"Анализ производственной практики будущих учителей по профессиональному модулю 4 "Классное руководство" специальности 44.02.02"
Автор: Русакова Ольга Александровна Должность: преподаватель психологии Учебное заведение: Профессиональный колледж ДВФУ Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край Наименование материала: статья Тема: "Анализ производственной практики будущих учителей по профессиональному модулю 4 "Классное руководство" специальности 44.02.02" Раздел: среднее профессиональное
Русакова О.А., преподаватель
Профессионального колледжа ДВФУ
г. Владивосток
Анализ производственной практики будущих учителей по
профессиональному модулю 4 «Классное руководство» специальности
44.02.02
Успехи
в
обучении
и
воспитании
детей
определяются
множеством
факторов, каждый из которых является достаточно важным и пренебрежение
этими факторами неизбежно приводит к неудаче. Кроме методики обучения и
воспитания,
знания
возрастных
особенностей
детей,
наличного
уровня
развития и многих других, важнейшим фактором детского развития является
сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. В современном
цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого
внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессиональные
люди,
в
первую
очередь
страдают
дети,
причем
потери,
которые
здесь
возникают, обычно невосполнимы.
Знания о ребенке - это сложнейшая наука, а применение этих знаний на
практике - высшее искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных
решений. Это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и
психогигиене;
это
умение
увидеть
и
понять
в
каждом,
то
особое
«индивидуальное», что отличает его ото всех, и то «общее», что характеризует
его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой
он
есть.
Учеба
для
ребенка
нелегкий
труд,
утомления,
а
тем
более
переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой
организации
педагогического
процесса,
когда
учитываются
возрастные
особенности организма ребенка и его возможности, готовность его к обучению,
состояние здоровья, все гигиенические требования к организации и режиму
учебных
заданий,
закономерности
динамики
работоспособности
и
многое
другое. Можно сделать вывод что, состояние здоровья детей, самочувствие,
вхождение в учебный процесс зависит как от личности самого учителя, так и от
характера
учебной
деятельности,
которую
он
организует.
В
итоге
обеспечиваются успехи в обучении и адекватная самооценка ребёнка.
Исходным
содержанием
проблемы
явились
труды
выдающихся
психологов
В.С.
Выготского,
В.В.
Давыдова,
Д.Б.
Эльконина,
и
работы
современных
исследователей:
Г.А.
Цукерман,
А.К.Поливанова,
З.П.
Шаболиной, А.А. Парамоновой и Ш.А. Амонашвили и др. Очевидна идея
исследователей, что успех вхождения в учебный процесс находится в прямой
зависимости
от
индивидуальных
возможностей
учителя
и
особенностей
психологии
ученика,
которые
педагог
должен
учитывать
в
адаптационный
период.
Всемирная организация здравоохранения определила понятие здоровья,
как состояние полного физического, душевного и социального благополучия
человека.
А
не
только
отсутствие
болезней
и
физических
дефектов.
Психологическое
здоровье
-
это
психическое
состояние
ч е л о в е ка ,
характеризующееся уравновешенностью его душевных состояний, гармонией с
окружающей средой и отсутствием психических изменений. Оно представляет
собой не только биологическую, но и социальную категорию. Это ощущение
человеком
эмоционального
благополучия,
психологического
комфорта.
Психологическое здоровье является личной и общественной ценностью.
Л.С. Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная
взрослыми, должна быть одновременно и программой для самого ребенка.
Поэтому
обучение
шестилеток,
отвечающее
этому
требованию,
следует
понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий
более
развитыми
понятиями
взрослых,
а
как
перестройку
под
влиянием
педагогических
воздействий
отношений
ребенка
к
окружающей
действительности,
как
изменение
его
характера
деятельности.
При
этом
и
характер воздействия на шестилетнего ребенка должен соответствовать его
психологическим особенностям.
Самое существенное, что характеризует детей шестилетнего возраста,
начинающих обучение в подготовительных классах, - это постепенный переход
от
одной
ведущей
деятельности
к
другой:
от
игровой
к
учебной.
С
поступлением
в школу меняется социальное положение ребенка в обществе,
место, занимаемое им среди окружающих людей. Это новое положение, новые
требования,
которые
предъявляют
ему,
новый
вид
деятельности
-
делают
шестилетний возраст своеобразным
рубежом, разделяющим возраст, когда
преобладают
непроизвольные,
импульсивные
формы
поведения,
и
возраст,
характеризующийся
заметным
развитием
произвольных
форм
поведения,
психической
деятельностью
(произвольного
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления,
воображения).
Если
учебная
нагрузка
чрезмерна,
а
«цена»
превышает предел функциональных возможностей организма, то это неизбежно
приведет к нарушению состояния психологического здоровья ребёнка.
Цель
исследования:
изучение
роли
учителя
в
создании
условий
по
сохранению и поддержанию психологического здоровья 6-летних детей при
адаптации обучения в школе.
Мы сделали попытку её реализовать через
производственную практику будущих учителей по профессиональному модулю
4 «Классное руководство» ФГОС третьего поколения - «Первые дни ребёнка в
школе». В группе работали студенты 3 курса Профессионального колледжа
ДВФУ в базовой школе № 56
МОУ г. Владивостока Приморского края и
Гуманитарной гимназии ДВФУ в 1–х классах. Мы старались помочь ребенку -
шестилетке из дошкольника стать школьником. Но так, чтобы не повредить его
психическому
здоровью.
Студенты
активно
помогали
учителям,
организовывали
работу
в
микрогруппах
детей,
способствовали
созданию
доброжелательной
атмосферы,
взаимоуважения.
Одновременно
студенты
выявляли индивидуальные особенности детей 6- летнего и 7- летнего возраста,
делали
сравнительный
анализ.
При
совместном
с
учителем
обсуждении
предлагали
свои
подходы
к
решению
тех
или
иных
проблем.
На
подготовительном этапе проводились психолого-педагогические исследования:
беседы с будущими первоклассниками 6-летками и их родителями, изучались
предметно-пространственная среда, посещались детские сады.
Следует подчеркнуть, что особенностью производственной практики с
группой студентов «Первые дни ребёнка в школе» выделяется задача научения
детей навыкам учебного сотрудничества. Поэтому цель первого этапа общения
учителя
/студентов/
с
детьми,
помочь
ребёнку
построить
содержательный
образ «настоящего школьника» на основе личностного принятия законов, норм
общения, на основе диалога. Для этого наряду с уроками вводился особый
урок – «Час общения», который проводился ежедневно в течение недели
последним уроком. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении
отношений:
умении
договориться,
обмениваться
мнениями,
понимать
и
оценивать
друг
друга
и
себя.
Сферу
общения
мы
определили
как
два
основных
направления
школы
развивающего
обучения:
это
–
во
первых,
душевное
здоровье
ребёнка,
эмоциональное
благополучие
–
является
условием любой успешной деятельности; во вторых - умение учиться – как
базис
для
самоизменения,
саморазвития
ребёнка.
Ежедневно
проводилась
диагностика
по
определению
эмоционального
благополучия
ребёнка
на
начало
и
конец
урока
-
«Часа
общения»
(автор
Т.И.
Чиркова).
Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества - вот
наши приоритетные ценности, и мы искали способы ввести детей в школьную
жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя
готовыми к такой жизни. Не дети должны быть подготовлены к школе,
а
школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей,
принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному
росту.
Тематика часов общения
День первый – Час общения «Знакомство» - детей с учителем,
студентами, друг с другом, для обеспечения линии сотрудничества; образование
групп - механизма поддержки. Проведение часа общения «Знакомство», «Я и
Мы», «Что в имени твоём». Рассказ учителя о себе. Организация знакомства
детей
между
собой.
Обсуждение
названия
группы.
Представление
групп.
Рассказы
об
именах,
принадлежащих
детям.
Экскурсия
по
школе
по
маршрутному листу, по станциям: «Библиотечная», «Игровая», «Санитарная»,
«Три поросёнка» и т.д.
День второй – Час общения «Мы теперь не просто дети, мы теперь -
ученики».
Цели:
противопоставление
«школьной»
и
«нешкольной»
форм
поведения;
показ
связи
режима
со
здоровьем,
установка
на
необходимость
беречь своё здоровье. Ролевые игры: «Карлсон и Малыш», «Незнайка в школе»,
«Холодно – горячо» - на правила поведения в школе. Театрализация жизненных
ситуаций. Составление «Ромашки» - правила поведения ученика на уроке, в
столовой, в транспорте, на выставке, в кино. Введение схемы «Времени», знака
«Я», «Вопрос», «Мы», «Звонок»,
схемы «Класс». Посвящение в ученики,
конкурс на лучшее имя классу.
День третий. Час общения, темы: «Загляните в семейный альбом», «С
чего начинается Родина», «Моя родина – Приморский край», «Моя семья в
истории моей страны». Цели: продолжение научения работать в группах, где
каждый
слышит
другого
и
сам
рад
высказаться;
развитие
самоуважения
ребёнка,
гордости
за
принадлежность
к
своей
семье,
народу.
Утверждение
нравственных ценностей, привлечение родителей к сотрудничеству. Рассказы о
членах семьи, о самых счастливых событиях, пережитых семьёй; о профессиях
родителей; составление «дерева жизни» (генеалогического дерева); реликвии,
традиции семьи. Представление и открытие Книги «Хроники Класса». Работа с
понятиями «большая и малая Родина», Отечество, Россия, наши предки и что
мы о них знаем. Родословные семьи.
День четвертый. Час общения, темы: «Любимая игра и игрушка»,
«День творчества и волшебства», «День сюрпризов». Цели: обучение детей
договариваться
в
игре,
распределять
роли,
отстаивать
свою
точку
зрения;
создания
условий
для
самовыражения,
творческой
самореализации
детей;
развитие
симпатий
детей
друг
к
другу.
Рассказы
детей
о
своей
любимой
игрушке. Беседа – разговор
игрушек. Мастерская игрушек. Представление
оригинальных
игрушек.
Национальные
игрушки.
Парад
игрушек.
Гимн
игрушке.
Игрушечное
ателье.
Игры
наших
бабушек.
Игры
на
внимание,
воображение;
игры
в
которых
дети
упражняются
в
своей
непохожести,
с
помощью пантомимы («Ателье», «В аквариуме»). Введение традиции – Дня
добрых сюрпризов (подарок - игрушка своими руками).
День пятый. Час общения, темы: «День экологии», «Зверьё моё». Цели:
расширение представлений детей о школе, введение детей в коллектив школы с
помощью взаимодействия с учащимися старших классов. Демонстрация того,
что
добрые
отношения
связывают
не
только
людей,
но
и
весь
живой
окружающий
мир
(с
животными,
растениями).
Организация
работы
по
станциям,
«городам»,
«планетам»:
«Мой
четвероногий
друг»,
«Ласковая
кошечка»,
«Золотая
рыбка»,
«Маленькие,
но
очень
любимые»
(хомячки,
черепашки), «Птичий мир». Представление животных. Парад «братьев наших
меньших». Конкурс на самого лучшего друга (послушного, нарядного, усатого).
Конкурс на самое оригинальное кличку - имя, на лучший рассказ. Концерт о
животных. Викторина о флоре и фауне. Обсуждение проекта «Бим», патронаж
брошенных животных. Информация об обществе защиты животных.
День шестой. Родительское собрание. Цели: подведение первых
итогов работы по адаптации детей в школе. Выяснение проблем, с которыми
столкнулись
дети
и
родители.
Ориентация
родителей
на
психологию
сотрудничества, на правильную позицию в отношении успехов и неудач детей.
Содержание: "Хроника" первых дней ребенка в школе. Показ видеоматериалов.
Зарисовки
"Мы
маленькие
незнакомцы",
из
дневника
наблюдений
-
размышлений.
Анкетирование
родителей.
Рекомендации
родителям.
Проведение итогов практики, выводы и предложения по совершенствованию
сохранения психологического здоровья у 6 и 7 - летних детей.
Примерные
темы
для
вступления
на
итоговой
конференции: 1.
Характеристика
шестилетних
и
семилетних
детей
(опыт
психологических
зарисовок).
2.
Проявление эмоции у детей в первые дни пребывания в школе. 3. Содержание
работы учителя в адаптационный период по системе развивающего обучения.
4. Приёмы снятия эмоционального неблагополучия. 5. Организация работы с
родителями в первую неделю. 6. Система работы, направленная на создание
атмосферы
сотрудничества.
7.
Результаты
диагностики
эмоционального
благополучия детей 6 и 7 лет на начало и конец практики (см. пример рис.1)
Итак, по завершению практики, мы сделали следующий вывод, что
среди
детей
6-летнего
возраста
наблюдаются
весьма
значительные
индивидуальные различия. Шестилетние дети готовы к обучению в той же
мере, что и 7-летние дети. Они могут учиться по тем же программам, и в тех же
условиях и режиме. Но они значительно быстрее утомляются, у них чаще
возникают
нервно-психические
перегрузки,
а
следствие
возникает чувство
эмоционального
неблагополучия
и
тревожности.
Мы
убедились,
6-летний
возраст - наиболее благоприятный (сензитивный) период
для умственного
развития и социальной подготовки ребенка, что в шесть лет детей можно обу-
чать, но в более простых, доступных им формах (в частности игровых).
Таблица 1 - Результаты диагностики эмоционального благополучия детей
6 и 7 лет на начало и конец практики «Первые дни ребёнка в школе» в школе 56
г. Владивостока Приморского края
Занятия:
час
общения
возраст
«хорошее»
«нейтральное»
«плохое»
1 сентября
6 лет
64,7%
23,5%
11,8%
7 лет
70,6%
23,5%
5,9%
6 сентября
6 лет
76,5%
17,6%
5,9%
7 лет
88,2%
11,8%
0%
Особую роль в организации щадящего режима адаптации к школе играет
учитель. Он тактично раскрывает перед ребятами привлекательные стороны
учения, рассеивает их тревоги и опасения по поводу школьной деятельности.
Настойчиво
и
разумно
предъявлять
им
необходимые
требования
к
эмоционально - волевой стороне их новой жизни. Условия, которые помогут
педагогу создать благоприятную атмосферу вхождения ребенка в новую жизнь -
это
продуманная
организация
учебной
деятельности школьника,
особый
оберегающий
режим
дня,
обучение
без
домашнего
задания
и
отметок,
включение игровых форм работы, более длительное пребывание на свежем
воздухе
/динамические
часы/,
максимальная
двигательная
и
умственная
активность ребенка на протяжении дня. Доброжелательный стиль общения,
обращение к ученику по имени, т.к. фамилия отчуждает и настораживает его.
Помощь в налаживании отношений сотрудничества, создание эмоционального
комфорта.
Список использованных источников
1.
Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М., 1996
2.
Бугременко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М., 2004
3.
Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М., 1966
4.
Кушнир Н.Я., Мажимук Н.М. «Введение в школьную жизнь». -
Минск, 2005.
5.
Степанова А.А. Школьная зрелость // Вестник России. - № 5, 2004
6.
Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». -
М., 2012.
7. Хафизова Н.Е. Адаптация первоклассников к учебному процессу
- //Журнал «Начальная школа»№ 01, 2013
8. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности.
Н.С. Ежкова, А.Е. Ежкова - //Журнал «Начальная школа» № 05, 2013