Напоминание

Урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"


Автор: Сорокина Ирина Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ " Майская гимназия Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: пос. Майский Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 8 классе "Вставные конструкции"

Урок направлен на формирование умения различать вводные слова и члены

предложения, выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с

вставными конструкциями, отработку практического умения применять полученные

знания в моделировании предложений с вставными конструкциями.

Привычка ссылаться на источник высказывания - это элементарная этическая

норма. Вводные слова и вставные конструкции, как сказал А.Кушнер, хотя и замедляют

речь, мешают суть сберечь, важны, потому что делают речь логичной, выразительной,

способствует развитию творческих способностей учащихся при работе с текстами одной

тематики, формированию метапредметных знаний, обеспечивающих способность к

творческой деятельности, воспитывает эстетический вкус и любовь к родному языку.

Цели:

1.

Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.

2.

Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме

предложения с вставными конструкциями.

3.

Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и

успеха.

4.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и

предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.

На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в течение

урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

I. Озвучивание домашнего задания

II. Орфографический повтор

1.

Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.

1)

собиратель, зажигать, сочетание, внимание;

2)

современник, связаны, естественно, пустынный;

3)

по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;

4)

окружённый, холщовый, плечом, горячо.

Проверим:

1)

сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;

1)

связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;

1)

по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;

2)

окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма

глагола).

5.

Словарная работа: Транслировать – морфемный разбор (у доски – ученик).

6.

Дополнительный вопрос: - Каким способом образовано это слово?

Повторение темы « Вводные слова»

7.

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания»

1

информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям

автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов

(следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще

сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово

из предложения.

Решим несколько пунктуационных задач:

Графический диктант – по цепочке. Каждый ученик называет значение и

структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:

1) По мнению автора, «человечество- это своеобразная болезнь планеты».

2) Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему,

может быть, попал бы в статские советники.

3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.

4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.

- Какую информацию нам дают эти предложения?

- Что в них общего и чем отличаются?

Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная

этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь»,

«мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.

Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и

неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова –

сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

П. Изучение нового материала

Знакомство с теоретическими сведениями § 30.

-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?

(ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и

предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что

сообщается,

при

этом

они

могут

указывать

на

достоверность

сообщения,

предположительность,

повторяемость

действий,

источник

информации,

выражать

эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же

конструкции

используются

для

передачи

дополнительных

замечаний,

попутных

комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли

поздно изменяющая нашу жизнь.

Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я

услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.

Учитель: Составьте схемы этих предложений

2

Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных

конструкциях

допускается

большое

количество

ошибок?

Каковы

трудности

при

выделении вставных конструкций?

- Сравните предложения и сделайте вывод.

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту –

заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.

Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная

дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых

замечательных ораторов Древней Греции.

Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью

тире и скобок?

Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно

ставится тире, а когда скобка?

Ответы уч-ся:

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они

выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может

выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое

является многофункциональным знаком.

Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак

препинания — тире или скобки.

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

Я. Смеляков

Ш. Закрепление изученного.

1.

Комплексный анализ текста. Пунктуационный и орфографический повтор.

Работа с текстами по вариантам.

I вариант

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая

неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письмен-

ном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам

это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,

не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об

этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека

(сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные,

поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на

отца производили тягостное впечатление случаи

потребительского, небрежного

отношения к книгам.

О. Трубачев. Книга в моей жизни

3

1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова

словом, конечно и др.

II вариант

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и

не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это

уже философия.

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик

Сократа

Платон

и

ученик

Платона

Аристотель.

Конечно,

у

них

были

предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как

правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно

они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что

я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и

поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ

задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не

появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце

концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не

беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем

герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы

его запоминались людям на всю жизнь.

Круг чтения

1.

Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.

2.

Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.

3.

Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций

в предложении и в тексте.

4.

Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи предложения

с вводными словами и вставными конструкциями»

Озвучивание «Карты мысли»

Домашнее задание:

§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с

вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-

й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста

Список использованных источников:

1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.:

Просвещение, 2001. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С.166

2.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8

3.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука. 2015.-Т.2 С.229-231

4.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом

высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 2018.- Т.51 – С.309

6.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими

отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.- 2007. Т. 197. С.25

4



В раздел образования