Автор: Абсалямова Наталия Хусаиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7" Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: ""Культура и традиции"" Раздел: дошкольное образование
«Культура и традиции»
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному
и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального
внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для
использования в практике поликультурного воспитания
дошкольников.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными
индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и
способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей,
важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их
духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие
изменения в их развитии.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования
личности каждого ребенка. Дошкольники прежде всего должны усвоить
понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества
эти взаимосвязаны. И наша задача — научить детей видеть проявления
нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Поликультурное воспитание является важнейшей стороной формирования и
развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к
родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать
граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с
важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой
национальности.
Обязательное условие успешного влияния на детей — это искренняя любовь к
ним. Любовь — творец всего доброго, сильного, теплого и светлого.
Башкортостан — наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью,
необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя
в ней, принять язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным
содержанием башкирской культуры являются народное творчество и быт,
созданные на протяжении многовековой истории.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут
связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют
последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа,
который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми
он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и
обычаев людей, среди которых он живет.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили
оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного
творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно
тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в
прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его
образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких
связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается
недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие
народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение
языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает
первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно
сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот
период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в
изобилии несут в себе народное творчество.
В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и
педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей
прелести его проявлений.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество —
представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные
образы языка народа.
Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в
которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают
вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки,
мастерство изготовления художественных предметов.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение
в его влиянии на ребенка. Всем известна необычайная сила влияния и
запечатляемости сказочных образов. Воспринятые маленькими детьми
сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохра-
няются, но и легко всплывают в сознании.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие виды работы:
•
Знакомсво детей с бытом и традициями России и Республики
Башкортостан.
•
изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек,
пословиц, поговорок и т. п.);
•
знакомство с праздниками и традициями русского и башкирского народов:
гостеприимство, почитание родителей.
•
знакомство с историей возникновения народных игрушек;
•
знакомство с народными играми;
•
создание мини-музеев.
Использовать в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и
ознакомлению с народным искусством.
№п/п
Вторая младшая
группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
1.
Игра-развлечение
«Осенины»
Беседа
«Матрешки»
(семеновская и
бурзяночка)
Развлечение
«Осенины»
2.
Игра-путешествие
«Карга буткахы»
3.
Игра-развлечение
«Вот так конь»
Рождественские
посиделки
«Рождество
Христово»
Праздник
«Рождество
Христово»
Рождественские
посиделки
«Рождество
Христово»
4.
Игра-развлечение
«Кот Васька»
Беседа – игра «У
нас в гостях
Марьюшка и
Иванушка»
Праздник
„Рамазан" Игра-
путешествие
«Масленица».
Развлечение
«Масленичная
неделя»
Развлечение
«Масленичная
неделя»
Игра-посиделки
«Ладушки в гостях
Игра-развлечение
«В гости к Танечке
Игра-путешествие
«Выставка
Тематическое
развлечение «»
у бабушки»
пойдем»
дымковских
игрушек»
Мл. гр Сабантуй", „ ". Знакомство с этими праздниками.
Религиозные - праздник мусульман
Ср. гр. Праздник урожая", значение этого праздника.
б) „Хлеб — великое сокровище", утренник.
в) „11 октября - День нашей республики", беседа, утренник.
г) Беседы о „Каз омахе" - помочь, когда режут гусей.
Развлечение МОЙ КРАЙ — БАШКОРТОСТАН