Автор: Стырова Елена Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Семинар – практикум для воспитателей
Тема: «Вербальные и невербальные средства общения. Техника сообщения негативной информации родителям».
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум для воспитателей
«Вербальные и невербальные средства общения.
Техника сообщения негативной информации родителям».
Цели:
- просвещение педагогов ДОУ в вопросе улучшения взаимодействия с
родителями воспитанников.
- формирование культуры общения педагогов с родителями.
Задачи:
-
познакомить
воспитателей
со
всеми
эффективными
способами
общения с родителями;
- познакомить педагогов с основными правила сообщения негативной
информации родителям.
Теоретическая часть.
Слово ведущего:Наш семинар посвящен общению с родителями, а
точнее
вербальным
и
невербальным
средствам
общения.
И
правилам
сообщения негативной информации.
1.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К
вербальным средствам общения относится человеческая речь.
Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - что-то сообщают;
- слушание - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
2.
К основным невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
- пантомимика.
Жесты - это разнообразные движения руками и головой.
Жесты бывают:
•
Коммуникативные
(жесты
приветствия,
прощания,
привлечения
внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения,
удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст
речевого высказывания.
Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.
Исследования
показали,
что
при
неподвижном
или
невидимом
лице
собеседника теряется до 10-15% передаваемой им информации.
Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом
общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но
и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся
люди обычно непрерывно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если
на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что
мы
говорим,
относятся
плохо,
а
если
слишком
много,
это
может
восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того,
замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза
встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Пантомимика - это походка, поза, осанка, общая моторика всего тела.
Тут нас с вами главным образом интересует поза. Главное смысловое
содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению
к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о
расположении к общению.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется
закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным
вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим
собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия,
противодействия,
критики.
Более
того,
примерно
треть
информации,
воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым
способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать
или посмотреть.
Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус
тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру
по
общению.
Это
-
поза
доверия,
согласия,
доброжелательности,
психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на
собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован,
наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий
заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с
развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой
статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной
непринужденной позе.
Психологами
неоднократно
отмечалось,
что
при
доверительном
спокойном общении жесты и позы собеседников как правило совпадают. Это
получается в следствии того, что на бессознательном уровне человек копирует
жесты и позу партнера по общению, так как ему нравится с ним общаться, они
нашли точку взаимопонимания. Соответственно, лучший способ добиться
взаимопонимания с партнером по общению - это скопировать его позу и жесты.
Таким образом вы станете для него ближе.
Важно еще отметить, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет
знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов
мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении
своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в
процессе вербального общения. Тут нужно отметить, что та информация,
которую мы доносим до партнера по общению вербально (с помощью слов) не
должна противоречить той информации, которую мы выражаем средствами
невербального общения. Существует такая защитная реакция, когда, получая
противоречивую информацию (слышим одно, а видим другое), мозг игнорирует
наиболее ее несогласованную часть. А так, как человек больше доверяет и
воспринимает невербальные знаки при общении то, как правило, вербальные и
игнорируется. Соответственно, если информация подается позитивная, но при
этом мы угрюмы или огорчены чем-то, то наш собеседник отметит наше
недовольство, и не услышит наш позитив, скажем так. Или наоборот, если
внешне мы будем улыбаться и радоваться, а сообщать при этом что-то
негативное – наш собеседник запомнит и воспримет наши позитивные эмоции,
а негатив пройдет мимо его ушей.
Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80%
той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от
сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается
в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
3.
И
так,
перейдем
к
сообщению
негативной
информации.
Необходимо
помнить
основные
правила
сообщения
негативной
информации.
1)
Делать это лучше сразу. Т.е. не через день-неделю или месяц, а как
только информация появилась. Таким образом вы не станете потенциальным
виновником «почему вы мне сразу не сказали» или «почему я об этом узнаю от
…».
2)
Лучше
сделать
это
наедине,
дабы
избежать
вмешательства
посторонних, к тому же часто основная негативная информация, которую
сообщает
воспитатель
родителю
сводится
к
поведению
ребенка.
Соответственно, лучше не делать этого при других родителях, которые могут
сделать свои выводы из услышанного и начнут это обсуждать между собой и
при своих детях, тем самым провоцируя негативное отношение к данному
ребенку у других родителей и детей.
3)
Необходимо подготовить родителя к новости. Т.е. сообщить о том,
что есть информация для них, что она неочень приятная, также крайне важно
рассказать предысторию, т.е. не одну только фразу «ваш сын сегодня ударил
того-то», а начать с начала, чем занимался и с кем, что произошло и почему.
4)
Далее необходимо разъяснить возможные последствия ситуации и
те, последствия, которые уже произошли (травма и т.п.).
5)
Предложить свою помощь в виде совета, способов действия,
вариантов исправления ситуации.
6)
И последнее это ответить на вопросы родителей. Уметь предвидеть
вопросы и заранее готовить ответы. Тут важно не бояться на какой-то вопрос
ответить «я не знаю». Если на какой-то вопрос вы не знаете ответа, честно об
этом скажите, однако вслед за этим сообщите, когда сможете найти ответ.
Все время разговора лучше уместить в 10 минут.
Бланки.
Формат сообщения плохих новостей:
Подготовка места.
Подготовка слушателя.
Сообщение плохих новостей: ситуация, происшествие, причина.
Объяснение последствий.
Проявление участия в виде советов/рекомендаций/вариантов исправления
ситуации.
Ответы на вопросы.
Практическая часть.
Ситуации для проигрывания в парах между воспитателями.
1.
Ребенок ни с кем не играет, все время один.
2.
Ребенок часто ссорится с другими детьми. Сегодня отобрал
игрушку у Кати и не хотел отдавать.
3.
Ребенок не делится своими игрушками с детьми.
4.
Ребенок сильно ударил сверстника. У сверстника остался синяк
на руке.
5.
Ребенок спрыгнул со стула, ударился коленкой. На коленке
появился синяк.
6.
Ребенок очень плохо кушает. За весь день практически ничего не
ест.
7.
Ребенок не помогает убирать игрушки.
8.
Ребенок очень часто обзывает других детей.
Подведение итогов. Рефлексия.