Напоминание

"Разнообразие игровых методов в воспитательной – образовательной работе с детьми"


Автор: Васильева Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: с.Ныда,Надымский район, Я.Н.А.О.
Наименование материала: проект
Тема: "Разнообразие игровых методов в воспитательной – образовательной работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Разнообразие игровых методов в воспитательной – образовательной работе с

детьми»
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Паспорт проекта
Автор проекта Васильева Надежда Юрьевна Нормативно – правовые основы разработки проекта 1. Конвенция ООН о правах ребенка; 2. Закон РФ «Об образовании»; 3. Типовое положение о дошкольном учреждении; Наименование проекта « Разнообразие игровых методов в воспитательной- образовательной работе с детьми» Тип проекта Практико-ориентированный Продолжительность проекта Долгосрочный Цель проекта Привлечение внимания родителей к теме: «Игра в жизни дошкольника» Задачи проекта Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями Привлечь к участию в реализации проекта педагогов- специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка и родителей Развивать педагогическую компетентность родителей. Сроки реализации Учебный год Участники проекта Воспитанники, педагоги, родители Итоги практической Активизирована познавательная активность детей, развивая
деятельности проекта мышление и интеллект Дети имеют первичные представления о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни У детей развиты навыки: доброжелательного отношения друг к другу, оказания помощи в игре, совместной игровой деятельности Сформированы ведущие компетенций детей: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность. Развита педагогическая компетентность родителей в области игрового общения взрослых и детей Изменена предметно-развивающая среда ДОУ, обеспечивающая развитие и саморазвитие различных направлений развития детей Практическая значимость Проект способствует более успешному развитию навыков игрового общения взрослого с ребенком на разных этапах его развития Основная функция игротеки:  создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной активностью;  развитие познавательных способностей и стимулирование развития познавательной активности детей, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;  создание на базе игротеки практико-консультативного центра для родителей: чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение, для родителей, чьи дети воспитываются в домашних условиях, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проекта
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Как показали исследования: основные заботы современных родителей - это умственное развитие ребенка и подготовка к школе (посещение воскресных, развивающих школ, кружков и т.д.), а так же физическое (здоровьесберегающее) и эмоциональное развитие. Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры
приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется. Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введение Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования» игра ребенка дошкольного возраста относится к образовательной области «Социализация», содержание которой, в частности, заключается в «приобщении к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)» К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие в дошкольной педагогике (Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Начиная с середины XIXв. бытовали самые разнообразные и нередко противоположные мнения о происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка. На фоне разных мнений в отношении к игре детей дошкольного возраста в 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Направление было развернуто в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Основную необходимость участия взрослого в игре детей авторы концепции видели в том, что в естественных условиях была нарушена межпоколенная преемственность передачи игровых навыков по разным причинам социально-экономического характера. Взрослый в такой ситуации выступал в качестве носителя способов игры, необходимых для дальнейшего развития игры как культурной деятельности. Взаимодействие взрослого с детьми строилось на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок. На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным
подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми. Этими проблемами обусловлена
актуальность проекта.

Основная

проблема

проекта:
Развитие навыков общения взрослых и детей в совместной игровой деятельности.
Новизна:
создание игротеки в ДОУ, для развития совместной игровой деятельности взрослых и детей, создание на базе игротеки практико-консультативного пункта для родителей: чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение, для родителей, чьи дети воспитываются в домашних условиях, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
Привлечение внимания родителей к детской игре.
Задачи:
Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру. Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями. Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка и родителей. Развивать педагогическую компетентность родителей.
Основные принципы проекта:
1. Принцип целенаправленности. 2. Принцип систематичности. 3. Принцип доступности. 4. Принцип наглядности. 5. Принцип интегрированного подхода. 6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Механизмы реализации проекта
Реализация поставленных задач проходит в три этапа: • I этап - подготовительный • II этап - практический
• III этап - итоговый
I этап - подготовительный
№ Направление работы Содержание деятельности сроки 1 Работа с детьми Диагностика игровой деятельности Интервью детей «Как я люблю играть?» Сентябрь 2 Взаимодействие с родителями Ознакомление с проектом родителей. Анкетирование родителей. Совместная деятельность. Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей об игре», «Условия для развития игровой деятельности детей в семье» Папка-передвижка «Организация игровой деятельности детей» Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми» 3 Работа педагогов Изучение педагогической литературы. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, составление картотеки игр в ДОУ и семье. Планирование мероприятий по реализации проекта. Диагностика родительской анкеты на тему «Как мы играем с ребенком?» Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников) Подборка консультативного материала для родителей.
II этап –практический
Направление работы Содержание деятельности Сроки 1 Работа с детьми
Совместная и самостоятельная игровая

деятельность

Познание:
составление описательных рассказов, рассказов по картине, из личного опыта; закрепление свойств и качеств материала (из какого материала сделана игрушка); беседы об игрушках и бережном отношении к ним; рассматривание альбомов Октябрь- апрель
«Моя семья», «Профессии», «Наша группа»
Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность:
изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, поделки из природного материала.
Труд:
мытье игрушек, стирка кукольного белья 2 Взаимодействие с родителями Пополнение предметно - игровой среды ДОУ (оказание адресной помощь в развитие условий для осуществления детьми права на игру) Совместная игровая деятельность родителей и детей. Семинар – практикум «Игра в жизни наших детей» Демонстрации видеороликов с сюжетно- ролевыми играми детей. Вечерний факультатив для детей и родителей «Моя любимая игрушка», где папы, мамы и даже бабушки знакомят ребят со своими любимыми игрушками. Индивидуальные консультации, памятки, мастер - классы «Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата», «Организация игровой деятельности детей» Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми». Совместное художественно творчество «Моя любимая игрушка». Подборка игр к выставке «Карнавал игры». Встреча с интересным человеком (родителем, увлекающимся изготовлением поделок и игрушек из соленого теста) 3 Работа педагогов Организация образовательной, игровой деятельности. Организация игротеки, выставок, подготовка и проведение развлечения. Показ открытого занятия кружка «Театральная мозаика» «Развиваем коммуникативные способности и эмоции» (совместные игры детей и родителей). Психолого-педагогический тренинг «Роль педагога в организации игры» Консультация «Организация сюжетной игры
детей в детском саду» Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.
III этап – итоговый
№ Направление работы Содержание деятельности сроки 1 Работа с детьми Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала. Создание книги, иллюстрированной детьми « Моя любимая игрушка». Выставка детских рисунков Обобщение опыта работы май 2 Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей 3 Работа педагогов Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. Создание видеоролика на тему «Как мы играем в детском саду»
Предполагаемый результат

в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта.
Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении. Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества. Сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями. Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности. Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями. Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.

Способы оценки результативности проекта
Критерии Показатели Методы изучения Уровень знаний детей Ответы детей Анкетирование Беседа Викторины Уровень познавательного интереса у детей Участие в игровой деятельности Беседа Уровень творческой активности Участие в творческих конкурсах, в развлечениях Наблюдение Уровень интереса педагогов к материалу Востребованность мероприятий по обмену опытом Беседа Индивидуальное консультирование Анкетирование Востребованность методического материала Беседа Индивидуальное консультирование Анкетирование Уровень активности родителей Численность родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада Наблюдение Анализ
Дальнейшее развитие проекта.
Создание игровой комнаты для родителей. Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации сюжетно- ролевой игры. Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме. Создание альбома «Моя семья» с новыми разделами «Наши увлечения», «Больше всех с мамой (папой) мне нравится…» Организация встречи с интересным человеком – раз в месяц.
Методическое обеспечение проекта:
Программы: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2. Программа Развития ДОУ.
Методические пособия: Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком» Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Игры с правилами в детском саду»
Список литературы:
Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. «Вместе с семьей: по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей» А.В. Дронь, О.Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина, Т.А. Котова и др. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика» А.Н. Давичук «Обучение и игра»8. В.П. Исаенко «Игры наших детей» М.Г. Агевелян. Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» Журнал «Дошкольное воспитание №12 2004г., №8 2008г., №11 2009г. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011г., №2 2012г.. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2009г. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком» Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Игры с правилами в детском саду»


В раздел образования