Автор: Мухамеджанов Альберт Тагирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ № 76
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Здоровье и здоровьесберегающие технологии
Раздел: среднее образование
Здоровье и здоровьесберегающие технологии
Аннотация: В рамках данной статьи рассматривается такая категория как здоровье,
развитие представлений о ней. Также рассматриваются здоровьесберегающие технологии,
особенности
их
использования
в
рамках
учебного
заведения
для
поддержания
необходимого уровня здоровья обучающихся.
Ключевые
слова:
здоровье,
болезни,
предболезненное
состояние,
здоровьесберегающие технологии, ЗОЖ, физическая культура, обучающаяся молодежь.
Здоровье принято рассматривать как одну из основных жизненных ценностей
человека. Здоровье является залогом его долголетия и благополучия. Вопросы здоровья
являются вопросами, которые поднимаются на самом высоком, международном уровне.
Иными словами, данные вопросы имеют значения для всего человеческого общества.
Понимание такого термина как здоровье прошло некоторые этапы своего развития.
Первоначально, понимание здоровья ограничивалось отсутствием у человека каких-либо
заболеваний. Человека можно было назвать здоровым в том случае, если у него нет
никаких признаков, которые указывали бы на болезнь. Подобное понимание такой
категории как «здоровье» связано с противопоставлением: здоровье-болезнь. Такое
понимание имеет исключительно бытовой характер. С бытовой точки зрения, если
человек не жалуется на что-либо, не обращается за помощью врача, а также выполняет
свои обычные обязанности, то его окружение вполне может считать его здоровым.
Однако, с развитием медицины и медицинских технологий, понимание такой
категории как «здоровье» приняло более расширенную форму. В результате научных
исследований, был выявлен целый спектр состояний, в которых может находиться
организм, когда человека еще нельзя назвать больным, однако считаться здоровым также
нельзя.
Для
определения
такого
состояния
используется
такой
термин
как
«предболезненное» состояние. Данное состояние может рассматриваться в качестве
переходного от здорового состояния к состоянию болезни. Также подобное состояние
связано с тем, что какая-либо малосущественная причина, может привести к состоянию
болезни. При таком понимании, термин здоровье приобретает более широкое значение.
Им определяется не только факт отсутствия болезни, но и то, что существует малая
вероятность ее развития в жизни человека исходя из конкретных условий.
Принято считать, что здоровье человека находится в зависимости от того образа
жизни, которому он следует.
1
Исходя из сказанного, здоровье представляет собой не только отсутствие каких-
либо болезней или функциональных отклонений в деятельности организма, но и наличие
гармонического
психического
и
физического
развития
и
высокого
уровня
функционирования различных систем организма.
При разъяснении учащимся ценности здоровья, необходимо особо обращать
внимание на то тот факт, что основа здоровья закладывается в молодом возрасте. Нужно
также акцентировать внимание на том, что какое-либо отклонение в развитии или
заболевание, которое человек перенес в детском, подростковом или юношеском возрасте,
может оказать серьезное влияние на состояние здоровья, когда данный человек уже
достигнет взрослого возраста.
Таким образом, можно однозначно обозначить тот факт, что необходимо уделять
внимание здоровью, начиная с молодого возраста.
Здоровьесберегающие
технологии
включают
в
себя
систему
ценностей
и
установок,
формирующие
потребность
в
повышении
двигательной
активности,
предотвращение
нарушений
функций
организма
(опорно-двигательного
аппарата,
кровообращения,
дыхания,
пищеварения),
снижении
силы
сокращения
мышц
и
приобретении гигиенических качеств [3; с. 19]. Особая роль отводится физкультурно-
оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию
труда и отдыха, что содействует предупреждению возникновения вредных привычек и
разных заболеваний.
Главными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения
и
укрепления
здоровья
молодежи
в
вузах,
являются
физкультурноспортивные
мероприятия,
технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
и
просветительско-педагогическая деятельность[5; с. 11].
В
учебном
процессе
вузов
отслеживание
здоровьесбережения
внедряется
недостаточно последовательно, т.к. отсутствует функциональное понимание значения
сохранения здоровья. В вузах учебные планы и программы учебных дисциплин системы
профессиональной подготовки специалистов не проектируются с позиций медицинских,
психофизиологических и педагогических основ сохранения здоровья человека.
Непонимание
благоприятного
воздействия
физкультурной
деятельности
на
состояние здоровья, низкая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость
навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояниясвоего организма
приводят к формальному отношению студенческой молодежи к собственному здоровью,
его сохранению и укреплению.
2
На
сегодняшний
день специалисты
здравоохранениясчитают,
что здоровье
человека на 50 % зависит от здорового образа жизни, поэтому главной задачей является
сохранение и укрепление здоровья [4; с. 33].
Когда свое использование находят здоровьесберегающие технологии, то это
приводит к росту профессиональной компетентности педагогов и руководителей учебного
заведения, которая является необходимой для того, чтобы успешно выполнялась
здоровьесберегающая деятельность исход из существующих потребностей и условий.
Такой термин как «здоровьесберегающая технология» можно рассмотреть в
качестве
совокупности
методов,
приемов
и
принципов,
которые
соответствуют
педагогической работе. Такое методы, приемы и принципы дополняют традиционные
технологии воспитания и обучения за счет того, что наделяют их признаками
здоровьесбережения [2; c. 5].
В качестве основных направлений деятельности вузов в вопросах, связанных со
здоровьесберегающей деятельностью, можно выделить следующие:
- организация процесса обучения исходя из принципов рациональности, а также
гигиенических требований и санитарных норм;
- организация необходимого уровня двигательной активности среди студентов;
- организация необходимо уровня рациональности питания учащейся молодежи;
- наличие системы работы, которая направлена на то, что сформировать ценности,
которые соответствуют здоровью.
Здоровье часто принято рассматривать в качестве дополнительного жизненного
ресурса, который представляет собой средство для достижения других целей, которые
являются
более
важными.
В
настоящее
время,
забота
о
здоровье
начинает
рассматриваться в качестве важнейшей характеристики любого профессионала, а также
как составляющая имидже преуспевающего делового человека.
Когда здровьесберегающие технологии реализуются на практике, обучающиеся
вырабатывают собственный образ жизни. Значительная часть студентов начинает уделять
больше внимание своему питанию, контролю за физической нагрузкой. Некоторые
начинают вести дневник здоровья. Такие изменения поведения способствуют о наличии у
студентов установок на здоровый образ жизни.
В том случае, если физкультурно-оздоровительная работа организована правильно,
то данный факт может представлять собой основу для того, чтобы рационально
организовать двигательный режим учащейся молодежи. Также это может способствовать
нормальному
физкультурному
развитию
студентов,
повышению
их
двигательной
подготовленности.
Помимо
сказанного,
это
должно
способствовать
повышению
3
адаптивных способностей организма. Как следствие – это позволит сохранить и укрепить
здоровье.
Список литературы
1.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - 3-е изд., прераб. и доп.-Ростов-на-Дону: Чайка,
2016.-287 с.
2.
Горелов А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской
группы / А. А. Горелов, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных
исследований, 2015. – 98 с.
3.
Дубровский В.М. Лечебная физическая культура / В.М. Дубровский. Москва:
Владов, 2016. – 124 с.
4.
Егорьев А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев //
Теория и практика физической культуры, 2014. – С. 79-84
5.
Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. Москва: Гардарики,
2016. – 131 с
4