Автор: Гильманова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Е. Гильманова, воспитатель реабилитационной группы №1
«Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»,
г. Губкин, Белгородская область
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагогический
коллектив
нашего
социально-реабилитационного
центра проводит углубленную работу по обучению детей правилам
безопасного поведения на дорогах.
Анализ статистических данных, позволил выявить основные причины
дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать
свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с
учетом соблюдения дидактических принципов были определены задачи
обучения.
Обучение правилам безопасного поведения детей 4-го года жизни
Учить различать виды наземного транспорта.
Формировать представление об улице, ее основных частях.
Дать первоначальные знания о сигналах светофора.
Обучение правилам безопасного поведения детей 5-го года жизни
Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Познакомить
с
классификацией
транспорта:
наземный,
водный,
воздушный.
Формировать
навыки
культурного
поведения
в
общественном
транспорте.
Расширить
представления
об
улице
новыми
сведениями
(одностороннее и двухстороннее движение).
Уточнить знания о назначении светофора.
Обучение правилам безопасного поведения детей 6-го года жизни
Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об
улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими,
запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
Обучение правилам безопасного поведения детей 7-го года жизни
Расширять знания о городском транспорте.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Обучение правилам дорожного движения (ПДД) решили проводить не
только в строго отведенные часы, но и на занятиях по разным видам
деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи, театрализованная
деятельность, музыкальные занятия), а также совершенствовать целевые
прогулки и экскурсии.
Определили, что основным средством решения поставленных задач
должна стать игра.
В младшем возрасте использовали разнообразные виды подвижных игр
и их варианты. Например.
«Воробушки и автомобиль»
Цель. Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях.
Игра проводится по известному сценарию, но по ходу ее воспитатель
обращается к детям с вопросами: «Как воробушки будут перелетать дорогу?
Быстро, опережая друг друга или не торопясь, внимательно глядя по
сторонам?»
Вариант игры
Цель.
Способствовать
развитию
умений
ориентироваться
в
пространстве, знать и понимать понятия «далеко», «близко», «слева».
«справа», «около».
Воробушки спокойно прыгают и играют на площадке, около дома.
Воспитатель говорит: «Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны!»
Дети уходят подальше от проезжей части. После слов педагога «Автомобиль
далеко» продолжают прыгать и играть.
В средней группе предпочтение отдаются сюжетно-ролевой игре, в
которой знания детей уточняются и расширяются.
«Автобус»
Цель.
Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного
транспорта. Формировать культуру поведения в общественном транспорте,
на дороге.
Дети вместе с воспитателем «едут в автобусе». Педагог попутно задает
вопросы: «Кто управляет автобусом? По какой части улицы мы едем? По
какой стороне дороги движется автобус? Какой транспорт нам встречается на
дороге? Приближается к остановке. Что такое остановка? (На остановке
выходят и входят пассажиры.) В какую дверь пассажиры должны входить и в
какую выходить их автобуса? Кому нужно уступать место в автобусе?» и т.д.
Игру можно усложнить: ввести новую сюжетную линию, требующую
дополнительных участников игры. Например.
Воспитатель. Едем в автобусе, все сидят спокойно на своих местах,
никто не шумит, чтобы не мешать водителю. Подъезжаем к светофору.
- Почему остановился автобус?
- Что означают сигналы светофора?
- Как ведут себя пешеходы?
(Участники игры - пешеходы - демонстрируют правила перехода
улицы по сигналам светофора.)
Рекомендуемые
игры:
«Бензозаправочная
станция»,
«Аэропорт»,
«Автопарк» и др.
Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание
предметно-развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить знания,
изготовили макет улицы (см. фото).
К 5-6 годам (старшая группа) дети приобретают определенное
количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому
следующий этап работы - интеллектуально-игровая деятельность в виде
занимательных
игр,
упражнений,
логических
задач,
головоломок,
кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Интеллектуальные
игры
по
формированию
основ
безопасности
поведения
на
дорогах
можно
использовать
в
определенной
последовательности:
- настольно-печатные, словесные, дидактические;
- игры на основе загадок;
- ребусы, кроссворды, головоломки (готовые, авторские);
- решение проблемных ситуаций;
- творческие игры («На что похоже?», «Что может быть?»);
- небылицы, карты фантазий;
- графическое моделирование (сочинение собственных сказок на
основе моделей);
- создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.
Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным, использовали
разнообразные формы работы с семьей: лекции, консультации.
Всех взрослых объединяла единая цель: сохранить жизнь и здоровье
детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-
транспортных ситуациях.