Автор: Третьякова Алёна Евгеньевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: Город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Как понять, что ребенок обманывает родителей. Как отучить его врать, что делать и как реагировать родителям
Раздел: дошкольное образование
Как понять, что ребенок обманывает родителей. Как отучить его врать,
что делать и как реагировать родителям
Детская ложь имеет под собой разные основания. Чаще всего, разновидность вранья
определяется целью, которую преследует ребёнок:
Склонность к фантазированию или «играем в ложь»
В школьной программе есть замечательное произведение Николая Носова – рассказ
«Фантазёры». В нём говорится о двух мальчиках, которые хвастаются между собой: один
полетел на Луну, другой – переплыл океан…
Подобные истории мы можем услышать и от наших детей.
Стоит отметить, что подобные истории нельзя назвать ложью в прямом смысле этого
слова. Скорее речь идёт о богатом воображении ребёнка и его творческих способностях.
Ложь, связанная со страхом
Это очень распространённый вид лжи у детей. Возникает такой вариант искажения
действительности в результате желания ребёнка избежать наказания или выговора (чаще
всего от родителей).
Продуманная ложь
Используя ложь-стратегию дети чаще всего имеют определённую цель. Наиболее
распространённый вариант – преследование каких-либо материальных благ (денег,
игрушек, «вкусняшек» и т.д.)
К самым распространённым признакам, по которым можно понять, что ребёнок что-то не
договаривает, или же довольно откровенно лжёт, следует отнести:
отклоняется от собеседника;
«обнимает» себя;
резко «откидывает» голову назад или наклоняет вниз, вбок;
прячет взгляд, не смотрит в глаза;
во время разговора часто покашливает, сглатывает и т.д.;
вертит что-то в руках (карандаш, ластик и др.);
часто трогает нос, потирает лоб, глаза, подбородок или теребит мочку уха;
прикрывает рот;
чешет шею или «поправляет» воротник;
«прячется» за какими-либо предметами (стол, мягкая игрушка и др.);
выбирает статичную позу (без движений);
делает пазу перед тем, как сказать неправду;
проговаривает много деталей, желая спрятать ложь.
Основные причины.
Психологи выделяют несколько основных причин детской лжи:
Страх наказания
Когда ребёнок понимает, что его ждёт наказание за тот или иной «проступок», он находит выход
из этой ситуации – сказать неправду и избежать, таким образом, наказания.
Стать лучше в глазах окружающих
Часто дети используют ложь, чтобы повысить свой статус, самоутвердиться. Сверстникам они
рассказывают о вымышленных доходах родителей, о небывалых путешествиях и т.д.
Ложь, как установление личных границ
Часто дети используют ложь при отстаивании и защите своих личных границ, когда понимают,
что родители слишком много требуют или сильно давят контролем.
Недоверие к взрослым, проблемы в семье
Если ребёнок много врёт, то зачастую это указывает на внутри семейные проблемы. В таких
случаях к вранью добавляется воровство и вандализм, с помощью которых дети «кричат о
помощи».
Ложь, как форма протеста
Использование лжи часто можно увидеть в случаях, когда ребёнок «бросает вызов» авторитету
взрослого.
Возрастные особенности.
2- 4 года
В этом возрасте малыш познаёт окружающий мир. На данном этапе ребёнок много фантазирует, с
помощью фантазий он раскрашивает свою реальность. Все фантазии в этом возрасте безобидны.
Не мешайте маленькому выдумщику, а наоборот, помогите ему. Предложите нарисовать
«придуманного героя» или вылепить его из пластилина.
4-5 лет
В этом возрасте ребёнок ещё не способен отделить реальность от лжи. Если вы его обманываете,
он искренне верит. Говорящий неправду родитель формирует подобную же модель поведения в
своём ребёнке. Малыш начинает применять ложь, хотя в этом нет особой надобности. Чаще всего
это происходит, если ребёнок боится вызвать неодобрение мамы. В этом возрасте он трактует это
неодобрение как нелюбовь. Ему гораздо легче соврать, нежели услышать, что его не любят, что он
плохой.
7-8 лет
Очень важный и переломный момент. Ребёнок становится школьником: со стороны родителей –
меньше контроля, больше свободы. В общении со сверстниками хочется казаться лучше, смелее,
сильнее. Идеально подходит в этом случае хвастовство, его-то младший школьник и начинает
активно использовать. Кроме того, если ребёнок получает не очень хорошие оценки, то часто
пытается их скрыть, просто не говоря об этом. Он их замалчивает.
Не упустите этот момент. Поговорите с ребёнком и объясните, что ваша любовь не связана с
отметками в дневнике, и что он не хуже других детей в классе!
9-10 лет
Для того, чтобы завоевать наиболее значимое место среди сверстников, ребёнок начинает активно
врать. Он уже хорошо понимает разницу между правдой и неправдой, но это его не останавливает:
невероятные истории о путешествиях, престижных работах родителей, крутых гаджетах и т.д. –
это лишь малая толика всевозможных небылиц ребёнка данного возраста.
11-12 лет
В этом возрасте детская ложь тесно связана с критическим уровнем доверия в семье, а также
может быть следствием строго воспитания.
В этом возрасте подросток видит чёткую грань между правдой и ложью. Врать он будет уже
осознанно, преследуя определённую цель. Причин может быть много: нехватка внимания,
самоутверждение, страх перед унижением, защита личных границ и многое другое.
Как отучить ребенка врать.
Каждый случай возникновения лжи в жизни ребёнка – уникальный, но всё же есть некоторые
«общие» шаги на пути исправления сложившейся ситуации.
Прояснить причину детской лжи
Родители, уличившие ребёнка во лжи, пытаясь исправить ситуацию, часто начинают с упрёков и
наказаний, что ведёт только к нарастанию конфликтной ситуации. Правильным и результативным
выходом из ситуации является налаживание взаимоотношений с ребёнком и установления
доверительных отношений.
Анализ собственного поведения
Очень важно проанализировать собственное поведение, обратить внимание на изменения,
произошедшие во взаимоотношениях с ребёнком и ответить себе на вопрос: «Что изменилось в
моём поведении и нашем общении?».
Кроме того:
1. Постарайтесь «уйти» от наказаний. Страх – это главный двигатель детской лжи. Испытывая
страх, ребёнок начинает искать варианты избежать какого-либо наказания и видит
альтернативу именно во лжи.
2. Не перекладывайте на ребёнка свои нереализованные планы и не ждите от него успешности
во всех начинаниях. Это оказывается слишком тяжёлой ношей, с которой большинство
детей, к сожалению, не справляются.
3. Не давайте пустых обещаний ребёнку. Дети, как губка, впитывают родительские формы
поведения. Если вы допускаете не выполнение обещаний, а также откровенную ложь, то и
не ждите от детей, что они не будут вторить вам.
«Прислушаться» ко лжи
Следует обратить внимание и на то, в чём собственно ложь проявляется, с чем связана. Возможно,
через ложь ребёнок пытается, говорит о своих желаниях, или, наоборот, о том, что его тревожит.
Практические рекомендации по борьбе с детской ложью.
1. Не нагнетайте обстановку в доме. Не делайте из факта обмана трагедию.
2. Поговорите «тет-а-тет» – это снизит психологический дискомфорт.
3. Покажите ребёнку, что ликвидировать последствия своих действий — лучше, чем врать.
«Разбил кружку? Расскажи об этом, и мы вместе соберем осколки».
4. Откажитесь от силовых методов решения проблемы, это её только усугубит.
5. Разрешите ребёнку быть «самим собой» и открыто выражать все свои эмоции, мысли,
желания. Это даст ребёнку определённое понимание, что он любим вне зависимости от
ситуации.
6. Разговаривайте с ребёнком «на равных». Пусть он поймёт, что его принимают любым, даже
с иной точкой зрения.
7. Предоставляйте право выбора, уважайте его чувства и решения.
8. Извиняйтесь, если не правы, в том числе и перед ребёнком.
9. Станьте для ребёнка примером честного человека.
10.
Воспользуйтесь современными технологиями.
Социальный педагог Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
КГБУ Детский дом 1- А.Е. Третьякова