Цель:
способствовать развитию у детей представлений о взаимосвязи
человека и природы;
продолжить формирование обобщенного представления о лесе как
доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между
собой, воспитывать понимание недопустимости разрушения этих
взаимосвязей;
уточнить знания о правилах поведения в лесу и у реки, учить осознанно
применять их;
воспитывать чувство любви и сострадания ко всему живому, умение
придти на помощь, показать красоту природы и проблемы ее
загрязнения.
Оборудование:
Солнце, планета, деревья, речка, цветы, голуби,
воздушные шары.
Для игр (ведерки,сочок,коробочка; разноцветные
лепестки)
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, сегодня день рождения планеты Земля. В этот день все люди
стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают
мусор с улиц, площадей, очищают водоемы. Люди стараются сохранить и
украсить свой дом – нашу планету. Ребята, а я знаю одну историю, которая
произошла с нашей планетой. Хотите ее послушать?
Вос-ль: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была матушка,
и звали ее Землей.
Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо,
Чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать.
Мудрая матушка Земля так щедро расплескала Воду,
Чтобы все живое могло пить ее и получить свободу.
На каменный покров тонким слоем землю наложила,
Чтоб для большинства ее детей кормилицей
Земля была и уютным домом стала.
Мудрая матушка Земля Человека сотворила,
Чтоб помощником он верным был и Защитником и Другом для Природы.
Земля: Я - матушка Земля, посланник леса и реки. Пришла к вам за
помощью. Я пришла к вам не случайно, потому что только вы, можете помочь
природе спасти ее.
Земля: Готовы ли вы помочь?
Земля : Я превращаю вас в помощников природы. Теперь вы, не Насти и
Кости, а капельки, тучки, цветочки, листочки.
Земля: Я приглашаю вас на прогулку. (дети проходят, рассматривают
лесную поляну, звучит музыка, затем садятся на стулья)
Земля: Как вы думаете, ребята, все ли в порядке в лесу? (Загрязненная река).
Земля: - Правильно, ребята, река обратилась ко мне за помощью. Вот
послушайте.
(Голос реки) - Для меня настали трудные дни. Вы уже не найдете реки и
озера, из которых могли бы выпить чистой и студеной воды. И это все
сделал Человек. Он лил в реку любую грязь, бензин, мыл машины, на
рыбы ставил сети, разрушил берега. А у меня в доме живут рыбы,
растения, которым теперь невыносимо тяжело. Я погибаю.
Земля: Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещут столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый ветер так порою тих.
Вос-ль : Ребята, посмотрите, я эту воду набрала в этой реке, какая она?
Дети: Грязная.
Вос-ль: Смогут ли в ней нормально жить рыбы, птицы, насекомые?
Вос-ль : А как пострадал человек от этого?
Вос-ль : Не сможет использовать эту воду для питья, купания, отдыха.
Вос-ль: Что мы можем сделать для того, чтобы помочь реке?
Дети: Очистить ее.
Вос-ль : Давайте мы сейчас очистим грязную воду ,чтобы она опять стала
чистой и речка выздоровела.
Игра «Очисти речку»
Играют две команды. В двух ведрах с водой лежат фантики от конфет,
бумажки, пластиковая посуда, целлофановые пакеты. Детям раздают сочки.
По сигналу дети с помощью сочков собирают мусор в коробочки, которые
держат воспитатели. (играет музыка)
Вос-ль : А теперь, Какая стала вода?
Дети: Чистая.
Вос-ль : Как вы думаете, смогут ли в такой воде жить водные обитатели?
Вос-ль: Значит, для того, чтобы им хорошо жилось, вода должна быть
чистой.
Земля:
Спасибо мои дорогие, загрязнять природу нельзя, и когда вы
находитесь в лесу нужно соблюдать правила поведения. Давайте поиграем в
игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы
отвечайте. Если так поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку накопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Земля: Правильно ребята. А почему, как Вы думаете нельзя срывать
ромашку. А какие цветы вы еще знаете? Назовите их. (Подснежник,
ландыш.) Картинки.
Земля: Молодцы, выходите на цветущий лужок поиграть в веселую игру.
Игра «Составь цветочек»
По залу, на ковре разложены разноцветные круги из
картона(желтый,красный). Детям раздают лепестки разных цветов – таких,
как круги, которые лежат на полу. Звучит веселая музыка дети с лепестками
бегают по залу, когда музыка останавливается дети должны подбежать к тому
кругу, какого цвета они держат лепесток. Можно играть 2-3 раза, меняя
лепестки.(садятся на стулья)
Вос-ль: Земля, а наши ребята сейчас хотят подарить тебе танец с цветами.
(дети встают в круг и под музыку танцуют с цветами)
«Танец с цветами»
(Дети остаются в кругу и поют песню, приготовить корзину.)
Восп-ль: Ребята, а вы не забыли для чего мы сегодня собрались? На каждом
дне рождение мы поём для именинника «Каравай». Так давайте же исполним
его и для нашей любимой Земли.
Песня: Как на главные именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины
Вот такой ширины
Вот такой ужины
Каравай. Каравай. Ты планету уважай Землю ты не обижай. И цветы на ней
сажай.
Земля: Спасибо вам ребята за праздник и приглашаю всех вас на чай с
именинным караваем.