Напоминание

"Семья и семейные традиции"


Автор: Суховерхова Людмила Юрьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: Липецкая область, с. Красное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семья и семейные традиции"
Раздел: среднее образование





Назад





Внеклассное мероприятие

«Семья и семейные традиции» (Слайд 1)

Форма проведения:
творческая совместная программа
Участники:
учащиеся 6 А класса, родители
Цель:
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, сплочение коллектива родителей и учащихся
Задачи:

Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к семье
Развивающие:
развитие кругозора учащихся
Образовательные:
расширение представлений учащихся о семье, её традициях
Подготовительный этап:
1. Подготовка презентаций учащимися «Традиции моей семьи» (2-3 семьи) 2. Деление на творческие группы учащихся и родителей класса (при входе в класс каждый участник получает жетоны красного, синего, зелёного и желтого цветов. Соответственно все участники мероприятия подразделяются на 4 группы). 3. Выставка старинных семейных вещей (фотографии, реликвии, грамоты, фронтовые письма и т.д.)
Оборудование:
жетоны разного цвета, детские презентации, видеоролик, компьютер, проектор, листы с творческими заданиями
Оформление помещения:
На доске высказывания и афоризмы: Семья — вот что важнее всего, вот что заставляет биться моё сердце. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Вся семья вместе – так и душа на месте. Семья в куче – не страшна и туча. Оформление выставки перед доской.
Воздушные шары. Парты расставлены на 4 группы.
Структура внеклассного мероприятия:
1. Вступительное слово 2. Основная часть 3. Заключительное слово
Ход внеклассного мероприятия:
Перед началом все присутствующие рассаживаются по группам за 4 столика (на каждом столике свой цвет: желтый, красный, синий, зеленый). Каждый занимает место в соответствии с вытянутым цветом жетона (под песню о семье)
1.

Вступительное слово
В семейном кругу мы с вами растём, Основы основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи.
Слайд 2
В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ - родительский дом. - Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками. Это они вселяют в нас уверенность в том, что какая бы ни была в жизни непогода, – главное, чтоб рядом было надёжное плечо, было бы кому посочувствовать, поддержать словами утешения. И, конечно, самая главная пристань для каждого человека – родительский дом.
2.

Основная часть
- Сегодня мы встретились с вами, ребята, и с вами, уважаемые взрослые, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые с п л о ч е н ы ч у в с т в а м и , и н т е р е с а м и , о т н о ш е н и е м к ж и з н и . Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. - Давайте попробуем с вами расшифровать каждую букву из слова семья. Перед вами лежат листочки, ваша задача написать за две минуты слова к буквам из слова семья Например:
С – счастливая

Е – единственная

М – могучая

Ь – мягкий знак – смягчает все отношения

Я – яркая

(Каждая группа представляет свой проект расшифровки слова семья).
- А сейчас мы посмотрим семейную сценку «Мама пытается разбудить сына, которому пора отправляться в школу». (Маматов А. и его мама) - На доске вы видите известные высказывания и афоризмы о семье. Давайте их прочитаем. - Я думаю, все согласны с этими высказываниями. Может быть, кто- нибудь ещё назовёт известные пословицы, поговорки, высказывания о семье? (На что клад, коли в семье лад. Семья – это то, что с тобою всегда.) и др. - В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими- либо вещами, берёг их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче. - Сегодня у нас имеется выставка семейных вещей, которые дороги каждой семье как память о близком родном человеке. Вы её можете посмотреть в конце классного часа. - Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. Некоторые из вас готовы поделиться традициями своей семьи.
- В нашем классе у многих семей сложились свои традиции
(Выступления учащихся с презентациями о традициях своей семьи:

Волкова И. и Маматов А., и просмотр видеоролика: Анчуков Д.)
- Традиций в семье может быть большое количество: это могут быть передаваемые из поколения в поколение семейные реликвии, семейные праздники, семейные фотографии, совместные вылазки на природу, а также совместное разгадывание кроссвордов. - Каждая группа сейчас получит творческое задание и должна будет его разгадать. (Гостям тоже раздать) Взаимоотношения между людьми, которые являются бескорыстными и основаны на взаимной симпатии, доверии, искренности, общих увлечениях и интересах. (Дружба) Чувство, проявляющееся в глубокой и самоотверженной привязанности к другому человеку. В русском языке также – женское имя. (Любовь) Высокий статус человека в коллективе, отражающий признание за ним права принимать ответственные решения, а также демонстрирующий значимость его личностных или профессиональных качеств для окружающих. (Авторитет) Чувство ласковости и мягкости по отношению к кому-то, например, у матери по отношению к ребёнку. Также название двух песен – Майи Кристалинской и МакSим. (Нежность) Способность принимать на себя обязанности отвечать за действия и поступки, а также любые их последствия. (Ответственность) Способность проявлять заботу, придавать значение чужим потребностям. Также – познавательный процесс, направляющий восприятие на определенный объект. (Внимание) Способность ждать подходящего момента, продумывать последующие шаги без излишней спешки. Для воспитания ребенка родителям его нужно очень много. (Терпение) Радостное состояние, при котором человек ощущает полное удовлетворение своей жизнью, своими достижениями, воплощением своих желаний. (Счастье)

(Каждая группа поочередно зачитывает ответы творческого задания)
- Как вы думаете, подойдут ли эти качества для наших семей?
(Ответы групп)
- А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. (Физкультминутка) Слушайте задания и выполняйте! 1. Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши! 2. У кого есть сестра, помашите над головой рукой! 3. Кто помогает дома близким, встаньте и топните правой ногой! 4. У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх! 5. Встаньте и хлопните в ладоши те, кто очень любит свою семью! - Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
(Слайд 3)
- Какие блюда являются традиционными в ваших семьях? (
Слово

родителям)
- А сейчас проведём небольшую семейную викторину.
(Слайд 4-8)
1. Назовите по-латыни слово
«семья»
(Фамилия.)
2. А теперь скажите «
семья
» по- итальянски. (Мафия.) 3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей
семьи
вообще и
материнства
в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) 4. По легенде, Россию охраняют три
сестры
: Вера, Надежда и Любовь и их
мать
. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.) 5. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в
семье
? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.) 6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от
отца
или
матери
? («Яблоко от яблони недалеко падает».) 7. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в
брак
без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.) 8. Как называется фамилия женщины до её
замужества
? (Девичья.) 9. Назовите самую
семейную
геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 10. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.) 11. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного
родственника
? (
Мать
-и-мачеха.)
12. Есть буквенная
семья
, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за
семья
? (Алфавит.)
3. Заключительное слово
. Что может быть семьи дороже? (читает Емельяненко Е.) Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители – во всём мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле! - На доске у нас – фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией она связана? (С традицией собирать и хранить семейные фотографии). В конце нашего мероприятия вы также можете посмотреть их) - С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и, среди них, фотографии дорогих людей.
- А закончить наше мероприятие мне бы хотелось легендой о дружной семье. - Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба. - Я вам желаю, чтобы ваши семьи были такими же дружными и счастливыми. - Итак, мы сегодня много говорили о семье и семейных традициях. Для чего же нам нужны семейные традиции? (Ответы детей и взрослых) (
Слайд 9) –стих.


- Всем спасибо! - А теперь можете посмотреть нашу фотовыставку и выставку семейных ценностей. (Песни «Семейный альбом» и о семье)
Список используемой литературы
1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2003г. 2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г. 3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г. 4. Ковалёва Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на- Дону, «Феникс» 2003г. 5. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г. 6. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.


В раздел образования