Напоминание

Аурикулотерапия - современная технология в работе логопеда с детьми с ОВЗ


Автор: Яхно Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Аурикулотерапия - современная технология в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 03.05.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аурикулотерапия – современная технология в работе логопеда с детьми

с ОВЗ.

Яхно Светлана Алексеевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №4» г. Стерлитамака Республики Башкортостан

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с

особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, которым судьба

послала сложные испытания. Только сочувствия мало, надо развивать их

возможности.

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная

заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация

движений, плохая работоспособность, низкая социализация,

интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах

и т.п.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и

часто имеют проблемы с речью.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными

нарушениями развития:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Дети с задержкой психического развития.

Дети с нарушением поведения и общения.

Дети с умственной отсталостью.

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые

дети с умственной отсталостью).

Работая с этими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении,

педагогам и специалистам приходится искать вспомогательные средства,

облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения

детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приёмы

работы с детьми ОВЗ.

Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано

использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых

очевидна.

Одним из таких средств является использование аурикулотерапии.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной

раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого

организма.

Кто бы мог подумать, что обычай дёргать именинника за уши, и пожелание

ему крепкого здоровья напрямую связаны между собой? Эта традиция

уходит корнями в глубокую древность. Уже тогда наши предки были

прекрасно осведомлены о том, что ухо концентрирует на своей поверхности

множество активных точек, воздействуя на которые, можно исцелить то или

иное заболевание.

Аурикулотерапию (массаж ушных раковин) также можно использовать на

логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных

окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с

центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними

органами.

1.

Лицевой нерв (движение)

2.

Вестибюлярный нерв (равновесие)

3.

Слуховой нерв (слух)

4.

Троичный нерв (чувствительность)

5.

Глазодвигательный нерв (движение глаз)

6.

Подъязычный нерв (иннервирует мышцы языка)

Акупунктурные точки на ушной раковине

Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины до лёгкого

покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на

противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж

быстро мобилизует силы организма. В результате можно моментально

поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, "пробудить" к

работе все внутренние резервы.

Самый распространенный - обычный массаж пальцами.

Во время массажа ребенку необходимо принять удобную, комфортную позу,

расслабить мышцы, успокоиться, не отвлекаться и не разговаривать.

Массаж проводится только теплыми, разогретыми руками, поэтому перед

массажем потрите руки. Это оживит циркуляцию крови в ваших руках и

согреет их.

Массировать необходимо оба уха - поочередно одной рукой или

одновременно двумя руками.

Центральные точки ушей обычно массируются подушечками указательных

пальцев, при массаже мочек в работу включаются все пальцы, верх ушей

удобнее массировать большими пальцами.

Движения по часовой стрелке "пробуждают" и активизируют мозг.

В противоположном направлении - успокаивают и умиротворяют.

Поэтому утренний массаж производится круговыми движениями вправо,

перед сном движения должны быть направлены против часовой стрелки.

Воздействуя на определенные зоны ушей, нельзя причинять сильные

болевые ощущения.

Даже глубокое надавливание не должно быть грубым и резким.

Массаж должен продолжаться не менее минуты.

Как правильно массировать точки:

Первоначально необходимо промассажировать и "размять" мягкими

движениями всю ушную раковину. На этом этапе в работу включены все

пальцы обеих рук.

Лучше начинать массаж с мочек уха, постепенно поднимаясь выше, к

верхнему краю ушных раковин. Это снимет усталость и повысит

работоспособность ребенка.

Второй этап - точечный массаж. Следует массировать козелок и

противокозелок "удобным" пальцем, вращая и одновременно надавливая.

Надавливать на точку следует в течение пяти секунд. 6-7 раз на каждую

точку. Надавливания и паузы на болевые точки должны чередоваться.

Массаж точек на раковине может помочь и в лечении опорно-двигательного

аппарата. Главная зона нахождения активных точек расположена в верхней

части уха, где есть хрящевые выступы и завитки.

В методику массажа входят помимо вращений и надавливаний растирания,

поглаживания, легкие удары. Такой массаж в любом случае приводит к

улучшению физического и эмоционального состояния. Если точка найдена

неверно, то ее массаж никогда не нанесет вреда. Просто он становится

малоэффективным. Еще один нюанс - массаж ушей не может поднять тонус

организма выше нормы. Он как бы приводит все функции в оптимальное

состояние.

Организм человека – это очень сложная система, все возможности которой

так полностью и не раскрыты учеными. Активные точки на теле человека –

это яркий пример возможности организма запускать восстанавливающие и

регенерирующие процессы.



В раздел образования