Автор: Латышева Мария Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО МПГУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием комплекса упражнений с элементами творческой деятельности
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нарушение слухового анализатора ведёт к всесторонним проблемам в
развитии ребёнка: замедляются
важнейшие процессы жизнедеятельности,
происходят
нарушения
в
психическом,
речевом,
физическом
и
познавательном развитии дошкольника. Всё это влечёт за собой трудности
ребёнка в полноценном общении и познании окружающего мира, овладению
жизненно необходимыми умениями и навыками.
В процессе сопоставления результатов констатирующего эксперимента
обеих групп, можно сказать, что дети (ЭГ), чей слух компенсирован слуховыми
звучаний
в
пространстве,
отмечается
неспособность
различать
и
воспроизводить
длительность
звуков,
с
некоторым
затруднением
могут
улавливать
изменения
качества
голоса,
определять
его
принадлежность,
наблюдались сложности в определении силы звучания голоса, значительные
трудности
возникали
в
определении
количества
звучаний,
проблемы
в
воспроизведении
акцентов
в
слоговых
рядах
и
постановке
ударения.
Дошкольники
с
кохлеарными
имплантами
(СГ)
имеют
более
высокие
показатели по всем направлениям изучения.
Полученные нами данные говорят о том, что необходимо включать в
коррекционную работу задания, игры и упражнения по развитие слухового
восприятия с ранних этапов работы с детьми, чей слух не компенсирован
кохлеарными имплантами.
Учитывая
все
особенности
развития
слухового
восприятия
детей
с
нарушениями слуха старшего дошкольного возраста, мы предположили, что
специальный комплекс упражнений с использованием элементов творческой
деятельности
будет
способствовать
эффективному
развитию
уровня
их
слухового восприятия. Для этого мы разработали комплекс, который включает
в себя интересные и увлекательные упражнения с элементами творческой
деятельности для развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха.
Апробирование
этого
комплекса
и
определило
формирующий
этап
исследования, цель
которого развитие слухового восприятия у
изучаемой
категории дошкольников с помощью специального комплекса упражнений с
элементами творческой деятельности.
Упражнения из комплекса были направлены на развитие следующих
компонентов
слухового
восприятие:
пространственного,
динамического,
временного, тембрового и ритмического.
Представляем некоторые упражнения из комплекса с использованием
элементов творческой деятельности:
Упражнение, направленное на развития слухового восприятия
неречевых звучаний (пространственный компонент).
«Воздушный шар»
Оборудование: музыкальные инструменты, 2 листа плотной бумаги или
картона,
клей,
изображение
воздушных
шаров
из
бумаги
(большой
и
меленький).
Ход выполнения упражнения: Для локализации звучания в пространстве
взрослый предъявляет ребенку неречевые звуки различных частот, звучащие
далеко и близко. Взрослый встает за спиной ребенка и отходя или приближаясь
к нему, например, с гармошкой, воспроизводит с помощью неё звуки. На столе
у ребенка лежат 2 листа бумаги, клей и заготовленные из бумаги воздушные
шары. 1 лист лежит около ребенка, а другой дальше от ребенка, но так чтобы
он мог достать да него. Когда ребенок слышит, что инструмент звучит далеко,
он наклеивает маленький шар на дальний лист, а когда звучание близко, то
наклеивает большой шар на лист, который перед ним.
Упражнение, направленное на развития слухового восприятия
речевых звучаний (динамический компонент)
«Зоопарк»
Оборудование: изображения животных разных размеров, приклеенных на
листе бумаги, например, мышь и медведь, штампы со следами животных
разных размеров, краски.
Ход выполнения упражнения: Взрослый говорит громко и тихо слоги,
например, бам-бам, пум-пум и так далее. Если звучание громкое, то животное
громкое топает – у него большие лапы. Ребенок повторяет за педагогом слоги,
далее находит большое животное и на этом же листе ставит следы штампами
большого размера. Если звучание тихое, то животное маленькое, и следы будут
ставиться маленьким штампом.
После завершения обучения мы повторно провели исследование уровня
развития изучаемых компонентов слухового восприятия у детей с нарушениями
слуха со слуховыми аппаратами и дошкольников с КИ. По итогам контрольного
эксперимента
мы
можем
отметить,
что
дошкольники
экспериментальной
группы смогли приблизить свой уровень развития слухового восприятия к
уровню развития слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами, что
говорит о положительных результатах коррекционно-педагогической работы.
Анализ
полученных
данных
показывает,
что
у
дошкольников
экспериментальной группы после коррекционно-педагогической работы по
специальному
комплексу
упражнений
поднялся
уровень
развития
всех
изучаемых компонентов слухового восприятия на 40%, а у дошкольников
контрольной группы – на 20%.
Список литературы:
Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового
восприятия у детей с нарушенным слухом/ Под ред. И. В. Королевой.
СПб.: «Умная Маша», 2010. – 186 с.
Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения
детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.