Напоминание

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках литературы посредством обогащения речи крылатыми выражениями»


Авторы: Радаева Алёна Валерьевна, Ермохина Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель иностранного языка
Учебное заведение: МКОУ Оськинская СШ, МКОУ Чамзинская СШ
Населённый пункт: Инзенский район, Ульяновская область
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках литературы посредством обогащения речи крылатыми выражениями»
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогический опыт: «Развитие функциональной грамотности школьников на

уроках литературы посредством обогащения речи крылатыми выражениями».

Авторы: Радаева А.В., Ермохина О.Н.

Тема нашего педагогического опыта: «Развитие функциональной грамотности

школьников на уроках литературы посредством обогащения речи крылатыми

выражениями».

О функциональной грамотности последнее время очень много говорят. Это

связано с международными исследованиями (PIRLS, TIMSS, PISA). Российские

учащиеся в исследовании PISA показывают недостаточно высокие результаты.

Конечным

результатом

обучения

по

А.А.

Леонтьеву,

должно

быть

«взращивание функционально грамотной личности» - личности, которая «способна

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и

навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Современный человек должен обладать многими видами функциональных

грамотностей. А одними из важных показателей их являются речевые умения.

Как учителя, мы видим свою задачу в том, чтобы ученики могли, как говорил

Ушинский «… извлекать из мёртвой буквы живой смысл», могли свободно, понятно

и красиво выражать свои мысли, могли написать сочинение, отвечать на вопросы, не

испытывая затруднений в построении фраз, умели находить информацию в сети

Интернет и в любых печатных источниках. Этот перечень не полный, но он входит в

набор конкретных индикаторов функциональной грамотности, который был

разработан

по

результатам

международного

исследования

функциональной

грамотности.

Мы

живём

в

цифровой

век,

бороздим

просторы

Интернета,

учимся

дистанционно, общаемся в социальных сетях. Это имеет как большие плюсы для

подрастающего поколения, так и огромные минусы. Минусы в том, что речь

школьников становится бедной, односложной, ведь в формате коротких сообщений

нет необходимости образно излагать свои мысли. Словарный запас современных

школьников сводится к минимуму.

А ведь речь – это волшебный инструмент влияния на сознание и подсознание

человека.

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит», - говорят о человеке,

которого приято слушать, настолько красиво он излагает свои мысли.

А что может украсить нашу речь? – Использование крылатых выражений!

Следуя за Максимовым С.В., мы трактуем «крылатое выражение» в более

широком

смысле

и

обозначаем

им

пословицы,

поговорки,

афоризмы,

фразеологизмы, цитаты и т.д. (народные присловья, идиомы).

В

художественной

литературе,

в

повседневном

общении

пословицы,

поговорки и крылатые слова служат выразительности речи, ее образности и

живости.

Варианты работы с крылатыми выражениями могут быть разными и могут

использоваться на разных этапах урока. На примере комедии “Горе от ума”

Александра Грибоедова (9 класс) рассмотрим некоторые приемы работы с

крылатыми выражениями

1. Приём «Замкнуть кольцо» помогает выстроить структуру урока. Цель

этого приёма - смотивировать учеников на работу; нацелить не на механическое, а

осознанное выполнение задания и потом подвести итог урока.

Например, «Я странен, а не странен кто ж?» (беседа о Чацком)-в качестве

название урока, или начало урока с лозунга: «Будем вечно прославлять ту женщину,

чьё имя – Мать!». Афоризмом настраиваем на тему, а в конце урока снова

возвращаемся к данному выражению.

2. Приём «До и после»

Учащимся предлагаются цитаты и фразеологизмы из произведения, с

которыми они работают дважды: до чтения художественного текста и после

знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Здесь ученики проявляют

свою креативность. До прочтения произведения они трактуют данные выражения с

позиции своего жизненного опыта или знаний, или просто включают воображение.

Например: Ба! Знакомые всё лица! (Фамусов кому?) Спрашиваю учеников

где можно услышать эту фразу? Ответы учеников – в классе (учитель увидел на

уроке прогульщика); врач увидел пациента, в полицейском участке и т.д.

Или «Счастливые часов не наблюдают» (Кто кому?) Варианты учеников:

дети за компьютерами, обгоревшие на пляже люди.

«Всё врут календари». (Хлестова) Кому? Варианты учеников: Когда зимой

расцветают цветы, а в мае заносит всё снегом.

«И дым Отечества нам сладок и приятен» (Чацкий) Дети: Как надпись к

картинке, где дымят заводские трубы; из выхлопной трубы отечественной машины

дым валит.

Данный приём на начальном этапе развивает креативность, а затем

- способствует вдумчивой работе с текстом,

- учит критически воспринимать информацию,

- делать выводы о точности и ценности информации.

3. Приём «Мозайка».

Используя этот прием, предлагаем ученикам разложить в правильной

последовательности крылатые выражения согласно содержанию текста. Использую

метод «Перевёрнутый класс», который позволяет компенсировать нехватку времени

на уроке. Задание выполняют дома, а в классе мы обсуждаем результат.

Это могут быть цитаты и фразеологизмы из всего произведения, если

небольшого объёма, или его части (главы).

Пример:….. “Горе от ума”, Действие I – крылатые выражения, афоризмы,

цитаты:

1. “…Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2)

2. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3)

3. “Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4)

5. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6)

6. “Где ж лучше?” (София) “Где нас нет”. (Чацкий, явление 6)

Ученики не только находят в тексте данную цитату, но и оценивают её в

контексте собственных знаний - устанавливают связи, которые не высказаны

автором напрямую, интерпретируют их.

4. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это приём мы взяли из технологии развития критического мышления. Он

используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

- умение формулировать вопросы;

- умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.

Прием используется на стадии вызова, на стадии осмысления, слушания; при

размышлении.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Согласны с этим?

Дайте объяснение, почему… ?

Почему вы думаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если…?

Согласны ли вы, что… ?

Верно ли… ?

Например:

1. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». (Молчалин)

1. «Тонкий» вопрос

Чьи это слова?

Кому они адресованы?

Когда?

2. «Толстый» вопрос

Дайте объяснение, почему он так сказал?

Согласны ли вы с этим? Предположите, что будет, если все не будут/будут своё

суждение иметь?

Действительно ли Молчалин следует в жизни этому принципу?

5. Приём «Авторский текст».

Используя крылатые выражения из произведения, составить текст-миниатюру

(историю, диалог и т.д.), сочинить свой рассказ, чтобы ключевую идею отражала

данная цитата, крылатое выражение. В одной истории могут быть объединены

несколько афоризмов.

Например:

Иванов опоздал на урок. Стук в дверь.

Учитель: Кто хочет к нам пожаловать, изволь! Дверь отперта для званых

и незваных.

Входит Иванов.

Учитель: Ба! Знакомые всё лица! Почему опоздал?

Иванов: Переводил старушку через дорогу.

У: (скептически) Свежо предание, да верится с трудом. А мне сказали – ты

проспал.

И: Ах, злые языки страшнее пистолета.

У: Иванов, ты выучил монолог Чацкого?

И: Начинает читать, запинается, бубнит что-то невнятное.

У: Читай не так как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

И: продолжает, но опять запинается, сбивается.

У: Смесь французского с нижегородским. Садись «2».

И: (с досадой) Я так и знал. Сон в руку.

6. Приём «Под другим углом» (зрения)

Используя известный афоризм, создайте современную рекламу, антирекламу,

объявление, вывеску, слоган и т.д. (лозунг, плакат)

Например:

«Где хорошо? – Там где нас нет!» - плакат на экологическую тему.

«Рассудку вопреки, наперекор стихиям» (антиреклама – зацеперы)

Реклама такси «Карету мне, карету!

Из последних – призыв к самоизоляции: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!»

Итак, классическая русская литература — это неисчерпаемый кладезь мудрости и

бессмертных крылатых фраз, которые придают особую меткость и выразительность

нашей речи. Напоминая о замечательной мысли, воскрешая в памяти важные обсто-

ятельства, интересные факты, они дают нам возможность заменять пространные

объяснения кратким выразительным предложением или сочетанием и будут акту-

альны во все времена. Так и давайте следовать заповеди Геродота: «Издревле есть у

людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться».



В раздел образования