Напоминание

" Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом"


Автор: Символокова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 166"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: " Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом"
Раздел: дошкольное образование





Назад








Российская Федерация АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 166”
394088, Г. ВОРОНЕЖ, УЛ. ХОЛЬЗУНОВА, Д.90. ТЕЛ. 266-56-36, ФАКС (473)2 66-56-36 e-mail:tzrr- detskiisad166@yandex ОКПО/ОГРН 49756324/1023601568704 ИНН 3662050520 КПП 366201001
ДОКЛАД
«Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом» Составила воспитатель ВКК: Символокова Л.И.
2016

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы быть уверенными, что дети вырастут настоящими гражданами, необходимо уже с дошкольного возраста знакомить их с историей Родины. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. С чего начинается Родина? На этот вопрос никто не даст однозначного ответа. Важно, чтоб начало это было с крошечного ростка любви к ней, и право привить этот росток принадлежит нам, дошкольникам в тесном содружестве с семьёй. Девочка в автобусе настойчиво пробирается к окну, папа сердито говорит ей: «Что ты там не видела, 100 раз ездили мимо этих домов» Да, можно, много раз ходить одним путём, по одним улицам и паркам и ничего не увидеть и не оценить. И задача воспитателя помочь ребёнку полюбить родной дом, детский сад, школу, улицы, по которым он ходит, парки, где гуляет и играет .Всё это позже помочь объединить в ёмкое понятие «родной город» и «самый любимый». Воронеж, как любой город, он имеет свою историю, традиции, свой герб и гимн. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые мы прививаем своим воспитанникам, маленьким гражданам Воронежа. Первое и главное: каждый воспитатель должен знать историю своего города, знать, почему именно так называется улица, где находится детский сад и близлежащие дома; чем знаменит наш город, что есть интересного в нашем городе. Каждый из нас должен знать, что знаменитые «Катюши», которые сыграли важную роль в победе в Великой Отечественной войне, выпускал наш завод им.Коминтерна. Наши самолёты, телевизоры, экскаваторы известны не только в нашем городе, но и во всей стране и даже за границей. Знание этого материала помогает воспитателям в проведении целевых экскурсий и прогулок. Вокруг каждого детского сада живая история, с которой воспитатели знакомят детей, чтобы остался после такого знакомства добрый след, первый росток любви к Родине. Во время целевой прогулки по улице, воспитатели объясняют детям, что в больших и светлых домах живут наши люди, здесь же расположены магазины, поликлиника, школы, кинотеатр. Многие из детей живут во дворе детского сада или соседних домах, это значит, что мама
быстро заведёт ребёнка в детский сад и не опоздает на работу. Наш детский сад находится на улице Хользунова, рядом улица генерала Лизюкова, улица Владимира Невского, недалеко расположена улица маршала Жукова, улица Абызова – все эти улицы носят имена героев Великой Отечественной и других войн .При посещение железнодорожного вокзала нас встретит площадь имени Черняховского, недалеко находится улица Феоктистова , улица Мира – это не просто названия, за ними история космонавтики, где мы были первыми, и гражданин нашего города летал в космос; короткая, но очень красивая, улица Мира названа в честь мира, а улица Студенческая в честь того, что на ней расположены медицинский институт, железнодорожный техникум, их общежития. Когда в сознании детей накоплен достаточный материал о том, что близко, возле нас, организуем экскурсию по городу, дети много раз рассматривают иллюстрации Воронежа. Красив, необыкновенно красив наш город. В январе обязательно проводим беседы с показом презентаций ко «Дню освобождения Воронежа от немецких захватчиков», дети смотрят и сравнивают, каким сделали его фашисты, как все жители восстанавливали свой родной город, в сравнении с тем, как вырос и расцвёл он сегодня. Если просто рассказывать , эффект будет маленький, другое дело показывать в сопоставлении. После этих бесед и презентаций экскурсия к могилам героям войны, павших защищая наш родной город, носят уже совсем иную окраску, они воспринимаются детьми именно как день памяти погибшим за их родной город. В этот день дети всегда приходят с цветами и нередко, мамы, бабушки и даже папы и дедушки, сопровождают детей на экскурсию. Праздники, которые проводятся с дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и являются основой содержания образовательной программы. В возрасте 5-7 лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т.к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями. Данная тема проходила в рамках тематической недели «Мой город родной», работа была спланирована по всем образовательным областям. Тематическая неделя была посвящена обобщению и расширению представлений детей о нашем городе. Содержание психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Познание» включало НОД по познавательному
развитию «Гербы и флаги». Дети узнали о гербе и флаге России, города Воронеж. В ООД по конструированию дети изготовили макет города «Городские здания» из бумаги. И теперь они с удовольствием используют его в игровой деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов была посвящена формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения в городе. Дети рассматривали альбом «Наш город», узнали какие растения и животные населяют природную зону Воронежского края. В самостоятельной деятельности дети рассматривали фотографии и иллюстрации о достопримечательностях и красивых местах Воронежа, играли в дидактическую игру «Путешествие по городу» и настольно-печатные игры «Найди улицу», «Кто в городе живет» .Во время экскурсий и целевых прогулок дети закрепляли названия улиц, проспектов, познакомились достопримечательностями, которыми славится Воронеж. Так как все осмотреть не удалось, родителям было дано задание: совместно с детьми собрать информацию о достопримечательностях, нарисовать совместные рисунки, сделать семейные фотографии. Это способствовало активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Детские представления о своем городе нашли отражения и в области «Коммуникация». В ООД по развитию речи дети составляли рассказ «Моя улица», учились выделять характерные и существенные признаки достопримечательностей города и Коминтерновского р-на. Значимое место в воспитании патриотических чувств принадлежит области «Художественное творчество». Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Рисунки детей на тему «Посмотри в свое окно» отражают сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе и позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Работа по ознакомлению с родным городом проводилась и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов ,проводилась беседа на тему «Знаешь ли ты свой адрес», которая показала, почему так важно знать свой домашний адрес. Итогом тематической недели стала ООД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по городу», которая включала в себя интеграцию ключевых областей, что позволило закрепить знания детей.
В ходе реализации тематической недели дети приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, начали проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. В результате работы наша цель была достигнута. Надеемся, что наш опыт действительно пригодится в работе с детьми. Итоговая беседа о Воронеже – это проверка знаний детей о родном городе, об отношении к нему сегодняшнему и его истории. Наше государство заботятся о наших детях, они не должны быть лишь сторонними наблюдателями жизни, они должны познавать её , учиться ценить достигнутое, любить посаженное дерево, расцветший цветок .
Список литературы, используемой при составлении доклада:
1. Детство: «Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста» /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. 2.«Дошкольникам о защитниках Отечества» : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006 3.«Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. «С любовью к России» : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. 4.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. 5.«Хрестоматия для старшего дошкольного возраста»: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. 6. «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина 2010 год. Изд. «Мозаика-Синтез»


В раздел образования