" Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом"
Автор: Символокова Людмила Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 166" Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: Статья Тема: " Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом" Раздел: дошкольное образование
Российская Федерация
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 166”
394088, Г. ВОРОНЕЖ, УЛ. ХОЛЬЗУНОВА, Д.90. ТЕЛ. 266-56-36, ФАКС (473)2 66-56-36
e-mail:tzrr-
detskiisad166@yandex
ОКПО/ОГРН 49756324/1023601568704 ИНН 3662050520 КПП 366201001
ДОКЛАД
«Формирование патриотических чувств у детей при
ознакомлении с родным городом»
Составила воспитатель ВКК: Символокова Л.И.
2016
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества,
одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением
становится патриотическое воспитание. Чтобы быть уверенными, что дети
вырастут настоящими гражданами, необходимо уже с дошкольного возраста
знакомить их с историей Родины. Становление человека как гражданина
должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно
вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому
надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к
большой Родине.
С чего начинается Родина? На этот вопрос никто не даст однозначного
ответа.
Важно, чтоб начало это было с крошечного ростка любви к ней, и право
привить этот росток принадлежит нам, дошкольникам в тесном содружестве
с семьёй.
Девочка в автобусе настойчиво пробирается к окну, папа сердито говорит ей:
«Что ты там не видела, 100 раз ездили мимо этих домов»
Да, можно, много раз ходить одним путём, по одним улицам и паркам и
ничего не увидеть и не оценить. И задача воспитателя помочь ребёнку
полюбить родной дом, детский сад, школу, улицы, по которым он ходит,
парки, где гуляет и играет .Всё это позже помочь объединить в ёмкое понятие
«родной город» и «самый любимый».
Воронеж, как любой город, он имеет свою историю, традиции, свой герб и
гимн. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям,
живущим в нем – это прекрасные чувства, которые мы прививаем своим
воспитанникам, маленьким гражданам Воронежа.
Первое и главное: каждый воспитатель должен знать историю своего города,
знать, почему именно так называется улица, где находится детский сад и
близлежащие дома; чем знаменит наш город, что есть интересного в нашем
городе. Каждый из нас должен знать, что знаменитые «Катюши», которые
сыграли важную роль в победе в Великой Отечественной войне, выпускал
наш завод им.Коминтерна. Наши самолёты, телевизоры, экскаваторы
известны не только в нашем городе, но и во всей стране и даже за границей.
Знание этого материала помогает воспитателям в проведении целевых
экскурсий и прогулок.
Вокруг каждого детского сада живая история, с которой воспитатели
знакомят детей, чтобы остался после такого знакомства добрый след, первый
росток любви к Родине. Во время целевой прогулки по улице, воспитатели
объясняют детям, что в больших и светлых домах живут наши люди, здесь же
расположены магазины, поликлиника, школы, кинотеатр. Многие из детей
живут во дворе детского сада или соседних домах, это значит, что мама
быстро заведёт ребёнка в детский сад и не опоздает на работу.
Наш детский сад находится на улице Хользунова, рядом улица генерала
Лизюкова, улица Владимира Невского, недалеко расположена улица маршала
Жукова, улица Абызова – все эти улицы носят имена героев Великой
Отечественной и других войн .При посещение железнодорожного вокзала
нас встретит площадь имени Черняховского, недалеко находится улица
Феоктистова , улица Мира – это не просто названия, за ними история
космонавтики, где мы были первыми, и гражданин нашего города летал в
космос; короткая, но очень красивая, улица Мира названа в честь мира, а
улица Студенческая в честь того, что на ней расположены медицинский
институт, железнодорожный техникум, их общежития.
Когда в сознании детей накоплен достаточный материал о том, что близко,
возле нас, организуем экскурсию по городу, дети много раз рассматривают
иллюстрации Воронежа. Красив, необыкновенно красив наш город. В январе
обязательно проводим беседы с показом презентаций ко «Дню освобождения
Воронежа от немецких захватчиков», дети смотрят и сравнивают, каким
сделали его фашисты, как все жители восстанавливали свой родной город, в
сравнении с тем, как вырос и расцвёл он сегодня. Если просто рассказывать ,
эффект будет маленький, другое дело показывать в сопоставлении. После
этих бесед и презентаций экскурсия к могилам героям войны, павших
защищая наш родной
город, носят уже совсем иную окраску, они воспринимаются детьми именно
как день памяти погибшим за их родной город. В этот день дети всегда
приходят с цветами и нередко, мамы, бабушки и даже папы и дедушки,
сопровождают детей на экскурсию. Праздники, которые проводятся с
дошкольниками, равномерно распределяются в течение всего учебного года и
являются основой содержания образовательной программы. В возрасте 5-7
лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его
историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т.к. у детей
появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим
традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День
космонавтики, День народного единства и другие – это праздники,
формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом
возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и
достопримечательностями.
Данная тема проходила в рамках тематической
недели «Мой город родной», работа была спланирована по всем
образовательным областям. Тематическая неделя была посвящена
обобщению и расширению представлений детей о нашем городе.
Содержание психолого-педагогической работы по реализации
образовательной области «Познание» включало НОД по познавательному
развитию «Гербы и флаги». Дети узнали о гербе и флаге России, города
Воронеж.
В ООД по конструированию дети изготовили макет города «Городские
здания» из бумаги. И теперь они с удовольствием используют его в игровой
деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе
режимных моментов была посвящена формированию у детей навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в городе. Дети
рассматривали альбом «Наш город», узнали какие растения и животные
населяют природную зону Воронежского края. В самостоятельной
деятельности дети рассматривали фотографии и иллюстрации о
достопримечательностях и красивых местах Воронежа, играли в
дидактическую игру «Путешествие по городу» и настольно-печатные игры
«Найди улицу», «Кто в городе живет» .Во время экскурсий и целевых
прогулок дети закрепляли названия улиц, проспектов, познакомились
достопримечательностями, которыми славится Воронеж. Так как все
осмотреть не удалось, родителям было дано задание: совместно с детьми
собрать информацию о достопримечательностях, нарисовать совместные
рисунки, сделать семейные фотографии. Это способствовало активному
вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях
семьи и детского сада.
Детские представления о своем городе нашли отражения и в области
«Коммуникация». В ООД по развитию речи дети составляли рассказ «Моя
улица», учились выделять характерные и существенные признаки
достопримечательностей города и Коминтерновского р-на.
Значимое место в воспитании патриотических чувств принадлежит области
«Художественное творчество». Знакомство с родным городом и родной
страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также
стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал.
Рисунки детей на тему «Посмотри в свое окно» отражают сильное и чистое
чувство любви к своему родному городу, родной природе и позволяют им
создать выразительные образы, основанные на своих собственных
наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру
природы.
Работа по ознакомлению с родным городом проводилась и в образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов ,проводилась
беседа на тему «Знаешь ли ты свой адрес», которая показала, почему так
важно знать свой домашний адрес.
Итогом тематической недели стала ООД по познавательно-речевому
развитию «Путешествие по городу», которая включала в себя интеграцию
ключевых областей, что позволило закрепить знания детей.
В ходе реализации тематической недели дети приобрели знания об истории
города, символике, достопримечательностях, начали проявлять интерес к
событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной
деятельности. В результате работы наша цель была достигнута. Надеемся,
что наш опыт действительно пригодится в работе с детьми.
Итоговая беседа о Воронеже – это проверка знаний детей о родном городе, об
отношении к нему сегодняшнему и его истории. Наше государство заботятся
о наших детях, они не должны быть лишь сторонними наблюдателями жизни,
они должны познавать её , учиться ценить достигнутое, любить посаженное
дерево, расцветший цветок .
Список литературы, используемой при составлении доклада:
1. Детство: «Программа развития и воспитания детей дошкольного
возраста» /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
2.«Дошкольникам о защитниках Отечества» : методическое пособие по
патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. -
Москва : Сфера, 2006
3.«Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно-патриотических чувств у дошкольников»: практическое пособие
для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.
«С любовью к России» : методические рекомендации. - Москва : Воспитание
дошкольника, 2007.
4.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005.
5.«Хрестоматия для старшего дошкольного возраста»: Книга для
воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение,
1990.
6. «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина 2010 год. Изд. «Мозаика-Синтез»