Напоминание

"Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность"


Автор: Гильманова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е. Гильманова, воспитатель реабилитационной группы №1

«Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»,

г. Губкин, Белгородская область

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагогический

коллектив

нашего

социально-реабилитационного

центра проводит углубленную работу по обучению детей правилам

безопасного поведения на дорогах.

Анализ статистических данных, позволил выявить основные причины

дорожных нарушений:

- незнание дошкольниками элементарных правил;

- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать

свои силы и возможности;

- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с

учетом соблюдения дидактических принципов были определены задачи

обучения.

Обучение правилам безопасного поведения детей 4-го года жизни

Учить различать виды наземного транспорта.

Формировать представление об улице, ее основных частях.

Дать первоначальные знания о сигналах светофора.

Обучение правилам безопасного поведения детей 5-го года жизни

Продолжать учить различать виды наземного транспорта.

Познакомить

с

классификацией

транспорта:

наземный,

водный,

воздушный.

Формировать

навыки

культурного

поведения

в

общественном

транспорте.

Расширить

представления

об

улице

новыми

сведениями

(одностороннее и двухстороннее движение).

Уточнить знания о назначении светофора.

Обучение правилам безопасного поведения детей 6-го года жизни

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об

улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими,

запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.

Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

Обучение правилам безопасного поведения детей 7-го года жизни

Расширять знания о городском транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными знаками.

Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Обучение правилам дорожного движения (ПДД) решили проводить не

только в строго отведенные часы, но и на занятиях по разным видам

деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи, театрализованная

деятельность, музыкальные занятия), а также совершенствовать целевые

прогулки и экскурсии.

Определили, что основным средством решения поставленных задач

должна стать игра.

В младшем возрасте использовали разнообразные виды подвижных игр

и их варианты. Например.

«Воробушки и автомобиль»

Цель. Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях.

Игра проводится по известному сценарию, но по ходу ее воспитатель

обращается к детям с вопросами: «Как воробушки будут перелетать дорогу?

Быстро, опережая друг друга или не торопясь, внимательно глядя по

сторонам?»

Вариант игры

Цель.

Способствовать

развитию

умений

ориентироваться

в

пространстве, знать и понимать понятия «далеко», «близко», «слева».

«справа», «около».

Воробушки спокойно прыгают и играют на площадке, около дома.

Воспитатель говорит: «Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны!»

Дети уходят подальше от проезжей части. После слов педагога «Автомобиль

далеко» продолжают прыгать и играть.

В средней группе предпочтение отдаются сюжетно-ролевой игре, в

которой знания детей уточняются и расширяются.

«Автобус»

Цель.

Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного

транспорта. Формировать культуру поведения в общественном транспорте,

на дороге.

Дети вместе с воспитателем «едут в автобусе». Педагог попутно задает

вопросы: «Кто управляет автобусом? По какой части улицы мы едем? По

какой стороне дороги движется автобус? Какой транспорт нам встречается на

дороге? Приближается к остановке. Что такое остановка? (На остановке

выходят и входят пассажиры.) В какую дверь пассажиры должны входить и в

какую выходить их автобуса? Кому нужно уступать место в автобусе?» и т.д.

Игру можно усложнить: ввести новую сюжетную линию, требующую

дополнительных участников игры. Например.

Воспитатель. Едем в автобусе, все сидят спокойно на своих местах,

никто не шумит, чтобы не мешать водителю. Подъезжаем к светофору.

- Почему остановился автобус?

- Что означают сигналы светофора?

- Как ведут себя пешеходы?

(Участники игры - пешеходы - демонстрируют правила перехода

улицы по сигналам светофора.)

Рекомендуемые

игры:

«Бензозаправочная

станция»,

«Аэропорт»,

«Автопарк» и др.

Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание

предметно-развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить знания,

изготовили макет улицы (см. фото).

К 5-6 годам (старшая группа) дети приобретают определенное

количество знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому

следующий этап работы - интеллектуально-игровая деятельность в виде

занимательных

игр,

упражнений,

логических

задач,

головоломок,

кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Интеллектуальные

игры

по

формированию

основ

безопасности

поведения

на

дорогах

можно

использовать

в

определенной

последовательности:

- настольно-печатные, словесные, дидактические;

- игры на основе загадок;

- ребусы, кроссворды, головоломки (готовые, авторские);

- решение проблемных ситуаций;

- творческие игры («На что похоже?», «Что может быть?»);

- небылицы, карты фантазий;

- графическое моделирование (сочинение собственных сказок на

основе моделей);

- создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.

Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным, использовали

разнообразные формы работы с семьей: лекции, консультации.

Всех взрослых объединяла единая цель: сохранить жизнь и здоровье

детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-

транспортных ситуациях.



В раздел образования