Напоминание

"Психологическое сопровождение детей с ОВЗ


Автор: Александра Ивановна Бужинаева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: авторсая программа
Тема: "Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

МО «Мирнинский район» РС (Я)

Утверждаю_______________

Директор МБОУ «СОШ №1»

Зятькова Е.Л.

Приказ № от

Согласовано_______________

Заместитель директора по УВР

Серегина Т.Ю.

Протокол МС № от

Программа

«Психологическое сопровождение детей с ОВЗ»

Составила: Бужинаева Александра Ивановна

педагог-психолог

МБОУ «СОШ №1»

Соответствие занимаемой

должности

2019-2020 учебный год

2

Программа психологического сопровождения учащихся с ОВЗ

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы

комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального

общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии

обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем,

информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и

разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными

принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ

являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и

рекомендательный характер.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не

из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий

поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка

– психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется

возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Программа дополнительного образования детей - это совместная деятельность;

сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья

вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что

современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в

помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь,

понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь,

основанная на уважении к человеку.

Основные причины создания программы:

-увеличение числа детей с ОВЗ;

-удаленность Великоустюгского района от областного центра, где оказывается

разнообразная помощь данной категории детей;

-эпизодический характер оказываемой помощи;

-материальные трудности семьи;

-неготовность семьи к адекватному восприятию проблем, связанных с воспитанием

и обучением детей с ОВЗ.

Новизна программы:

Программа психологического сопровождения учащихся с ОВЗ опирается на принципы

витагенности

(жизненной

определенности),

доступности,

здоровья

сбережения,

наглядности, активности и направлена на реабилитацию детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и

талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность

3

проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой

они воспитываются.

Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив

незабываемый,

счастливый

опыт

творчества,

ребенок

не

останется

прежним.

Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы,

поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1.Дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях.

2.Дети, обучающиеся в коррекционных школах;

3.Дети, находящиеся на домашнем обучении

4.Необучаемые дети

Цель психологического сопровождения детей с ОВЗ:

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их

возрастными

и

индивидуально-типологическими

особенностями,

состоянием

соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному,

личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной

адаптации в современном социуме.

Задачи:

Развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня

актуального развития учащихся;

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством

внедрения современных здоровьесберегающих технологий;

Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых

особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса

обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;

Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного

взаимодействия с социумом;

Создание

условий

для

эффективной

социально-психологической

адаптации

школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального

взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

4

Направления психолого-педагогической коррекции обучающихся с ОВЗ

Направление

Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый

результат

Педагогическая

коррекция

Исправление

или

сглаживание

отклонений

и

нарушений

развития,

преодоление

трудностей

обучения

Уроки

и

внеурочные

занятия

Осуществление

индивидуальног

о

подхода

обучения

ребёнка с ОВЗ.

Освоение

обучающимися

образовательной

программы

Психологическа

я коррекция

Коррекция

и

развитие

познавательно

й

и

эмоционально-

волевой

сферы

ребёнка.

Коррекционно-

развивающие

занятия

Реализация

коррекционно-

развивающих

программ

и

методических

разработок

с

обучающимися

с ОВЗ

Сформированност

ь

психических

процессов,

необходимых для

освоения

образовательной

программы.

Логопедическая

коррекция

Коррекция

речевого

развития

обучающихся

с ОВЗ

Коррекционно-

развивающие

групповые

и

индивидуальные

занятия

Реализация

коррекционно-

развивающих

программ

и

методических

разработок

с

обучающимися

с ОВЗ

Сформированност

ь

устной

и

письменной речи

для

успешного

освоения

образовательной

программы.

Медицинская

коррекция

Коррекция

физического

здоровья

обучающихся

Оздоровительны

е процедуры

План

оздоровительны

х

мероприятий

для

обучающихся с

ОВЗ

Улучшение

физического

здоровья

обучающихся.

5

Направления повышения психолого-педагогической компетентности родителей и

педагогов.

Цель: повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и

обучения детей с ОВЗ.

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

Ознакомление

с

психолого-

педагогическими,

физиологическими

и

возрастными особенностями обучающихся,

педагогическая и психологическая помощь в

решении

трудностей

в

обучении

и

воспитании.

Педагог-психолог

Родительские

собрания

Лекции

по

профилактике

школьной

дезадаптации,

кризисам

возрастного

развития,

по

формированию

детского

коллектива, по возрастным особенностям

детей,

профилактика

девиантного

и

аддиктивного

поведения

и

проблем

школьного обучения, физического развития.

Педагог-психолог

Анкетирование

Опрос родителей и педагогов по вопросам

обучения и воспитания

Педагог-психолог

6

Основные этапы и мероприятия по реализации программы:

Этап

Мероприятия

Исполнители

Организационны

й

1..Подбор

диагностического

программного

коррекционно-развивающего инструментария.

2.Организация

необходимого

ресурсного

обеспечения.

3.Разработка

и

апробация

программ

сопровождения:

системно-ориентированных,

индивидуально-ориентированных,

профилактических,

коррекционных,

развивающих и пр.

Педагог-психолог

Исполнительный

1.Диагностическая работа

Педагог-психолог

Консультативная работа

1. Проведение профилактических бесед, лекций

с детьми по вопросам здорового образа жизни.

2.Проведение индивидуального и группового

консультирования детей с ОВЗ и родителей по

проблемам обучения, развития, жизненного и

профессионального

самоопределения,

взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

3. Проведение педагогов по вопросам обучения

детей с ОВЗ

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая работа

1.Развитие

и

коррекция

познавательных

процессов учащихся, формирование мотивации

к обучению детей с ОВЗ

2.Коррекция

нестабильности

эмоциональной

сферы,

межличностных

отношений

и

социальных контактов учащихся, связанных с

ростом межличностных и внутриличностных

отношений.

Педагог-психолог

Аналитико-

обобщающий

1.Разработка методических рекомендаций по

совершенствованию

социально-

психологического сопровождения.

Педагог-психолог

7

Структура коррекционно-развивающего занятия:

1

.

Ритуал приветствия.

Позволяет сплотить детей, создать атмосферу

группового доверия и принятия. Ритуал может

быть придуман самой группой

2

.

Разминка

воздействие

на

эмоциональное

состояние

детей,

уровень

их

активности.

(Психогимнастика, музыкотерапия,

танцевальная

терапия,

телесная

терапия, пальчиковые игры.)

Разминка

выполняет

важную

функцию

настройки

на

продуктивную

групповую

деятельность. Она проводится не только в

начале

занятия,

но

и

между

отдельными

упражнениями.

Разминочные

упражнения

позволяют активизировать детей, поднять их

настроение; или, напротив, направлены на

снятие эмоционального возбуждения

3

.

Основное содержание занятия

совокупность

психотехнических

упражнений

и

приемов,

направленных

на

решение

задач

данного

занятия.

(Игротерапия,

сказкотерапия,

проигрывание

ситуаций,

этюды,

групповая

дискуссия.)

Приоритет

отдается

многофункциональным

техникам,

направленным

одновременно

на

развитие

познавательных

процессов,

формирование

социальных

навыков,

динамическое развитие группы. Важен порядок

предъявления

упражнений

и

их

общее

количество. Последовательность предполагает

чередование

деятельности,

смену

психофизического

состояния

ребенка:

от

подвижного

к

спокойному,

от

интеллектуальной

игры

к

релаксационной

технике. Упражнения располагаются в порядке

от сложного к простому (с учетом утомления

детей).

4

.

Рефлексия

занятия

оценка

занятия. Арт-терапия, беседы.

Две оценки: эмоциональное отреагирование

(понравилось – не понравилось, было хорошо –

было плохо и почему) и осмысление (почему

это важно, зачем мы это делали).

5

.

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия

Ожидаемые результаты реализации программы:

- Востребованность услуг по сопровождению детей со стороны родителей, педагогов,

учащихся.

-

Расширение

сферы

сотрудничества

по

вопросам

социально-психологического

сопровождения, учащихся с ОВЗ

-Динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению предметных

программ.

- Увеличение доли педагогических работников ОУ для организации работы с

обучающимися с ОВЗ.

8

Приложение № 1

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы

зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки

должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к

школе. Послушайте их внимательно.

К к

аждому Вопросу предлагается 3 варианта

ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого

варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1.

Мне в школе нравится.

2.

Мне в школе не очень нравится.

3.

Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1.

С хорошим настроением.

2.

Бывает по-разному.

3.

Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, как бы ты поступил?

1.

Пошел бы в школу.

2.

Не знаю.

3.

Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1.

Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2.

Бывает по-разному.

3.

Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1.

Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2.

Не знаю, затрудняюсь ответить.

3.

Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1.

Нет, не хотел бы.

2.

Не знаю.

3.

Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1.

Рассказываю часто.

2.

Рассказываю редко.

3.

Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1.

Мне нравится наш классный руководитель.

2.

Не знаю, затрудняюсь ответить.

3.

Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1.

У меня много друзей в классе.

2.

У меня мало друзей в классе.

3.

У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1.

Мне нравятся мои одноклассники.

2.

Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3.

Мне не нравятся мои одноклассники.

Обработка результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана

система балльных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и

предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1

балл;

ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной

школьной ситуации, оценивается в 0

баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации,

учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных

мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они

очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно

переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель

имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на

вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный

уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень.

15-19

баллов (положительное отношение к школе, но школа

привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют

себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями,

учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и

учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники

посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся

в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10

баллов (негативное отношение к школе, школьная

дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не

справляются

с

учебной

деятельностью,

испытывают

проблемы

в

общении

с

одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как

враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции,

отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и

правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического

здоровья.

10

Приложение № 2

Методика исследования мотивации учения у первоклассников

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система

оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в

школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком

№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в

руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать

уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой.

(Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с

которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч.

(Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я

в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной

друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный

автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без

учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках

направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках

раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно

прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот

мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя

именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

11

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит

в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный

выбор

Внешний мотив - 0 баллов;

учебный мотив – 5 баллов;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный мотив – 4 балла;

отметка - 2 балла;

игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву.

Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов.

Вместе

с

тем,

ребёнок

может

руководствоваться

и

другими

мотивами.

О

несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е.

различные подходы во всех ситуациях.

12

Приложение № 3

Анкета №1

для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с

ограниченными возможностями здоровья

/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

Дата заполнения _______________________________________________________________

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5

баллов

-

правильное,

безошибочное

выполнение

заданий;

4

балла

-

небольшие

помарки,

единичные

ошибки;

3

балла

-

редкие

ошибки,

связанные

с

пропуском

букв

или

их

заменой;

2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки,

неаккуратное

выполнение

заданий;

1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5

баллов

-

учащийся

работает

легко,

свободно,

без

напряжения;

4 балла

- выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;

3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство;

выполнение

заданий

требует

некоторого

напряжения

для

своего

завершения;

2

балла

-

выполнение

заданий

осуществляется

с

сильным

напряжением;

1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Кол-во баллов:________________________

3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5

баллов

-

учащийся

всегда

самостоятельно

справляется

с

заданиями;

4

балла

-

работает

самостоятельно,

иногда

обращается

к

помощи

взрослого;

3 балла

- иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;

2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание

самостоятельно;

1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный

контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.

4 балла

- учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;

3

балла

-

иногда

учащийся

приходит

в

школу

с

плохим

настроением;

2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение,

иногда

страх),

обидчивость,

вспыльчивость,

раздражительность;

1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5. Взаимоотношения со сверстниками:

5

баллов

-

ребенок

общительный,

инициативный,

имеет

много

друзей;

4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в

контакт,

когда

к

нему

обращаются

другие

дети;

13

3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;

2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;

1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо

инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям:

ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с

ним;

4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его

требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок

может

обратиться

к

учителю

за

помощью.

3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к

одноклассникам.

2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним,

старается

быть

незаметным

для

него;

1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или

отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________________

Общее кол-во баллов:_______________

Классный руководитель: /______Ф.И.О.________

Интерпретация результатов:

1

уровень

(ВЫСОКИЙ)

-

26-30

баллов;

2

уровень

(ВЫШЕ

СРЕДНЕГО)

-

18-25

баллов;

3

уровень

(СРЕДНИЙ)-

12-17

баллов;

4

уровень

(НИЖЕ

СРЕДНЕГО)

-

6-11

баллов;

5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;

Вывод

об

уровне

социально-психологической

адаптации:_______________________________

14

Приложение № 4

Анкета №2

для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-

воспитательного процесса /заполняется родителями/

Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________

Возраст_________________________Дата заполнения _______________________________

1. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает дома о школе? Что именно?

2. Какие чувства преобладают в его рассказе?

а) положительные

б) отрицательные

в) когда-как

г) не знаю

3. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в школу?

а) с радостью

б) с неохотой

в) по-разному

г) не знаю

4. Комфортно ли Вашему ребёнку в классе?

а) да

б) он чувствует себя плохо

в) когда-как

г) не знаю

5. (Если ребёнок чувствует себя плохо): Почему плохо (когда-как)?

а) неуверенность в знаниях

б) плохая оценка

в) агрессия других детей

г) (Ваш ответ)_______________________________________________________________

6. Устает ли Ваш ребёнок в школе?

а) да

б) нет

в) не замечаю

7. Какие изменения произошли в Вашем ребёнке?

а) положительные

б) отрицательные

в) положительные и отрицательные

8. Оказала ли школа влияние на эти изменения?

а) да

б) нет

9. Есть ли у Вашего ребёнка среди одноклассников друзья?

а) да, есть один друг

б) да, есть много друзей

в) нет, у моего ребёнка нет друзей

10. Какие ещё дополнительные занятия нужны Вашему ребёнку в школе?

(нужное подчеркнуть)

А)нужны: по предметам, кружки, ЛФК, Иностранный язык, психолог, психотерапевт,

массаж, другое

Б) Не нужны

15

11. Посоветовали бы Вы знакомым отдать ребёнка в нашу школу? Почему?

а) Да

б) Нет

11. Что запомнилось ребёнку из школьной жизни?

12. Что запомнилось Вам из школьной жизни?

Приложение № 5

16

Анкета по изучению развития ребенка

Дата обследования___________________________

Фамилия,

имя

ребенка_____________________________________________________________

Дата

рождения:

год__________________

месяц________________________________________

Школа

__________________________________

класс__________________________________

При

наполнении

анкеты,

пожалуйста,

выполните

следующие

инструкции:

нимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и подчеркните то, что

считаете нужным, по возможности допиши те недостающие сведения.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

1.

Год

рождения:

мать

______________________________

отец_________________________

2.ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

мать - высшее, среднее - специальное, ПТУ, среднее;

отец - высшее, среднее—специальное, ПТУ, среднее.

3. В МОМЕНТ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

мать работает (профессия) __________________ не работает

отец работает (профессия) ___________________ не работает

4. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ: отдельная квартира - общая квартира. Ребенок имеет

отдельную комнату - не имеет.

5.СОСТАВ

СЕМЬИ:

(проживающие

вместе)

_________________________________________

6. ИМЕЛ ЛИ МЕСТО РАСПАД СЕМЬИ ( да, нет), когда ребенку было ___________ лет,

когда

поя

вился

отчим,

мачеха______________________________________________________

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ: хорошие – холодные - напряженные - частые

конфликты - ссоры.

8. УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ: иногда - несколько раз в неделю;

с резким изменением поведения (отец, мать).

9.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ:

мать - здорова, отец — здоров; наличие хронических заболеваний:

мать ________________________________________________________________________

отец ________________________________________________________________________

10. НАЛИЧИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СЕМЬЕ

родственников с тяжелым характером, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба

в школе:

со

стороны

матери________________________________________________________________

со

стороны

отца__________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

17

11.

КАКИМ

ПО

СЧЕТУ

РОДИЛСЯ_________________________________________________

12.

ТЕЧЕНИЕ

БЕРЕМЕННОСТИ:

нормальное,

тошнота,

рвоты

(до

какого

месяца_____________) белок в моче, повышение давления, судороги, обмороки (на каком

месяце ) лежала на сохранении ( сколько времени ___________) травмы физические,

нервные

потрясения,

переживания

(какие)

_____________________________________________

Инфекции: простудные заболевания: краснуха, корь, другие инфекционные

заболевания. Резус в крови у матери (+ -), отца (+ -), ребенка (+ -), меры по поводу резус-

конфликт_____________________________________________________________________

13.РОДЫ: нормальные – преждевременные - переношенные – быстрые – «штурмовые»

(1-2 часа от начала болей) - затяжные (больше суток от начала болей). Какого рода

помощь оказывалась во время родов: уколы, кислород, стимуляция, наркоз, наложение

щипцов,

вакуум,

другие

виды

помощи______________________________________________________

14.ВЕС ПРИ РОЖДЕНИИ________________________

15.

ПЕРИОД

НОВОРОЖДЕННОСТИ:

ребенок

родился

с

кожными

покровами

нормального цвета - красным – синим - белым; закричал сразу - не дышал некоторое

время - его хлопали опускали в ванночку - ему делали уколы - на коже лица и головы

была опухоль или кровоподтек; врачи, говорили о родовой травме, асфиксии, слабости

ребенка.

Приложен к груди на _____________ день. Сосал хорошо - слабо.

Была желтуха новорожденных — не было желтухи. Был в первые недели и месяцы

нормальным - очень вялым — очень беспокойным.

16. ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ: вывих бедра - порок сердца, косоглазие - парез (слабость

ручки, ножки).

17.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:

а) моторное развитие: головку держал с______ месяцев, сидел с _______________месяцев,

стоял с ______месяцев, ходил с _______месяцев__________лет;

б) речь: отдельные слова до одного года - после года; фразы до полутора

лет_________________ до двух лет___________после двух с половиной лет. Особенности

речи в детстве: нормальная заикание – картавость – шепелявость - косноязычие (до какого

возраста_____________________).

18. ЗАБОЛЕВАНИЯ ДО ОДНОГО ГОДА (сколько раз):

грипп_________________

простудные

(ОРЗ)

__________ангина_________________________

воспаление среднего уха (отит) ______ воспаление легких _________________ диспепсия

_______ложный

круп____________

травмы

головы

_________________

судороги__________

19.ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

(в каком возрасте, легко - тяжело - с осложнениями)

Рахит

_______________________

диатез__________

простудные

заболевания

_____________

18

воспаление

легких___________________

воспаление

среднего

уха

(отит)__________________ дизентерия ______________ гастрит_______ язва воспаление

желчного пузыря (холецистит) _____желтуха _______________ воспаление мочевого

пузыря (цистит) ___________ воспаление почек________

Инфекционные

заболевания:

корь

________

краснуха_________

скарлатина

_________свинка

______________ветряная

оспа_________

хронический

тонзиллит

_______________ туберкулез __________

Операции по поводу: аппендицита_______ хронического тонзиллита ___________

другие____________________________________________

Общий наркоз (в связи с чем) ____________________________________________________

20. СОСТОЯЛ НА УЧЕТЕ У ВРАЧА:

инфекциониста – туберкулезника – окулиста - отоларинголога (ушного) – ревматолога –

психоневролога - логопеда.

21. ГДЕ ВОСПИТЫВАЛСЯ ОБСЛЕДУЕМЫЙ РЕБЕНОК:

а) до трех лет: в семье — в однодневных яслях - в круглосуточных яслях — в доме

ребенка;

б) до школы: в семье — в однодневном саду - в круглосуточном детском саду.

Перед поступлением в школу ребенок умел:

читать, писать, считать знал буквы.

В школе посещал группу продленного дня ________________не посещал.

22.ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ( для подростков).

У

девочек:

в

каком

возрасте

начали

формироваться

грудные

железы

_________________________ в каком возрасте появилось оволосение подмышечной

области, лобка__________ в каком возрасте появилась первая менструация _______были

ли перерывы в менструальном цикле более одного месяца (да - нет).

Как протекает менструация (боли, нарушения настроения, обильно, длительно).

У мальчиков: в каком возрасте стал ломаться голос; появилось оволосение подмышечной

области ___________________ лобка ______________________ лица_____________

возраст

появления

поллюций

(семяизвержения)

______________________________________

23. АППЕТИТ: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

24.СОН: засыпает быстро; засыпает не сразу; спит спокойно, спит чутко, беспокойно;

бывают ночные страхи, страшные сны, ходит во сне, говорит во сне; просыпается легко,

просыпается с трудом; нуждается в дневном сне.

25.

НАСТРОЕНИЕ:

преобладает

хорошее

-

преобладает

пониженное

ровное,

преобладания не отмечается; настроение устойчивое – неустойчивое, легко меняется от

незначительных причин.

26. ПОВЕДЕНИЕ: ровное, спокойное - неровное. бывает вспыльчивым, капризным; при

раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, ударить;

после обиды успокаивается быстро - долго не может успокоиться.

27. УТОМЛЯЕТСЯ часто - утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок - от

общения - при умственных нагрузках.

При утомлении: нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит,

нарушается сон, появляется раздражительность, физическая вялость.

19

28. ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ:

головные боли - головокружение - повышенная потливость - плохо переносит жару -

плохо переносит езду в транспорте - повышенная обидчивость - плаксивость -

капризность – заикание –тики – лишние, навязчивые движения - склонность к страхам -

кусает ногти - мочится (днем, ночью) – тошноты - боли в суставах - боли в животе –

обмороки

-

другие

жалобы

(кроме

перечисленных)

___________________________________________________

В настоящий момент: плохое зрение - слабый слух - недостатки в произношении

отдельных звуков - плохая координация движений, неловкий - слишком маленький рост -

чрезмерная полнота.

29. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:

1) Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей - в дружбе пассивен,

общается с теми, кто к нему обращается; мало общителен, избегает общения.

2) Застенчив и робок, не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой

обстановке.

3) Задирист, драчлив, первый не задирается, но может за себя постоять, избегает

ссор, труслив.

4) Ласков, не любит выражать свои чувства, холодный, неласковый.

5) Болтливый, охотно разговаривает, молчаливый.

6) Чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, мало

подвижен; движения ловкие, движения неловкие.

7) Спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над

поведением, «нервный».

8) Собранный, внимательный, рассеянный, невнимательный, внимателен только

при интересном занятии.

9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено.

10)

Имеет

любимое

занятие

(какое

именно)_____________________________________

всем любит заниматься понемногу, самостоятельно не может найти себе занятия.

11) Находчив, догадлив, с трудом находит ответ.

12) Легко принимает решение сам, может его отстоять, склонен к сомнениям,

охотно принимает советы окружающих.

13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен,

добросовестен, недостаточно ответственен.

14) Доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен.

15) Память хорошая, память плохая, забывчив.

16) Учится отлично, хорошо, удовлетворительно, с трудом, самостоятельно,

нуждается в помощи; охотно-неохотно.

Итоговые оценки по основным предметам:

русский язык _______математика____________ чтение (литература) __________ Русский

язык является родным - не родным языком.

30. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ:

1)

Кто

преимущественно

занимается

воспитанием

ребенка______________________________

20

2) Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного выполнения

просьб, решений старших, мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка.

3)

Наказывался

ли

ребенок,

как

часто________________________________________________

4)

Как

ребенок

проводит

свободное

время:___________________________________________

один, с товарищами, с родителями.

5)

Дополнительные

нагрузки

у

ребенка______________________________________________

31.

ЖАЛОБЫ

В

НАСТОЯЩИЙ

МОМЕНТ__________________________________________

32. ВАШ РЕБЕНОК ПРАВША – ЛЕВША – ОБЕИМИ

РУКАМИ ВЛАДЕЕТ В

ОДИНАКОВОЙ СТЕПЕНИ.

С

какого

возраста

проявилось

левшество

и

в

каких

действиях____________________

Проводилось ли переучивание на действия правой рукой (да - нет);

каким

образом:

насильственно — незаметно; в каком возрасте______________________________________

отразилось ли это на здоровье – поведении - обучении; как именно ___________________

участились

жалобы

(какие)_____________________________________________________________

___________

Как ребенок воспринимает свое левшество: довольно спокойно — сильно

переживает.

Отмечаются ли у ребенка при рисовании и письме перевернутые в обратную

сторону фигуры, буквы (да — нет; часто — редко).

Наличие левшества среди ближайших и отдаленных родственников: да — нет; кто

именно

________________________________________________________________________

Оказывается ли леворукому ребенку помощь: со стороны родителей — со стороны

учителя;

какая

__________________________________________________________________

21



В раздел образования