Автор: Ефремова Татьяна Вадимовна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Ишим Тюменская область Наименование материала: статья Тема: "Дорога к доброму здоровью" Раздел: среднее образование
Дорога к доброму здоровью
Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. Темпы
современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная
экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение,
наркомания, алкоголизм) – все эти факторы ухудшают состояние здоровья не только взрослых,
но и подрастающего поколения.
Потребность быть здоровым – основная потребность человека. Она должна быть
обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано
создать определенный минимум условий, призванных сохранять здоровье своего гражданина.
Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального.
Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье
психическое, на психическом – нравственное, социальное. Перефразировав известное
изречение Древней Спарты, с педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом
теле может быть здоровый дух».
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации, Закон «Об образовании», а также другие правительственные и
законодательные документы определяют приоритет общечеловеческих ценностей жизни и
здоровья человека, подчеркивают значимость гуманизации образования для развития личности
ребенка.
По мнению Леонида Рошаля, известного врача, здоровье детей зиждится на трёх китах:
физкультуре, питании, медицинском обслуживании. В «Концепции сохранения и укрепления
здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения»
Министерства здравоохранения РФ указано на необходимость «формировать и поддерживать
стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни путем обеспечения их
достоверными медико – гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и
отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и
предупреждения заболеваний». Это подразумевает необходимость пропаганды здорового образа
жизни и постепенного перехода к нему, включая правильное питание, регулярные физические
упражнения и профилактику болезней.
Общегигиенические знания и навыки являются не только основой для сохранения и
укрепления здоровья, но и необходимым условием формирования мотивации к оздоровительной
деятельности и здоровому образу жизни. Задача педагогов – не только передать детям и
родителям полезные и важные знания, но и научить их использовать свой потенциал в
повседневной жизни. Но знания о здоровье получаемые на уроках, как правило, абстрактны и
никак не связаны с реальным опытом детей. А вот если они преподносятся на занятиях
дополнительного образования, в неформальной атмосфере, в контексте творческой
деятельности, тогда эти занятия становятся стилем жизни ребенка (например: объединение
«Художественное слово» - могущественное действие слова, оно может исцелить, а может и
убить человека; или «Драматический кружок» - создать программу для агитбригады на тему
здоровый образ жизни, опасность вредных привычек). Только здоровый образ жизни в
долгосрочной перспективе будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации,
в том числе физического, психического и репродуктивного.
Вопросам создания хороших условий для формирования здорового образа жизни
молодого поколения следует уделить особое внимание в общеобразовательной школе.
Безусловной причиной нарушения нормального функционирования детского организма
является гиподинамии, т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течение
учебного дня противопоказана всем детям, но особенно – мальчикам. Прибавьте сюда душные,
пыльные и, как правило, непроветриваемые классы, неудобную мебель, не учитывающую рост
ученика. Важной составляющей в этом аспекте становятся уроки физкультуры, которые должны
в первую очередь укреплять здоровье школьников. Обратим внимание на слово «культура». Это
не просто динамические часы, а занятия, которые призваны на всю жизнь воспитать в человеке
сознание великой ценности здоровья, стремление его сохранять и укреплять, делать зарядку,
посещать специальные клубы – словом, вести здоровый образ жизни. На самом деле школьная
физкультура не только не помогает сохранить детское здоровье, но и разрушает его.
Во –первых, двух уроков физкультуры не только не достаточно для нормального
развития организма ребенка, но, как это не парадоксально будет звучать вредно. Первая
половина недели – малоподвижность и детренировка, затем – интенсивный урок, где ученику
«нагоняются» пульс и давление, после чего – снова детренировка и сидение в неудобной позе,
затем все повторяется. Так систематически расшатывается сердечно – сосудистая система
ребенка. Для нормального развития нужно не менее четырех ( а лучше - пять) уроков
физкультуры в неделю.
Во – вторых, на уроках физкультуры напрочь отбивается желание заниматься культурой
своего здоровья. Многие выпускники российских школ, не делают зарядку, редкие –
предпринимают лыжные прогулки в воскресенье, а записываются на секцию или в
тренажерный зал только тогда, когда начинают страдать от избыточного веса, или их принудит
не здоровье. Наши граждане не научены получать удовольствие от движения, они не знают, что
такое радость здорового организма. Поэтому удовольствие многие ищут в курении, алкоголе
или в наркотиках. И все это происходит потому, что концепция нашего физического воспитания
неверна. Мы предлагаем не физкультуру, а спорт. Нормативы – вот, что поставлено в школе
результатом и критерием оценки качества урока физкультуры. А должно быть - состояние
здоровья учеников. Норматив – любой ценой! К тому же завуч может объединить уроки. И
получается, что в неделю проводится один урок физкультуры. Учебное расписание – это
главный организатор школьной жизни, и главный хранитель детского здоровья.
Работоспособность учеников – вот основной закон, который должен определять политику и
приоритеты школьного расписания. На практике же за основу расписания берется все, что
угодно, но не трудоспособность и, стало быть, здоровье детей. На перегрузку учащихся,
усталость часто не обращают внимания. В один день могут внести в расписание и две, и три
контрольных! А после уроков провести внеклассное мероприятие. Кстати, родители детей, с
ослабленным здоровьем которые, как правило, занимаются в специальной медицинской группе,
берут освобождение от занятий, чем только усугубляют состояние их здоровья. Из – за слабого
финансирования в школах сокращаются количество спортивных секций, клубов. Не каждый
родитель в состоянии заплатить деньги за спортивные занятия в спортшколе плюс проезд в
общественном транспорте.
В спортивных залах не хватает оборудования: лыж, мячей, т.е. самого необходимого для
качественного проведения занятий физкультурой.
На стенах школьных кабинетов развешаны плакаты и стенды, содержание которых никто
не помнит. Хотя у этих стен необходимо поставить «шведские стенки», «домашние стадионы»,
чтобы на переменах ученики могли снять статическую усталость.
Школьные медслужбы не эффективны. Врачи не ориентированы на профилактике
болезней, они лишь добросовестно фиксируют отклонения.
Ради справедливости необходимо сказать, что руководители школ, педагоги понимают
серьезность данной проблемы. В школе, где я работаю, директор Долженко Н.Л.. много усилий
тратит на поиск средств, для дополнительных занятий физкультурой, на организацию занятий в
спортивных секциях, оздоровительный отдых детей в каникулярное время.
Т.В. Ефремова
Учитель физической культуры МАОУ СОШ №1,
Тюменская область г. Ишим.