Напоминание

""Культура и традиции""


Автор: Абсалямова Наталия Хусаиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ""Культура и традиции""
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Культура и традиции» В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике поликультурного воспитания дошкольников. Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии. Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники прежде всего должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача — научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие. Поликультурное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности. Обязательное условие успешного влияния на детей — это искренняя любовь к ним. Любовь — творец всего доброго, сильного, теплого и светлого. Башкортостан — наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием башкирской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют
последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом. Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество. В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его проявлений. Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. Всем известна необычайная сила влияния и запечатляемости сказочных образов. Воспринятые маленькими детьми сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохра- няются, но и легко всплывают в сознании. Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие виды работы: • Знакомсво детей с бытом и традициями России и Республики Башкортостан. • изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т. п.); • знакомство с праздниками и традициями русского и башкирского народов: гостеприимство, почитание родителей. • знакомство с историей возникновения народных игрушек; • знакомство с народными играми; • создание мини-музеев. Использовать в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. №п/п Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1. Игра-развлечение «Осенины» Беседа «Матрешки» (семеновская и бурзяночка) Развлечение «Осенины» 2. Игра-путешествие «Карга буткахы» 3. Игра-развлечение «Вот так конь» Рождественские посиделки «Рождество Христово» Праздник «Рождество Христово» Рождественские посиделки «Рождество Христово» 4. Игра-развлечение «Кот Васька» Беседа – игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» Праздник „Рамазан" Игра- путешествие «Масленица». Развлечение «Масленичная неделя» Развлечение «Масленичная неделя» Игра-посиделки «Ладушки в гостях Игра-развлечение «В гости к Танечке Игра-путешествие «Выставка Тематическое развлечение «»
у бабушки» пойдем» дымковских игрушек» Мл. гр Сабантуй", „ ". Знакомство с этими праздниками. Религиозные - праздник мусульман Ср. гр. Праздник урожая", значение этого праздника. б) „Хлеб — великое сокровище", утренник. в) „11 октября - День нашей республики", беседа, утренник. г) Беседы о „Каз омахе" - помочь, когда режут гусей. Развлечение МОЙ КРАЙ — БАШКОРТОСТАН


В раздел образования