Автор: Каширцева Ирина Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГОКУ "Школа-интернат р.п. Квиток"
Населённый пункт: р.п. Квиток, Иркутская обл., Тайшетский р-он
Наименование материала: доклад
Тема: «Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта у детей с ОВЗ»
Раздел: среднее образование
Доклад по теме
«Значение музыкального воспитания в формировании социального
опыта у детей с ОВЗ»
В эстетическом воспитании учащихся музыке и пению отводится одно
из центральных мест. Причина в том, что уроки музыки и пения, музыкальные
занятия наравне с другими учебными предметами способствуют активному
формированию социального опыта детей и, особенно, детей с ОВЗ (ограничен-
ными возможностями здоровья). Музыка и пение отражают в полной степени
действительность – действительность в звуковых, художественных образах, в
смысловом значении содержания песен, различных по жанру. Это и частушки,
заклички, дразнилки, колыбельные, русские народные и обрядовые песни, эст-
рада, городской романс, патриотические, бардовские или авторские песни,
классические произведения – всего и не перечислить! Это богатейшее музы-
кальное творчество и, в особенности, наше русское, национальное, доброе, из-
вечно древнее и молодое наследие – всё способствует расширению общего
кругозора а, как следствие – обогащение социального опыта детей.
Чем раньше ребёнок с отклонениями в развитии включится в музы-
кально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положитель-
ные изменения личности и активнее будут преодолеваться имеющиеся нару-
шения, как в интеллектуальном направлении, так и в развитии эмоционально-
волевой сферы. Надо отметить, что музыка благотворно влияет на физические
процессы организма, способствует развитию всех нервных процессов, тем бо-
лее, что у детей с ОВЗ имеются нарушения либо грубые, либо негрубые всех
видов речи, памяти, слуха, восприятия, внимания, представлений, воображе-
ния, мышления и т.д.
Используемый учителем или музыкальным руководителем иллюстра-
тивный материал, литературные произведения, сведения исторического харак-
тера, поэзию, живопись, русское народное творчество – все вместе вышепере-
численное, делают восприятие детей глубоким и полным, а приобретённые
знания, которые наши дети получают только в школе – способствуют накоп-
лению и формированию социальных знаний.
Учителю музыки и пения, организатору внеклассной работы, педагогу
дополнительного образования, воспитателю надо чётко представлять особен-
ности и задачи организации музыкально эстетического воспитания учащихся
которые включают в себя:
- воздействие через музыку на нравственный облик учащегося;
- развитие творческой активности с учётом индивидуальных возмож-
ностей и особенностей каждого ребёнка;
- совмещение эмоций и действий детей в одно целое;
- пробуждение интереса ко всем видам музыкальной деятельности;
- расширение музыкального кругозора;
- осуществление педагогического воздействия на организацию досуга
учащихся, на развитие у них художественного вкуса;
- проведение диагностических срезов музыкальных способностей де-
тей и соответствующую корректировку работы с ними;
- осуществление личностно-ориентированного подхода при распреде-
лении нагрузки детям в том или ином мероприятии;
- пропагандирование музыки, музыкальных произведений, организа-
ция музыкально-театрализованных представлений;
- способствование развитию необходимых черт и качеств характера,
уверенности в себе, умение преодолевать застенчивость, скованность, повы-
шенную эмоциональность, развитие самостоятельности, общительности, от-
ветственности, чувства коллективизма и т.д.
- стимулирование к занятиям музыкальной культурой разных направ-
лений.
Все задачи помогут нашим воспитанникам расширить свои творческие
задатки, компенсировать и скорригировать то, что не было заложено или ни-
когда не развивалось до школы.
В формировании социального опыта большое значение могут иметь
праздники, творческие вечера, музыкальные беседы, музыкальные гостиные,
конкурсы и многое другое по темам:
- календарные: «День Знаний», «День Учителя», «Новый год», «День
Защитника Отечества», «Международный женский день – 8 марта», «День По-
беды», «Последний звонок» и др.;
-
народные:
«Кузьминки»,
«Рождество»,
«Масленица»,
«Пасха»,
«Вербное воскресенье» и др.»
- спортивные,
- театральные игры, игры драматизации;
- кукольный театр;
- тематические (сезонные, по литературным произведениям, о писате-
лях, поэтах, композиторах, художниках и др.);
- концерты (творческие отчёты, вечера)
- музыкально-интеллектуальные игры (муз/лото, муз/викторины, «Уга-
дай мелодию» и др.);
- коллективные «Дни рождения», музыкальные КВН-ы, КВД и др.
Праздники – это то, без чего вообще немыслима жизнь, поэтому наша
задача – педагогов, специалистов коррекционной школы, муз/работников –
сделать так, чтобы каждый праздник оставил в душе воспитанника добрые
воспоминания, которое непременно будет востребовано во взрослой самосто-
ятельной жизни. Этот процесс замечателен ещё и тем, что детям на праздниках
не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий праздник (по-
знавательное мероприятие) возможен только при творческом участии всех и
каждого, учеников, педагогов, воспитателей. Процесс сотворчества, а это и
есть организация досуга, позволяет решать ещё и аспекты социальной адапта-
ции учащихся специальной(коррекционной) школы. Воспитанники постигают
мудрость взрослого мира, накапливая социальны опыт только тогда, когда
чувствуют себя изобретателями, первооткрывателями, поэтому фантазия ре-
бёнка – обязательные условия любого мероприятия. Участвуя в концертах,
праздниках, инсценировках, встречаясь с ребятами из других школ дети обо-
гащаются навыками, впечатлениями, закрепляют на практике полученные тео-
ретические знания.
Уроки муз/культуры и различные музыкальные мероприятия, инсцени-
ровки, муз/игры, упражнения, танцы тренируют двигательный аппарат, укреп-
ляют координацию движений, развивают осанку, равновесие, работают на сво-
боду движений, снимают мышечное напряжение, развивают дыхание, форми-
руют ловкость, чёткость, пластичность, выносливость, что также относится к
приобретению социального опыта ещё в школе.
В целях укрепления здоровья и нервных процессов воспитанников
необходимо
хорошо
знать
конституцию,
физиологию
каждого
ребёнка.
Например, гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа,
снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга. («Жаворонок»
М. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.)
Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке, в произве-
дениях подвижного и быстрого характера – («Смелый наездник» Шумана,
«Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс цветов» П. Чайков-
ского и др.) Хорошим материалом для воспитания у школьников уважения к
труду как основного социального условия в жизни детей может стать специ-
ально подобранный музыкальный материал, праздники тематические вечера,
посвящённые труду. Это и народная музыка, песни о профессиях, которые
можно усложнять творческими заданиями (имитация профессиональных дви-
жений), использование сказок-инсценировок, например «Репка», где пробуж-
даются самые человеческие чувства – взаимопомощь, трудолюбие, старание,
усердие – то есть вся азбука нравственности. И это тоже приобретение соци-
ального опыта. Посредством таких занятий и мероприятий можно решить
один из важных жизненных аспектов – воспитание глубокого уважения к лю-
бой трудовой деятельности, людям труда, к трудовым делам, привитие трудо-
вых навыков детям, побуждение к будущему выбору профессии. Ограничен-
ность интеллектуального развития и физические недуги и аномалии не позво-
лят нашим детям в будущем выступать на профессиональной сцене, а вот в
школе – они артисты, певцы, танцоры, музыканты. Это и самоутверждение, и
самовыражение, и стремление к самосовершенствованию.
По теории и вопросам социальной адаптации и реабилитации детей с
ОВЗ срабатывает педагогический принцип: музыка радует – музыка воспиты-
вает. Музыка создаёт хорошее, приподнятое настроение, влияет на моральный
облик детей, воспитывает самые гуманные чувства. Занимаясь музыкой и пе-
нием, ребята становятся активнее, инициативнее, дисциплинированнее, отли-
чаются самостоятельностью, коммуникабельностью, аккуратностью. Музыка
активизирует, стимулирует, способствует исправлению, ослаблению, сглажи-
ванию дефектов психического и физического развития в целом. Очень бы хо-
телось верить в это, надеяться и желать своим воспитанникам в ОВЗ благопо-
лучия в дальнейшей самостоятельной жизни.
На уроках музыки и пения используется обязательно и словесный ме-
тод. Активизируя внимание детей, педагог объясняет содержание музыкаль-
ных произведений, знакомит с биографией композитора или поэта, а рассказ
должен
быть
понятным,
содержательным,
лаконичным,
эмоциональным.
Кроме этого проза, поэзия и музыка используется как эффективный эмоцио-
нальный фактор воздействия на весь организм ребёнка. В целом активизиру-
ется и пополняется словарный запас детей, речь обогащается новыми опреде-
лениями, эпитетами, образными выражениями. В наше сложное время, с мно-
гочисленными криминальными проявлениями, значимость эстетического вос-
питания на этой основе – формирование социального опыта детей с ОВЗ явля-
ется просто необходимым. По силе воздействия на формирующийся, расту-
щий организм, искусство, музыка, пение, живопись, поэзия обладает боль-
шими воспитательными возможностями и уникальным средством формирова-
ния художественных творческих способностей детей. А также искусство об-
ладает и большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Как отмечали
ещё в древности, воздействие музыки и искусства, в целом, на общее состоя-
ние и настроение человека было и остаётся великим до сих пор. Безусловно,
таковое воздействие на детей с ОВЗ очень и очень благотворно и надо верить,
что благотворным останется и после окончания школы. Л.С.Выготский также
отмечал, что эмоциональное благополучие ребёнка, во многом решается с по-
мощью музыки, пения и искусства в целом. Дети с ОВЗ нуждаются, как никто
из других детей, именно в эмоциональном благополучии, искусство помогает
ребёнку почувствовать свой успех, возможно первый и единственный, помо-
гает в попытке самореализоваться, добиваться гармонии с собой, в себе и с
окружающими.
В связи с социальной адаптацией учащихся с ОВЗ в основе эстетиче-
ского и в частности музыкального воспитания заложены основные принципы:
- коррекционная направленность;
- оптимистическая перспектива;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педа-
гогических технологий.
Чтобы следовать этим принципам и ради осуществления их педагогу
необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка;
оценивать уровень музыкальных творческих возможностей, характер эмоцио-
нальных и поведенческих нарушений. Педагог должен учитывать также уро-
вень индивидуального развития, уровни интеллектуального, психического и
музыкального развития воспитанников, интенсивность формирования музы-
кально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний и представлений о музыке.
Мы видим, что музыка и пение являются предметами со строгой прак-
тической направленностью, как и другие предметы учебной программы, по-
тому что содержат материал необходимый детям для социальной адаптации.
Усвоение через пение нравственно-эстетических норм и формирование спо-
собности к сопереживанию, умение различать добро и зло, уважать труд, бе-
режно относиться к живой природе, с нежностью обращаться с близкими, быть
уважительными со взрослыми и со сверстниками – эти и ещё ряж положитель-
ных навыков, которые могут быть заложены с помощью музыки и пения, му-
зыкальных занятий, праздников. Надо помнить и учитывать тот факт, что для
формирования социального опыта учащимися в процессе музыкального вос-
питания является накопление и обогащение жизненных впечатлений, наличие
накопленного достаточного эмоционально-чувственного и художественного
опыта.
Ещё один аспект данной проблемы в том, что важно расширять,
насколько возможно, кругозор детей – и музыкальный, и общий за счёт посте-
пенного увеличения объёма информации, хотя это и общеизвестный педагоги-
ческий принцип, а также обеспечить усвоение содержания предлагаемого ма-
териала, работать над целостным видением воображаемых героев музыкаль-
ных произведений, образов, характеров героев, пробуя после прослушивания
делать собственные выводы, обсуждать, спорить, доказывать, высказывать
своё мнение, поскольку муз/произведения расширяют представления об окру-
жающей жизни, вводят в особый мир чувств, эмоциональных открытий, пере-
живаний души (насколько это возможно у детей с ОВЗ), вовлекают в творче-
ство, в фантазию. Здесь можно использовать игровые задания типа «Слышу –
воображаю!», «Вижу – воображаю!» и др.
Коррекционная работа с детьми показывает эмоциональные состояния
(радости, тревоги, печали, удивления и др.), и именно музыка поможет детям
научиться этим эмоциональным проявлениям. Это надо знать, это надо испы-
тывать и по-настоящему – учась этому воспитанники опять же накапливают
социальный опыт.
Подытоживая рассуждения на тему накопления социального опыта с
помощью музыки и пения, надо сказать, что только целостная, целенаправлен-
ная, комплексная и взаимосвязанная работа в условиях коррекционного обу-
чения и практической направленности даст положительные результаты. Ра-
бота педагогов важна, ответственна, морально трудна, но трудимся мы ради
наших детей, которые должны стать не изгоями, а полноценными членами об-
щества.