Автор: Сорокина Ирина Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ " Майская гимназия Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: пос. Майский Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"
Урок направлен на формирование умения различать вводные слова и члены
предложения, выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с
вставными конструкциями, отработку практического умения применять полученные
знания в моделировании предложений с вставными конструкциями.
Привычка ссылаться на источник высказывания - это элементарная этическая
норма. Вводные слова и вставные конструкции, как сказал А.Кушнер, хотя и замедляют
речь, мешают суть сберечь, важны, потому что делают речь логичной, выразительной,
способствует развитию творческих способностей учащихся при работе с текстами одной
тематики, формированию метапредметных знаний, обеспечивающих способность к
творческой деятельности, воспитывает эстетический вкус и любовь к родному языку.
Цели:
1.
Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
2.
Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме
предложения с вставными конструкциями.
3.
Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.
Ход урока
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и
успеха.
4.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и
предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.
На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в течение
урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.
I. Озвучивание домашнего задания
II. Орфографический повтор
1.
Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
1)
собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2)
современник, связаны, естественно, пустынный;
3)
по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;
4)
окружённый, холщовый, плечом, горячо.
Проверим:
1)
сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
1)
связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
1)
по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
2)
окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма
глагола).
5.
Словарная работа: Транслировать – морфемный разбор (у доски – ученик).
6.
Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово?
Повторение темы « Вводные слова»
7.
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания»
1
информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям
автора.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов
(следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще
сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово
из предложения.
Решим несколько пунктуационных задач:
Графический диктант – по цепочке. Каждый ученик называет значение и
структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:
1) По мнению автора, «человечество- это своеобразная болезнь планеты».
2) Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему,
может быть, попал бы в статские советники.
3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.
4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.
- Какую информацию нам дают эти предложения?
- Что в них общего и чем отличаются?
Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная
этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь»,
«мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.
Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и
неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова –
сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
П. Изучение нового материала
Знакомство с теоретическими сведениями § 30.
-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?
(ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и
предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что
сообщается,
при
этом
они
могут
указывать
на
достоверность
сообщения,
предположительность,
повторяемость
действий,
источник
информации,
выражать
эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же
конструкции
используются
для
передачи
дополнительных
замечаний,
попутных
комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).
Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли
поздно изменяющая нашу жизнь.
Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я
услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.
Учитель: Составьте схемы этих предложений
2
Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных
конструкциях
допускается
большое
количество
ошибок?
Каковы
трудности
при
выделении вставных конструкций?
- Сравните предложения и сделайте вывод.
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
•
Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту –
заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
•
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная
дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых
замечательных ораторов Древней Греции.
•
Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью
тире и скобок?
•
Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно
ставится тире, а когда скобка?
Ответы уч-ся:
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они
выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может
выделять вставную конструкцию только в середине предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое
является многофункциональным знаком.
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак
препинания — тире или скобки.
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков
Ш. Закрепление изученного.
1.
Комплексный анализ текста. Пунктуационный и орфографический повтор.
Работа с текстами по вариантам.
I вариант
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая
неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письмен-
ном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам
это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об
этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека
(сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные,
поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на
отца производили тягостное впечатление случаи
потребительского, небрежного
отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
3
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова
словом, конечно и др.
II вариант
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и
не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это
уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик
Сократа
Платон
и
ученик
Платона
Аристотель.
Конечно,
у
них
были
предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как
правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно
они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что
я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и
поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ
задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не
появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце
концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не
беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем
герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы
его запоминались людям на всю жизнь.
Круг чтения
1.
Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
2.
Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
3.
Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций
в предложении и в тексте.
4.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения
с вводными словами и вставными конструкциями»
Озвучивание «Карты мысли»
Домашнее задание:
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с
вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-
й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста
Список использованных источников:
1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.:
Просвещение, 2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166
2.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8
3.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2015.-Т.2 С.229-231
4.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом
высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 2018.- Т.51 – С.309
6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими
отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 2007. Т. 197. С.25
4