Напоминание

«Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта у детей с ОВЗ»


Автор: Каширцева Ирина Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат р.п. Квиток"
Населённый пункт: р.п. Квиток, Иркутская обл., Тайшетский р-он
Наименование материала: доклад
Тема: «Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта у детей с ОВЗ»
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад по теме

«Значение музыкального воспитания в формировании социального

опыта у детей с ОВЗ»

В эстетическом воспитании учащихся музыке и пению отводится одно

из центральных мест. Причина в том, что уроки музыки и пения, музыкальные

занятия наравне с другими учебными предметами способствуют активному

формированию социального опыта детей и, особенно, детей с ОВЗ (ограничен-

ными возможностями здоровья). Музыка и пение отражают в полной степени

действительность – действительность в звуковых, художественных образах, в

смысловом значении содержания песен, различных по жанру. Это и частушки,

заклички, дразнилки, колыбельные, русские народные и обрядовые песни, эст-

рада, городской романс, патриотические, бардовские или авторские песни,

классические произведения – всего и не перечислить! Это богатейшее музы-

кальное творчество и, в особенности, наше русское, национальное, доброе, из-

вечно древнее и молодое наследие – всё способствует расширению общего

кругозора а, как следствие – обогащение социального опыта детей.

Чем раньше ребёнок с отклонениями в развитии включится в музы-

кально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положитель-

ные изменения личности и активнее будут преодолеваться имеющиеся нару-

шения, как в интеллектуальном направлении, так и в развитии эмоционально-

волевой сферы. Надо отметить, что музыка благотворно влияет на физические

процессы организма, способствует развитию всех нервных процессов, тем бо-

лее, что у детей с ОВЗ имеются нарушения либо грубые, либо негрубые всех

видов речи, памяти, слуха, восприятия, внимания, представлений, воображе-

ния, мышления и т.д.

Используемый учителем или музыкальным руководителем иллюстра-

тивный материал, литературные произведения, сведения исторического харак-

тера, поэзию, живопись, русское народное творчество – все вместе вышепере-

численное, делают восприятие детей глубоким и полным, а приобретённые

знания, которые наши дети получают только в школе – способствуют накоп-

лению и формированию социальных знаний.

Учителю музыки и пения, организатору внеклассной работы, педагогу

дополнительного образования, воспитателю надо чётко представлять особен-

ности и задачи организации музыкально эстетического воспитания учащихся

которые включают в себя:

- воздействие через музыку на нравственный облик учащегося;

- развитие творческой активности с учётом индивидуальных возмож-

ностей и особенностей каждого ребёнка;

- совмещение эмоций и действий детей в одно целое;

- пробуждение интереса ко всем видам музыкальной деятельности;

- расширение музыкального кругозора;

- осуществление педагогического воздействия на организацию досуга

учащихся, на развитие у них художественного вкуса;

- проведение диагностических срезов музыкальных способностей де-

тей и соответствующую корректировку работы с ними;

- осуществление личностно-ориентированного подхода при распреде-

лении нагрузки детям в том или ином мероприятии;

- пропагандирование музыки, музыкальных произведений, организа-

ция музыкально-театрализованных представлений;

- способствование развитию необходимых черт и качеств характера,

уверенности в себе, умение преодолевать застенчивость, скованность, повы-

шенную эмоциональность, развитие самостоятельности, общительности, от-

ветственности, чувства коллективизма и т.д.

- стимулирование к занятиям музыкальной культурой разных направ-

лений.

Все задачи помогут нашим воспитанникам расширить свои творческие

задатки, компенсировать и скорригировать то, что не было заложено или ни-

когда не развивалось до школы.

В формировании социального опыта большое значение могут иметь

праздники, творческие вечера, музыкальные беседы, музыкальные гостиные,

конкурсы и многое другое по темам:

- календарные: «День Знаний», «День Учителя», «Новый год», «День

Защитника Отечества», «Международный женский день – 8 марта», «День По-

беды», «Последний звонок» и др.;

-

народные:

«Кузьминки»,

«Рождество»,

«Масленица»,

«Пасха»,

«Вербное воскресенье» и др.»

- спортивные,

- театральные игры, игры драматизации;

- кукольный театр;

- тематические (сезонные, по литературным произведениям, о писате-

лях, поэтах, композиторах, художниках и др.);

- концерты (творческие отчёты, вечера)

- музыкально-интеллектуальные игры (муз/лото, муз/викторины, «Уга-

дай мелодию» и др.);

- коллективные «Дни рождения», музыкальные КВН-ы, КВД и др.

Праздники – это то, без чего вообще немыслима жизнь, поэтому наша

задача – педагогов, специалистов коррекционной школы, муз/работников –

сделать так, чтобы каждый праздник оставил в душе воспитанника добрые

воспоминания, которое непременно будет востребовано во взрослой самосто-

ятельной жизни. Этот процесс замечателен ещё и тем, что детям на праздниках

не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий праздник (по-

знавательное мероприятие) возможен только при творческом участии всех и

каждого, учеников, педагогов, воспитателей. Процесс сотворчества, а это и

есть организация досуга, позволяет решать ещё и аспекты социальной адапта-

ции учащихся специальной(коррекционной) школы. Воспитанники постигают

мудрость взрослого мира, накапливая социальны опыт только тогда, когда

чувствуют себя изобретателями, первооткрывателями, поэтому фантазия ре-

бёнка – обязательные условия любого мероприятия. Участвуя в концертах,

праздниках, инсценировках, встречаясь с ребятами из других школ дети обо-

гащаются навыками, впечатлениями, закрепляют на практике полученные тео-

ретические знания.

Уроки муз/культуры и различные музыкальные мероприятия, инсцени-

ровки, муз/игры, упражнения, танцы тренируют двигательный аппарат, укреп-

ляют координацию движений, развивают осанку, равновесие, работают на сво-

боду движений, снимают мышечное напряжение, развивают дыхание, форми-

руют ловкость, чёткость, пластичность, выносливость, что также относится к

приобретению социального опыта ещё в школе.

В целях укрепления здоровья и нервных процессов воспитанников

необходимо

хорошо

знать

конституцию,

физиологию

каждого

ребёнка.

Например, гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа,

снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга. («Жаворонок»

М. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.)

Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке, в произве-

дениях подвижного и быстрого характера – («Смелый наездник» Шумана,

«Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс цветов» П. Чайков-

ского и др.) Хорошим материалом для воспитания у школьников уважения к

труду как основного социального условия в жизни детей может стать специ-

ально подобранный музыкальный материал, праздники тематические вечера,

посвящённые труду. Это и народная музыка, песни о профессиях, которые

можно усложнять творческими заданиями (имитация профессиональных дви-

жений), использование сказок-инсценировок, например «Репка», где пробуж-

даются самые человеческие чувства – взаимопомощь, трудолюбие, старание,

усердие – то есть вся азбука нравственности. И это тоже приобретение соци-

ального опыта. Посредством таких занятий и мероприятий можно решить

один из важных жизненных аспектов – воспитание глубокого уважения к лю-

бой трудовой деятельности, людям труда, к трудовым делам, привитие трудо-

вых навыков детям, побуждение к будущему выбору профессии. Ограничен-

ность интеллектуального развития и физические недуги и аномалии не позво-

лят нашим детям в будущем выступать на профессиональной сцене, а вот в

школе – они артисты, певцы, танцоры, музыканты. Это и самоутверждение, и

самовыражение, и стремление к самосовершенствованию.

По теории и вопросам социальной адаптации и реабилитации детей с

ОВЗ срабатывает педагогический принцип: музыка радует – музыка воспиты-

вает. Музыка создаёт хорошее, приподнятое настроение, влияет на моральный

облик детей, воспитывает самые гуманные чувства. Занимаясь музыкой и пе-

нием, ребята становятся активнее, инициативнее, дисциплинированнее, отли-

чаются самостоятельностью, коммуникабельностью, аккуратностью. Музыка

активизирует, стимулирует, способствует исправлению, ослаблению, сглажи-

ванию дефектов психического и физического развития в целом. Очень бы хо-

телось верить в это, надеяться и желать своим воспитанникам в ОВЗ благопо-

лучия в дальнейшей самостоятельной жизни.

На уроках музыки и пения используется обязательно и словесный ме-

тод. Активизируя внимание детей, педагог объясняет содержание музыкаль-

ных произведений, знакомит с биографией композитора или поэта, а рассказ

должен

быть

понятным,

содержательным,

лаконичным,

эмоциональным.

Кроме этого проза, поэзия и музыка используется как эффективный эмоцио-

нальный фактор воздействия на весь организм ребёнка. В целом активизиру-

ется и пополняется словарный запас детей, речь обогащается новыми опреде-

лениями, эпитетами, образными выражениями. В наше сложное время, с мно-

гочисленными криминальными проявлениями, значимость эстетического вос-

питания на этой основе – формирование социального опыта детей с ОВЗ явля-

ется просто необходимым. По силе воздействия на формирующийся, расту-

щий организм, искусство, музыка, пение, живопись, поэзия обладает боль-

шими воспитательными возможностями и уникальным средством формирова-

ния художественных творческих способностей детей. А также искусство об-

ладает и большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Как отмечали

ещё в древности, воздействие музыки и искусства, в целом, на общее состоя-

ние и настроение человека было и остаётся великим до сих пор. Безусловно,

таковое воздействие на детей с ОВЗ очень и очень благотворно и надо верить,

что благотворным останется и после окончания школы. Л.С.Выготский также

отмечал, что эмоциональное благополучие ребёнка, во многом решается с по-

мощью музыки, пения и искусства в целом. Дети с ОВЗ нуждаются, как никто

из других детей, именно в эмоциональном благополучии, искусство помогает

ребёнку почувствовать свой успех, возможно первый и единственный, помо-

гает в попытке самореализоваться, добиваться гармонии с собой, в себе и с

окружающими.

В связи с социальной адаптацией учащихся с ОВЗ в основе эстетиче-

ского и в частности музыкального воспитания заложены основные принципы:

- коррекционная направленность;

- оптимистическая перспектива;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педа-

гогических технологий.

Чтобы следовать этим принципам и ради осуществления их педагогу

необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка;

оценивать уровень музыкальных творческих возможностей, характер эмоцио-

нальных и поведенческих нарушений. Педагог должен учитывать также уро-

вень индивидуального развития, уровни интеллектуального, психического и

музыкального развития воспитанников, интенсивность формирования музы-

кально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление

первичных знаний и представлений о музыке.

Мы видим, что музыка и пение являются предметами со строгой прак-

тической направленностью, как и другие предметы учебной программы, по-

тому что содержат материал необходимый детям для социальной адаптации.

Усвоение через пение нравственно-эстетических норм и формирование спо-

собности к сопереживанию, умение различать добро и зло, уважать труд, бе-

режно относиться к живой природе, с нежностью обращаться с близкими, быть

уважительными со взрослыми и со сверстниками – эти и ещё ряж положитель-

ных навыков, которые могут быть заложены с помощью музыки и пения, му-

зыкальных занятий, праздников. Надо помнить и учитывать тот факт, что для

формирования социального опыта учащимися в процессе музыкального вос-

питания является накопление и обогащение жизненных впечатлений, наличие

накопленного достаточного эмоционально-чувственного и художественного

опыта.

Ещё один аспект данной проблемы в том, что важно расширять,

насколько возможно, кругозор детей – и музыкальный, и общий за счёт посте-

пенного увеличения объёма информации, хотя это и общеизвестный педагоги-

ческий принцип, а также обеспечить усвоение содержания предлагаемого ма-

териала, работать над целостным видением воображаемых героев музыкаль-

ных произведений, образов, характеров героев, пробуя после прослушивания

делать собственные выводы, обсуждать, спорить, доказывать, высказывать

своё мнение, поскольку муз/произведения расширяют представления об окру-

жающей жизни, вводят в особый мир чувств, эмоциональных открытий, пере-

живаний души (насколько это возможно у детей с ОВЗ), вовлекают в творче-

ство, в фантазию. Здесь можно использовать игровые задания типа «Слышу –

воображаю!», «Вижу – воображаю!» и др.

Коррекционная работа с детьми показывает эмоциональные состояния

(радости, тревоги, печали, удивления и др.), и именно музыка поможет детям

научиться этим эмоциональным проявлениям. Это надо знать, это надо испы-

тывать и по-настоящему – учась этому воспитанники опять же накапливают

социальный опыт.

Подытоживая рассуждения на тему накопления социального опыта с

помощью музыки и пения, надо сказать, что только целостная, целенаправлен-

ная, комплексная и взаимосвязанная работа в условиях коррекционного обу-

чения и практической направленности даст положительные результаты. Ра-

бота педагогов важна, ответственна, морально трудна, но трудимся мы ради

наших детей, которые должны стать не изгоями, а полноценными членами об-

щества.



В раздел образования