Автор: Татьяна Витальевна Минаева
Должность: Учитель
Учебное заведение: МКОУ С(К) Ш № 107
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инсценировка сказки «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК».
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
Специальная (коррекционная) школа № 107
Конспект урока по предмету «Речевая практика»
4 класс, 1 вариант обучения
Учитель: Минаева Т. В.
Новосибирск 2021
Тема. Инсценировка сказки «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК».
Цели урока:
Коррекционно-обучающие:
создание
условий
для
овладения
обучающимися знаниями и представлениями о животных; для развития
культуры устной речи, интонационных и жестово-мимических умений
школьников, путем вовлечения в инсценирование сказки; для развития
монологической и диалогической речи; для коррекции памяти на основе
упражнений в запоминании.
Учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу
на уроке и в жизни.
Коррекционно-развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового
восприятия,
интонационной
выразительности
речи
детей,
умения
координировать слова с движениями, развитие творческого воображения:
изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.
Коррекционно-воспитательные: приобщение к национальной культуре,
воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку,
воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи
Оборудование: иллюстрации сказок для викторины, маски персонажей,
домик, загадки.
Ход урока
1.
Подготовительный этап
Приветствие:
Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости,
поприветствуйте их.
Организация класса на работу:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Основной этап
- Итак, урок речевая практика. Чем мы с вами занимаемся на этом уроке?
(развиваем речь, учимся отвечать на вопросы, учимся выразительно читать
стихи, учимся рассказывать сказки, отгадывать загадки)
1)
- Сегодня на уроке речевая практика мы продолжим работу по русской
народной сказке. Отгадаем название сказки по отгадке?
Белые пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на жердочке?
Ну, конечно это …
(вывешиваем название сказки)
ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК.
-Правильно, мы попробуем инсценировать эту сказку.
-Что значит инсценировать?
(Изобразить (изображать) что-нибудь в форме театральной, сценической
постановки. Разыграть)
-Итак, тему мы с вами определили. А какую цель мы поставим перед собой,
изучая эту тему. Чему мы должны научиться на уроке? (Инсценировать
сказку)
-Для чего нам это нужно? Какие задачи мы поставим перед собой?
(Что бы много знать, развивать свою речь, память, внимание)
- Молодцы! Задачи мы с вами определили
Для того чтобы речь наша звучала красиво, правильно для этого необходимо
сделать речевую гимнастику.
Подготовка речевого аппарата
Речевая разминка.
1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.
- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через
рот).
2. “Застёгивание и расстёгивание молнии”.
- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под
счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
3. “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой
“трубочкой” (маленькая пуговица).
- Молодцы, ребята. Я знаю, вы любите игры, песни и загадки
Но нет ничего интереснее сказки.
- Вы сказки любите? (Да. Любим).
- Много сказок знаете? А отгадать сможете? (Да). Сейчас проверим!
Пальчиковая гимнастика;
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Эта сказка - «Теремок»,
Эта сказка – «Колобок»,
Эта сказка – «Репка»,
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Викторина; «Угадай сказку» (показ картинок сказки: Волк и семеро козлят,
Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Курочка Ряба, Красная Шапочка,
Гуси-лебеди, Три поросенка, Теремок, Репка).
1.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Красная шапочка
2.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф
3.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
репка
4.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят
5.
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
6. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди)
1.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!
- Дети, а ведь вы знаете потешки и про кота и про петушка? Давайте мы их
вспомним и расскажем?
(Дети рассказывают потешки)
-Петушок, петушок золотой гребешок.
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
-Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
.- Молодцы!
А сами вы в сказке побывать хотите? (Да).
Предлагаю вам, отправится в сказку. Усаживайтесь поудобнее. Закрывайте
глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке. (Звучит
сказочная музыка)
Всем известно, только в сказках
Есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской
Разрисованы дома,
Там живут герои сказок,
Происходят чудеса,
Все увидите вы сами,
Открывайте-ка глаза.
( В роли сказочника выступает учитель, а в роли Кота, Дрозда и Петуха -
ученики)
СКАЗОЧНИК: Жили-были Кот, Дрозд и Петух. Жили они в лесу, в избушке.
Давайте поможем нашим героям построить избушку;
Пальчиковая гимнастика:
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой.
Будут жить в доме том
Котик с Петей и Дроздом.
Кот и Дрозд уходили в лес дрова рубить, а Петушка дома оставляли печку
топить да обед варить. И когда уходили, строго-настрого наказывали, чтобы
он из дома не выходил, в окошко не выглядывал. Потому что мимо их
избушки часто пробегала Лиса и могла Петушка утащить.
(Из избушки выходят Кот, Дрозд и Петух.)
КОТ : Мы пойдем в лес за дровами, а ты оставайся дома, печку топи да обед
вари !
ДРОЗД : Но смотри, если Лиса придет, ты из дома не выходи и в окошко не
выглядывай, а то она тебя утащит !
ПЕТУХ : Ладно ! Не буду выглядывать!
КОТ : Ну, тогда мы пошли !
( Музыка. Кот и Дрозд уходят. Появляется Лиса.)
СКАЗОЧНИК : А Лиса в это время, как раз пробегала мимо избушки.
Увидела она, что Кот и Дрозд за дровами в лес пошли и решила утащить
Петушка. Подбежала она к избушке, села под окошко и запела…
(Лиса подходит к избушке и начинает петь ( или говорить).
ЛИСА :
Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка…
ПЕТУХ : Кто это про меня так сладко поет ?
Нет, не буду выглядывать !
ЛИСА :
Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка…
ПЕТУХ : ( не выдержал, запел ) Ку-ка-ре-ку !
ЛИСА :
Выгляни в окошко !
Дам тебе горошка !
ПЕТУХ : Ох, как хочется горошка !
СКАЗОЧНИК : Не выдержал Петушок, выглянул в окошко, Лиса схватила
его и понесла к себе в нору.
( Петух выглядывает в окошко ( можно из-за избушки ). Лиса его хватает и
старается утащить к себе в нору.)
СКАЗОЧНИК : Закричал петух…
ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !
Несет меня Лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
За синие просторы.
Котик-братик, Дрозд, спасите меня !
СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд услышали Петушка, бросились в погоню за
Лисой. Кот бежит, Дрозд летит. Догнали Лису – Кот дерет, Дрозд клюет и
отняли Петушка.
( Музыка. Появляются Кот и Дрозд (он машет крыльями), отнимают Петуха у
Лисы и приводят в избушку. Петух прихрамывает.)
СКАЗОЧНИК : В другой раз пошли Кот и Дрозд в лес за дровами и опять
наказывают Петушку…
( Кот, Дрозд и Петух выходят из избушки, у Петуха перевязана нога.)
КОТ : Петушок, мы пошли в лес за дровами, а ты оставайся дома !
Будешь печку топить и нам обед варить !
ДРОЗД : Только смотри, больше Лису не слушай !
ПЕТУХ : Не бойтесь, больше не буду слушать !
КОТ : Ну, мы пошли !
( Кот и Дрозд уходят.)
СКАЗОЧНИК : Узнала Лиса, что Кот и Дрозд ушли в лес, прибежала к
избушке и запела…
( Появляется Лиса.)
ЛИСА :
Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко !
Дам тебе горошка !
ПЕТУХ : Не выгляну ! Не обманешь меня больше !
СКАЗОЧНИК: Поняла лиса, что Петушка ей так просто не выманить и запела
другую песенку…
ЛИСА:
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу.
Куры клюют,
Петухам не дают !
ПЕТУХ : ( выглядывает ) Ко-ко-ко ! Как это не дают?
СКАЗОЧНИК : Выглянул Петушок, схватила его Лиса и потащила в лес к
себе в нору.
( Лиса хватает Петуха и пытается утащить к себе в нору.)
ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !
Несет меня Лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
За синие просторы.
Котик-братик, Дрозд, спасите меня !
СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд услышали Петушка, бросились в погоню за
Лисой. Кот бежит, Дрозд летит. Догнали Лису – Кот дерет, Дрозд клюет и
отняли Петушка.
( Музыка. Появляются Кот и Дрозд (он машет крыльями), отнимают у Лисы
Петуха и приводят в избушку. Петух прихрамывает, плечо потирает.)
СКАЗОЧНИК : Прошло еще какое-то время. Опять собрались Кот и Дрозд в
лес за дровами. И опять наказывают Петуху…
( Кот, Дрозд и Петух выходят из избушки. У Петуха нога и рука перевязаны.)
КОТ: Мы опять пойдем в лес за дровами. Смотри, не слушай Лису, не
выглядывай в окошко !
ДРОЗД: Мы далеко пойдем и не услышим твоего голоса!
ПЕТУХ: Ладно, идите! Теперь уж Лиса меня ни за что не обманет!
( Кот и Дрозд уходят.)
СКАЗОЧНИК : Ушли в лес Кот и Дрозд, Лиса узнала про это и прибежала к
избушке. Подошла к окошку и запела сладким голосом…
( Появляется Лиса, подходит к избушке.)
ЛИСА :
Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко !
Дам тебе горошка !
ПЕТУХ : Можешь, сколько хочешь петь свои песни, ни за что не выгляну !
ЛИСА :
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу.
Куры клюют,
Петухам не дают !
ПЕТУХ : И эту песню я уже слышал !
ЛИСА :
Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры клюют,
Петухам не дают !
ПЕТУХ : ( выглядывает ) Ко-ко-ко ! Как это не дают ?
( Лиса хватает Петуха и уносит (уводит) к себе в нору.)
ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !
Несет меня Лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
За синие просторы.
Котик-братик, Дрозд, спасите меня !
СКАЗОЧНИК : Сколько Петушок не кричал, не звал – Кот и Дрозд не
услышали его…
А когда Кот и Дрозд вернулись домой, они увидели, что Петушка нет в
избушке, а окошко открыто. Поняли они, что Петушка утащила Лиса.
Давайте, ребята, поможем Коту и Дрозду найти Петушка
Физкультминутка
Собирайся, детвора,
Нам в дорогу, в путь пора.
Будем по лесу шагать
Друга – Петушка искать. (Дети с шагают друг за другом)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем. (Идут на носках)
Ручейки мы перепрыгнем, (Прыжки с продвижением вперед)
А канавки обойдем. (Идут высоко поднимая колени)
Будем по лесу шагать,
Свежим воздухом дышать
( Появляются Кот и Дрозд, подходят к избушке, видят, что Петуха нет.)
СКАЗОЧНИК : Побежали Кот и Дрозд по Лисицынам следам. Кот бежит,
Дрозд летит… Прибежали Кот и Дрозд к Лисцыной норе…
СКАЗОЧНИК : Кот достал гусли, настроил их и давай наигрывать…
КОТ : ( поет или говорит )
Трень, брень, гусельки,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лиса
В своем теплом домике ?
ЛИСА : ( выглядывает из норы ) Кто это так хорошо на гуслях играет, сладко
напевает?
Надо посмотреть !
СКАЗОЧНИК : Вышла Лиса из норы. А Кот и Дрозд схватили её – и давай
бить, колотить.
( Кот и Дрозд бьют Лису.)
КОТ : Отдавай нашего братца-петушка !
ЛИСА : Не брала я его !
ДРОЗД: Тогда вот тебе, вот тебе ! (клюет Лису )
ЛИСА : Забирайте своего Петуха, только отпустите меня !
( Кот и Дрозд отпускают Лису, а она выпускает Петуха. Петух весь
потрепанный, хромает. Лиса убегает.)
КОТ: Ну что, Петя-петушок, будешь еще выглядывать в окошко ?
ПЕТУХ : ( плачущим голосам ) Не-ет !
ДРОЗД: Говорили мы тебе, а ты нас не слушал ! Ведь если бы мы не успели,
съела бы тебя Лиса!
( Петух стоит, опустив голову.)
КОТ : Будешь еще Лису слушать ?
ПЕТУХ : Простите меня! Никогда больше не буду Лису слушать!
Теперь только вас всегда буду слушаться !
ДРОЗД: Ну, то-то же ! А теперь пойдем домой!
( Кот и Дрозд бурут Петуха под руки и ведут к избушке.)
СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд взяли Петушка и повели домой. С тех пор
Петушок из дома один не выходил и в окошко не выглядывал. А Лису Кот с
Дроздом так побили-поколотили, что она больше около их избушки и не
появлялась.
Вот и сказке конец…
- Чему учит сказка? (дружбе, взаимовыручке, нужно помогать друзьям, не
открывать никому дверь, если вы остались дома сами)
Дети все вместе хором говорят:
Всем советуем дружить,
ссориться не смейте.
Без друзей нам не прожить
ни за что на свете.
- А Петушка мы угостим горошком, который сами нарисуем.
3. Заключительный этап
Итог урока
Рефлексия.
- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня.
Молодцы!
Д/з читать русские народные сказки (Эльвин, Данил, Надя, Алина, Лера,
Саша),
Раскрасить картинки к сказке «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК»