Напоминание

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием комплекса упражнений с элементами творческой деятельности


Автор: Латышева Мария Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО МПГУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием комплекса упражнений с элементами творческой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нарушение слухового анализатора ведёт к всесторонним проблемам в

развитии ребёнка: замедляются

важнейшие процессы жизнедеятельности,

происходят

нарушения

в

психическом,

речевом,

физическом

и

познавательном развитии дошкольника. Всё это влечёт за собой трудности

ребёнка в полноценном общении и познании окружающего мира, овладению

жизненно необходимыми умениями и навыками.

В процессе сопоставления результатов констатирующего эксперимента

обеих групп, можно сказать, что дети (ЭГ), чей слух компенсирован слуховыми

звучаний

в

пространстве,

отмечается

неспособность

различать

и

воспроизводить

длительность

звуков,

с

некоторым

затруднением

могут

улавливать

изменения

качества

голоса,

определять

его

принадлежность,

наблюдались сложности в определении силы звучания голоса, значительные

трудности

возникали

в

определении

количества

звучаний,

проблемы

в

воспроизведении

акцентов

в

слоговых

рядах

и

постановке

ударения.

Дошкольники

с

кохлеарными

имплантами

(СГ)

имеют

более

высокие

показатели по всем направлениям изучения.

Полученные нами данные говорят о том, что необходимо включать в

коррекционную работу задания, игры и упражнения по развитие слухового

восприятия с ранних этапов работы с детьми, чей слух не компенсирован

кохлеарными имплантами.

Учитывая

все

особенности

развития

слухового

восприятия

детей

с

нарушениями слуха старшего дошкольного возраста, мы предположили, что

специальный комплекс упражнений с использованием элементов творческой

деятельности

будет

способствовать

эффективному

развитию

уровня

их

слухового восприятия. Для этого мы разработали комплекс, который включает

в себя интересные и увлекательные упражнения с элементами творческой

деятельности для развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха.

Апробирование

этого

комплекса

и

определило

формирующий

этап

исследования, цель

которого развитие слухового восприятия у

изучаемой

категории дошкольников с помощью специального комплекса упражнений с

элементами творческой деятельности.

Упражнения из комплекса были направлены на развитие следующих

компонентов

слухового

восприятие:

пространственного,

динамического,

временного, тембрового и ритмического.

Представляем некоторые упражнения из комплекса с использованием

элементов творческой деятельности:

Упражнение, направленное на развития слухового восприятия

неречевых звучаний (пространственный компонент).

«Воздушный шар»

Оборудование: музыкальные инструменты, 2 листа плотной бумаги или

картона,

клей,

изображение

воздушных

шаров

из

бумаги

(большой

и

меленький).

Ход выполнения упражнения: Для локализации звучания в пространстве

взрослый предъявляет ребенку неречевые звуки различных частот, звучащие

далеко и близко. Взрослый встает за спиной ребенка и отходя или приближаясь

к нему, например, с гармошкой, воспроизводит с помощью неё звуки. На столе

у ребенка лежат 2 листа бумаги, клей и заготовленные из бумаги воздушные

шары. 1 лист лежит около ребенка, а другой дальше от ребенка, но так чтобы

он мог достать да него. Когда ребенок слышит, что инструмент звучит далеко,

он наклеивает маленький шар на дальний лист, а когда звучание близко, то

наклеивает большой шар на лист, который перед ним.

Упражнение, направленное на развития слухового восприятия

речевых звучаний (динамический компонент)

«Зоопарк»

Оборудование: изображения животных разных размеров, приклеенных на

листе бумаги, например, мышь и медведь, штампы со следами животных

разных размеров, краски.

Ход выполнения упражнения: Взрослый говорит громко и тихо слоги,

например, бам-бам, пум-пум и так далее. Если звучание громкое, то животное

громкое топает – у него большие лапы. Ребенок повторяет за педагогом слоги,

далее находит большое животное и на этом же листе ставит следы штампами

большого размера. Если звучание тихое, то животное маленькое, и следы будут

ставиться маленьким штампом.

После завершения обучения мы повторно провели исследование уровня

развития изучаемых компонентов слухового восприятия у детей с нарушениями

слуха со слуховыми аппаратами и дошкольников с КИ. По итогам контрольного

эксперимента

мы

можем

отметить,

что

дошкольники

экспериментальной

группы смогли приблизить свой уровень развития слухового восприятия к

уровню развития слухового восприятия детей с кохлеарными имплантами, что

говорит о положительных результатах коррекционно-педагогической работы.

Анализ

полученных

данных

показывает,

что

у

дошкольников

экспериментальной группы после коррекционно-педагогической работы по

специальному

комплексу

упражнений

поднялся

уровень

развития

всех

изучаемых компонентов слухового восприятия на 40%, а у дошкольников

контрольной группы – на 20%.

Список литературы:

Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и

обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010.

Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового

восприятия у детей с нарушенным слухом/ Под ред. И. В. Королевой.

СПб.: «Умная Маша», 2010. – 186 с.

Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения

детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.



В раздел образования