Автор: Москаленко Татьяна Анатольевна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Новосибирский машиностроительный колледж" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Методическая разработка урока информатики Тема: Построение диаграмм средствами табличного процесссора Раздел: среднее профессиональное
Москаленко Т.А.
Учитель математики и информатики
ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
Г.Новосибирск
Методическая разработка урока по информатике
Группа: 1 курс, профессия «Сварщик»
Тема урока: Диаграммы
Продолжительность: 80 мин
Тип урока: комбинированный
Вид урока : самостоятельная практическая работа
Цели:
Образовательная :
сформировать
понятие
о
диаграммах;
сформировать
умение
строить
простейшие
диаграммы
двух
основных типов.
Развивающие:
развитие
алгоритмического
мышления;
умения
выделять
главное;
способностей
взаимодействовать
с
одногруппниками; способностей строить монолог, диалог, составлять вопросы, анализировать, сравнивать.
Воспитательные: приобретение
опыта
адекватного
поведения
при
взаимной
работе;
побуждение
обучающихся
к
познавательной активности.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично проблемный, практический, метод «ажурной пилы» (работа в парах
сменного состава).
Оборудование : компьютеры, проектор.
Дидактические материалы: презентация; карты-путеводители для изучения нового материал; заготовки таблиц.
1
Ход урока:
Этап урока
Врем
я
Цель
Умения и навыки
Методы
Формы
Используемые
ресурсы
общеучебные
Специальные (по
предмету)
Организационны
й момент
1 мин
Подготовка
обучающихся к
работе на уроке.
Организация
внимания и
внутренней
готовности.
Учебно-
организационные
умения и навыки
словесный
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Приветствие
студентов; психологический
настрой
обучающихся;
проверка
их
готовности
к
уроку;
нацеливание
на деловую
обстановку на уроке.
Подготовка к уроку, приветствие учителя.
Актуализация
знаний
10
мин
Подготовка
мышления
обучающихся к
учебной
деятельности.
Учебно-
интеллектуальные
умения и навыки.
Учебно-
коммуникативные
УиН.
Основные
функции и
назначение
электронных
таблиц.
Элементы
таблицы:
строки,
столбцы,
ячейки;
адресация.
Типы данных.
Устный
тестовый
опрос
Фронтальная
работа
Презентация,
слайд 2, 3, 4.
Карточки с
основой.
Практический;
поисковый
Парная работа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1 вид работы. Учитель задает вопросы. Первые 4 вопроса без
вариантов ответов. С пятого вопроса работа с презентацией, с
выбором ответа.
Вопросы:
1.Для чего служит приложение MS-Excel?
2.Какова отличительная черта таблиц MS-Excel от таблиц MS-Word?
3.Что мы создаем в MS-Excel?
Отвечают на вопросы учителя.
Затем в парах составляют по три вопроса по
изученным ранее темам MS-Excel. Вопросы заносят
в карточку-основу. Меняются вопросами с соседями,
дают ответы на вопросы, полученные от соседей.
Затем проверяют правильность ответов.
2
Этап урока
Врем
я
Цель
Умения и навыки
Методы
Формы
Используемые
ресурсы
общеучебные
Специальные (по
предмету)
4.Из чего состоит книга MS-Excel?
5.Основной элемент рабочего листа?
6.Буквами А, В, С,… обозначаются?
7.В электронной таблице А1, В2 – это обозначения?
8.В ячейке электронной таблицы не может находиться…
9.
В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту
информацию?
10.
Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице?
2 вид работы. Учитель дает задание студентам: в парах составить по
три вопроса по изученным ранее темам MS-Excel. После взаимной
проверки вопросы и ответы пар проверяются учителем во время
самостоятельной работы студентов.
Целеполагание
5мин
Осознание
учащимися
внутренней
потребности к
получению новых
знаний.
Учебно-
интеллектуальные
умения и навыки.
Частично
проблемный
Дискуссия
Презентация,
слайд 5, 6, 7.
Деятельность преподавателя
Деятельность ученика
Учитель предлагает студентам по таблице определить наибольшее,
наименьшее значения в предложенной таблице. Определить когда был
рост, когда спад.
Если ни кто из студентов не догадывается о том, что можно сравнить
с помощью диаграмм, учитель задает наводящие вопросы.
Сообщение темы урока. Постановка с помощью учащихся задач на
урок.
Студентам
не
очень
удобно
определить
по
предложенной
таблице
наибольшее
значение,
наименьшее,
рост
и
спад
значений.
И
кто-то
из
обучающихся должен догадаться о том, что можно
сравнить
по
другому,
используя
разноцветные
столбики разной высоты.
Изучение новой
темы
46 мин
Формирование
понятия о
диаграммах. Типах
диаграмм и
алгоритме
построения
Учебно-
интеллектуальные
УиН.
Учебно-
коммуникативные
УиН.
Приемы работы с
приложениями
MS-Windows.
Приемы работы с
электронными
таблицами.
Практический
метод; метод
«ажурной
пилы».
Фронтальная
работа.
Работа в парах
сменного
состава.
Презентация,
слайд 8, 9, 10.
Карты-
путеводители.
Заготовки таблиц
MS-Excel.
3
Этап урока
Врем
я
Цель
Умения и навыки
Методы
Формы
Используемые
ресурсы
общеучебные
Специальные (по
предмету)
диаграмм.
Учебно-
организационные
УиН.
Эталоны для
самопроверки.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1.Совместно с обучающимися формирует понятие диаграммы через
вычленение общих характеристик и свойств.
2.
Организация
работы
в
парах
сменного
состава:
разъяснение
алгоритма работы. Оказание помощи затрудняющимся студентам.
1. Анализируют изображения, выделяют схожие
свойства и на основе схожестей пробуют дать
определение диаграммы.
2. В парах изучают материал: часть пар изучают тип
диаграммы «Гистограмма», часть пар – «Круговая
диаграмма».
3. Меняются партнерами в парах и обучают друг
друга тому, что изучили ранее самостоятельно.
Рефлексия
содержания
учебного
материала
15
мин
Определить степень
понимания и
усвоения учебного
материала.
Учебно-
интеллектуальны
е УиН.
Учебно-
коммуникативные
УиН.
Учебно-
организационные
УиН.
Понятие
диаграммы,
умение
определять тип
диаграммы, ее
назначение,
алгоритм
построения.
Словесный,
наглядный.
Дискуссия.
Презентация,
слайды 11-14
Деятельность учителя
Деятельность студентов
Учитель вопросы на понимание изученного материала, вовлекая
студентов в дискуссию.
1.Какие типы диаграмм мы сегодня изучили?
2. Гистограмма. Определение и характеризующая особенность.
3. Круговая диаграмма и характеризующая особенность.
4. Существуют ли другие типы диаграмм? Где можно посмотреть
полный перечень?
5.Определить, какой из типов диаграмм можно построить по данным
таблицам.
6.Упорядочить действия, т.е. восстановить алгоритм создания
диаграммы.
Отвечают
на
вопросы.
Дополняют
друг
друга,
исправляют в случае ошибок. Анализируют таблицы
и определяют типы диаграмм. Расставляют порядок
действий при построении диаграмм.
4
Этап урока
Врем
я
Цель
Умения и навыки
Методы
Формы
Используемые
ресурсы
общеучебные
Специальные (по
предмету)
Рефлексия
деятельности на
уроке.
Заключение
урока.
3 мин
Самооценка и оценка
деятельности
студентов на уроке
Учебно-
организационные
УиН.
Словесный,
наглядный.
Индивидуаль
ная работа
Презентация,
слайды 15-16
Деятельность учителя
Деятельность студентов
Учитель предлагает студентам оценить свою деятельность на уроке,
т.е. не уровень понимания и усвоения материала, а именно качество
своей деятельности по 10 бальной шкале. Так же дает оценку
деятельности каждой учебной пары и отдельно каждого студента.
Далее
учитель
предлагает
студентам
оценить
степень
нужности
изученного материала.
Анализируют свою деятельность и выставляют
магнит в нужную мишень.
5
Приложения
Карта-путеводитель по изучению нового материала
Пара №1. «Гистограммы»
План работы:
1.
Выясните, какой вид диаграммы называется гистограммой. Запишите определение в тетрадь.
2.
Четко определите, в каких случаях целесообразно применять гистограммы. Запишите в тетрадь характеризующее свойство.
3.
Охарактеризуйте друг другу понятие Гистограммы и случаи использования именно этого вида диаграмм.
4.
Изучите алгоритм построения гистограммы и постройте четыре гистограммы по предложенному плану.
Ход работы:
1.
Гистограмма – это диаграмма, представленная в виде столбиков одинаковой ширины, но разной высоты. Т.е. именно высота столбиков
отображает пропорции исследуемых величин. Гистограмма используется в случае, если необходимо сравнить между собой однотипные
величины. Например, успеваемость студентов за январь или среднюю заработную плату сварщиков на разных предприятиях.
2.
Алгоритм построения гистограммы:
1.Для
того,
чтобы
построить
гистограмму необходимо
создать
таблицу .
Таблица
уже
создана.
Откройте
на
рабочем
столе
папку
«Диаграммы», в ней файл «Гистограммы». Будем учиться строить гистограмму по данным, представленным в таблицах.
2.Для построения гистограммы необходимо выделить данные с наименованиями в столбце В, начиная с ячейки В2 и заканчивая ячейкой В7
(выделяем диапазон В2:В7), т.е. выделяем наименование тех величин, которые мы хотим отобразить в диаграмме.
3.Удерживая клавишу Ctrl выделим числовые данные в столбце С, начиная с ячейки С2 и заканчивая С7 (диапазон С2:С7), т.е. выделяем
соответствующие числовые данные. Без числовых данных не получится диаграммы!
4.В
главном
меню
открываем
вкладку Вставка.
В
окне Диаграммы
разворачиваем
выпадающее
меню Гистограммы. И выбираем
понравившийся тип гистограммы, например цилиндры. Обратите внимание! Можно выбрать гистограмму только из первого столбца (т.е.
ни те виды, где столбец закрашен разным цветом наполовину).
5.Оформим построенную гистограмму. В гистограмме имеется горизонтальная ось и вертикальная. Если вы верно построили гистограмму,
то на горизонтальной оси подписаны типы электродов, а на вертикальной – количество разных типов электродов на складе. Для удобства
работы с гистограммой оси необходимо подписать. Откроем в главном меню вкладку Макет и найдем на ней инструмент Название осей.
Разверните
выпадающее
меню
на
этом
инструменте
и
подпишите
сначала
горизонтальную
ось
«Наименование
электродов»,
затем
вертикальную – «Количество».
6.В этой же вкладке найдите инструмент Название диаграммы. Разверните его и подпишите диаграмму «Сравнение количества разных
электродов на складе».
7.В этой же вкладке найдите инструмент Подписи данных. Подпишите данные.
8. Обратите внимание, что справа на диаграмме имеется текст «Ряд 1». Такой текст называется Легенда и служит для отображения
соответствия числовых рядов цветовой гамме. Т.к. у нас только один числовой столбик выделен в таблице, то в легенде показан только один
ряд с одним цветом. В данном случае легенду можно удалить. Для этого на вкладке Макет разверните инструмент Легенда и выберите НЕТ.
9. Проверьте правильность выполнения по образцу гистограммы на Рисунке 1.
6
10. Перейдите на следующий лист «Закрепление1» и постройте по данной таблице гистограмму, изображенную на Рисунке 2.
11. Перейдите на лист «Закрепление2» и постройте по данной таблице гистограмму, изображенную на Рисунке 3.
12. Перейдите на лист «Закрепление3» и постройте по данной таблице гистограмму, изображенную на Рисунке 4.
13. Проверьте еще раз друг у друга правильность построения гистограмм (сравните с эталонами на рисунках).
14. Еще раз проговорите друг другу материал, который вы изучили.
Инструкционная карта для обучения одногруппника из другой пары
1.
Расскажи одногруппнику что такое Гистограмма :
a.
Охарактеризуй ее особенности: как она выглядит, из чего состоит.
b.
Расскажи, в каких случаях применяют именно гистограмму. Приведи примеры.
c.
Покажи изображение гистограмм у себя на рисунках.
2.
Научи строить гистограммы:
a.
Открой на рабочем столе папку «Диаграммы», файл «Учу строить гистограммы».
b.
На листе «Задание1» покажи как строить гистограмму, комментируя каждое свое действие.
c.
Научи подписывать оси, подписи данных, название диаграммы.
d.
Сравните построенную гистограмму с эталоном у тебя на Рисунке 5.
e.
Поручи одногруппнику выполнить самостоятельно при твоем контроле задание на листе «Задание2». Сравните построенную
гистограмму с эталоном у тебя на Рисунке 2.
3.
Теперь пусть твой одногруппник научит тебя понимать и строить круговые диаграммы.
4.
После взаимного обучения, выполните самостоятельно задания на листах «Задание3» и «Задание4». Проверьте друг у друга правильность
выполнения по эталонам.
Рисунок 5
7
ТОО
"
ТОО
"
АО
"
ТОО
"
ТОО
"
Т0,00
Т20,00
Т40,00
Т60,00
Т80,00
Т100,00
Т120,00
Т140,00
Т120,00
Т95,00
Т135,00
Т98,00
Т132,00
Сравнение заработной платы сварщиков на разных предприятиях
Предприятие
тысяч тенге
8
Карта-путеводитель по изучению нового материала
Пара №2. «Круговая диаграмма»
План работы:
1.
Выяснить какой вид диаграммы называется Круговой диаграммой. Запишите определение в тетрадь.
2.
Изучить в каких случаях целесообразно применять круговую диаграмму. Запишите в тетрадь это характеризующее свойство.
3.
Охарактеризуйте друг другу понятие Круговая диаграмма и случаи использования именно этого вида диаграмм.
4.
Изучите алгоритм построения круговой диаграммы и постройте четыре круговых диаграммы по предложенному плану.
Ход работы:
3.
Круговая диаграмма – это диаграмма, представленная в виде круга (плоского или несколько объемного), разделенного на секторы. Т.е.
именно секторы отображают пропорции исследуемых величин. Круговая диаграмма используется, если исследуемые величины в сумме
составляют 100%, т.е. единое целое. Например, количество отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих в группе или территория
мирового океана.
4.
Алгоритм построения круговой диаграммы:
1.Для того, чтобы построить круговую диаграмму необходимо создать таблицу. Таблица уже создана. Откройте на рабочем столе папку
«Диаграммы», в ней файл «Круговые диаграммы». Будем учиться строить круговые диаграммы по данным, представленным в таблицах.
2.Для построения Круговой диаграммы необходимо выделить данные с наименованиями в столбце В, начиная с ячейки В2 и заканчивая
ячейкой В9, (выделяем диапазон В2:В9), т.е. выделяем наименование тех величин, которые мы хотим отобразить в диаграмме.
3.Удерживая клавишу Ctrl выделим числовые данные в столбце С, начиная с ячейки С2 и заканчивая С9 (диапазон С2:С9), т.е. выделяем
соответствующие числовые данные. Без числовых данных не получится диаграммы!
4.В
главном
меню
открываем
вкладку Вставка.
В
окне Диаграммы разворачиваем
выпадающее
меню Круговая.
И
выбираем
понравившийся тип круговой диаграммы.
5.Оформим построенную круговую диаграмму. Откроем в главном меню вкладку Макет и найдем на ней инструмент Название диаграммы.
Разверните его и подпишите диаграмму «Численность населения в мире (млн)».
7.В этой же вкладке найдите инструмент Подписи данных. Подпишите данные, выберите Авто (это более удобная подпись тех величин,
которые имеют малую долю).
8. Обратите внимание, что справа на диаграмме имеются отображения обозначения соответствия стран и цветов. Это обозначение
называется Легенда. Легенда служит для отображения соответствия числовых рядов цветовой гамме.
9. Проверьте правильность выполнения по образцу круговой диаграммы на Рисунке 1.
10. Перейдите на следующий лист «Закрепление1» и постройте по данной таблице круговую диаграмму, изображенную на Рисунке 2.
11. Перейдите на лист «Закрепление2» и постройте по данной таблице круговую диаграмму, изображенную на Рисунке 3.
12. Перейдите на лист «Закрепление3» и постройте по данной таблице круговую диаграмму, изображенную на Рисунке 4.
13. Проверьте еще раз друг у друга правильность построения круговых диаграмм (сравните с эталонами на рисунках).
9
14. Еще раз проговорите друг другу материал, который вы изучили.
Инструкционная карта для обучения одногруппника из другой пары
1.
Расскажи одногруппнику что такое Круговая диаграмма :
a.
Охарактеризуй ее особенности: как она выглядит, из чего состоит.
b.
Расскажи, в каких случаях применяют именно круговую диаграмму. Приведи примеры.
c.
Покажи изображение круговых диаграмм у себя на рисунках.
2.
Научи строить круговую диаграмму:
a.
Открой на рабочем столе папку «Диаграммы», файл «Учу строить круговые диаграммы».
b.
На листе «Задание1» покажи как строить круговую диаграмму, комментируя каждое свое действие.
c.
Научи наносить подписи данных, название диаграммы.
d.
Сравните построенную круговую диаграмму с эталоном у тебя на Рисунке 5.
e.
Поручи одногруппнику выполнить самостоятельно при твоем контроле задание на листе «Задание2». Сравните построенную
круговую диаграмму с эталоном у тебя на Рисунке 2.
3.
Теперь пусть твой одногруппник научит тебя понимать и строить гистограммы.
4.
После взаимного обучения, выполните самостоятельно задания на листах «Задание3» и «Задание4». Проверьте друг у друга правильность
выполнения по эталонам.
Рисунок 5
10
Эталоны гистограмм
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
11
Эталоны круговых диаграмм
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
12
Презентация
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30