные и умножают их на 8 часов. После этого определяет-
ся объем работ в условных эталонных гектарах, путем умножения эталонной сменной вы-
работки на количество нормосмен. А умножив число работников для выполнения нормы
выработки на количество нормосмен и на 8 часов, получают затраты труда на весь объем
работ.
Тарифный фонд рассчитывается путем умножения тарифной ставки соответствующего
разряда на количество нормосмен и подсчитываются итоги.
Дополнительная оплата за качество и срок, оплачивается на важнейших работах (пахоте
(20%), посеве (20%), внесении удобрений (40%), в размере от 20% до 40% от сдельного за -
работка на этих работах.
Повышенная оплата на уборке производится в размере 60% от сдельного заработка в пер-
вые 10 дней массовой уборки.
Задание 3. Решите производственную задачу: определить потребность в горючем, его сто-
имость, затраты на автотранспорт, электроэнергию и прочие прямые затраты.
Порядок выполнения задания:
Потребное количество горючего определяем не каждый вид работ, а по итогу. Для это-
го норму расхода горючего на 1 условный эталонный гектар умножаем на объем работ в
условных эталонных гектарах, затем все полученное количество горючего умножаем на
цену (см. приложение №2). Норма расхода горючего на 1 условный эталонный гектар – 7,2
кг.
Затраты на автотранспорт рассчитываются по тем работам, которые выполнялись грузо -
выми автомобилями. Количество т/км определяют умножением объема работ в тоннах на
расстояние перевозки грузов. Расстояние перевозки 5 км, стоимость автотранспорта опре-
деляют умножением количества т/км на себестоимость 1 т/км (см. приложение №2).
Электроэнергия рассчитывается на очистке зерна и погрузочно-разгрузочных работах.
Норматив расхода электроэнергии на 1 тонну зерна 2 КВТ/ч., умножив 2 КВТ/ч на количе-
ство перерабатываемого зерна получим затраты электроэнергии, а умножив их на цену 1
КВТ/ч получим стоимость электроэнергии (см. приложение №2).
К прочим прямым затратам относят стоимость ядохимикатов и авиаработ. Норма расхо-
да ядохимикатов составляет 2 кг на 1 га, умножив ее на обрабатываемую площадь, полу-
чим потребное количество ядохимикатов, а умножив на цену, получим стоимость ядохи-
микатов (см. приложение №2).
28
Затраты на обработку авиационным способом определяются путем умножения обраба-
тываемой площади на стоимость обработки 1 га (см. приложение №2).
Задание 4. Решите производственную задачу: определить сумму амортизации, затраты на
текущий ремонт, доплаты, отпускные, общую сумму затрат с начислениями и всего пря-
мых затрат.
Порядок выполнения задания:
Норму амортизационных отчислений на 1 условный эталонный га взять в приложении
№2, умножив ее на общее количество условных эталонных га, получим сумму амортиза-
ции. Аналогично определяем затраты на текущий ремонт.
Тарифный фонд определяется путем суммирования итогов по тарифному фонду зарпла-
ты трактористов-машинистов и прочих работников. Доплата за продукцию определяется в
размере 50% от общего тарифного фонда.
Доплата за классность определяется по среднему проценту от тарифного фонда тракто-
ристов-машинистов. Средний % определяется на основе следующих данных:
Всего в хозяйстве трактористов-машинистов – 120 человек,
в том числе: 1 класса-50 человек
2 класса-40 человек
3 класса-30 человек.
Отпускные составляют 8% от тарифного фонда и доплат. Доплата за стаж определяется
по среднему % от тарифного фонда трактористов-машинистов и доплат Средний процент
определяется на основе следующих данных:
Всего в хозяйстве трактористов-машинистов – 120 человек,
в том числе со стажем: от 2-5 лет -30 человек
от 5-10 лет -25 человек
от 10-15 лет -28 человек
свыше 15 лет -20 человек
Начисления на зарплату составляют 4,4% от итого зарплаты с отпуском.
Занятие № 5.
ТЕМА: «Планирование на сельскохозяйственных предприятиях».
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Составление плана развития личных подсобных хозяйств.
Составление баланса кормов».
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2. Счетная техника.
3. Мини годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия»
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
29
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1. Основные разделы плана социального развития.
2. Понятие кормового плана.
3. Понятие кормового баланса
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1. Определять потребность в кормах в личном подсобном хозяйстве.
2. Определять площади приусадебных участков и садово-огородных участков.
3. Составлять кормовой план.
4. Составлять кормовой баланс.
НОРМА ВРЕМЕНИ: 6 часа.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Рабочая тетрадь.
2. Нормы расхода структуры кормов в животноводстве.
3. Счетная техника.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зрибняк Л.Я. , стр.. 46-48
2. Пошатаев А.В. , стр. 263- 265
3. Минаков И.А. Экономика сельскохозяйственного производства, глава 11, стр. 252- 256.
ЗАДАНИЕ 1. Решение производственно-ситуационной задачи по составлению плана раз-
вития личного подсобного хозяйства (3 часа)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
* Используя исходные данные в таблице 1, 2 и 3, а также раздаточный материал "Нормы
расхода и структура кормов в животноводстве"
* Площадь приусадебных участков взять в размере 0, 002 % от площади сельскохозяй-
ственных угодий хозяйства, если площадь сельскохозяйственных угодий менее 3000 га, то
надо взять 0,001%.
* Площадь земель садово-огороднических участков взять 0,003 % от площади сельскохо-
зяйственных угодий хозяйства, а если площадь менее 3000 га, надо взять 0, 002 %.
* Площадь сельскохозяйственных угодий, выделенных для сенокошения и выпаса скота
необходимо определить на основе расчета.
* Для этого сначала определяют потребность в сене, зеленой массе и концентрированных
кормах, исходя из поголовья животных, находящихся в личном подсобном хозяйстве.
* Поголовье животных и продажу скота населению (количество голов) взять в таблице 1
по вариантам, занести в таблицу 3.
Таблица 1.
Количество животных, гол.
Варианты
1
2
3
4
5
6
Поголовье коров
Коровы
Молодняк КРС
Свиньи
Продажа населению
Молодняк КРС
2*
**
8*
7
1*
**
11*
5
2*
**
7*
10
1*
**
5*
4
3*
**
8*
12
1*
**
6*
4
30
Поросят
4*
2*
3*
2*
6*
3*
Примечание:
** - шифр студента,
* - вторая цифра шифра (по коровам),
* - первая цифра шифра (по поросятам и свиньям).
* Расчет потребности в кормах произвести из расчета следующей продуктивности:
Таблица 2.
Продуктивность животных
Продуктивность животных
Варианты
1
2
3
4
5
6
1. Среднегодовой удой на 1 корову
2. Среднесуточный привес КРС
3. Среднесуточный привес свиней
2600
410
380
2700
420
370
2800
410
380
2900
420
370
3000
410
380
3100
420
370
Таблица 3.
Виды живот-
ных
Поголо-
вье
Продук-
тив-
ность
живот-
ных на 1
голову в
год
Расход кормов,
ц к. ед.
Концентраты
Сено
Зеленая
масса
на 1
гол.
всего
к. ед.
нат.
к.
ед.
нат.
к.
ед.
нат.
1. Коровы
Х
Х
Х
2. Молодняк
КРС
Х
Х
Х
3. Свиньи
Х
Х
Х
ИТОГО:
Х
Х
Х
Питатель-
ность 1 кг кор-
ма
Х
Х
Х
Х
1,15
Х
0,44
Х
0,22
Х
Урожайность,
ц с 1 га
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
40
Х
300
Площадь с/ х
угодий, га
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Для заполнения таблицы 3 воспользуйтесь раздаточным материалом "Нормами расхода и
структуры кормов в животноводстве" (НРИСКВЖ).
- графа 2 - возьмите из таблицы 1.
- графа 3 - возьмите из таблицы 2.
- графа 4 - стр. 1, стр.3 и стр.5 в НРИСКВЖ;
- графа 5 - гр. 4* гр. 2;
31
- графа 6,8 и 10 - стр. 2, 4 и 5 в НРИСКВЖ. То есть находим какую долю в структуре ра-
циона занимает соответственное сено, концентраты и зеленые корма.
На основе расчета определяется сколько кормовых единиц приходится на сено, концентра-
ты и зеленые корма.
Например:
В структуре кормов на долю сена приходится - 6 %
Всего расхода кормов ц к. ед. по коровам - 1000 ц к. ед.
1000 ц к.ед. - 100%
? ц к. ед. - 6 %,
т.е. 60 ц к.ед.
- графа 7, 9 и 11- рассчитываем следующим образом:
1 кг сена - 0,44 к.ед. (см. в таблице)
? - 60 ц к.ед.(6000 кг к.ед.)
годовая потребность в сене - 13636 кг =136, 4 ц.
5. Определить площадь для сенокошения. Для этого потребность в сене (ц) разделить на
урожайность сена.
6. Определить площадь с/х угодий для выпаса скота. Для этого потребность в зеленой мас-
се (ц) разделить на урожайность зеленой массы.
7. Количество концентратов продать 30% от общей потребности в концентратах.
8. Продажа населению молодняка животных взять из исходных данных табл. 1.
9. Полученные результаты занести в таблицу 4.
Таблица 4.
Развитие личного подсобного хозяйства
Объем
1. ПЛОЩАДЬ:
- приусадебных участков, га
- садово-огороднических участков, га
2. ПЛОЩАДЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН-
НЫХ УГОДИЙ, ВЫДЕЛЕННЫХ:
- для сенокошения, га
- для выпаса, га
3. ПОГОЛОВЬЕ ЖИВОТНЫХ, ГОЛОВ:
- КРС, гол.
- в т.ч. молодняка КРС, гол.
- свиней, гол.
4. ПРОДАЖА НАСЕЛЕНИЮ ЖИВОТНЫХ:
- молодняка КРС, гол.
- поросят, гол.
- концентратов, ц
Задание 2. Решение производственно-ситуационной задачи по составлению кормового
плана (3 часа)
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Порядок выполнения:
* Задание выполняется в таблице 5.
* На основе продуктивности определить норму расхода кормов на 1 голову в год, исполь-
зуя раздаточный материал.
* Умножив норму на поголовье определить общую потребность в кормовых единицах.
* Затем эту общую потребность распределяем между видами кормов на основе структуры
кормов по раздаточному материалу.
* Для перевода кормовых единиц по каждому виду корма в натуральные центнеры делим
полученное количество к.е. на коэффициент питательности кормов.
32
Концентраты - 0,9 - 1,2 к.ед.
Силос - 0,2 к.ед.
Корнеплоды - 0, 12 к.ед.
Сено - 0,5 к.ед.
Сенаж - 0,35 к.ед.
Солома - 0,2 к.ед.
Зеленые корма - 0,18 к.ед.
Работу выполнить в таблице 1.
* Количество голов коров, молодняка КРС, свиней взять по своему шифру
Таблица 5.
Расчет потребности в кормах
Виды
ж и-
вотных
Количество
животных
на
начало
года
Продук-
тивность
Общая
потреб-
ность в к.ед.
В том числе
н а
1
голову
всего
Концентраты
Сено
Сенаж
%
к.ед
.
в на-
туре
%
к.ед
.
в
на-
ту-
ре
%
к.ед
.
в натуре
Коровы
Молодняк
КРС
Свиньи
продолжение таблицы 5.
Солома
Силос
Корнеплоды
Зеленый корм
%
к.ед.
в
н а-
туре
%
к.ед.
в
н а-
туре
%
к.ед.
в
н а-
туре
%
к.ед.
в
н а-
туре
Задание 3. Решить производственную задачу по составлению кормового баланса.
Задачу оформить в таблице 6, используя данные таблицы 7.
Таблица 6.
Кормовой баланс
Виды кормов
Приход
Расход
Излишек
(+),
недостаток
(-), (гр. 2 - гр.
3)
% обеспеченно-
сти,
( г р . 2 : г р .
*100%)
Концентрированные
Сочные
в т.ч. силос
Сено
33
Сенаж
Летние зеленые
Таблица 7.
Потребность и обеспеченность животных кормами.
Виды кормов
Потребность
Поступит
Концентрированные
156**
1285*
Сочные
в т.ч. силос
293 **
203**
3454*
2276*
Сенаж
53**
585*
Летние зеленые
401**
5057*
Грубые,
В т.ч. сено
83**
43**
796*
630*
Примечание:
**- шифр студента,
* - последняя цифра шифра.
Занятие № 6
ТЕМА: Организация использования средств производства на сельскохозяйственных пред-
приятиях
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Определение объема грузоперевозок и потребности в транс-
портных средствах. Анализ производственных ситуаций.
МЕТОД, СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ : Самостоятельная работа студентов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : овладение ОК 1- 9, ПК 4.1 – 4.5
НОРМА ВРЕМЕНИ : 6 часов.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Дневник учебной практики.
2. Счетная техника.
3. Мини годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия»
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ :
проверка дневников по учебной
практике, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и
профессиональных компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЕ
1. Решение производственно-ситуационной задачи по определению объемов
грузоперевозок и потребности в транспортных средствах (3 часа).
Порядок выполнения:
* Расчеты по заданию выполняются в таблице 2.
* Недостающие данные по объему перевозок взять по своему шифру из таблицы 1.
* Грузооборот в тоннокилометрах определяют умножением объема перевозок в тоннах на
среднее расстояние, при этом:
34
- зерно, подсолнечник, кукуруза на силос будут перевозить с поля только автотранспор-
том;
- многолетние травы на сено и зеленую массу, силос и сенаж будут перевозить следующим
образом: 50% перевозок автотранспортом и 50% тракторами с прицепами;
- остальные виды продукции перевозят с поля только тракторами с прицепами.
* Продукцию на реализацию вывозят автотранспортом.
* Перевозки по технологии производства вывозят тракторами с прицепами.
* Расчеты выполняются в таблице 1.
Таблица 1.
Наименова-
ние груза
Объем
перево-
зок, ц
Средне
расстоя-
ние
Грузообо-
рот, т/км
автотранспортом
Тракторами с при-
цепом
Объем
перево-
зок, т
Грузообо-
рот, т,км
Объем
перево-
зок, т
Грузообо-
рот, т,км
Продукция
расте-
ниеводства
В ы в о з
с
поля
1.
о з и м ы е
зерновые
2 .
я р о в ы е
зерновые
3. сахарная
свекла
4.
п од с ол-
нечник
5. овощи
6. плоды
7. бахчевые
8. кормовые
корнеплоды
9. многолет-
ние травы -
сено
10.
много-
летние
тра-
вы - зеленая
масса
11. кукуруза
на силос
12. силос
13. сенаж
На реализа-
цию
1. Зерновые
2.
Сахарная
свекла
3.
Подсол-
981**
207**
57**
65**
12**
546**
47**
234**
11**
104**
12**
385**
291**
250**
57**
12
10
8
8
3
5
3
6
4
7
7
6
4
15
20
35
нечник
4. Овощи
5. Плоды
6. Бахчевые
Продукция
животно-
водства
На
реализа-
цию
1. Молоко
2 .
Ж и в о й
скот
3. Свиньи
По техноло-
гии
произ-
водства
1 .
М и н е-
ральные
удобрения
на поля
2.
С е м е н а
для посева
54**
9**
537**
46**
222*8
175**
12**
17**
12**
18
8
8
10
18
18
18
12
12
Задание 2. Проанализировать предложенные организационно-хозяйственные и произ-
водственные ситуации, принять управленческие решения.
* Внесите в свою рабочую тетрадь предложенные организационно-хозяйственные
ситуации, примите по ним соответствующие на Ваш взгляд управленческое решение,
зафиксировав его в тетради с тем, чтобы затем принять участие в комплексном обсу-
ждении и принятии наиболее оптимального варианта.
СИТУАЦИЯ 1. Подъезжая к убираемому полю пшеницы, бригадир заметил позади ком-
байнов огонь, который быстро охватывал не скошенный участок, на поле уборку ведут три
комбайна. Работа идет групповым способом. В 600 м на соседнем поле ведется вспашка
зяби. До центральной усадьбы 2 км. Как бы Вы поступили на месте бригадира?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 2. Когда ячмень находился в стадии молочной спелости над полями хозяй-
ства прошел сильный дождь с градом. В результате: в 1-ой бригаде ячмень безнадежно по-
врежден на площади 80 га; во 2-ой бригаде на площади 120 га, но число поломанных сте-
блей незначительно; в 3-ей бригаде – частично полег на площади 200 га. В хозяйстве 70 га
хорошего травостоя люцерны и агрегат по изготовлению травяной муки. Какое решение
следует предпринять агроному?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
36
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………….
СИТУАЦИЯ 3. В период массовой косовицы ячменя в валки и начала восковой спелости
пшеницы, установилась неустойчивая дождливая погода. По данным бюро прогнозов та-
кая погода продержится 5-7 дней. Какое решение следует принять агроному?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………..
СИТУАЦИЯ 4. В овощеводческой бригаде на шестом поле в 15 часов дня сломалась рас-
садопосадочная машина. На ремонт потребуется 5-6 часов. Практически к работе можно
приступить лишь на следующий день, утром. В то время на поле находился запас рассады
капусты в ящиках (25 тыс. шт), завезенной для посадки.
Что Вы предпримите на месте бригадира для сохранения рассады?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 5. Для закладки полевого опыта, согласно методике, необходимо посеять в
парнике семена овощных культур для получения рассады к определенному сроку. 10 марта
парник был набит топливом, но по состоянию на 7 марта в нем не достигнута требуемая
температура. Что необходимо предпринять для ускорения разогрева парника?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 6. Из-за дождя посев зерновых культур в середине сева был приостановлен
на 5 дней. Полевые работы были начаты 5 октября, а посев по графику должен быть завер-
шен на восьмой рабочий день, то есть 13 октября. Какие меры следует принять бригадиру,
чтобы максимально уложиться в намеченный график работы?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 7. В процессе планирования выяснилось, что затраты времени на внесение
минеральных удобрений выше, чем на посеве зерновых культур на четыре дня. Количе-
ство и производительность туковых сеялок не позволяет сократить сроки внесения мине-
ральных удобрений. Какое следует принять решение, чтобы не удлинять срок посева?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
37
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 8. На отделении следует провести весенний сев зерновых культур на площа-
ди 1200 га. Продолжительность сева – 8 дней. Закрытие влаги по агротребованиям необхо-
димо провести за 3 дня. Ежедневная выработка на один трактор составляет 70 га. На за-
крытие влаги трактора работают в одну смену.
Вторая технологическая операция – внесение минеральных удобрений, которую проводят
смену, сменная выработка составляет 30 га. Срок проведения операции – 8 дней.
Следующая операция – культивация. Необходимо иметь в виду, что на некоторых полях
проводят перекрестную культивацию и в связи с этим общий объем площади увеличивает-
ся на 30 %. Культивацию проводят в две смены. Сменная выработка равна 35 га. Срок вы-
полнения культивации 8 дней.
После культивации проводят предпосевное боронование. Его ведут в две смены, сменная
выработка на один агрегат составляет 80 га. Срок выполнения операции 8 дней.
Посев зерновых культур осуществляется пятью агрегатами. Агрегаты на севе работают в
одну смену, и выработка на один агрегат составляет 60 га.
Завершает технологическую операцию посева зерновых культур прикатывание. Его осу-
ществляют двумя агрегатами с гусеничными тракторами. Сменная выработка каждого
агрегата составляет 75 га. На прикатывании они работают весь световой день. Определите
ежедневную потребность тракторов на вышеуказанных работах для составления графика
полевых работ.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 9. Работница отделения Сергеева А.П. не выполнила распоряжение управ-
ляющего: не вышла на работу по прополке кормовых корнеплодов. До этого случая она
подвергалась дисциплинарным взысканиям за другие нарушения на работе. Как Вы по-
ступите на месте управляющего отделением?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 10. На свиноводческой ферме на 1200 голов свиней, перегорел электромотор
глубинного насоса водокачки. В хозяйстве имеется автомашина с цистерной, естественный
водоем на расстоянии 300 м, а ближайшая колонка водопровода села на расстоянии 900 м.
Какое решение следует принять заведующему фермой?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 11. В связи с сообщением бюро прогнозов о более раннем созревании почвы
для проведения полевых работ, главный агроном принял решение провести протравлива-
ние 400 т семян пшеницы сухим способом не за 15, а за 10 дней. Что следует для этого
предпринять?
38
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………..
СИТУАЦИЯ 12. Из-за дождя уборочные работы были временно приостановлены, авто-
транспорт был направлен на мясокомбинат (150 км) и за лесоматериалом (300 км). На сле-
дующий день к 14 часам валки подсохли, и можно было приступить к их обмолоту, на ма-
шины еще не возвратились. Как следует поступить?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………
СИТУАЦИЯ 13. Четвертый день идут сильные снегопады. Нарушено транспортное сооб-
щение с овцеводческими фермами хозяйства. Создалось угрожающее положение с корма-
ми, начался падеж овец. Ваши действия на месте управляющего хозяйством?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 14. В период сенокоса установилась неустойчивая погода с частичными до-
ждями. Что следует предпринять: при дождливой погоде в течение 305 дней?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 15 . В первой бригаде на четвертом поле при зяблевой вспашке трактор ДТ-
75 вышел из строя в 10 часов. Характер поломки трактористу неясен. В 10 часов 30 минут
оборвалась серьга прицепа плуга у трактора ДТ-75 № 8, работающего на том же поле. На
центральной усадьбе в мастерской завершается ремонт ДТ -75 № 10. Ваши решения на ме-
сте: бригадира, старшего диспетчера, главного инженера?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 16. Заведующий ремонтной мастерской, зайдя в электроцех, увидел, что
электрослесари выпивают. Как бы Вы поступили на месте заведующего ремонтной ма-
стерской?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
39
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 17. В воскресенье днем управляющий ехал на машине вместе с двумя рабо-
чими. На одном из полей, где появились нежные всходы яровых, паслись овцы и телята.
Управляющий остановил машину и решил загнать скот, чтобы в дальнейшем штрафовать
владельцев скота. При этом выяснилось, что две овцы принадлежат рабочему, ехавшему
вместе с управляющими. Как Вы поступите на месте руководителя?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………
СИТУАЦИЯ 18. В обязанности скотника входит раздача кормов с подноской их до 15 м.
Тракторист разгрузил привезенное сено в 25 м от коровника. Скотник отказался раздавать
сено, мотивируя тем, что далеко подносить. Ваши действия на месте бригадира?
40