Методика проведения урока – портрета с использованием ИКТ и методических приёмов креативного обучения на уроках литературы.
Автор: Горбенко Надежда Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: Беловский политехнический техникум Населённый пункт: город Белово Кемеровская область Наименование материала: конспект проведения мастер класса Тема: Методика проведения урока – портрета с использованием ИКТ и методических приёмов креативного обучения на уроках литературы. Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Беловский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР и СМК
__________ Т.П.Салтымакова
«___» _____________20__г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР – КЛАССА
Тема: Методика проведения урока – портрета с использованием ИКТ и
методических приёмов креативного обучения на уроках литературы.
Дисциплина: Литература
Дата проведения: 25.02.2016
Председатель ПЦК ___________________/ М.И.Сюбаева
Преподаватель: ____________________/ Н.И.Горбенко
Белово
2016г
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Беловский политехнический техникум»
Мастер – класс
25.02. 2016 г преподаватель Горбенко Надежда Ивановна.
Тема: Методика проведения урока – портрета с использованием ИКТ и методических приёмов
креативного обучения на уроках литературы.
Цель : формирование представления разработки структуры урока-
портрета в процессе обучения.
Дидактическая:
-
познакомить
с
методикой
проведения
урока
–
портрета
с
использованием методов ТРКМ
;
-
создать условия для выявления проблемы и мотива поэтической
лирики;
-показать динамику эффективности обучения литературы при использовании ИКТ;
Развивающий аспект
:
научить вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию,
аналитическое, креативное и образное мышление
в соответствии с учебными задачами
;
Воспитательный аспект:
создать атмосферу заинтересованности
,
открытости, доброжелательности,
эффективного
сотворчества в общении, способствовать
конструктивному разрешению противоречий.
Задачи:
-
создание
условий
для
профессионального
общения,
самореализации
и
стимулирования
роста
творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта.
-
формирование навыков самостоятельного выполнения анализа информационных заданий, освоение
методики качественного конструирования заданий методом наблюдения над языковым материалом
поэзии С. А. Есенина
Методическая
цель: показать
один
из
вариантов
методики
проведения
урока-портрета
с
использованием ИТК и методов креативного обучения, развивать личностную рефлексию.
Оборудование: ПК, раздаточные материалы, презентация, слайды.
Конечный результат
:
коллективная разработка проекта урока -портрета
I.Организационный момент.
Слайд романс « Я весеннем лесу» исп. А.Малинин
1.1Слово мастера: Добрый день, уважаемые мои коллеги!
Я благодарю вас за встречу, за ваше внимание, поддержку и улыбки.
Сегодня мы имеем с вами имеем счастливую возможность прикоснуться к творческому наследию
великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, которое высоко ценится у любителями
поэзии как в нашей России, так и за рубежом.
Русский поэт Сергей Есенин сказал:
«
Имеет право писать стихи только тот, кому больно» .
Когда
читаешь
стихотворения
Сергея Есенина,
кажется,
что
он
сумел
высказать
то
«несказанное»,
что
переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и
задуматься о жизни. Наследие Есенина – 404 стихотворения,
44 поэмы.120 стихов переложены на
музыку( песни, романсы)
Фамилия Есенина- русская- коренная, в ней звучат языческие корни- Овсень, Таусень, Осень,Ясень,-
связанные с плодородием, с дарами земли, с
осенними праздниками...
Сам Есенин действительно
деревенский, русый, кудрявый, голубоглазый,с задорным носом.Современники отмечали необычайно
стремительное вхождение его в
литературу. Максим А.М.Горький писал:
“Сергей Есенин не столько
человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…”
Если Маяковского называют трубой революции , то Есенина – ее золотою флейтой . Голос Есенина
всегда будет звучать для читателей будущего. И не случайно тема нашего мастер -класса «Золотая
флейта России»
- Как вы считаете, почему Сергея Есенина называют «Золотой флейтой?» Какую смысловую нагрузку
имеет каждое слово.
- золотая
–
в значении «ценное»
-
Флейта - в значении «певец»
- А ведь он не певец, а поэт? Есть ли разница в этих словах?
- Да, всегда в литературе всех поэтов называют певцами, но у каждого своя амплитуда воздействия на
окружающих людей.
В своем автобиографическом очерке «О себе» поэт писал: «… В смысле формального развития
теперь меня тянет все больше к Пушкину»
Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах…»
Поэтому, не зная о творческой и личной жизни поэта, мы не сможем до конца понять красоту и
загадочность поэзии С. Есенина.
II .
Н о
с егодня
наш
М астер-
класс
–
т в о р ч е с к а я
исследовательская и аналитическая аудитория, в которой мы
должны создать Портрет знаменитого поэта С.Есенина.
Прежде,
чем
приступить
к
практической
работе,
прошу
разделиться
на
группы:
Цвет
играл
большую
роль
в
творчестве поэта.
1
синий цвет
ГРУППА,
выбравшая
тему любви к Родине ,
сидят за столом с синей папкой ,
на
которой представлено изображение «синяя птица »:
синий цвет -
символ счастья , покоя и тишины.
(«Синий вечер», «Синий сумрак») Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. цвета земной
атмосферы, воды («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой»
2
красный цвет
.ГРУППА
, выбравшая
тему любви к женщине ,
сидят за столом с красной с
папкой, на котором в вазе стоит красная роза
: красный цвет
символизирует страсть, Алый цвет –
символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет
зари» , «Есть тоска веселья в алостях зари…») Розовый ц вет выражает в поэзии Есенина незабываемую
картину настроения (« Проскакал на розовом коне…», « На закат ты розовый похожа…»)
3
.
желтой (золотой) Группа, выбравшая тему любви к матери , сидят за
столом
с желтой (золотой)
папкой, миниатюрные семейные фото в рамках Есенина с матерью: жёлтый цвет символизирует
теплоту чувств,
в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается
горький жёлтый цвет:
Весной и солнцем на лугу
Обвита жёлтая дорога, «
И та, чьё имя берегу,
Меня прогонит от порога.
«Жёлтая дорога» - дорога в никуда.
В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:
«Я готов рассказать тебе, поле,
Эти волосы взял я у ржи».
«Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся».
4 зелёной и белой . Группа, выбравшая тему любви к природе сидят за столом с зелёной и белой
папками , на которых изображения природы и «братьев наших младших», о которых писал Есенин.
5. черной и белой папками Группа
Информации и состояния сидят за столом, с черной и белой
папками, на котором изображения предметы по цветам.
В каждой группе назначается с Эксперт. Главный аудитор, назначенный (или желающий),
объявит о
результатах работы. Познакомьтесь с заданиями для аналитической деятельности, основные методы
креативного мышления, которые находятся в папке.
Предлагаю вашему вниманию Презентацию и комментарии.
3.Слайд
Цели :
Формирование представления разработки структуры урока- портрета в процессе обучения
Дидактическая:
- познакомить с методикой проведения урока – портрета, выявления проблемы и мотивы поэтической
лирики С. Есенина с использованием методов ТРКМ;
-создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого
потенциала преподавателей
Развивающий аспект: научить вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию,
аналитическое, креативное и образное мышление в соответствии с учебными задачами
Воспитательный
аспект:
создать
атмосферу
заинтересованности,
открытости,
доброжелательности,
эффективного сотворчества в общении, способствовать конструктивному разрешению противоречий.
4
. Слайд
Интерактивная методика.
Её цель – объединить все формы образования. Интерактивная технология-
обучение во взаимодействии, развитие творческого мышления и умения аргументировать свои доводы.
5.Слайд
Мои интерактивные методы на уроках литературы.
Ролевые игры « Интервью с писателем», « на самом деле было так…»,
« На повтори меня». Блиц –опрос, Пересказ от имени героя,
Тестирование,» Я- режиссер» , « урок –портрет», и другие.
6.Слайд
Технология развития критического мышления.
Помогает
определиль
собственные
интересы
в
личной
и
профессиональной
жизни,
предполагает
принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень культуры работы с
информацией,
формирует
умения
анализировать
и
делать
собственный
выбор
,
прогнозирует
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет расширять культуру диалога в совместной
деятельности
7.Слайд
Методические приемы критического мышления:
- Кластер;
- Фишбоун;
- Инсерт;
- Таблица:3- хочу-умею
- Синквейн; - Чтение с остановками; - Верите ли Вы
- Рафт.
8 Слайд Понятие Креативность - синергия твоих навыков. Мотивации и ресурсов.
Креативность - это:- навыки творческого мышления;
-ресурсы - широкие знания, опыт и доступ к научной информации;
-внутренняя мотивация- твоё желание быть креативным.
Не останавливайтесь на достигнутом!
9 Слайд Приемы и стратегия ТРКМ( Технология Развития Креативных Методов) включают и
приемы Критического мышления:
- Игра « верите вы, что..?
-Инсерт:
- Кластер:
Тонкие и толстые вопросы;
- Шесть шляп;
-Синквейн;
- Ромашка Блума;
ю общую черту можно выделить анализируя лирику Родины,
*Г
гармоничность, безмятежность
*Печаль, грусть;
*радость бытия;
*Конфликтность, безнадёжность
Слайды 19,20 Родительский дом. Родина - Россия
Эпоха - всегда влияет на личность. И если разрушительная эпоха – она разрушает личность,
или физически уничтожает.
Слайд 19 Стихотворение» О русь, малиное поле»
Слайд 20 Человек с тонкой душой.» Дай, Джим, на счастье лапу мне
Слайд 21. Октябрь в лирике Есенина.
С лайд 22 Л юбовь С. Есенина
С лайд 23 А х, любовь! Она всем знакома ( Фото любимых женщин Есенина)
Слайд 24 Л юбимые жены Есенина
С лайд 25 А йседора Дункан
С лайд 26 П ервая жена Анна Изряднова
Слайд 27 Любимая жена Зинаида Райхт
- Плюс- минус- интересно;
- Корзина Идей»
-Достойный граф ( всего около 25 приемов)
10.Слайд Подробное понятие основных приёмов ТРКМ
11-12.Слайд Список литературы по Критеческому мышлению и Креативной технологии.
II часть: Слайд Практическая часть. Штрихи к портрету С. Есенина
А сейчас основная
части нашего Мастера – класса.
Прошу
внимания.Для того, чтобы
составить Урок - Портрет, надо знать Понятие этого жанра.
Слайд 13-15 Структура Урока – портрета. Понятие жанра Портрет в живописи.
Портрет ( устар. «парсуна» и от лат. Personа - «личность, особа» – изображение или Описание какого-
либо
человека
или
группы
людей
художественными
средствами(
живописи,
графики,
гравюры,
скульптуры и , полиграфии), а также в литературе и криминалистике ( словесный портрет)
В литературе автор раскрывает типичный характер своих героев: их фигуры, лицо, одежды, манеры,
жесты, чтобы понять внутренний мир конкретного, реального человека.
Слайд 16
Основные темы лирики С.А. Есенина
*Тема Родины и России «Тебе, о Родина, сложил я песню эту»
*Родина – это и «страна березового ситца»
*Тема Природы и ко всего живого на Земле
*«Для зверей приятель я хороший»
*Тема Революции
« Я последний поэт деревни»,
« Грусть за уходящее, милое , родное»
*Тема любви
*«Много женщин его любило, да и он любил не одну…»
Слайд 18 Задание группам. Слушаем. Думаем. Анализируем…
Задание: Найдите примеры цветового изображения.
Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
Каждая группа находит свой цвет и выписывает слова из стихов, песен, романсов, по периодам жизни
Есенина.
*Какое цветоизображение созвучно с внутренними чувствами Есенина
на разных этапах жизни:
синий, малиновый, красный, зелёный, золотой, жёлтый.
Сергей Есенин воплощал себя в лирических стихах, поэтому его портрет мы составим на лирике.
Одно из сильнейших качеств его лирики –
это глубокое чувство любви к Родине .
Он умеет передать не только богатство и красоту
русской природы, и свою сыновнюю любовь
русского человека к родной земле.
ю общую черту можно выделить анализируя лирику Родины,
*Г
гармоничность, безмятежность
*Печаль, грусть;
*радость бытия;
*Конфликтность, безнадёжность
Слайды 19,20 Родительский дом. Родина - Россия
Эпоха - всегда влияет на личность. И если разрушительная эпоха – она разрушает личность,
или физически уничтожает.
Слайд 19 Стихотворение» О русь, малиное поле»
Слайд 20 Человек с тонкой душой.» Дай, Джим, на счастье лапу мне
Слайд 21. Октябрь в лирике Есенина.
С лайд 22 Л юбовь С. Есенина
С лайд 23 А х, любовь! Она всем знакома ( Фото любимых женщин Есенина)
Слайд 24 Л юбимые жены Есенина
С лайд 25 А йседора Дункан
С лайд 26 П ервая жена Анна Изряднова
Слайд 27 Любимая жена Зинаида Райхт
Формирование
«Я
–
концепции»,
умения
противостоять
разрушительной
атмосфере
зла,
сохраняя в себе личность.
Проблемный вопрос:
Скажэите, можно ли, живя в гибельной атмосфере зла и насилия – сохранить в себе личность,
Константиново
Рязанской
губернии
в
семье
крестьянина
.
Крестьянская
изба
.
Свет
лампады
.
Странницы
-
богомолки
поют
духовные
стихи
.
Но
было
и
другое
–
свет
зари
в
полнеба
,
зеленый
берег
над
рекой
,
плач
Иволги
.
Чтобы
лучше
узнать
поэта
,
нужно
обратиться
к
истокам
.
Родился
я
с
песнями
в
травном
одеяле
.
Зори
меня
вешние
в
радугу
свивали
.
Не
знаю
,
не
помню
,
В
одном
селе
,
может
,
в
Калуге
Жил мальчик в простой
Крестьянской семье
Желтоволосый, с голубыми глазами.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт
Выткался на озере алый свет зари
Набору со звонами плачут глухари
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло
Только мне не плачется, на душе – светло.
Следует вывод
: Я - веселый, чистый, нежный, солнечный, светлый
2.Отношение к Богу
Господи! Я верую!
Но введи в свой рай.
Дождевыми стрелами
Мой пронзенный край.
Верю, родина, я знаю,
Что легка твоя стопа
Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа.
Не ищи меня ты в боге
Не зови любить и жить.
А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки.
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам... Может, пригодиться.
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута...
Тело, Христово тело
Выплевываю изо рта.
Вывод: от глубокой религиозности, стремления к светлому раю, осуждения безбожия в большевиках к
атеизму и богохульству.
3.
Россия - Родина моя
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Если крикнет рать святая
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Несказанное, синее, нежное
Тих мой край после бурь, после гроз.
Я люблю тебя, Родина кроткая,
А за что - разгадать не могу.
Вывод: гордость, восхищение её красотой, любовь радость за нее.
Слайд 21. Есенин - Человек с тонкой душой
Никто до Есенина не писал о животных с такой
нежностью и состраданием.
И когда Есенин говорит о родине, Руси, то кажется, что это все о том же — обо “всем живом”, о
скоротечности и радости жизни.
Образ родины, России складывается из мелких штрихов-черточек : “березовое молоко по равнине”,
“хаты — в ризах образа”, дед “с берестяной клюкой” и святой Микола, “в лапоточках” обходящий
русский край, босяк-бродяга, что идет “проселочной дорогой, молясь на копны и стога”.
...
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву...
Удивительно по неожиданности, свежести взгляда и нежности одно из первых есенинских
стихотворений:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Чтение стих
.
«
Дай, Джим
, на счастье лапу мне»)
Звучит
песня «Белая берёза»
Слайд 22 Революция в стихах поэта
В
1917 году в есенинскую поэзию врывается “ветер революции”. Поэт приветствует его, приветствует
новую Русь — “буйственную”, “отчалившую”, “воспрянувшую”. Он ждал от революции
осуществления мечты о “мужицком рае”, вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом
пришли страшные 1919—1920 годы.
В одном из писем Есенин писал: “Трогает меня... только грусть за уходящее милое, родное звериное
и незыблемая сила мертвого, механического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую
эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал”.
Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький “красногривый
жеребенок”, вздумавший догнать поезд:
Милый, милый смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
За разорением деревенской “голубой Руси” Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с
природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Скоро, скоро часы деревянные
Прокричат мой двенадцатый час!
Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что
“юность светлую мою в борьбе других я не увидел”, был готов, “задрав штаны, бежать за комсомолом”.
Об этом маленькие поэмы: “ Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине?',
“Русь советская” . И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из
жизни:
Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом
“социалистических преобразований” просто не мог по своей сути:
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам...
Цветите, милые, и здоровейте телом
...У вас иная жизнь, у вас другой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев...
И, уходя, он передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к “стране березового
ситца”, свою необыкновенную искренность и человечность.
Слайд 23-33 Любовь Есенина
Звучит песня «Очарована, околдована»
« Мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих»
– Любовная лирика Есенина тоже проникнута чувством
любви к родине. Любовь к женщине – это акцент в
проявлении чувства любви ко всему земному, любимая
часто представляется в образе природы.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Есенин любил и был любим многими женщинами. Да, их было около 12, но самыми дорогими и
любимыми -
26 Слайд
А
нна Изряднова, первая жена. В 1914 родился сын Юрий, расстрелян в 1937году.
28.Слайд Зинаида Райхт, Любимая вторая жена – двое детей: Татьяна и Константин.
Видоклип исп. песня ( «Письмо к женщине»( возможно чтение отрывка из стихотворения)
27 Слайд.Айседора Дункан, третья жена – « Ураган чувств» венчание в 1922, в августе 1923 развод.
29.Слайд Посвящение женщинам. Видеослайд « Ты меня не любишь, не жалеешь»,
«Исповедь хулигана» (отрывок « Не гляди на её запястья»)
30.Слайд испол. романс « Мне грустно на тебя смотреть» исп. Зара
31. Слайд. Шаганэ ( чтение стих. «Шаганэ»
Надежда Волпина, гражданская жена 12.05.1924 родился сын Александр , крупный ученый-математик,
известный
правозащитник,
периодически
он
публикует
стихи
(только
под
фамилией
Вольпин).
А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в
США.
Стихи « Ты меня не любишь, не жалеешь».
32.Слайд « Я московский озорной гуляка»
Происходит душевный надлом: Сильным дается радость, слабым дается печаль. Мне ничего не надо,
Мне ничего не жаль»(кабак).
33. Слайд. Софья Толстая , третья жена. В июле 1925 года была скромная свадьба.
«Этот пыл не называй судьбою…»
Чтение стих
. « Не криви улыбку, руки теребя… ».
Тот ураган прошел ,
Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Вот так страна!
Какого же рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Стихи о любви изменили свои «краски»
«Не бродить, не мять...» «Руки милой – пара лебедей...»
«Я помню, любимая, помню...» «Ты меня не любишь (муз.)
«Пей со мной...»
Облилась кровью
ягод рябина.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, -
Только мне как псаломшику петь
Над родимой страной алилуйя
Вывод: испытывает гордость, любовь, восхищение, а также боль, жалость, цинизм, усталость и
разочарование
34.Слайд Галина Бениславская
Хорошая
В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но
вместе с тем искренней любви к нему Галины Бениславской...
4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной
Бениславской. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов
любвеобильные сердца. После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился
на родину, но жить со стареющей и ревнивой танцовщицей не стал. Из фешенебельного особняка поэт
вновь пришёл в комнату Бениславской в многонаселённой коммунальной квартире.
ТАК беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не
видел в ней женщину. Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих
чувствах к другим рассказывал.
Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий
друг, но вас я не люблю… » Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня
любовь — это страшное мучение, это так мучительно».
Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга
. Н
о
так и не дождалась
.
В 1925 году он
женился… на Сонечке Толстой.
Женщина на похоронах не была. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк:
" Самоубилась" здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак
будут вешать на Есенина.
Но
и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое,. .". Некоторое время она
стояла неподвижно, затем достала пистолет.
Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта.
27 декабря 1925 года оборвалась жизнь Есенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике.
Жизнь для неё потеряла смысл.
Самоубийство Галины Бениславской всех потрясло. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На
памятнике начертали слова: "Верная Галя".
39.Слайд романс « Отговорила роща золотая»
Слайд
40
Последнее произведение и стихотворение С.Есенина « До свиданья, друг мой, до
свиданья»
Чтение отрывка из поэмы «Черный человек»
Самым
значительным
произведением,
которое
Есенин
завершает
в
последние
дни
своей
жизни,
является поэма
“Черный
человек”
( 1923
-
14
ноября
1925).
Основное
содержание произведения составляют сценки-
диалоги
поэта
с черным человеком, которые восходят к народной сказке
и притче о
черте.
Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне
.
Ночью
перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла.
Герой
поэмы
— желтоволосый поэт с голубыми глазами обращается к другу
: “
Друг мой, друг мой, / Я очень и очень
болен
”.
Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт.
Подтекст этой замены очевиден
:
герой поэмы живет в мире, где все направлено
против человека, все
противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек.
Летом 1925 года Сергей Есенин
вернулся в Москву, а осенью лег в больницу. Стремление переменить обстановку приводит его в
Ленинград. Здесь поэт предполагал пробыть до лета, а затем уехать в Италию – к Горькому. Но
намерения остались неосуществлёнными.
В ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице
“Англетер” Есенин покончил с жизнью
Мы совершили с вами, уважаемые коллеги, экскурс по жизни и творчеству Есенина.
Скажите,
пожалуйста,
чем
отличается
поэзия
С.
Есенина
от
других
поэтов.
(лиричностью,
напевностью, простотой, любовью к Родине, природе…)
Задание экспертам групп: Пожалуйста, в течение 3-5 минут передайте свои заполненные листы и
создайте
ПОРТРЕТ Есенина
( с креативными приемами восприятия лирики Есенина)Аудиту для
подведения
итога
работы
и
предоставления
)
Рассмотрите
внимательно
КЛАСТЕР
и
внесите
дополнения, заполните Синквейн. Перед вами в папках Раздаточный материал, используйте его для
работы.
Рефлексия:
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый,
багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много
зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный,
и
серый цвета, но в целом стихи Есенина
окрашены
в
чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.
Особенности цветосветовой палитры
В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой, серебряный
ц
вета. Нередко краски
приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Любимые есенинские эпитеты
–
"синий" и "голубой" – постоянные спутники матери-родины, Руси и
юности поэта: "Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге...";
" Май мой синий, июнь голубой!"
Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Да и
пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. В есенинских цветах –религиозная,
иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета
одежды ИХ и Богородицы– малиновые,
голубые)
Таким образом, через движение, звуки, цветопись поэт вновь и вновь говорит о любви к Родине..
Лирика Есенина своеобразна напевностью, она пронизана песенной стихией.
« Засосал меня песенный плен», - писал о себе поэт. «Степным пеньем» назвал свое творчество
Сергей
Есенин.
И
не
случайно
многие
его
стихи
переложены
на
музыку(
около
160
стихов)
1.Кластер
ПОРТРЕТ ЕСЕНИНА КТО ОН?
2.Синквейн
Урок.
Интересный, полезный, душевный, лиричный.
Думал, страдал, сочинял, мучилась, творила.
Век живи – век учись. Я жду следующего урока о поэте.
Знания, испытание, проверка
Весело, по-новому, лучше, неожиданно, ближе
. 3. Составьте портрет Есенина по содержанию мастера- класса,основываясь на лирике
Есенина. Подберите цвет шляпы.
Заключение
.
Итак
,
о
чем
же
писал
в
своей
поэзии
Сергей
Есенин
?
Что
же
,
Есенин
,
включает
в
себя
понятие
«
Жизнь
»?
Есенин- истинно национальный поэт. Его творчество – наше достояние. Один японский турист после
посещения дома-музея Есенина в Константинове сказал:
« Что русскому-
Константиново, то японцу - сакура и Фудзияма».
Спасибо, уважаемые мои коллеги, за понимание, поддержку и ваше хорошее настроение
Уверена, что такие уроки-портреты необходимо проводить по каждому предмету: портрет ученого
(
физика,
химии,
истории
и
информатики,
русского
языка,
математики,
и
других
отраслей
промышленности)
Удачи вам и творческих поисков! Послушайте прекрасный романс и пусть нежные воспоминания
наполнят ваши души!
(
Слайд романс « Берега» исп. А.Малинин.
Происхождение – крестьянин
Внешний вид – желтоволосый с голубыми глазами, изящный, к тому же ПОЭТ.
Характер – солнечный, веселый, светлый, чистый, песенный, мечтательный
Отношения к…
- Богу – от глубокой веры к атеизму, безбожию, богохульству
- Родине -
гордость, восхищение её красотой, любовь радость за нее.
-
всему живому –с нежностью и состраданием.
- матери – ласковое, нежное, теплое, трепетное
- женщине – от пылкости, высоких пламенных чувств к равнодушию и цинизму.
-
родному краю после перемен в стране – боль, жалость, трагизм и сострадание.
- К самому себе - усталость, разочарование , предчувствие ухода от безысходности
Аннотация
Разработка Мастер – класс по дисциплине «Литература» (2 часа)
Автор: Горбенко надежда Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, ГПОУ «Беловский
политехнический техникум»
Цель урока:
Цель : формирование представления разработки структуры урока- портрета в процессе
обучения.
Дидактическая:
-
познакомить с методикой проведения урока – портрета с использованием методов ТРКМ
;
-
создать условия для выявления проблемы и мотива поэтической лирики;
-показать динамику эффективности обучения литературы при использовании ИКТ;
Развивающий аспект
:
научить вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию,
аналитическое, креативное и образное мышление
в соответствии с учебными задачами
;
Воспитательный аспект:
создать атмосферу заинтересованности
,
открытости, доброжелательности,
эффективного
сотворчества в общении, способствовать
конструктивному разрешению противоречий.
Задачи:
-
создание
условий
для
профессионального
общения,
самореализации
и
стимулирования
роста
творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта.
-
формирование навыков самостоятельного выполнения анализа информационных заданий, освоение
методики качественного конструирования заданий методом наблюдения над языковым материалом
поэзии С. А. Есенина
Методическая
цель: показать
один
из
вариантов
методики
проведения
урока-портрета
с
использованием ИТК и методов креативного обучения, развивать личностную рефлексию.
Оборудование: ПК, раздаточные материалы, презентация, слайды.
Конечный результат
:
коллективная разработка проекта урока -портрета
Примерный план изучения темы :
1. Понятие ИКТ
2.Стратегия ТРКМ и приемы креативного мышления
3. Штрихи к портрету С.Есенина
4. Основные темы лирики Есенина
5. Роль цветоизображения в лирике
6. Любимые женщины и жёны Есенина.
7 Анализ и составление проекта урока - портрета по данной теме.
Методы обучения: беседа, самостоятельная работа с кейсом, раздаточным материалом.
Раздаточный материал