Автор: Лёмина Галина Леонидовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: г. Новый Оскол Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок-деловая игра "У рек Беленькой и Оскол" Раздел: среднее образование
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Новый Оскол Белгородской области»
Урок по обществознанию
на тему: «Человек
и природа»
8 класс.
Деловая игра
«У рек Беленькая и Оскол»
Подготовила:
учитель истории и
обществознания
Лёмина Галина
Леонидовна
Деловая игра актуальна тем, что знакомит
учащихся с государственным контролем,
правовой базой по охране природных ресурсов,
«белого золота».
Путем персонификации, изготовления карт
предоставляется возможность учащимся
решать экологические проблемы в городе.
Деловая игра
«У рек Беленькая и Оскол»
Цель урока
Использование личного социального
опыта учащегося при разрешении
конфликтной ситуации.
Задачи
Развивать
творческие
способности
учащихся.
Формировать умение анализа конкретных
жизненных ситуаций.
Подвести учащихся к выяснению средств,
технологии
борьбы
с
экологическими
катастрофам.
Научить
пониманию
нравственной
и
правовой ответственности человека перед
природой и обществом.
Технологии
Групповая технология, педагогика –
сотрудничество, личностно – ориентирован-
ная, проектно – исследовательская, правовая,
информационная.
Оборудование
Карта - схема г. Нового Оскола, кинофильм об
экологии города, экологические карты.
Подготовительный этап к
игре:
Cбор материала учащимися. Разбивка учащихся по
группам заранее, исходя из их способностей и
возможностей. Подготовка раздаточного материала –
карт с обозначением экологически неблагоприятных
районов г. Нового Оскола, просмотр кинофильма об
экологии г. Нового Оскола.
Река Оскол
Река Оскол
Схема рек юго-западного
склона Среднерусской
возвышенности
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя . Сегодня на уроке у
нас пойдет речь о химическом загрязнении рек Беленькой и
Оскол,
мерах
предотвращения
этого
загрязнения.
Вам
предстоит
изучить
экологическую
карту
города,
составленную
вами
дома
и
вспомнить
содержание
кинофильма
«Об
экологии
города
Новый
Оскол»,
познакомиться с материалом местной газеты «Вперёд».
При подготовке к уроку вам предлагалось
разбиться на группы согласно вашим симпатиям,
возможностям и способностям для работы на уроке. Цели
урока
вы
можете
сформулировать
сами,
а
я
их
уточню,
дополню,
если
в
этом
будет
необходимость.
(После
сформулированных целей урока, получив задание от учителя,
учащиеся начинают работать. На работу отводится 10 минут)
4. Работа с ситуацией. Ситуация:
Предприятия города Нового Оскола (ОАО «Осколмясо»,
ЗАО «Оскольский консервный завод») производят продукцию
на изготовление, которой требуется много воды.
Эту воду они берут из реки Оскол и Беленькая
Отработанная вода – промышленные стоки сбрасываются
ими туда же.
?
5.
Обсуждение ситуации по группам.
Межгрупповая дискуссия
.
Как бы Вы поступили, будучи директором
предприятия, врачом санэпиднадзора,
представителем ученической организации «Эколог»,
юристом, корреспондентом газеты «Вперед»,
рабочими предприятия?
Необходимо
привести
все
альтернативные
варианты
решения ситуации на основе вашего личного социального
опыта.
Пока одна группа докладывает
варианты решения ситуации, другие группы
записывают тезисы плана по
решению
ситуации.
После выступления 1 группы,
представители других групп задают им
вопросы, выступают со своими мнениями,
предложениями. Учащиеся, если считают
необходимым, дополняют их выступления.
Результат работы
Результатом межгрупповой дискуссии были следующие варианты ответов
на предложения решить данную конфликтную ситуацию.
Директор должен поставить очистительные сооружения. Искать деньги,
экономить,
просить,
объяснить
рабочим,
что
их
предприятия
могут
закрыть, если не построить очистительные сооружения.
Врач санэпиднадзора вынес предупреждение.
Юрист познакомил с административной и уголовной ответственностью.
Корреспондент газеты «Вперёд» предложил через газету обратиться за
финансовой помощью, и сообщить счёт для перечисления денег.
Рабочие
предложили
оказать
помощь,
поработать
в
выходные
дни
бесплатно
при
установке
очистительных
сооружений,
учащиеся
тоже,
провести акции по сбору денежных средств.
После выступления представителей каждой
группы,
высказанных
в
ходе
дискуссии
мнений,
альтернативных
решений,
все
в
группе
вместе
составляют
проекты,
тезисы
статьи.
Тезисы
статьи
передаются корреспонденту газеты «Вперед». Лучшие
проекты сравниваются с другими и потом отсылаются
на районные, областные, всероссийские конкурсы
.
6.Подведение итога игры.
Выставление оценок.
Оценки комментируются .
Укажите на карте района или города места, где
экологические проблемы существуют.
Обсудите с родителями, что сделано властями
для решения экологических проблем.
Повторить § 8-10. Введение в обществознание
8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова-
М.: Просвещение, 2008 год.
7. Домашнее задание.
Используемая литература
Боголюбов Л.Н., Введение в обществознание. 8-9
класс. Москва: Просвещение, 2008 год.
Новиков Ю.В. Природа и человек - М.:
Просвещение, 1991.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
– Новосибирск, 2014
Уголовный кодекс РФ. – Москва, 2015