Напоминание

"Учим общению детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий"


Автор: Танасоглу Олеся Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 101
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: проэкт
Тема: "Учим общению детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогический проект

«Учим общению детей старшего дошкольного возраста посредством

игровых технологий»

Содержание:
1. Паспорт педагогического проекта…………………………….......……......….3 - Актуальность…………………………………………………………………......…...3 - Инновационная направленность……………………………………………......…...4 - Практическая значимость…………………………………………………................4 - Социальная значимость…………………………………………………...........…….5 - Принципы …………………………………………………………………….…..........5 2. Цель, задачи, этапы работы над проектом……………………........…………...5 3. Понятие коммуникативных способностей, содержание игровых технологий ...6 4. Цель, задачи работы с воспитанниками, ожидаемый результат……........….…7 5. Содержание работы воспитанниками, ……………........………………………..8 6. Условия реализации педагогического проекта: - Партнерское взаимодействие участников проекта………………….....……...........9 - Средства развития и диагностики……………………………………..........…..........9 - Ресурсы………………………………………………………………….................….10 7. Социальный эффект……………………………………………….……...............11 8. Оценка результатов…………………………………………......……...............11 9. Используемая литература…............................…………………………......…..12 Приложение 1 Приложение 2 2

1.

Паспорт проекта

Название проекта:
«Учим общению детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Вид проекта:
практико-ориентированный
Продолжительность:
долгосрочный (2 года)
Формы работы:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Участники:
воспитанники группы старшего дошкольного возраста, родители воспитанников
Партнеры:
воспитатели ипедагоги – специалисты детского сада.
Автор педагогического проекта:
Танасоглу Олеся Константиновна
Актуальность

темы:
Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности. Умение ребенка общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками связывают с коммуникативными способностями. В отечественной дошкольной педагогике накоплен большой опыт по развитию диалогической речи и коммуникативных способностей. Данными вопросами занимались Л.С.Выготский, М.И.Лисина, А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Л.А.Венгер и др. До недавнего времени больше внимания в теории и практике уделялось развитию связной монологической речи, диалогическая речь рассматривалась как бытовая ситуативная. Поэтому развитие ее происходило стихийно, не организовано. Это, в совокупности, с негативным влиянием социальной среды привело к тому, что дети стали испытывать затруднения в сфере общения (выражаются они в недостаточном развитии диалогических высказываний, умении слушать, договариваться, соблюдать нормы поведения и речевого этикета). Наблюдения показывают, что и у наших воспитанников встречаются трудности в освоении некоторых способов общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В будущем, это может негативно сказаться на характере их взаимоотношений с окружающими людьми и социализацию в обществе. 3
Осознание данной проблемы побудило взяться за разработку педагогического проекта, направленного на развитие коммуникативных способностей у дошкольников старшего дошкольного возраста. Методическая литература предлагает большой выбор средств развития коммуникативных способностей, для данного проекта были выбраны игровые технологии современных авторов: Арушановой А.Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников», Шипициной Л. М. «Азбука общения, С.И.Семенака «Уроки добра», Чернецкой Л.В. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников». В ходе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов воспитанники будут развивать речь, учиться общению и взаимодействию, развивать свои коммуникативные способности. Особая роль в этом проекте отдается игровым методам и приемам, которые будут нести образовательную, развивающую и культурную функцию.
Новизна
В педагогическом проекте предусмотрена интеграция образовательных направлений (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, физическое развитие). Что позволяет образовать единое пространство для развития личности ребенка. Важное место в проекте отводится организации непосредственно- образовательной деятельности на основе деятельностного подхода. При таком подходе ребенок – не объект формирующих воздействий взрослого, а субъект взаимодействия с ним на основе сотрудничества и взаимодействия; преобладающим методом при котором является диалог; где мотивация участия исходит от самого ребенка. Новизной педагогического проекта является использование игровых технологий в непосредственно-образовательной деятельности, которые в сочетании с традиционными методами, позволяют более эффективно решать поставленные задачи. Основная сфера детской деятельности –
игра
. Поэтому игровым технологиям отводится роль средств развития коммуникативных способностей. Они развивают и обогащают коммуникативно-деятельностный опыт детей. Игровые технологии различаются по разным основаниям, но каждая из них имеет свои преимущества и возможности. В проекте используется сочетание игровых технологий, что дает возможность использования разнообразных средств обучения, обеспечивая вариативность образовательного процесса.
Практическая значимость проекта
Содержание проекта соответствует специфике формируемой части основной образовательной программы и позволяет максимально увеличить эффективность в 4
освоении задач образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». С од е ржа ние и с т руктура пед а гогич е с кого про е кт а о бл а д а ю т универсальностью, т.к. возможно его использование педагогами других образовательных учреждений; интегративностью – в результате чего можно решать задачи из нескольких образовательных областей; здоровьесбережением – т.е. реализовывать содержание, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его возможности; экономичностью, т.к. использование методических и дидактических средств не требуют затрат. Таким образом, практическая значимость заключена в возможности использования в практике педагогов результатов его исследования, форм и содержания работы.
Социальная значимость
Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. В процессе совместной деятельности ребенка с окружающими людьми возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и воспитания. В основе проекта лежат принципы: -  Принцип субъектности воспитания означает, что воспитанник - не объект воспитания и обучения, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. - Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. - Принцип развивающей и воспитывающей направленности означает введение в программу таких представлений, которые формировали бы отношение к общению, развивали систему умений (коммуникативных). -  Принцип индивидуального подхода учитывает индивидуальные особенности ребенка (уровень развития речи в целом, типологические особенности характера и др.). - Принцип комплексности методов педагогического воздействия предусматривает необходимость использования всего многообразия игровых 5
методов, техник и приемов (методы игровой коррекции, элементы психогимнастики; методы, стимулирующие речевое творчество, специальные приемы игрового типа, направленные на объединение детей и активизацию их общения). -  Принцип культурологизации выражается в усвоении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, формировании личностной культуры. - Принцип социального взаимодействия и сотрудничества предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к его воспитанию и обучению. Это система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления.
2.

Цель, задачи, этапы работы над проектом

Цель:
развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
Задачи
педагогического проекта: 1. Формировать у детей положительное отношение к окружающим людям, стремление понять их, желание общаться. 2. Развивать речь как средство общения с взрослыми и сверстниками. 3. Создать условия для развития у детей навыков общения, овладения нормами и правилами поведения, формирования правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. 4. Обучать искусству общения в различных формах и ситуациях.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап: -  постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта; -  выявление проблем в коммуникативной сфере детей конкретной возрастной группы; -  подбор методической литературы для реализации проекта; - разработка календарно-тематического плана непо средственно- образовательной деятельности. 2. Практический этап: - реализация проекта 1 года и 2 года (организация образовательной деятельности в процессе непосредственно-образовательной деятельности и в ходе режимных моментов; выявление и сравнение промежуточных результатов); - взаимодействие с родителями воспитанников, специалистами ДОУ через совместные мероприятия; -  организация совместных дел с детьми (создание книг, альбомов и др.) 3. Заключительный этап: - анализ и обобщение опыта по реализации проекта. 6

3. Понятие коммуникативных способностей, содержание игровых технологий
Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие эффективное взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Содержание коммуникативных способностей дошкольников заключается в следующем: - желание вступать в контакт (вызваны потребностью в впечатлениях, потребностью в признании и поддержке); - умение организовывать общение (воспринимать и понимать партнера по общению, обмениваться информацией, участвовать в совместных делах и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками); -  знание и соблюдение норм и правил общения. Для проектирования педагогического проекта я использовала игровые технологии Арушановой А.Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников», Шипициной Л. М. «Азбука общения, С.И.Семеняка «Уроки добра», Чернецкой Л.В. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников». В технологии А.Г.Арушановой «Развитие коммуникативных способностей» акцент делается на воспитание языковой личности дошкольника в условиях диалогического общения со взрослыми и сверстниками. Оригинальными средствами обучения в этой технологии являются: дидактические игры с лингвистическим содержанием (лингвистические игры), коммуникативные игры по принципу парного взаимодействия, диалогические игры. В технологии Л.М. Шипициной «Азбука общения» представлена методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Средствами обучения в ней являются: игры-соревнования, игры-драматизации, игры- инсценировки, психологические этюды. Технология С.И.Семенака «Уроки добра» направлена на формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. Ценными в данной технологии являются приемы обыгрывания конфликтных ситуаций, имитационные игры. В технологии Л.В.Чернецкой «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» игра рассматривается как метод развития отношений. Представлены игры на развитие эмпатии, навыков слушания, решения спорных ситуаций, навыков взаимодействия и др. В проекте используются: 7
- Лингвистические игры (направлены на развитие разных сторон речи) - Коллективные Коммуникативные игры (направлены на развитие процесса общения; умения ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения, на доверие, развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения) - Коммуникативные игры по принципу парного взаимодействия - Диалогические игры - Игры - инсценировки, игры – имитации, элементы театрализованных игр -  Игры с элементами соревнования (мини-конкурсы, мини-соревнования)  - Игры с элементами психогимнастики, психоэтюды - Игровые обучающие ситуации.
4.

Цель, задачи работы с воспитанниками, ожидаемый результат

Цель, задачи, ожидаемый результат первого года реализации проекта

2015-2016 учебный год (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Цель:
развитие у дошкольников мотивационно - потребностной сферы; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной речевой деятельности.
Задачи:
- Развивать у детей потребность в общении со сверстниками и взрослыми. - Формировать навыки речевой коммуникации: участвовать в беседах, задавать вопросы, отвечать на них, вникать в суть полученной информации и делиться впечатлениями; обсуждать со взрослым и сверстниками темы, связанные с организацией игры или других видов деятельности. -  Учить определять эмоциональное состояние людей и отражать его с помощью выразительных движений и речи (развитие мимики, жестов; умение выражать свое отношение словами). - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (умение вести себя в соответствии с нормами и правилами).
Ожидаемый

результат:
воспитанник способен устанавливать контакт со взрослым или сверстником с целью получения и обмена информацией, для организации совместной игровой и другой деятельности; умеет определять эмоциональное состояние собеседника и действовать в соответствии с ним: проявлять заинтересованность, сочувствие, заботу; владеет необходимыми для общения коммуникативными умениями и стремится поступать соответственно принятым нормам и правилам культурного поведения.
Цель, задачи, ожидаемый результат второго года реализации проекта

2016-2017 учебный год (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
8

Цель:
развитие у детей коммуникативных умений в совместной взросло- детской (партнерской) деятельности, творческое применение коммуникативно- речевых умений.
Задачи:
-  Развивать у детей навыки речевой коммуникации, формировать представления о правилах эффективного общения (умение обмениваться информацией, создавать продукты речевого творчества и представлять их публично; последовательно и понятно выражать свои мысли; умение рассказать о себе и событиях своей жизни). - Учить детей строить общение в соответствии с ситуацией. -  Развивать у детей эмпатию и эмпатийное поведение (умение понять состояние другого человека; желание помочь ему: оказать помощь или поддержку, проявить сочувствие). -  Воспитывать у детей культуру общения (соблюдение речевого этикета, регулирование поведения, умение вести себя в конфликтной ситуации).
Ожидаемый результат:
воспитанник владеет основными коммуникативными умениями, необходимыми дляпоступления в школу и освоения нового социального пространства; способный к продуктивному общению с другими людьми (поддерживать разговор на заданную тему, учитывать интересы и эмоциональное состояние собеседников, высказывать свое мнение и уважительно относиться к мнению других людей, взаимодействовать со сверстниками ивзрослыми); стремится контролировать свое поведение в конфликтных ситуациях.
5. Содержание работы с воспитанниками по реализации проекта
Педагогический проект соответствует специфике формируемой части основной образовательной программы и приоритетному направлению дошкольного учреждения. Его реализация осуществляется в течение 2 лет: в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов. Первый год – для воспитанников 5-6 лет, второй – для воспитанников 6-7 лет. Непосредственно - образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью: 25 минут для воспитанников 5-6 лет, 30 минут для детей 6-7 лет. Игры используются ежедневно в разных режимных моментах. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель) посредством наблюдений и анализа.
6. Условия реализации проекта
9
Важным условием реализации проекта является взаимодействие участников. Партнерское взаимодействие осуществляется через планирование и организацию совместных мероприятий, но при этом у каждого есть свои функции, связанные со спецификой работы (за исключением родителей воспитанников). Воспитатель организует непосредственно-образовательную деятельность и другую деятельность с воспитанниками с целью развития их коммуникативных способностей; проводит диагностические обследования для проверки эффективности и результативности работы, взаимодействует и сотрудничает со специалистами ДОУ, родителями воспитанников, социальными учреждениями. Педагог дополнительного образования по рисованию развивает у детей изобразительные навыки, воспитывает эмоциональную отзывчивость средствами изобразительного искусства, участвует в планировании и организации совместных дел. Педагог-психолог помогает детям справиться с переживаниями и негативными проявлениями, которые препятствуют нормальному общению; участвует в планировании и организации совместных дел. Инструктор по физической культуре способствует формированию у воспитанников положительных личностных качеств, развитию самоконтроля, навыкам коллективной игры; участвует в планировании и организации совместных дел. Родители воспитанников (законные представители) взаимодействуют с педагогами в вопросах развития и воспитания ребенка, создают условия для полноценного развития его в семье, показывают положительный пример речевого общения и образа жизни; принимают активное участие в совместных мероприятиях.
Средства развития и диагностики
- А.М.Щетинина «Диагностика коммуникативных спо собно стей дошкольников»  - Картотека проблемных ситуаций для выявления коммуникативных способностей воспитанников -  Тематический план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников на два года обучения. -  Конспекты занятий. - Дидактический материал:  дидактические и настольно – печатные игры;  картотека коммуникативных игр;  картотека лингвистических игр; 10
 картотека психологических этюдов, элементов психогимнастик;  картотека проблемных ситуаций для детей;  картотека мультимедийных презентаций;  иллюстративный тематический материал;  мультимедийная установка, ноутбук -  Использование современных образовательных технологий: игровые, интеграция, ИКТ, проектный метод.
Ресурсы
являются необходимыми условиями реализации проекта.
Кадровое обеспечение
Данный педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо
желание

воспитателя
, владеющего педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.
Материально-технический ресурс:
Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду создана необходимая материально – техническая база: - в дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, методический кабинет; - имеется необходимое оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны, интерактивная доска. - дидактический материал: (настольно-печатные игры, иллюстративные материалы и пр.)
Учебно-методический комплекс:
-  Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. -  Белобрыкина О. «Речь и общение» издательство: Академия Развития Ярославль. -  Богуславская Н.Е. «Веселый этикет» издательство: Екатеринбург: ЛИТУР, 2008. -  Семенака С. И. «Уроки добра»: коорекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет - 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. -  Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 2008. - Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образова¬тельных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008. -  Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно- методическое пособие.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 11
- Информационные ресурсы: использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности. - Нормативно-правовые документы: - Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2013 -2017 годы.
7. Социальный эффект
Содержание проекта способствует: - развитию у старших дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях; - обогащению опыта детей, благодаря которому они ощущают себя увереннее; - воспитанию культурного поведения, основанного на соблюдении определенных правил и норм; - воспитанию чувства эмпатии, сопереживания, сочувствия; положительно влияет на социальную адаптацию детей к окружающему миру. Особая значимость сформированности коммуникативных способностей у дошкольников связана с моментом перехода в школу, где им предстоит осваивать новое социальное пространство, налаживать взаимоотношения с новыми людьми. Способности детей к общению помогут легче пройти этап адаптации, быстрее освоиться в школьном коллективе и приступить к усвоению школьной образовательной программы. Реализация данного опыта доступна многим педагогам, желающим заниматься этим направлением и повышать свою педагогическую квалификацию. Значимость системы в ее универсальности и возможности каждому заинтересованному педагогу воплотить ее на практике независимо от того по какой образовательной программе он работает.
8. Оценка результатов реализации проекта

Первичная диагностика воспитанников (сентябрь 2015 года):
У отдельных детей проявляется: эмоциональная несдержанность либо скупость эмоций; превосходство в диалогическом общении (говорит один, не слушает других), либо имеет слабый вербальный контакт; в совместной 12
деятельности со сверстниками доминирует, при этом не считаются с мнением или желанием других, либо не участвует в ней. А настоящее время проводится комплексная работа по разработанному на 2015-2016 учебный год плану проекта. В
Приложении

1
приведены игры на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников. По окончании 2015-2015 учебного года будет проведена заключительная (предварительная) диагностика и качественная характеристика изменений. В периоде 2016-2017 учебного года данная диагностика также будет проведена дважды: в сентябре (промежуточная) и мае (заключительная). Все данные предполагается систематизировать в таблицах, провести анализ полученных результатов. Положительной стороной работы над проектом на сегодняшний день являются динамические изменения в коммуникативной сфере детей, которые проявляются в желании общаться друг с другом и со взрослым, объединяться по интересам и потребностям. Среди основных свойств коммуникативных способностей наблюдаются: - проявления эмоционального контакта (понимание и общение с учетом состояния собеседника); - применение коммуникативных навыков в организованной и самостоятельной деятельности; - изменение поведения в связи с ситуаций или оценкой сверстников (конфликты стали встречаться гораздо реже); общение с использованием вербальных и невербальных средств. Взаимодействие детей в разных ситуациях, играх, деятельности позволит: - укрепить детский коллектив в целом, а также проявить себя застенчивым, малоактивным детям. Этой группе детей будет обращено более пристальное внимание. Другие дети коллектива смогут увидеть привлекательные стороны их характера. Застенчивые и несмелые станут увереннее в себе и будут востребованными для других. Дети с проблемами поведения (импульсивные, вспыльчивые, агрессивные, гиперактивные) станут более сдержанными. Основной механизм их регулирования – это оценка сверстников и желание иметь друзей или партнеров по игре, общению. В ситуациях диалогического общения воспитанники научатся прислушиваться друг к другу, обмениваться информацией, высказывать свое мнение, впечатление. Показателем сформированности коммуникативных способностей (умение и желание общаться) у детей старшего дошкольного возраста является их готовность к общению не только с ближайшим окружением (сверстники, родители, воспитатель группы), но и общение с социумом (взрослыми и детьми).
9. Используемая литература
13
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 2. Белобрыкина О. «Речь и общение» издательство: Академия Развития Ярославль. Богуславская Н.Е. «Веселый этикет» издательство: Екатеринбург: ЛИТУР, 2008. 3.  Семенака С. И. «Уроки добра»: коорекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет - 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. 4. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. 5.  Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 6.  Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2012. 7.  Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно- методическое пособие.- Новосибирск: НовГУ им. Ярослава Мудрого.
Приложение 1
14

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников
(приведена часть используемых игр)
1.

Клеевой ручеек

Цель:
развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Содержание.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть «широкое озеро». 4. Пробраться через «дремучий лес». 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
2.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель:
развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Содержание.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель дает задания Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, - постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; - ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
3.

Вежливые слова

Цель:
развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
4.

Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. 15

Содержание.
Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
5.

Игра-ситуация

Цель:
развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Содержание.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришел в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребенок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришел с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
6.

Сбрось усталость

Цель:
снижение мышечного и эмоционального напряжения. Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость. 16

Содержание:
Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
7.

Бабушка Маланья

Цель:
игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.
Содержание:
В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями. У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так... (повторяют за «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторяться несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
8.

Хор животных

Цель:
игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
Содержание:
Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу- мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поем все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
9.

Цифры

Цель:
игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Содержание:
Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В 17
конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
10.

Комплименты

Цель:
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Содержание:
Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».
11.

Горная тропинка

Цель:
воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.
Оснащение:
веревка или мел.
Содержание
. Педагог предлагает детям, послушав басню С. Маршака «Два барана», ответить на вопросы: - Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами? - Какие, качества погубили баранов? - Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации? - Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? Затем с помощью мела или веревок ограничивается «пропасть» шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см. Педагог разделяет детей на пары и говорит: - Представьте, что мы высоко в горах. Впереди – пропасть, через которую вам предстоит перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что главное - не свалиться в пропасть самому и не дать упасть своему другу. По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность детей, степень вни- мания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время выполнения задания.
12.

Пантомимические этюды

Цель:
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений.
Содержание.
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят: - маленькая девочка в хорошем настроении; - старик; - уставший человек; 18
- смелый человек и т.д. Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
13.

Взаимное цитирование

Цель:
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, внимание, слуховую память.
Содержание.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Воспитатель говорит: - Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.
14.

Пум – пум - пум

Цель:
развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.
Содержание.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит: - Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум - пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет. Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы. Например: - Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»? - Для чего «Пум – пум – пум» нужен? - Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее. Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением. Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
15.

Плохое настроение

Цель:
учит детей находить адекватные методы взаимодействия для избежания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.
Содержание.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека. Затем педагог говорит: - Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». 19
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется недолго побыть одному?» У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять. После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что …»
16.

Я начну, а вы продолжите

Цель:
развивать умение отвечать на вопросы, правильно формулировать свою речь.
Оснащение:
рассказ Н.Носова «На горке».
Содержание.
Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения. Например: Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило) Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем) Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).
17.

Магазин игрушек

Цель:
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Содержание.
Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки» Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар. «Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?» После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.
18.

Угадай и нарисуй

Цель:
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Оснащение:
простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников) 20

Содержание.
Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем, не называя отгадок, нарисовать их. Примеры загадок: Под сосною у дорожки На спине иголки Что стоит среди травы? Длинные да колкие Ножка есть, но нет сапожек, А свернется он в клубок - Шляпка есть - нет головы. Нет ни головы ни ног. (Гриб) (ежик) По окончании рисования начинается обсуждение. Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.
19.

Но зато я…..

Цель:
Умение отстаивать сою позицию, видеть положительное в окружающем.
Оснащение:
мяч.
Содержание.
Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч, говорит какую - либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …». Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…». Например: Я не забываю чистить зубы по вечерам. Но зато я, мою руки перед едой.
20.

Что было бы, если бы я …

Цель:
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности.
Содержание.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель говорит: - Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали, но только если вы объясните свой выбор. Варианты ответов детей: артистом, то сыграл бы роль… художником, то нарисовал бы… если бы я был: воспитателем, то… цветком, то радовал бы…. животным, я бы…
21.

Опиши друга

Цель:
развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.
Содержание.
С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, 21
насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
22.

Знакомство

Цель:
развивать умение ориентироваться в ролевых позициях.
Оснащение:
картинки с изображением сказочных персонажей.
Содержание.
С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…» Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
23.

Построим город

Цель:
развитие умения конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать действия.
Оснащение:
конструктор.
Содержание.
С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например: - В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека. «Начальник стройки», учитывая личностные особенности детей, распределяет роли и объясняет каждому участнику, что и почему он будет строить. Например: Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать…. Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки.
24.

Доброе животное

Цель:
способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Содержание.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
25.

Паровозик
22

Цель:
создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Содержание.
Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
26.

Объятия

Цель:
научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.. Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия. Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие. После игры задаются вопросы: — Понравилась ли тебе игра? — Почему хорошо обнимать других детей? — Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает? — Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
27.

Попроси игрушку

Цель:
развитие коммуникативных навыков.
Содержание.
Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями. 23

28.

Ты мне нравишься

Цель:
развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Содержание.
Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг. Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «пау- тиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение: — Легко ли говорить приятные вещи другим детям? — Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? — Дружные ли дети в группе? — Почему каждый ребенок достоин любви? — Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
29.

Ссора

Цепь:
учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Содержание.
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель {обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но по- смотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
24
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала — Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова) Вопросы для обсуждения: — Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки); — А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? — А что чувствуют те, кто ссорится? — А можно обойтись без ссор? — Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю: Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова) Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
30.

Визитка

Цель:
развитие умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятие.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т.д.). Педагог может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания.
Приложение 2

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей
(заполняется при диагностиках на каждого ребенка) 25
Проявления коммуникативных способностей
1. Коммуникативные качества:
1.1.Эмпатийность: -ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь) 1.2. Доброжелательность: - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник 1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях; - не «подхалимничает» 1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой, речью); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и сверстниками; 1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте 1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого
2. Коммуникативные действия и умения
2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками 26
2.2. Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства («А чего ты обиделся?», «Почему ты такой грустный?»и т.д.); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых 2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера
Обработка полученных данных, подведение результата
: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, Дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - высокий, 87-115 баллов – выше среднего, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий. 27


В раздел образования