Напоминание

"Умный малыш"


Автор: Гофман Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №56
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Умный малыш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 56 муниципального образования

город Новороссийск

353900, г. Новороссийск, ул. Губернского, 5/7, тел.: 64-27-58

ИНН/КПП 2315078484/231501001; mbdou

56@

inbox

.

ru

Принята педагогическом советом

МБДОУ№56

Протокол № 1 от 28 августа 2020 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ№56

_____________

Л.Е. Невежина

№___________от «01» сентября 2020

г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«

УМНЫЙ МАЛЫШ

»

на 2020-2021 учебный год

Направленность программы – естественно-научная

Уровень программы - ознакомительный

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Гофман Наталья Сергеевна,

педагог, реализующий программу

1

г. Новороссийск, 2020 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка………………………………………………………… 3

2.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы…………….

3

3.

Отличительные особенности (новизна) программы ……………………….

4

4.

Цель………………………………………………………………………………4

5.

Задачи…………………………………………………………………………… 4

6.

Возраст обучающихся………………………………………………………….

5

7.

Срок реализации программы …………………………………………………

5

8.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий ….

5

9.

Планируемые результаты освоения программы ……………………………

5

10. Учебный (тематический) план обучения ……………………………............. 7

11.

Содержание учебного (тематического) плана обучения ………………........ 8

12.

Формы контроля и оценочные материалы реализации программы………… 12

13.

Организационно-педагогические условия реализации программы …………13

14.

Материально-технические условия реализации программы…………………14

15.

Список литературы…………………………………………………………......15

16.

Приложения…………………………………………………………………….....16

Учебно-тематический план

«Педагогический мониторинг».

2

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Умный

малыш»

относится

к

ознакомительному

уровню

и

имеет

естественно-научную

направленность.

Педагогическая целесообразность и актуальность программы.

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех

человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта

малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени

зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок

слышит, видит, осязает окружающее.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет является

предметная игра.

С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-

либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого

для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение

представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,

положении в пространстве и т.п.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирование представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а

также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного

развития. С развитием сенсорики, у малыша растёт возможность овладения эстетическими

ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета

и других свойств, предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой.

Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает все это, но. когда усвоение происходит

стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным.

Процесс развития сенсорных способностей необходимо направлять.

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов

- общепринятых образцов внешних свойств, предметов.

3

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в

качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины -

метрическая система мер.

Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами происходит в следующей

последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их

разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и

называться сначала взрослым, а потом ребёнком. Только тогда они будут хорошо

закрепляться в памяти.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование

восприятия ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с

учётом

закономерностей

формирования

восприятия

в

дошкольном

возрасте

и

психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний

план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу

включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.),

которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного

восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на

выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук,

дифференцированные движения пальцев рук.

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и

систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст

сензитивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так,

если при традиционных формах работы на первом плане в группах раннего возраста была

забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь

пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает

необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –

личностного развития и образовательные аспекты.

На современном этапе проблема

сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая

необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире,

совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка

составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем

художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют

4

готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития

ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное

воспитание,

направленное

на

формирование

полноценного

восприятия

окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью

которого

является

чувственный

опыт.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у

ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях

окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами

чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.

Полноценное

сенсорное

развитие

осуществляется

только

в

процессе

сенсорного

воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о

цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их

положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым

закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким

образом,

сенсорное

воспитание

создает

необходимые

предпосылки

для

формирования

психических

функций,

имеющих

первостепенное

значение

для

возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового,

тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах

вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии

специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит

замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения

дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного

обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой

частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости

создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного

возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре

внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на

всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных

мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной

педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева,

5

Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по

ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного

воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и

методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших

психолого – педагогических исследований.

Программа дополнительного образования составлена в соответствии с нормативно-

правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации

педагогического процесса в ДОУ:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013

года № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного

образования».

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049- 13 (от29 мая 2013 года

№28564).

Отличительные особенности (новизна) программы

заключаются в том, что педагогическая технология, на которой строится Программа,

имеет 3 направления:

- Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для

соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и

навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности

и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

- Воспитательное направление

обеспечивает социальное формирование

личности,

воспитание

ее

с

учетом

фактора

развития,

воспитание

ребенка

с

творческими

способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память,

ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание

умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и

тактильных ощущений.

- Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний;

формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей,

предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности,

интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в

6

практику

нетрадиционных

методов

и

приемов,

формирование

представлений

об

окружающем мире.

Возрастные особенности детей

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он

отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое

другое.

Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует

определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет

деятельность органов зрения и слуха.

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком

представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее

должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии

становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является

следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной

деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к

началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий

характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее

значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность -

аппликация, лепка, рисование, конструирование.

Сенсорное

развитие

детей

третьего

года

жизни

тесно

связано

с

продуктивной

деятельностью.

Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных

действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших

предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость

учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо

добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные

признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных

действий.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться

предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются

восприятие,

речь,

начальные

формы

произвольного

поведения,

игры,

наглядно-

действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно- образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с

различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение

7

выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы

активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в

качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную

активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться

понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять

словесные

просьбы

взрослых,

ориентируясь

в

пределах

ближайшего

окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция

поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не

только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей.

К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить

сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют

практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со

сверстниками.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с

игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни

широко используются действия с предметами- заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что

ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и

отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и

слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:

осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии;

петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем

годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими

искажениями. Основной формой мышления является наглядно - действенное. Ее

особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации

разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у

детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-

игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей

этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств

и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она

8

обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости

и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с

именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как

отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис

часто

сопровождается

рядом

отрицательных

проявлений:

негативизмом,

упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от

нескольких месяцев до двух лет

Цель программы

- Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через

сенсорное развитие.

- Формирование у детей восприятие отдельных свойств, предметов и явлений: формы,

цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.

- Развитие умения воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как

иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа,

музыка.

Задачи программы

Задачи программы

Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину,

цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки

природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с

помощью двух рук для расширения процесса, познания окружающего и

развития мышления.

Задачи обучения

Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину

предмета.

Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый,

синий, зелёный.

Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество

предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы

рук, мелкой моторики, координации движений.

9

Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в

окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать

понимание

слов

«большой»

и

«маленький»;

дать

обобщённую

характеристику размера: «большой - маленький»

Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и

величине.

Учить

показывать

и

называть

простейшие

геометрические

формы

(плоскостные): круг, квадрат, треугольник.

Дать представления о чередовании предметов по форме.

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, учить выполнять

разнообразные ручные прямые и обратные действия (открывать - закрывать,

закручивать - откручивать, разворачивать - складывать).

2. Содержательный раздел

Основные принципы программы

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей

ребенка.

Принцип системности коррекционных и развивающих задач.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к

работе с ребенком.

Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести

многообразие общественной практики, сохранить принцип научности

содержания, повысить эффективность его реализации

Общие положения

В соответствии с положениями ФГОС ДО и принципами программы для детей

раннего возраста (с 1 года до 3 лет) предоставлено право выбора способов реализации

образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений

педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с

учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных

потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по данному

направлению учитываются принципы Программы, в частности принцип поддержки

разнообразия

детства,

индивидуализации

дошкольного

образования,

возрастной

10

адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности

в рамках дополнительного образования в соответствии с этими принципами учтены

интересы и мотивы детей, значительные индивидуальные различия между детьми,

неравномерность формирования разных способностей у ребенка, запросы родителей, а

также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и

особенности места расположения ДОУ.

Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребенка.

Проект определяет содержание и организацию образовательной деятельности с

детьми раннего дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности детей в различных

видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических

и физиологических особенностей. Программа сформирована как программа психолого-

педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития

личности детей раннего дошкольного возраста и определяет комплекс основных

характеристик дошкольного образования, в том числе объем и содержание дошкольного

образования.

Основными видами детской деятельности при реализации программы дополнительного

образования являются:

- игровая;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-

познавательно-исследовательская

(исследования

объектов

окружающего

мира

и

экспериментирования с ними),

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,

музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

Ожидаемый результат

Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный,

синий, жёлтый.

Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб,

круг, квадрат, овал).

Умеют группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

11

Различают количество предметов (много - один, много - мало)

Различают предметы контрастной величины (большой - маленький)

Собирают предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики,

кольца)

Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик

зеленый как травка).

Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Сравнивают совокупность предметов по количеству с помощью составления

пар, выделять признаки сходства и различия.

Узнают геометрические фигуры и находят их в предметах окружающей

обстановки. Имеют навыки счета в пределах трех.

Соотносят цифры 1, 2, 3 с количеством;

Умеют анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность

(изменение по форме).

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 68 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в

неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

3. Организационный раздел

3.1. Методы и формы организации деятельности

- Игровой метод (дидактические игры).

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

3.2. Формы организации деятельности:

- групповая;

-подгрупповая;

-индивидуальная.

3.3. Объекты программы:

Дети 2-3 лет.

Семьи детей посещающих детский сад.

Педагогический персонал детского сада.

12

3.4. Принципы комплектования группы и организации работы

Учет интересов и способностей детей.

Желание родителей.

Добровольное участие.

Учет психофизических особенностей детей.

Мониторинг.

Мониторинг проводится 2 раза в год, в зависимости от времени начала занятий

Диагностика сенсорных способностей детей 2-3 лет

Ф.И. ребенка

Критерии

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Дети успешно выделяют и

учитывают при выполне-

нии

ряда

практических

действий цвет

форму

величину

Группируют

в

соответствии с образцом

предметы при выборе из

четырёх

разновидностей

по цвету

форме

величине

Соотносят

разнородные

предметы при выборе из

четырёх

разновидностей

(либо

четыре

разновидности цвета, либо

четыре

разновидности

формы и т. п.)

по

цвету

13

форме

величине

Узнают в разнообразных

цветовых пятнах предметы

или

явления,

имеющие

характерный

цветовой

признак

(снег, трава, апельсин и т.

п.)

в пятнах разной величины

медведя

и

медвежонка,

кошку и котёнка

Обозначают

различные

предметы в соответствии с

их

характерными

сенсорными

признаками:

лес, море, солнце, листья,

огоньки и т. п.

Активно

используют

«опредмеченные»

слова-

названия для обозначения

формы (кирпич, мяч, шар,

крыша, яйцо, огурец)

цвета

(трава,

апельсин,

помидор, цыплёнок, небо

и др.)

Отбирают

предметы

необходимой формы или

цвета

для

развития

самостоятельной

сюжетной игры (грузят на

машину

бруски

-

«кирпичики» или кубики

определённого цвета

Подбирают

детали

нарядов

для

кукол

в

соответствии с цветом их

одежды)

Сравнивают совокупность

предметов по количеству с

помощью составления пар,

выделять

признаки

сходства и различия.

Узнают

геометрические

фигуры и находят их в

предметах

окружающей

14

обстановки;

Имеют

навыки

счета

в

пределах трех.

Соотносят цифры 1, 2, 3 с

количеством;

Умеют

анализировать,

сравнивать,

выявлять

и

продолжать

закономерность

(изменение по форме).

Количество выполненных

заданий

Уровень

сенсорного

развития

Уровни сенсорного развития ребёнка:

- высокий уровень – 13-15 выполненных заданий самостоятельно или после показа

взрослым

- средний уровень – 8-10 выполненных заданий;

- низкий уровень – 3-1 выполненных заданий.

15

Список литературы

1. «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Методическое пособие.

Творческий центр Сфера. -М., 2018

2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя

детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.:

Просвещение, 2017.

4. «Развитие восприятия у детей» Башаева Т.В Цвет, форма, звук. Популярное пособие для

родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития, 2019.

5. «Наши пальчики играют» (Развитие мелкой моторики). М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина –

СПб.: «Паритет», 2015.

6. «Развитие ребенка раннего возраста» (основные показатели). Е.Б. Волосова. – М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. – 72 с.

7. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» программа, конспекты занятий. Т.В.

Высокова. – Волгоград:

8. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Колосс, Г. Г.

9. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста» Кочетова, Н.П.

пособие для воспитателей и родителей. Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.

Просвещение, 2016.

10. «Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие» И.А. Лыкова. – М.:

Издательство «Карапуз», 2018. – 19 с.

11. «Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет» Методическое пособие для преподавателей

и родителей. М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.

12. «Помоги мне сделать это самому» Монтессори, М. Сост., вступ. статья

13. «М. Монтессори» В. Богуславский, Г. Б. Корнетов.

16

Приложение

Учебно-тематический план

Мес

Дата

заня-

тия

Тема занятия

Метод.

литера-

тура

Сентябрь

1

1

Диагностика.

2

2

Диагностика.

3

3

Игра "Собираем шишки и грибочки"

Знакомить детей с понятием «много - мало».

Л.А.

Венгер,

с. 75

4

4

Игра "Собираем шишки и грибочки"

Учить правильно употреблять слова.

Л.А.

Венгер,

с. 75

5

5

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой.

Л.А.

Венгер,

с. 76

6

6

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать

последовательность действий, развивать самостоятельность.

Л.А.

Венгер,

с. 76

7

7

«Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий,

зеленый.

Л.А.

Венгер,

с. 78

8

8

"День рождения куклы Маши". Развивать умение выделять

отдельные предметы из группы и составлять группу из

отдельных предметов;

Развивать умение сравнивать совокупность предметов по

количеству путем составления пар;

Л.А.

Венгер,

с. 78

1

9

«Сортировка».

Развивать

у

детей

стереогностическое

восприятие в связи с визуальными представлениями.

Л.А.

Венгер,

с. 80

2

10

«Сортировка».

Развивать

у

детей

стереогностическое

восприятие в связи с визуальными представлениями.

Л.А.

Венгер,

с. 80

3

11

«Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и

правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Л.А.

Венгер,

с. 85

17

4

12

"Загадки

осени".

Развивать

умение

анализировать,

сравнивать, осуществлять последовательные действия;

умение сравнивать совокупность предметов по количеству с

помощью составления пар, выделять признаки сходства и

различия.

Л.А.

Венгер,

с. 89

5

13

«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие,

учить составлять пары одинаковых шумов.

Л.А.

Венгер,

с. 104

6

14

"В гостях у гнома". Закреплять усвоение понятий «столько

же»,

«больше», «меньше». Анализировать, сравнивать,

осуществлять познавательные действия.

Л.А.

Венгер,

с. 104

7

15

«Огоньки

ночью».

Способствовать

дальнейшему

формированию у детей отношения к цвету как к важному

свойству предметов, подводить их к самостоятельному

выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка

способом примакивания.

Л.А.

Венгер,

с. 90

8

16

«Огоньки

ночью».

Способствовать

дальнейшему

формированию у детей отношения к цвету как к важному

свойству предметов, подводить их к самостоятельному

выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка

способом примакивания.

Л.А.

Венгер,

с. 90

1

17

«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание

правильно, развивать мелкую моторику рук.

Л.А.

Венгер,

с. 104

2

18

«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание

правильно, развивать мелкую моторику рук.

Л.А.

Венгер,

с. 104

3

19

«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой

окраски; называть цвета.

Л.А.

Венгер,

с. 104

4

20

"Прогулка в лес". Закреплять усвоение понятий «столько

же», «больше», «меньше»; Учить видеть составные части

множества, каждая из которых отличается определенным

цветом.

Учить

на

основе

сравнения

выявлять

закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Л.А.

Венгер,

с. 104

5

21

"Веселый счет". Обучать счету до двух на основе сравнения

двух

совокупностей,

содержащих

1

и

2

элемента,

установлению равенства между ними путем прибавления и

вычитания единицы.

Развивать

мыслительные

операции,

речь,

временные

представления.

с. 29

6

22

"Веселый счет". Закрепить счет до двух;

Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;

Развивать

умение

соотносить

цифру

с

количеством,

фантазию,

творческие

способности,

наблюдательность,

внимание.

с. 29

7

23

"Чудесные превращения". Закрепить свойства круга;

Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами

окружающего мира;

Закрепить счет до двух;

с. 31

18

8

24

"Учимся рассуждать". Закреплять навыки счета, умение

соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

Совершенствовать пространственное представление, речь

детей.

с. 31

Декабрь

1

25

"Чудесные превращения". Закрепить свойства круга;

Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами

окружающего мира;

Закрепить счет до двух;

с. 32

2

26

Сказочный

лабиринт".

Развивать

наблюдательность,

мыслительные операции, воображение, умение соотносить

сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Закрепить с детьми геометрическую фигуру- шар и ее

свойства; Закрепить счет до двух;

с. 32

3

27

"Веселый цирк". Познакомить с образованием числа 3 на

основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3

элемента;

Обучать счету до трех;

Развивать логическое

мышление, умение обосновывать правильность решения.

Л.А.

Венгер,

с. 104

4

28

"Витаминка путешествует". Познакомить детей с цифрой 3

(с формой наглядного изображения числа 3);

Развивать умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и

продолжать закономерность (изменение по форме).

Л.А.

Венгер,

с. 125

5

29

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу

(солнышко,

елка,

ежик).

Развивать

у

детей

мелкую

моторику рук.

Л.А.

Венгер,

с. 130

6

30

"Почемучка".

Развивать

умение

при

сравнении

трех

предметов выделять параметр высоты;

Закрепить счет в пределах трех, умение соотносить цифру с

количеством;

Учить составлять совокупность предметов по

определенному признаку.

Л.А.

Венгер,

с. 135

7

31

«Зажжем

на

елке

огоньки».

Расширять

знания

о

геометрической фигуре- круг, учить различать цвет.

Л.А.

Венгер,

с. 127

8

32

«Зажжем

на

елке

огоньки».

Расширять

знания

о

геометрической фигуре- круг, учить различать цвет.

Л.А.

Венгер,

с. 127

1

33

«Кто быстрее соберет игрушки». Учить детей группировать

объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению,

но имеющий одинаковый цвет.

Л.А.

Венгер,

с. 127

2

34

«Кто быстрее соберет игрушки». Учить детей группировать

объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению,

но имеющий одинаковый цвет.

Л.А.

Венгер,

с. 127

3

35

«Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных

палочек выкладывать различные фигурки.

Л.А.

Венгер,

с. 127

19

4

36

"Раз

снежинка,

два

снежинка..."

Развивать

наблюдательность, речь, пространственные представления,

умение выделять свойства предметов;

Закрепить с детьми

геометрическую фигуру- треугольник и его свойства;

Развивать логическое мышление и воображение.

Л.А.

Венгер,

с. 143

Февраль

1

37

«Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по

цвету, развивать мелкую моторику рук.

Л.А.

Венгер,

с. 127

2

38

"Ученый кот"

.

Счет до трех. Временные представления.

Познакомить детей с геометрическим телом- кубом и его

свойствами;

Развивать

временные

отношения

и

представления;

Совершенствовать логическое мышление, память.

Л.А.

Венгер,

с. 127

3

39

«Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий, зеленый.

Л.А.

Венгер,

с. 120

4

40

"Волшебный

сундучок".

Развивать

умение

считать

посредством тактильно- моторных ощущений.

Л.А.

Венгер,

с. 133

5

41

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между

ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у

детей мелкую моторику рук.

с. 47.

6

42

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между

ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у

детей мелкую моторику рук.

с. 47

7

43

«Окрашивание воды». Формирование представлений о том,

что вода имеет свойство окрашиваться, если добавить в

воду краску, закреплять цвета красок.

Л.А.

Венгер,

с. 125

8

44

«Окрашивание воды». Формирование представлений о том,

что вода имеет свойство окрашиваться, если добавить в

воду краску, закреплять цвета красок.

Л.А.

Венгер,

с. 125

1

45

«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Л.А.

Венгер,

с. 130

2

46

«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Л.А.

Венгер,

с. 130

3

47

«Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары

одинаковых на ощупь тканей.

с. 56

4

48

«Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары

одинаковых на ощупь тканей.

с. 56

20

5

49

«Строим башню». Обучение соотнесению по величине

четырех предметов.

Л.А.

Венгер,

с. 104

6

50

«Строим башню». Обучение соотнесению по величине

четырех предметов.

Л.А.

Венгер,

с. 104

7

51

«Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме,

упражнять

в

правильном

соотнесении

нескольких

предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

с. 60

8

52

«Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме,

упражнять

в

правильном

соотнесении

нескольких

предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

с. 60

Апрель

1

53

«Подбери Петушку перышко». Учить различать и называть

основные

цвета;

повторять

простые

и

относительно

сложные фразы.

с. 62

2

54

«Подбери Петушку перышко». Учить различать и называть

основные

цвета;

повторять

простые

и

относительно

сложные фразы.

с. 62

3

55

«Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать

предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Л.А.

Венгер,

с. 104

4

56

«Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать

предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Л.А.

Венгер,

с. 104

5

57

«Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о

шести цветах.

с. 66

6

58

«Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о

шести цветах.

с. 66

7

59

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по

образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук, внимание.

с. 68

8

60

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по

образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук, внимание.

с. 68

Май

1

61

«Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько

объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать

их по убывающей величине.

Л.А.

Венгер,

с. 136

2

62

«Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько

объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать

их по убывающей величине.

Л.А.

Венгер,

с. 136

3

63

"Логические цепочки". Сформировать представление о

парных предметах;

Находить

предметы

с

заданными

свойствами

и

группировать их в пары;

Узнавать и называть цифры до 3.

с. 71

21

4

64

"Путешествие на поезде". Познакомить с геометрической

фигурой- овалом и его свойствами;

Закреплять умение распознавать изученные геометрические

фигуры

и

находить

их

в

предметах

окружающей

обстановки;

Закреплять навыки счета в пределах трех.

Л.А.

Венгер,

с. 104

5

65

"Поиск закономерностей". Развивать мышление, умение

выполнять действия по образцу, на основе сравнения

выделять закономерность в расположении фигур;

Научить

составлять числовой

ряд,

ориентироваться

в

специально созданных пространственных ситуациях.

с. 70

6

66

"Логические цепочки". Сформировать представление о

парных предметах;

Находить

предметы

с

заданными

свойствами

и

группировать их в пары;

Узнавать и называть цифры до 3.

с. 68

7

67

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных

эталонов

цвета,

формы

посредством

дидактического

материала на конец года.

8

68

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных

эталонов

цвета,

формы

посредством

дидактического

материала на конец года.

Всего:

68

Работа с родителями

1.

Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего

возраста»,

«Консультация для родителей «Играем везде»».

2.

Подготовка памяток для родителей:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»

3.

Оформление папок– передвижек:

22

«Игра – спутник детства»

«Массаж рук»

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»,

4.

Подготовка рекламного видео-ролика для родителей «Кружок «Умный

малыш»»

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

(Консультация для родителей)

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым

для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка -

это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах

предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и

вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот

период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с

одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой

стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и

для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для

многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как

ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит

его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с

общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах

предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения

эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом

раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или

различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами,

пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от

многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию

вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами,

отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе

сенсорного развития малыша.

23

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно

переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку

необходимой величины.

Возраст

двух

лет

-

это

период

первоначального

ознакомления

с

окружающей

действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и

способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления

природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш

получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение

необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у

ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными

предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление

предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3)игры

с

загадыванием

и

разгадыванием,

привлекающие

детей

неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики,

конструкторы "Лего").

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако

нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями

действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и

явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и

услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают

целенаправленного восприятия своего малыша.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные

чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного

опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств

(величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с

предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из

предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те

признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются

наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими

24

составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах

и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания

ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной

задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание

слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая

двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Показывая ребенку большую матрешку, отмечаем, что она яркая, нарядная. Встряхиваем:

внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую

матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя

слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в

ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему

ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив

части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения

рисунка.

Затем

предложите

вашему

ребенку

проделать

те

же

самые

действия

самостоятельно.

Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро

ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет

для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и

формы и т. д.

В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более

того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет

с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не

предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее

просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя

ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном

мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной

гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать -

это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер,

форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для

того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и

группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать

25

приобретается

ребенком

только

через

сенсорную

гимнастику.

Манипулируя предметами,

дети второго года жизни продолжают знакомиться с

разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев

первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое

отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение

предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в

усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как

явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный",

может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный"

подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета

вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты

берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого:

"На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо

проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой,

комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный

предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете

посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе,

при

этом

четко

проговариваете

название

цвета

и

предмета.

Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком

красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя

слива

и

последним

-

темный

фрукт

или

овощ.

Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их.

Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок

должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте

ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить

его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его

действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в

ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам

разного цвета.

26

Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите

с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч,

спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает

затруднения с ответом, помогите ему.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста

существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства,

применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый,

розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих

постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного

бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки.

Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде

всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш

видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес -

тяжесть, ощущает его вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в

руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с

глиной или пластилином, сначала настораживают и даже иногда отпугивают его: известны

случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того

как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все

большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с

впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят

тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей

устойчивостью

зрительного

восприятия

и

зрительных

представлений.

Случайно

полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый

предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.

Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов

увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по

одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками

начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к

другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму.

Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким

путем образное восприятие постепенно обогащается.

27

Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря

оживлению имеющихся у детей представлений,

накопленного сенсорного опыта;

преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение

руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно

чаще указывать на те или иные ее части.

Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения

предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не

только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как

ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на

соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма,

который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только

многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание

правильно.

Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного

восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные

процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.

Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в

дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:

28

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я, не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет,

форма, величина.

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

___________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного

развития вашего ребенка?

___________________________________________________________________________________

________________________Спасибо за сотрудничество!

Работа с педагогами

Консультации по следующим темам:

«Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой

игры),

«Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов»,

«Гуманистическая педагогика М. Монтессори»,

«Мастер – класс»

29

30

Учебно-тематический план

Мес

Дата

заня-

тия

Тема занятия

Метод.

литера-

тура

Сентябрь

1

1

Диагностика.

2

2

Диагностика.

3

3

Игра "Собираем шишки и грибочки"

Знакомить детей с понятием «много - мало».

с. 15.

4

4

Игра "Собираем шишки и грибочки"

Учить правильно употреблять слова.

с. 15.

5

5

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой.

с. 16

6

6

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать

последовательность действий, развивать самостоятельность.

с. 15.

7

7

«Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий,

зеленый.

с. 16

8

8

«Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий,

зеленый.

с. 15

1

9

«Сортировка».

Развивать

у

детей

стереогностическое

восприятие в связи с визуальными представлениями.

с. 15

2

10

«Сортировка».

Развивать

у

детей

стереогностическое

восприятие в связи с визуальными представлениями.

с. 16

3

11

«Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и

правильно называть плоскостные геометрические фигуры

с. 17

4

12

«Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и

правильно называть плоскостные геометрические фигуры

с. 17

5

13

«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие,

учить составлять пары одинаковых шумов.

с. 27

6

14

«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие,

учить составлять пары одинаковых шумов.

с. 27

7

15

«Огоньки

ночью».

Способствовать

дальнейшему

формированию у детей отношения к цвету как к важному

свойству предметов, подводить их к самостоятельному

выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка

способом примакивания.

с. 20

31

8

16

«Огоньки

ночью».

Способствовать

дальнейшему

формированию у детей отношения к цвету как к важному

свойству предметов, подводить их к самостоятельному

выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка

способом примакивания.

с. 22

Ноябрь

1

17

«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание

правильно, развивать мелкую моторику рук.

с. 24

2

18

«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание

правильно, развивать мелкую моторику рук.

с. 24

3

19

«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой

окраски; называть цвета.

с. 27

4

20

«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой

окраски; называть цвета

с. 27

5

21

с. 29

6

22

с. 29

7

23

с. 31

8

24

с. 31

Декабрь

1

25

с. 32

2

26

с. 32

3

27

с. 35

4

28

с. 35

5

29

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу

(солнышко,

елка,

ежик).

Развивать

у

детей

мелкую

моторику рук.

с. 37

6

30

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу

(солнышко,

елка,

ежик).

Развивать

у

детей

мелкую

моторику рук.

с. 37

7

31

«Зажжем

на

елке

огоньки».

Расширять

знания

о

геометрической фигуре- круг, учить различать цвет.

с. 39

8

32

«Зажжем

на

елке

огоньки».

Расширять

знания

о

геометрической фигуре- круг, учить различать цвет.

с. 39

1

33

«Кто быстрее соберет игрушки». Учить детей группировать

объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению,

но имеющий одинаковый цвет.

с. 41

32

2

34

«Кто быстрее соберет игрушки». Учить детей группировать

объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению,

но имеющий одинаковый цвет.

с. 41

3

35

«Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных

палочек выкладывать различные фигурки.

с. 43

4

36

«Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных

палочек выкладывать различные фигурки.

с. 43

Февраль

1

37

«Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по

цвету, развивать мелкую моторику рук.

с. 45

2

38

«Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по

цвету, развивать мелкую моторику рук.

с. 45

3

39

«Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий, зеленый.

с. 47

4

40

«Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий, зеленый.

с. 47

5

41

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между

ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у

детей мелкую моторику рук.

с. 48.

6

42

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между

ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у

детей мелкую моторику рук.

с. 47

7

43

«Окрашивание воды». Формирование представлений о том,

что вода имеет свойство окрашиваться, если добавить в

воду краску, закреплять цвета красок.

с. 50

8

44

«Окрашивание воды». Формирование представлений о том,

что вода имеет свойство окрашиваться, если добавить в

воду краску, закреплять цвета красок.

с. 50

1

45

«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

с. 55

2

46

«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания

геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

с. 55

3

47

«Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары

одинаковых на ощупь тканей.

с. 56

4

48

«Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары

одинаковых на ощупь тканей.

с. 56

5

49

«Строим башню». Обучение соотнесению по величине

четырех предметов.

с. 59

6

50

«Строим башню». Обучение соотнесению по величине

четырех предметов.

с. 59

7

51

«Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме,

упражнять

в

правильном

соотнесении

нескольких

предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

с. 60

33

8

52

«Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме,

упражнять

в

правильном

соотнесении

нескольких

предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

с. 60

Апрель

1

53

«Подбери Петушку перышко». Учить различать и называть

основные

цвета;

повторять

простые

и

относительно

сложные фразы.

с. 62

2

54

«Подбери Петушку перышко». Учить различать и называть

основные

цвета;

повторять

простые

и

относительно

сложные фразы.

с. 62

3

55

«Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать

предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

с. 64

4

56

«Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать

предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

с. 64

5

57

«Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о

шести цветах.

с. 66

6

58

«Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о

шести цветах.

с. 66

7

59

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по

образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук, внимание.

с. 68

8

60

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по

образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук, внимание.

с. 68

Май

1

61

«Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько

объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать

их по убывающей величине.

с. 70

2

62

«Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько

объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать

их по убывающей величине.

с. 70

3

63

с. 71

4

64

с. 71

5

65

с. 70

6

66

с. 68

7

67

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных

эталонов

цвета,

формы

посредством

дидактического

материала на конец года.

с. 90

8

68

Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных

эталонов

цвета,

формы

посредством

дидактического

материала на конец года.

с. 90

Всего:

68

34

35



В раздел образования