Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы"
Автор: Закирова Рамзия Минсаетовна Должность: учитель татарского языка Учебное заведение: МБОУ "Болгарская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов" Спасского муниципального района РТ Населённый пункт: Г.Болгар.Спасский район Наименование материала: статья Тема: Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы" Раздел: среднее образование
на тему: «Применение инновационных технологий для развития
коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках
татарского языка и литературы»
Выполнила
учитель татарского языка
Закирова Рамзия Минсаетовна
Применение
инновационных
технологий
для
развития
коммуникативных
способностей
у
русскоязычных
учащихся
на
уроках
татарского
языка
и
литературы.
В
настоящее
время
школа,
так
же
как
и
все
образование
в
целом,
повернулась
к
личности
ученика
и
пытается
создать
все
условия
для
становления
его
как
субъекта
жизни.
Основным
результатом
своей
деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков
по
татарскому
языку
и
литературе.
Умение
их
применять
на
практике.
Обучение
будет
успешным,
если
знания,
умения,
навыки
усваиваются
учащимися
в
строгой
последовательности,
постепенно
в
порядке
вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по
ступеням. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение
детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять
на практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в
работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели. При
изучении
любого
языка
мира
человек
старается
научиться
его
коммуникативной
деятельности.
Поэтому,
я
будучи
учителем
татарского
языка и литературы работаю над методической темой, которая звучит так:
«Применение инновационных технологий для развития коммуникативных
способностей
у
русскоязычных
учащихся
на
уроках
татарского
языка
и
литературы». В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении
новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и
методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью
обучения
татарскому
языку
как
иностранному,
является
формирование,
развитие
коммуникативной
деятельности
школьников
и
обучение
практическому овладению языком.
Сегодня
можно
с
уверенностью
сказать,
что
компьютер
как
новое
техническое
средство
начинает
активно
внедряться
во
все
сферы
преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в
зависимости
от
целей,
задач,
этапа
обучения
и
др.
Эффективность
применения информационных технологий на уроках татарского языка не
подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве
средств
обучения
можно
назвать
субъектную
ориентацию,
гибкость
и
вариативность.
Компьютер
помогает
повысить
уровень
преподавания,
обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь,
наконец,
стимулом
в
обучении.
Освоение
компьютерных
технологий
позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более
гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию
обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую
составляющую работы как ученика, так и учителя.
Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю
текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные
учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Я подготовила
обширные
коллекции
иллюстративного
и
познавательного
материала
по
произведениям
и
биографическим
данным
писателей.
На
уроки
и
внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды. Так же даю детям
творческие задания делать презентации с помощью программы Microsoft
Office Publisher , для составления и анализа своей деятельности Microsoft
Office
Excel
Обычно
мультимедийную
технологию
использую
при
подготовке
и
проведении
интегрированных
уроков.
Например,
в
компьютерном классе провожу урок татарской литературы, подготовив для
этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями,
видеоклипами,
звуком).
Эту
презентацию
использую
во
время
уроков
–
лекции,
уроков-бесед.
Я
считаю,
что
мультимедийное
пособие
для
самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим
материалом.
В
моем
опыте
стало
традицией
отработка
орфографической
зоркости
учащихся
через
словарные
диктанты,
морфологический
разбор
слов,
исследовательские
задания
,
корректурные
упражнения,
комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся
добиться
высоких
результатов
на
ЕРЭ.
Использование
ИКТ
в
процессе
обучения
способствует
повышению
интереса
к
изучаемому
предмету,
созданию
необходимого
эмоционального
настроя
на
уроке,
вовлечению
учащихся
в
активную
творческую
деятельность,
формированию
интеллектуально
развитой
личности,
умения
самостоятельно
решать
возникающие в реальной жизни проблемы. Использование интерактивной
доски
и
возможностей
мультимедиа
позволяет
сделать
уроки
яркими,
образными,
легко
запоминающими.
Я
в
своей
практике
с
помощью
интерактивной
доски
изменяю
информацию
или
передвигаю
объекты,
создавая новые связи, удаляю и вставляю надписи, добавляю комментарии к
текстам,
иллюстрациям,
выделяю
ключевые
области
и
меняю
цвета
изображений.
При
этом
вслух
рассуждаю,
комментируя
свои
действия
,
постепенно
вовлекая
учащихся
в
исследовательскую
деятельность
и
побуждая их записывать идеи на доске
Заранее подготовленные тексты,
таблицы, картинки, музыка, тематические СD-ROMы, а так же добавление
гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет- ресурсам задают уроку
необходимый темп. Не тратится много времени на то, чтобы написать текст
на
обычной
доске
или
перейти
от
экрана
к
клавиатуре.
Все
ресурсы
комментируются
на
экране
с
использованием
инструмента
Перо,
записи
сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий используется
во время проверки знаний учеников.
С
помощью
компьютера
на
уроках
татарского
языка
и
литературы
увеличивается
объем
тренировочных
упражнений,
дифференцируются
по
степени трудности
Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный
фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученик.
Таким
образом,
компьютер
способствует
формированию
у
учащихся
рефлексии
своей
деятельности,
поскольку
наглядно
представляет
обучающемуся результат его действий
Так
же
интерактивная
доска
используется
учащимися
при
создании
собственных текстов (в частности, моделировании выступления, заключения
к
сочинению).
Ученики
создают
тексты.
Некоторые
фрагменты
работ
демонстрируются
на
доске
и
анализируются
их
содержание,
речевое
и
грамматическое
оформление.
По-моему,
такой
вид
работы
повышает
внимание
учащихся
к
работе
над
словом.
Применение
информационно-
коммуникативных
технологий
помогает
удовлетворить
образовательные
потребности
школьников
в
углубленном
изучении
татарского
языка
и
литературы.
Опыт
показывает,
что
в
процессе
обучения
татарскому
языку
как
иностранному,
компьютер
может
выполнять
функции,
которые
должны
обе спечивать
формирование
языковой
или
ком м у н и кат и в н о й
компетентности: осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
моделировать
реальные
речевые
ситуации
с
помощью
графики,
мультипликации
и
видео,
создавать
эффект
контакта
с
языковой
средой;
наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опоры
в процессе учебного диалога; обеспечивать общение на изучаемом языке с
помощью компьютерных линий связи.
Неоспорима
польза
электронных
учебных
изданий.
Например,
в
качестве
тренажера
для
индивидуальной
работы
обучаемых,
можно
использовать
электронный
самоучитель
татарского
языка
под
авторством
Ф.Г.Ахмадиевой «Татар теле 2002» и диск к учебнику Нигматуллиной Р.Р.
«Татарча да яхшы бел». В моей лаборатории имеются сборник CD- и DVD-
дисков
под
названиями
«Знаменитые
личности»
о
писателях,
поэтах,
композиторах, где есть не только биографические данные, но и где артисты
читают отрывки из изучаемых произведений, стихи, исполняют песни на их
стихи. Все эти диски предназначены для использования на уроках татарского
языка и литературы в татарских группах. Для работы в русских группах я
создаю презентации, которые доступны для
понимания русскоязычному
ребенку
(например,
о
Б.Урманче,
Г.Тукае,
М.Джалиле,
А.Алише
и
др.
писателях
и
поэтах).
Их
показываю
во
время
уроков,
внеклассных
мероприятий.
Для первичного ознакомления на уроке новыми словами я использую
программу ACDSee. Эта программа просмотра файла (показ). Например, по
теме «Достопримечательные места г.Казани РТ» я подобрала ряд картин. Их
можно использовать во время монолога и диалога.
На
уроках
проверки
и
закрепления
полученных
знаний,
умений
и
навыков
использую
тесты.
Для
этого
есть
специальные
программы.
Например, программа «My Test», которая представляет
из себя вопрос и
готовые ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Даже если
ребенок
наугад
поставит
галочку,
есть
возможность
получить
удовлетворительную
оценку.
Часто
использую
в
своей
деятельности
программа Power Point, которая позволяет мне подготовить презентацию по
жизни
и
творчеству
любого
поэта
и
писателя,
а
также
для
любых
мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном
уровне
любому
ученику
и
любой
последовательности.
Я
составляю
презентации и для предъявления правил на
уроке по изучению нового
материала, а также для его закрепления.
Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, использую
программу
Picture
Manager.
С
его
помощью
можно
изменить
рисунок:
вырезать, улучшить контраст, цвет, повернуть и т.д.
В презентацию можно поставить звук, музыку, фильм. Например, для
вставки музыки, её необходимо переработать в программе Jet-audio, так как в
презентациях воспроизводится только стиль way.
В программе Excel удобно составлять кроссворды, шарады, различные
головоломки
В
настоящее
время
я
изучаю
программное
обеспечение
SMART
Notebook
для
работы
с
интерактивной
доской.
Оно
позволяет
создавать
записи, которые могут включать различные виды
информации (тексты,
схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими
возможностями.
В
будущем
планирую
изучить
программу
Macromedia
F L A S H ,
к о т о р а я
п о з в о л я е т
с о з д а в а т ь
м у л ь т ф и л ь м ы .
Разнообразие
стилей
и
общения,
обучения
на
уроке,
использование
мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание
урока,
ускоряет
темп
его
проведения,
повышает
интерес
к
изучению
не
такого уж и легкого предмета как татарский язык.