Автор: Пупкова Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Когалым Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: проект
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Проект на тему:
«
Развитие речи через
коммуникативные игры»
Выполнила: учитель-логопед
Пупкова Наталья Михайловна
Актуальность:
одной из важных проблем логопедии являются нарушения
речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и
коммуникативных навыков, коррекция которой имеет
важное педагогическое и социальное значение.
Цель проекта :
ввести в практическую работу развитие речи через
коммуникативные игры в образовательной организации.
Задачи проекта :
Формирование коммуникативности – умения распознавать
эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные
переживания.
Развитие навыков общения, формирование доброжелательного
отношения между сверстниками.
Развитие компонентов устной речи в различных видах
деятельности; овладение нормами речи.
Воспитание социальных навыков: работа в коллективе, способы
решения конфликтных ситуаций.
Участники проекта
:
учитель-логопед, воспитатель, дети, родители
Длительность: 1 месяц
Этапы работы:
1.Подготовительно-информационный: сбор информации.
2.Практический-познавательный: разработка, подготовка,
планирование мероприятий.
3.Реализация проекта: реализация деятельности.
4. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы
её внедрения в ДОО.
I этап:
-Календарно-тематический план на месяц.
-Модель взаимодействия с педагогами и другими
специалистами.
-Методы и приёмы развития коммуникации.
Календарно-тематический план на месяц
№
Дата
Тема
Краткое содержание
1.
02.04.2019 г.
Деревья и
кустарники.
Различение и называние видов деревьев и кустарников, называние их частей, деревья, кустарники и цветковые растения (на
пришкольном участке, в парке, лесу) охрана окружающей природы. Составление предложений по картинке, запись
предложения с помощью условных знаков.
2.
04.04.2019 г.
Овощи и фрукты.
Названия, описание по вкусу, запаху, форме, размеру, способы их приготовления. Слово как часть предложения. Игра «Спроси
правильно».
3.
09.04.2019г.
Транспорт.
Названия и назначение основных видов транспорта, части машин, машины, облегчающие труд людей, профессии людей,
занятых на транспорте, правила поведения в транспорте, речевой этикет. Обогащение словаря действий. Графическое
изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. Игра «Кто как передвигается».
4.
11.04.2019г.
Дикие животные и
их детёныши.
Названия диких животных и их детёнышей, описание, сходство и различие. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к
предметам, образование притяжательных прилагательных. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Игра
«Скажи наоборот».
5.
16.04.2019г.
Домашние
животные и птицы.
Названия, особенности внешнего вида, части тела, отличительные признаки (величина, окраска), образ жизни (места обитания,
питание, польза), уход за домашними животными, детёныши домашних животных. Практическое овладение навыками
составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Игра «Кто как
голос подает».
6.
18.04.2019г.
Весна в лесу.
Лесные растения, дикие животные весной, их описание, сходство и различия диких и домашних животных. Развитие навыков
выделения звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».
7.
23.04.2019г.
Труд людей
весной.
В саду, на огороде, начало полевых работ, сельскохозяйственные машины, профессии людей, связанных с полеводством.
Соотнесение звуков с буквами. Игра «Слова – предметы».
8.
25.04.2019г.
Насекомые:
польза и вред.
Бабочка, пчела, гусеница, комар и другие насекомые, их описание, сходство и различие. Развитие навыков выделения звука,
уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».
9.
30.04.2019г.
Садовые и лесные
ягоды.
Названия, характеристика садовых и лесных ягод. Развитие навыков выделения звука, определение места звука в слове. Игра
«Кто больше?»
Модель взаимодействия с другими педагогами
и специалистами
Воспитатель
•
Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения активизации
словаря.
•
Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков
пользования активной речью.
Учитель-логопед
•
Коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
•
Развитие умения активно пользоваться речью.
•
Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи.
Инструктор по физической физкультуре
•
Коррекция и развитие общей моторики.
•
Преодоление трудностей в общении, коррекция дружеских взаимоотношений.
•
Развитие физиологического дыхания.
Педагог-психолог
•
Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений.
•
Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту.
Музыкальный руководитель
•
Коррекция внимания детей.
•
Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы,
формирование умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с
одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, ритм.
Модель взаимодействия с другими педагогами
и специалистами
Музыкальный
руководитель
Развитие слухового и
зрительного восприятия,
слуховой памяти
Развитие общей и мелкой
моторики
Развитие чувства ритма,
координации речи с
движением
Музицирование:
вокальное,
инструментальное
Учитель - логопед
Развитие фонематического
слуха
Совершенствование мелкой
моторики
Формирование ритмической
структуры слова
Арт. гимнастика:
формирование
артикуляторной базы
РЕБЕНОК
II этап:
Перечень методик коммуникативного развития.
Картотека коммуникативных игр.
Методики по речевому развитию.
Перечень методик коммуникативного развития:
Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А.
Орлова, В.М. Холмогорова).
Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс).
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у
дошкольников ( А. М. Щетинина, М.А. Никифорова).
Методика для выявления уровня развития коммуникативной
деятельности (М.И. Лисина).
«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).
«Капитан корабля» (П. Экблад).
Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер).
Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).
Методика «Маска» ( А.М. Щетинина).
Картотека коммуникативных игр для детей старшего
дошкольного возраста:
I. Воспитание доброжелательное отношение детей друг к другу
(«Позови ласково», «Вежливые слова», «Закорючка»,
«Комплименты»).
II. Использование мимики и пантомимики («Игры-ситуации»,
«Разговор через стекло»).
III. Умение высказываться («Пресс-конференция», «Сундучок»,
«Самый лучший», «Изобрази пословицу»).
IV. Умение разрешать конфликтные ситуации ( «Коврик
примирения»).
III этап
-Итоговое занятие с использованием коммуникативных
игр.
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки,
плакаты).
-Коммуникативные игры с детьми.
Пальчиковая гимнастика , картотека игр,
коммуникативные игры:
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка ОВЗ
по коррекции речевого развития:
Результаты первичного логопедического обследования.
Динамика речевых и неречевых процессов за период логопедической
коррекции.
План индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ.
IV этап
подведение итогов, проведение диагностики,
распространение опыта работы.
Ожидаемые результаты:
-Обогащение, активизация словаря детей.
-Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими
высказываниями.
-Формирование речевых умений и навыков.
-Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
-Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей
среды.
-Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам,
взрослым.
ВСЕМ СПАСИБО !