Напоминание

Инсценировка сказки «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК».


Автор: Татьяна Витальевна Минаева
Должность: Учитель
Учебное заведение: МКОУ С(К) Ш № 107
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инсценировка сказки «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК».
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

Специальная (коррекционная) школа № 107

Конспект урока по предмету «Речевая практика»

4 класс, 1 вариант обучения

Учитель: Минаева Т. В.

Новосибирск 2021

Тема. Инсценировка сказки «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК».

Цели урока:

Коррекционно-обучающие:

создание

условий

для

овладения

обучающимися знаниями и представлениями о животных; для развития

культуры устной речи, интонационных и жестово-мимических умений

школьников, путем вовлечения в инсценирование сказки; для развития

монологической и диалогической речи; для коррекции памяти на основе

упражнений в запоминании.

Учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения

или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу

на уроке и в жизни.

Коррекционно-развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового

восприятия,

интонационной

выразительности

речи

детей,

умения

координировать слова с движениями, развитие творческого воображения:

изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

Коррекционно-воспитательные: приобщение к национальной культуре,

воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку,

воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи

Оборудование: иллюстрации сказок для викторины, маски персонажей,

домик, загадки.

Ход урока

1.

Подготовительный этап

Приветствие:

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости,

поприветствуйте их.

Организация класса на работу:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Основной этап

- Итак, урок речевая практика. Чем мы с вами занимаемся на этом уроке?

(развиваем речь, учимся отвечать на вопросы, учимся выразительно читать

стихи, учимся рассказывать сказки, отгадывать загадки)

1)

- Сегодня на уроке речевая практика мы продолжим работу по русской

народной сказке. Отгадаем название сказки по отгадке?

Белые пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на жердочке?

Ну, конечно это …

(вывешиваем название сказки)

ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК.

-Правильно, мы попробуем инсценировать эту сказку.

-Что значит инсценировать?

(Изобразить (изображать) что-нибудь в форме театральной, сценической

постановки. Разыграть)

-Итак, тему мы с вами определили. А какую цель мы поставим перед собой,

изучая эту тему. Чему мы должны научиться на уроке? (Инсценировать

сказку)

-Для чего нам это нужно? Какие задачи мы поставим перед собой?

(Что бы много знать, развивать свою речь, память, внимание)

- Молодцы! Задачи мы с вами определили

Для того чтобы речь наша звучала красиво, правильно для этого необходимо

сделать речевую гимнастику.

Подготовка речевого аппарата

Речевая разминка.

1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.

- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через

рот).

2. “Застёгивание и расстёгивание молнии”.

- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под

счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

3. “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.

- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой

“трубочкой” (маленькая пуговица).

- Молодцы, ребята. Я знаю, вы любите игры, песни и загадки

Но нет ничего интереснее сказки.

- Вы сказки любите? (Да. Любим).

- Много сказок знаете? А отгадать сможете? (Да). Сейчас проверим!

Пальчиковая гимнастика;

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

Эта сказка - «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»,

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Викторина; «Угадай сказку» (показ картинок сказки: Волк и семеро козлят,

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Курочка Ряба, Красная Шапочка,

Гуси-лебеди, Три поросенка, Теремок, Репка).

1.

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Красная шапочка

2.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

3.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

репка

4.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

Семеро козлят

5.

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

6. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди)

1.

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!

- Дети, а ведь вы знаете потешки и про кота и про петушка? Давайте мы их

вспомним и расскажем?

(Дети рассказывают потешки)

-Петушок, петушок золотой гребешок.

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

-Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

.- Молодцы!

А сами вы в сказке побывать хотите? (Да).

Предлагаю вам, отправится в сказку. Усаживайтесь поудобнее. Закрывайте

глаза. А я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в сказке. (Звучит

сказочная музыка)

Всем известно, только в сказках

Есть волшебная страна,

Там волшебной чудо - краской

Разрисованы дома,

Там живут герои сказок,

Происходят чудеса,

Все увидите вы сами,

Открывайте-ка глаза.

( В роли сказочника выступает учитель, а в роли Кота, Дрозда и Петуха -

ученики)

СКАЗОЧНИК: Жили-были Кот, Дрозд и Петух. Жили они в лесу, в избушке.

Давайте поможем нашим героям построить избушку;

Пальчиковая гимнастика:

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук.

Строим дом, дом большой

И с крылечком и с трубой.

Будут жить в доме том

Котик с Петей и Дроздом.

Кот и Дрозд уходили в лес дрова рубить, а Петушка дома оставляли печку

топить да обед варить. И когда уходили, строго-настрого наказывали, чтобы

он из дома не выходил, в окошко не выглядывал. Потому что мимо их

избушки часто пробегала Лиса и могла Петушка утащить.

(Из избушки выходят Кот, Дрозд и Петух.)

КОТ : Мы пойдем в лес за дровами, а ты оставайся дома, печку топи да обед

вари !

ДРОЗД : Но смотри, если Лиса придет, ты из дома не выходи и в окошко не

выглядывай, а то она тебя утащит !

ПЕТУХ : Ладно ! Не буду выглядывать!

КОТ : Ну, тогда мы пошли !

( Музыка. Кот и Дрозд уходят. Появляется Лиса.)

СКАЗОЧНИК : А Лиса в это время, как раз пробегала мимо избушки.

Увидела она, что Кот и Дрозд за дровами в лес пошли и решила утащить

Петушка. Подбежала она к избушке, села под окошко и запела…

(Лиса подходит к избушке и начинает петь ( или говорить).

ЛИСА :

Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка…

ПЕТУХ : Кто это про меня так сладко поет ?

Нет, не буду выглядывать !

ЛИСА :

Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка…

ПЕТУХ : ( не выдержал, запел ) Ку-ка-ре-ку !

ЛИСА :

Выгляни в окошко !

Дам тебе горошка !

ПЕТУХ : Ох, как хочется горошка !

СКАЗОЧНИК : Не выдержал Петушок, выглянул в окошко, Лиса схватила

его и понесла к себе в нору.

( Петух выглядывает в окошко ( можно из-за избушки ). Лиса его хватает и

старается утащить к себе в нору.)

СКАЗОЧНИК : Закричал петух…

ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !

Несет меня Лиса,

За темные леса,

За высокие горы,

За синие просторы.

Котик-братик, Дрозд, спасите меня !

СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд услышали Петушка, бросились в погоню за

Лисой. Кот бежит, Дрозд летит. Догнали Лису – Кот дерет, Дрозд клюет и

отняли Петушка.

( Музыка. Появляются Кот и Дрозд (он машет крыльями), отнимают Петуха у

Лисы и приводят в избушку. Петух прихрамывает.)

СКАЗОЧНИК : В другой раз пошли Кот и Дрозд в лес за дровами и опять

наказывают Петушку…

( Кот, Дрозд и Петух выходят из избушки, у Петуха перевязана нога.)

КОТ : Петушок, мы пошли в лес за дровами, а ты оставайся дома !

Будешь печку топить и нам обед варить !

ДРОЗД : Только смотри, больше Лису не слушай !

ПЕТУХ : Не бойтесь, больше не буду слушать !

КОТ : Ну, мы пошли !

( Кот и Дрозд уходят.)

СКАЗОЧНИК : Узнала Лиса, что Кот и Дрозд ушли в лес, прибежала к

избушке и запела…

( Появляется Лиса.)

ЛИСА :

Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Выгляни в окошко !

Дам тебе горошка !

ПЕТУХ : Не выгляну ! Не обманешь меня больше !

СКАЗОЧНИК: Поняла лиса, что Петушка ей так просто не выманить и запела

другую песенку…

ЛИСА:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу.

Куры клюют,

Петухам не дают !

ПЕТУХ : ( выглядывает ) Ко-ко-ко ! Как это не дают?

СКАЗОЧНИК : Выглянул Петушок, схватила его Лиса и потащила в лес к

себе в нору.

( Лиса хватает Петуха и пытается утащить к себе в нору.)

ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !

Несет меня Лиса,

За темные леса,

За высокие горы,

За синие просторы.

Котик-братик, Дрозд, спасите меня !

СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд услышали Петушка, бросились в погоню за

Лисой. Кот бежит, Дрозд летит. Догнали Лису – Кот дерет, Дрозд клюет и

отняли Петушка.

( Музыка. Появляются Кот и Дрозд (он машет крыльями), отнимают у Лисы

Петуха и приводят в избушку. Петух прихрамывает, плечо потирает.)

СКАЗОЧНИК : Прошло еще какое-то время. Опять собрались Кот и Дрозд в

лес за дровами. И опять наказывают Петуху…

( Кот, Дрозд и Петух выходят из избушки. У Петуха нога и рука перевязаны.)

КОТ: Мы опять пойдем в лес за дровами. Смотри, не слушай Лису, не

выглядывай в окошко !

ДРОЗД: Мы далеко пойдем и не услышим твоего голоса!

ПЕТУХ: Ладно, идите! Теперь уж Лиса меня ни за что не обманет!

( Кот и Дрозд уходят.)

СКАЗОЧНИК : Ушли в лес Кот и Дрозд, Лиса узнала про это и прибежала к

избушке. Подошла к окошку и запела сладким голосом…

( Появляется Лиса, подходит к избушке.)

ЛИСА :

Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Выгляни в окошко !

Дам тебе горошка !

ПЕТУХ : Можешь, сколько хочешь петь свои песни, ни за что не выгляну !

ЛИСА :

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу.

Куры клюют,

Петухам не дают !

ПЕТУХ : И эту песню я уже слышал !

ЛИСА :

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры клюют,

Петухам не дают !

ПЕТУХ : ( выглядывает ) Ко-ко-ко ! Как это не дают ?

( Лиса хватает Петуха и уносит (уводит) к себе в нору.)

ПЕТУХ : Ку-ка-ре-ку !

Несет меня Лиса,

За темные леса,

За высокие горы,

За синие просторы.

Котик-братик, Дрозд, спасите меня !

СКАЗОЧНИК : Сколько Петушок не кричал, не звал – Кот и Дрозд не

услышали его…

А когда Кот и Дрозд вернулись домой, они увидели, что Петушка нет в

избушке, а окошко открыто. Поняли они, что Петушка утащила Лиса.

Давайте, ребята, поможем Коту и Дрозду найти Петушка

Физкультминутка

Собирайся, детвора,

Нам в дорогу, в путь пора.

Будем по лесу шагать

Друга – Петушка искать. (Дети с шагают друг за другом)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем. (Идут на носках)

Ручейки мы перепрыгнем, (Прыжки с продвижением вперед)

А канавки обойдем. (Идут высоко поднимая колени)

Будем по лесу шагать,

Свежим воздухом дышать

( Появляются Кот и Дрозд, подходят к избушке, видят, что Петуха нет.)

СКАЗОЧНИК : Побежали Кот и Дрозд по Лисицынам следам. Кот бежит,

Дрозд летит… Прибежали Кот и Дрозд к Лисцыной норе…

СКАЗОЧНИК : Кот достал гусли, настроил их и давай наигрывать…

КОТ : ( поет или говорит )

Трень, брень, гусельки,

Золотые струночки…

Еще дома ли Лиса

В своем теплом домике ?

ЛИСА : ( выглядывает из норы ) Кто это так хорошо на гуслях играет, сладко

напевает?

Надо посмотреть !

СКАЗОЧНИК : Вышла Лиса из норы. А Кот и Дрозд схватили её – и давай

бить, колотить.

( Кот и Дрозд бьют Лису.)

КОТ : Отдавай нашего братца-петушка !

ЛИСА : Не брала я его !

ДРОЗД: Тогда вот тебе, вот тебе ! (клюет Лису )

ЛИСА : Забирайте своего Петуха, только отпустите меня !

( Кот и Дрозд отпускают Лису, а она выпускает Петуха. Петух весь

потрепанный, хромает. Лиса убегает.)

КОТ: Ну что, Петя-петушок, будешь еще выглядывать в окошко ?

ПЕТУХ : ( плачущим голосам ) Не-ет !

ДРОЗД: Говорили мы тебе, а ты нас не слушал ! Ведь если бы мы не успели,

съела бы тебя Лиса!

( Петух стоит, опустив голову.)

КОТ : Будешь еще Лису слушать ?

ПЕТУХ : Простите меня! Никогда больше не буду Лису слушать!

Теперь только вас всегда буду слушаться !

ДРОЗД: Ну, то-то же ! А теперь пойдем домой!

( Кот и Дрозд бурут Петуха под руки и ведут к избушке.)

СКАЗОЧНИК : Кот и Дрозд взяли Петушка и повели домой. С тех пор

Петушок из дома один не выходил и в окошко не выглядывал. А Лису Кот с

Дроздом так побили-поколотили, что она больше около их избушки и не

появлялась.

Вот и сказке конец…

- Чему учит сказка? (дружбе, взаимовыручке, нужно помогать друзьям, не

открывать никому дверь, если вы остались дома сами)

Дети все вместе хором говорят:

Всем советуем дружить,

ссориться не смейте.

Без друзей нам не прожить

ни за что на свете.

- А Петушка мы угостим горошком, который сами нарисуем.

3. Заключительный этап

Итог урока

Рефлексия.

- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня.

Молодцы!

Д/з читать русские народные сказки (Эльвин, Данил, Надя, Алина, Лера,

Саша),

Раскрасить картинки к сказке «ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК»



В раздел образования