Напоминание

Рабочая тетрадь по методике преподавания окружающего мира в начальной школе


Автор: Митюкова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель обществоведческих дисциплин
Учебное заведение: СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по методике преподавания окружающего мира в начальной школе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГБПОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по практическим занятиям по

методике преподавания окружающего мира

ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработчик:

Преподаватель

Митюкова

Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2020/21

2

Методические

указания

по

выполнению

практических

занятий

составлены

на

основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по

специальности среднего профессионального образования СПО 440202 Преподавание в

начальных классах в соответствии с рабочей программой по ПМ 01 МДК 01.09 Методика

преподавания

обществознания

и

ОРКСЭ,

утвержденной

ПЦК

обще-гуманитарных

и

социально-экономических дисциплин.

Методические

указания

подготовлены

с

целью

повышения

эффективности

профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по

ПМ 01 МДК 01.09 Методика преподавания обществознания и ОРКСЭ.

Предназначены для использования в профессиональной подготовке Образование и

педагогика.

Разработчик: Митюкова И.В., преподаватель СПб ГБПОУ СПО Педагогический

колледж № 8.

Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией обще-гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Протокол № _1_ от «29» августа 2020 год

3

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование темы и содержание занятий

по программе

Контрольно-

оценочные

средства

Страницы

1

П/р. № 1. Проведение анализа ФГОС НОО.

Запись в тетради

ответов на

вопросы.

6

2

П/р. № 2. Проведение анализа УМК

«Окружающий мир» (по выбору студента).

Заполнение

таблицы.

11

3

П/р. № 3. Подбор примеров использования

приемов словесного метода по тексту

учебника «Окружающий мир».

Запись в тетради

с примерами

словесных

методов

12

4

П/р. № 4. Составление вопросов к беседе по

иллюстрации учебника.

Запись в тетради

вопросов для

детей и

предполагаемые

ответы

14

5

П/р. № 5. Составление кроссворда к разделу «

Страницы всемирной истории» учебника

«Окружающий мир» Плешакова А.А. ,4 класс,

2 часть.

Кроссворд

15

6

П/р. № 6. Подбор примеров по тексту

учебника «Окружающий мир» понятий на все

приемы объяснения терминов. Составление

теста.

Тест

15

7

П/р. № 7. Составление фрагмента конспекта

по объяснению нового материала к уроку

«Хронология в истории».

Фрагмент

конспекта

16

8

П/р. № 8. Составление рассказа по карте

учебника «Окружающий мир» с

использованием только условных обозначений.

Запись в тетради

легенды по карте

16

9

П/р. № 9. Разработка технологической карты

урока по окружающему миру.

Разработка

технологической

карты урока

17

10

П/р. № 10. Анализ готового конспекта

Анализ готового

конспекта

19

11

П/р. № 11.

Разработка технологической карты

по учебнику «Основы светской этики»

Технологическая

карта

20

4

Пояснительная записка

Данная

методическая

разработка

по

ПМ

01

МДК

01.09.

Рабочая

тетрадь

по

методике

преподавания

обществоведческого

материала

в

окружающем

мире,

предназначенная

для

студентов,

обучающихся

по

профессиональной

подготовке

Образование

и

педагогика

440202

Преподавание в начальных классах, реализуется на третьем курсе (на базе 9 и

11 классов) в первом и во втором семестре со всеми студентами не зависимо

от

их

специализации,

т.к.

обществоведческое

содержание

входит

в

образовательную область окружающий мир и является обязательным для

изучения в начальной школе.

5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Проведение анализа ФГОС НОО.

1.

Цель данного практического занятия:

Познакомиться

с

требованиями

ФГОС

НОО

в

области

Окружающего

мира

(обществоведческий материал).

Развивать умение анализировать документ и делать выводы.

Заполнить таблицу по предложенным параметрам.

2.

Образец раздаточного материала, используемого на занятии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

I. О

БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования

(далее

-

Стандарт)

представляет

собой

совокупность

требований,

обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего

образования

образовательными

учреждениями,

имеющими

государственную

аккредитацию.

1

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего

образования;

к

структуре

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной

программы

и

их

объему,

а

также

к

соотношению

обязательной

части

основной

образовательной

программы

и

части,

формируемой

участниками

образовательного

процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего

образования, в том числе

кадровым, финансовым,

материально-техническим

и

иным

условиям.

Требования

к

результатам,

структуре

и

условиям

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и

индивидуальные особенности обучающихся на ступени

начального общего образования,

самоценность

ступени

начального

общего

образования

как

фундамента

всего

последующего образования.

2.

Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными

возможностями здоровья.

2

3.

Стандарт

является

основой

объективной

оценки

уровня

образования

обучающихся на ступени начального общего образования.

4.

Нормативный

срок

освоения

основной

образовательной

программы

начального общего образования составляет четыре года.

3

5.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных

потребностей народов Российской Федерации.

6.

Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

на

ступени

начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы

развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального,

среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения

и

развития

культурного

разнообразия

и

языкового

наследия

многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка,

6

возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения

духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации

в

условиях

многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе

через

развитие

форм

государственно-общественного

управления,

расширение

возможностей

для

реализации

права

выбора

педагогическими

работниками

методик

обучения

и

воспитания,

методов

оценки

знаний

обучающихся,

воспитанников,

использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития

культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования

критериальной

оценки

результатов

освоения

обучающимися

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования,

деятельности

педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы

образования в целом;

условий

для

эффективной

реализации

и

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение

условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в

наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и

детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.

В

основе

Стандарта

лежит

системно-деятельностный

подход,

который

предполагает:

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного

общества,

инновационной

экономики,

задачам

построения

демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и

уважения

многонационального,

поликультурного и

поли

конфессионального состава

российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе

образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих

пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и

познавательного развития обучающихся;

ориентацию

на

результаты

образования

как

системообразующий

компонент

Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе

усвоения универсальных

учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат

образования;

признание

решающей

роли

содержания

образования,

способов

организации

образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в

достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для

определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение

преемственности

дошкольного,

начального

общего,

основного

и

среднего (полного) общего образования;

разнообразие

организационных

форм

и

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

обучающегося

(включая

одаренных

детей

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение

форм

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для

самостоятельного

успешного

усвоения

обучающимися

новых

знаний,

умений,

компетенций, видов и способов деятельности.

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования

осуществляется:

7

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование

основ

умения

учиться

и

способности

к

организации

своей

деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,

планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с

педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее

принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной

деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа

жизни.

II. Т

РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших

основную образовательную программу начального общего образования:

личностным,

включающим

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию,

сформированность

мотивации

к

обучению

и

познанию,

ценностно-

смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные

позиции,

социальные

компетенции,

личностные

качества;

сформированность

основ

гражданской идентичности.

метапредметным,

включающим

освоенные

обучающимися

универсальные

учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие

овладение

ключевыми

компетенциями,

составляющими

основу

умения

учиться,

и

межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного

предмета

опыт

специфической

для

данной

предметной

области

деятельности

по

получению

нового

знания,

его

преобразованию

и

применению,

а

также

систему

основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной

картины мира.

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования должны отражать:

1)

формирование

основ

российской

гражданской

идентичности,

чувства

гордости

за

свою

Родину,

российский

народ

и

историю

России,

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических

и

демократических ценностных ориентации;

2)

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)

формирование

уважительного

отношения

к

иному

мнению,

истории

и

культуре других народов;

4)

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

8

5)

принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

развитие

мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

7)

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие

навыков

сотрудничества со

взрослыми

и

сверстниками в

разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации

к

творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.

11.

Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1)

овладение

способностью

принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)

формирование

умения

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)

использование знаково-символических средств представления информации для

создания

моделей

изучаемых

объектов

и

процессов,

схем

решения

учебных

и

практических задач;

7)

активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных

технологий

(далее

-

ИКТ)

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач;

8)

использование

различных

способов

поиска

справочных

источниках

и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,

анализа,

организации,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в

том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в

цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить

свое

выступление

и

выступать

с

аудио-,

видео-

и

графическим

сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии

с

целями

и

задачами;

осознанно

строить

речевое

высказывание

в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах;

10)

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-следственных

связей,

построения

рассуждений,

отнесения

к

известным

понятиям;

11)

готовность

слушать собеседника

и

вести

диалог; готовность

признавать

возможность

существования

различных

точек

зрения

и

права

каждого

иметь

свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

9

контроль

в

совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

13)

готовность

конструктивно

разрешать

конфликты

посредством

учета

интересов сторон и сотрудничества;

14)

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)

умение

работать

в

материальной

и

информационной

среде

начального

общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы

начального

общего

образования

с

учетом

специфики

содержания

предметных

областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1)

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства

гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)

сформированность

уважительного

отношения

к

России,

родному

краю,

своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,

норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,

запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из

семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире.

6)

12.4.

Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1)

готовность

к

нравственному

самосовершенствованию,

духовному

саморазвитию;

2)

знакомство

с

основными

нормами

светской

и

религиозной

морали,

понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3)

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества;

4)

формирование

первоначальных

представлений

о

светской

этике,

о

традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5)

первоначальные

представления

об

исторической

роли

традиционных

религий в становлении российской государственности;

6)

становление

внутренней

установки

личности

поступать

согласно

своей

совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России;

7)

осознание ценности человеческой жизни.

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Внимательно прочитать текст закона.

Ответить на вопросы и заполнить таблицу:

Вопросы

Ответы

Поправка

дополнение

Какие требования включает

образовательный Стандарт?

Как Стандарт учитывает возрастные

10

и индивидуальные особенности

обучающихся

на ступени

начального общего

образования?

Какие принципы реализовывает

Стандарт?

В чем заключается системно-

деятельностный

подход в Стандарте?

На воспитание каких качеств личности

направляет образовательный процесс

Стандарт?

Как вы понимаете, что такое

личностные,

метапредметные, предметные

результаты?

Свою позицию обосновать примерами.

Какие

воспитательные

задачи

реализовывает

стандарт?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Проведение анализа УМК «Окружающий мир» (по выбору студента).

1.

Цель данного практического занятия:

Познакомиться с примерными программами начального общего образования

и учебно-методическими комплектами для начальной школы.

Уточнить

содержание

предметов

обществоведческого

цикла

начального

общего образования.

Уметь

находить

и

использовать

методическую

литературу

и

другие

источники информации.

2.

Материалы по теме занятия УМК «Перспектива», УМК «Школа России», УМК

«Школа 2100», УМК «Начальная школа XXI век».

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Выбрать УМК.

«Перспектива»; «Школа России»; «Школа 2100»;

«Школа России XXI век».

Выписать автора (-ов)учебника, название, изд-во, год.

Анализ структуры УМК по таблице.

Текстовой компонент

Основной текст

Дополнительный текст

Пояснительный текст

Описательный,

объяснительный,

проблемный

Документы, научно-

популярные тексты,

художественные тексты

Постраничный словарь, пояснения в

скобках внутри основного текста,

подписи к иллюстрациям, сведения

о представленных в учебнике

документах и их авторах

Вне текстовой компонент

Иллюстрации

Методический аппарат

Аппарат ориентировки

Учебные рисунки,

репродукции,

Вопросы:

- воспроизводящие

Оглавление, рубрикация,

тематические символы, сигналы-

11

фотографии, карты,

схемы, линии времени,

планы

-преобразующие

- творческие

Текстовые таблицы

(хронологические,

сравнительно-

обобщающие)

Опорные схемы,

памятки – алгоритмы,

тесты самоконтроля

символы; выделения в тексте -

курсивом, цветом, жирным

шрифтом; словари и указатели:

понятий, дат, имен; библиография

Анализ содержание учебника на соответствие Стандарту для начальной

школы.

Сделать вывод: положительные стороны и недостатки УМК.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Подбор примеров использования приемов словесного метода по тексту

учебника «Окружающий мир».

1.

Цель данного практического занятия:

Обобщить и систематизировать знания о словесных методах и приемах

развития

мотивации

учебно-познавательной

деятельности

на

уроках

обществоведческого цикла.

Уметь использовать различные методы организации учебной деятельности

обучающихся на уроках обществоведческого цикла, строить их с учетом

особенностей

учебного

предмета,

возраста

и

уровня

подготовленности

обучающихся.

2.

Материалы по теме занятия:

Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика

преподавания обществознания в начальной школе. Теория и методика обучения

истории.

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Прочитать предложенный текст и определить словесный прием.

Охарактеризовать словесный прием.

Текст № 1.

Наступило

утро

8

сентября

1380

года.

Скрытая

густым

туманом,

отборная

русская рать, под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы

Дмитрия

Боброка-Волынца,

засела

в

лесу

в

засаде.

А

остальные

силы

русских,

состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда

туман рассеялся, русское и ордынское войска начали сближаться и вскоре встали друг

против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из

вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая

копьём, он громовым голосом вызывал на поединок любого русского воина, который не

побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями на

перевес мчались всадники друг на друга, и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли,

присев на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали

дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Всё меньше и

меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят

ордынцы русских, того и гляди окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенёс

12

главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки

начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира

Серпуховского.

Это

произошло

столь

стремительно

и

внезапно,

что

ордынцы

растерялись. Русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем.

Среди врагов царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая

конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Войско

Мамая

было

разгромлено.

Победа

русских

была

полной.

Но

к

чувству

торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные

сыны Родины полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью. А воды

Дона, как потом рассказывали, три дня были красны.

Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Москва встречала героев

торжественным колокольным звоном.

Текст № 2

Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород. Он стоит на

реке Волхов у Ильмень - озера. В истории он известен с 859 года.

В то далекое время Новгород был огромным городом. Он раскинулся по обоим

берегам реки Волхов. Две его части соединял между собой широкий деревянный мост.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей

его

надежно

защищали

земляной

вал,

могучие

башни.

На

левом

берегу

возвышался

красавец кремль.

За стенами Новгородского кремля блестели на солнце купола собора, названного,

как и в Киеве, в честь Святой Софии. Предполагают, что оба храма возводили одни и те

же мастера. Собор построен в середине 11 века. Он был главным храмом, символом

Новгорода. «Где Святая София , там и Новгород», - говорили в те времена новгородцы.

Напротив Новгородского кремля располагалась главная торговая площадь города.

Кругом неё теснились каменные амбары, в которых хранилось зерно, мука и разные

товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и

лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много

и

стояли

они

так

тесно

прижавшись

к

друг

другу,

что,

случись

пожар,

огонь

перекидывался по ним с одного берега на другой.

А на главной торговой площади чего только нет! Прямо с возов продают воск в

мешках, мёд в кадках, пушнину, рыбу. Здесь же купцы предлагают китовый и тюлений

жир, моржовую кость, которую в то время называли «рыбьим зубом». На прилавках под

навесами выставлены напоказ разноцветные ткани. Чуть поодаль продается серебряная

посуда,

украшения.

Модницы

примеряют

дорогие

кольца

и

браслеты.

В

толпе

покупателей и любопытных, пришедших поглазеть на товары, снуют разносчики кваса.

С лотков торгуют горячими пирогами с зайчатиной и грибами, оладьями с медом. Голоса

людей, крики разносчиков, стук телег, ржание лошадей – всё слилось в сплошной гул.

Текст № 3

Во времена Ивана Грозного на границе нашего государства стали

строить

небольшие

деревянные

крепости

для

защиты

от

вражеских

набегов. В них держали войска из нанятых на службу казаков.

Казаки

это

бывшие

крестьяне,

горожане,

мелкие

княжеские

дружинники.

Стремление

к

вольной

жизни,

желание

избавиться

от

крепостничества, заставляло их бежать на окраины страны. Там они ни от

кого не зависели, становились свободными людьми. Зато на новом месте не

было им покоя. Постоянно приходилось защищаться от набегов неприятеля,

который часто нападал на приграничные земли, надеясь на легкую добычу.

Казаки были воинами. Они всегда должны были держать наготове оружие

13

и

лошадь.

За

денежное

жалованье

и

продовольствие

они

нередко

участвовали

в

походах

русских

войск.

В

мирное

время

они

занимались

торговлей, ремеслом, крестьянским трудом, нередко разбоем и грабежом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Составление вопросов к беседе по иллюстрации учебника

окружающего мира.

1.

Цель данного практического занятия:

Уметь

составлять

вопросы

разной

степени

сложности

по

иллюстрации учебника.

2.

Материалы по теме занятия:

Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В.

Методика преподавания обществознания в начальной школе.

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Определить тип картины

Составить

вопросы

для

беседы

к

выбранной

иллюстрации

учебника окружающий мир. Вопросов должно быть не менее 7.

К каждому вопросу написать предполагаемый ответ ученика.

Оформить в виде таблички:

Вопрос учителя

Предполагаемый ответ ученика

14

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Составление кроссворда к разделу « Страницы всемирной

истории» учебника «Окружающий мир» Плешакова А.А. ,4 класс, 2 ч.

1.

Цель данного практического занятия:

Уметь

проводить

педагогический

контроль

по

окружающему

миру

,

осуществлять

отбор

контрольно-измерительных

материалов, форм и методов диагностики учебных достижений

обучающихся.

2.

Материалы по теме занятия: Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова

И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе.

Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник.

Редакторы Владимир Баранов, Наталья Лазукова. Учебники по

окружающему миру для начальной школы (разные классы и

программы).

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Выбрать по разделу «Страницы всемирной истории» термины (не

меньше 6), дать им определение.

Составить

кроссворд,

учитывая

правила

и

педагогические

требования.

Сформулировать вопросы к терминам.

Выполнить два кроссворда. Один с ответами, другой без ответов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Подбор примеров по тексту учебника «Окружающий мир»

понятий на все приемы объяснения терминов. Составление теста.

1.

Цель данного практического занятия:

Научиться использовать различные приемы для формирования

понятий у младших школьников.

Обобщить и систематизировать знания о методах и методиках

педагогического

контроля

результатов

учебной

деятельности

младших школьников по обществоведческим дисциплинам.

Познакомиться

с

основами

оценочной

деятельности

учителя

начальных классов, критериями выставления отметок и видами

учета успеваемости обучающихся.

Уметь

интерпретировать

результаты

диагностики

учебных

достижений обучающихся.

2.

Материалы по теме занятия: Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова

И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе.

Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник.

Редакторы

Владимир

Баранов,

Наталья

Лазукова.

Учебники

по

окружающему

миру

для

начальной

школы

(разные

классы

и

программы).

15

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Выбрать учебник по окружающему миру.

Выписать термины, дать им определения.

К каждому термину подобрать метод объяснения: объяснение

учителем; с помощью словаря; перевод с иностранного языка;

разбор слова по составу; объяснение с помощью иллюстрации;

объяснение

с

помощью

текста

параграфа;

объяснение

с

помощью сравнения с другим термином.

С выписанными терминами составить тест, имеющий три ответа

а) б) с). Ответы должны быть в одном ключи, синонимичны.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Составление фрагмента конспекта по объяснению нового

материала к уроку «Хронология в истории».

1.

Цель данного практического занятия:

Научиться

объяснять

младшим

школьникам

соотношения

римского

и

арабского

написания

дат,

их

использования

в

историческом материале.

2.

Материалы по теме занятия: Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова

И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе.

Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник.

Редакторы

Владимир

Баранов,

Наталья

Лазукова.

Учебники

по

окружающему

миру

для

начальной

школы

(разные

классы

и

программы).

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Выбрать учебник по окружающему миру.

Выбрать тему «Хронология в истории».

Внимательно прочитать параграф, выполнить к нему все задания.

Сформулировать цели и задачи.

Написать план урока.

К каждому пункту своего плана, подобрать средства, методы и

формы работы.

Оформить конспект таблицей в соответствии с педагогическими

и методическими требованиями.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Составление рассказа по карте учебника «Окружающий мир» с

использованием только условных обозначений. (Карты распределяет

преподаватель).

1.

Цель данного практического занятия:

Уметь

составлять

рассказ

по

исторической

карте,

используя

условные обозначения.

16

2.

Материалы по теме занятия: Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова

И.В.

Методика

преподавания

обществознания

в

начальной

школе.

Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник.

Редакторы

Владимир

Баранов,

Наталья

Лазукова.

Учебники

по

окружающему миру для начальной школы (разные классы и программы).

Исторические карты для начальной школы.

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Взять карту, определенную преподавателем.

Внимательно изучить условные обозначения к карте.

Составить

рассказ,

используя

географические

термины

и

условные обозначения, по карте, не пользуясь текстом параграфа.

Определить

место

рассказа

по

карте

в

знакомстве

с

новым

материалом учеников.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Разработка технологической карты урока по окружающему миру.

1.

Цель данного практического занятия:

Получить практический опыт заполнения технологической карты

по окружающему миру.

2.

Материалы по теме занятия: Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова

И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе.

Учебники по окружающему миру для начальной школы (разные классы

и программы).

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Выбрать

параграф

для

написания

технологической

карты

и

согласовать выбор с преподавателем.

В тетради подготовить технологическую карту по образцу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 «А»

Тема урока

Дидактическая цель

Создать условия для ……

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

МПознавательные

МРегулятивные

МКоммуникативные

Смотри вопросы и задания

параграфа

17

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

В виде вопроса

Основные понятия, изучаемые

на уроке

Образовательные технологии,

используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные

технологии)

Вид

используемых

на

уроке

средств ИКТ

Образовательные ресурсы:

Для учителя

1.

Литература

2.

Интернет-ресурсы

Для ученика

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационное начало урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут ИО, и сегодня

я проведу у вас урок.

Проверьте свою готовность к уроку. На партах

должны лежать учебник, дневник, пенал.

Приветствуют учителя, проверяют

готовность к уроку.

Л1

ΙΙ. Актуализация знаний

Для чего нужно изучать эту тему?

ΙΙΙ. Целеполагание и планирование

изучения темы, раздела.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт

речь на нашем уроке?

А кто мне может назвать цель урока?

На какие вопросы мы должны ответить в

ходе урока?

Создание мотивационного поля.

Для чего нам нужно это знать?

Девиз урока

КРОССЕНС

Прием «Конструктор»

Верно - не верно

Веришь - не веришь

Л1;

МП1;

МП2.

IV. Открытие нового знания.

Прослеживается связь с жизнью,

практической деятельностью.

Имеется интеграция.

Интерактивные формы организации

деятельности учащихся на уроке.

Включение учащихся как субъектов

деятельности на всех этапах урока;

Современность

Связь с другими предметами

(литературное чтение, рисование,

технология)

Самостоятельная деятельность

ученика

Л2;

Л3;

МП1;

МП2;

МР1;

МК1;

МК2

П1;

П2;

П3.

18

характер деятельности – поисковый.

Оправданное использование 1 и более

технологий в уроке.

Чередование форм – фронтальной,

индивидуальной, парной, групповой

Проверка знаний обучающихся

заданиями разного уровня

V. Рефлексия. Итог урока.

Сформирована направленность на предметные,

метапредметные результаты, развивались

ключевые компетентности

- Какая была тема нашего урока?

-Достигли ли мы поставленную цель урока?

- Выполнили все пункты плана?

- Что нового узнали?

- Что вам было известно?

-Чему мы научились?

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

- Спасибо за урок, вы все очень хорошо

поработали. До свидания.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: Анализ готового конспекта

1.

Цель данного практического занятия:

2.

Научиться анализировать конспект по окружающему миру.

3.

Материалы по теме занятия: готовый конспект другого студента.

4.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Заполнить таблицу.

СХЕМА АНАЛИЗА КОНСПЕКТА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Предмет, класс

0

1

2

Тема урока

Критерии

1.

Требования к оформлению

Наличие титульного листа

Дидактическая цель соответствует теме урока

Выделены все виды планируемых результатов

Сформулирована учебная задача

Выписаны понятия, над которыми работают в течение урока

Выделены образовательные технологии, используемые на уроке

19

Указаны виды средств ИКТ, используемых на уроке

Указаны образовательные ресурсы для учителя

Указаны образовательные ресурсы для ученика

В конспекте урока выделены этапы (подэтапы) урока

Сформулированы виды деятельности учителя

Сформулированы виды деятельности ученика

Расставлены все планируемые результаты в конспекте по ходу урока

Max 26 баллов Всего баллов:

2.

Анализ содержания конспекта на соответствие требованиям ФГОС

Целеполагание

Отсутствует

0

Цель формулирует учитель

1

Совместное с учащимися

2

Создание мотивационного поля

Отсутствует

0

На этапе целеполагания

1

На отдельных этапах урока

2

Содержание материала урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

0

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

1

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция

содержания.

2

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Неактивные

0

Активные

1

Интерактивные

2

Фронтальные

Групповые

Парные

Индивидуальные

4

Использование методов, приемов

Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные

0

Выбор оправдан, соответствует цели урока, используются методы и приемы

репродуктивные и продуктивные

1

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах

урока; характер поисково-продуктивный

2

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока;

характер - поисковый и творческий

3

Использование технологий

20

Не используются

0

Частично используются (есть элементы заявленных технологий)

1

Оправданное использование 2 и более технологий в уроке

2

Рефлексивность

Отсутствует

0

Эмоциональная рефлексия

1

Оценка деятельности

2

Оценка результата

3

Результативность урока

Учитель не вернулся к цели и плану урока

0

Учитель вернулся только к цели

1

Учитель вернулся к цели и плану урока

2

Max 22 баллов Всего баллов:

Дополнения по экспертизе

Выводы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Темы:

Составление конспекта по учебнику Основы светской этики.

1.

Цель данного практического занятия:

Дать

возможность

получить

практический

опыт

определения

целей и задач к уроку по учебникам ОРКСЭ.

Развивать умение определять цели и задачи урока, планировать

его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса,

отдельных

обучающихся,

в

соответствии

с

санитарно-

гигиеническими нормами.

Познакомить с логикой построение урока.

Систематизировать

знания

студентов

о

педагогических

и

гигиенических требованиях к организации обучения на уроках.

2.

Материалы по теме занятия:

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской

культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных

учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-96с.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Данилюк А.Я.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской

культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных

учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-78с.

Чимитдоржиев В.Л.

21

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской

культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных

учреждений.- М.: Просвещение, 2010.-80с.

Амиров Р.Б. Основы исламской культуры.

Данилюк А.Я. Основы светской этики.

Кураев А. Основы православной культуры.

Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания

обществознания в начальной школе.

3.

Методические рекомендации к выполнению задания:

Внимательно прочитать параграф.

Ответить на вопросы и выполнить все задания по тексту.

Проанализировать методическое обеспечение параграфа.

Сформулировать цели, задачи урока, планируемые результаты.

Выписать понятия, подобрать к ним метод, с помощью которого

будет формироваться это понятие.

Составить план параграфа.

Подобрать метод или педагогические технологии.

Выбрать форму проведения и методическое обеспечение урока.

Разработать критерии оценки работы учащихся.



В раздел образования