Автор: Павлова Оксана Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 16
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: cтатья
Тема: Развитие познавательной активности, креативного мышления, изучение азов программирования воспитанниками дошкольного образовательного учреждения средствами современных игровых методических комплексов. Образовательная робототехника.
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной активности, креативного мышления, изучение азов
программирования воспитанниками дошкольного образовательного учреждения
средствами современных игровых методических комплексов. Образовательная
робототехника.
Время указок, скворечников и табуреток прошло. Им на смену в школе XXI века приходят
роботы и 3D технологии, а вместе с ними – новые комплексные подходы к образовательному
процессу. В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии
становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.
В дошкольных
образовательных
учреждениях
ведущее
место
начинает
занимать
робототехника,
моделирование и проектирование. Современные дети, так же ка и мы-взрослые, живут в
мире компьютеров и Интернета. Достижения техники и программирования быстро
проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей.
Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные
интерактивные игрушки, строительные и машины. Даже самым маленьким детям раннего
возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все устроено.
По словам Президента В.В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый
более высокий уровень.
Одним из современных направлений образовательного процесса в ДОУ является знакомство
воспитанников с основами робототехники, алгоритмизации и программирования. Лего-
конструирование и образовательная робототехника это новая педагогическая технология.
Образовательная робототехника активно продвигается в системе образования России как
новая область в образовании, является на сегодняшний день лучшим способом обучения
актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить
знания, полученные на занятиях естественно-математического и технологического циклов.
Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения ФГОС
Дошкольного образования так как:
позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей;
позволяет педагогу объединить игру детей с познавательно-исследовательской и
экспериментальной деятельностью;
развивает познавательный интерес к робототехнике и азам предметов информатика,
физика;
формирует умение работать в коллективе;
формирует умения и навыки конструирования, дети приобретают первый опыт при
решении конструкторских задач по механике;
развивает творческую активность, воображение, самостоятельность в принятии
решений в различных ситуациях.
Работа по конструированию из Лего, дальнейшее программирование и исследование
созданной модели, а также тесное общение в процессе игры способствуют всестороннему
развитию личности воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей
дает возможность дошкольникам овладеть новыми навыками, умениями и расширить круг
интересов.
В МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска реализуется
многоступенчатый проект «Растим маленьких гениев».
В работе проекта внедряются
программы дополнительного образования:
-Авторская программа по робототехнике «Первые шаги в робототехнику» (с 2 до 7 лет),
построенная на игровой деятельности, практических заданиях. Программа разработана с
учетом ФГОС дошкольного образования и на основе разработок компании Лего. Программа
включает в себя 4 образовательные ступени,
ориентированных на разные возрастные
категории:
1 ступень – стартовая «Робототехника с нуля» для детей 3-4 лет. С ней ребята познают
основы конструирования и способы крепления деталей.
2 ступень- «Начальное программирование» для детей 4-5 лет, где малыши знакомятся со
многими областями знаний – это и времена года, и праздники, и современные профессии.
Ваши воспитанники будут в восторге! Образовательный процесс становится важной и
неотъемлемой частью их жизни, и они постепенно готовятся уже к следующему этапу
получения знаний – школе.
3 ступень - «Программирование. Средний уровень» для детей 5-6 лет. Она развивает у них
математические
представления,
алгоритмическое
мышление,
креативность,
мелкую
моторику и конструкторские навыки.
4 ступень - «Робототехника для продвинутых» для детей 6-7 лет. Она дает возможность
создать настоящие программируемые робототехнические модели. Вместе с этим дети учатся
логическому мышлению, осваивают математику, робототехнику и программирование.
- Программы «ПиктоМир», созданной на базе ФГУ «Федеральный научный центр научно-
исследовательский
институт
системных
исследований
Российской
академии
наук»,
направленная
на
развитие
технического
творчества
детей.
Занятия
по
программе
способствуют формированию и развитию у детей навыков инженерного творчества, а также
развитию представлений об алгоритме.
Цель: создание благоприятных условий для развития конструкторских умении развитие
личности к познанию и техническому творчеству посредством Лего-конструирования и
программирования.
Все занятия проводятся в рамках дополнительного образования 2 раза в неделю. Для
реализации программ было закуплено оборудование:
-Лего веду 1.0 и программное обеспечение
-Лего Веду 2.0 и программное обеспечение
-Мататалаб,
- LEGO Education Экспресс «Юный программист»
-«ПиктоМир» и программное оборудование
- наборы Лего Дупло (Набор Lego DUPLO Education «Животные»,
- магнитный конструктор
В результате внедрения программ дополнительного образования:
-ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в
среде
программирования
«ПиктоМир»
и
Лего
Веду,
общении,
познавательно-
исследовательской и технической деятельности;
-ребенок способен выбирать технические решения в паре, группе
- ребенок способен договариваться со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной
конструировании
-ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, основными
понятиями, применяемые в робототехнике…
-У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и
управлять ими при работе
-Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой
-Ребенок
знает
компьютерную
среду,
включающую
в
себя
графический
язык
программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора Лего,
демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере и
запускает их самостоятельно.
Хотелось бы подробнее рассказать о работе с детьми и их результатах:
На первом году реализации программы с детьми 3-4 лет воспитанники знакомятся с
основными деталями магнитного конструктора и Лего -конструктора, учатся основным
приемам сборки, сравнивают предметы по цвету, форме, размеру и учатся создавать
плоские и объемные фигуры по схемам, учатся находить отличия в конструкции. Все занятия
проводятся в групповой форме, не более 6 человек., что позволяет строить занятия в
соответствии с возрастными особенностями детей и определять эффективную методику их
проведения.
На втором году обучения (вторая ступень) дети 4-5 лет закрепляют навыки конструирования
по схеме и образцу, учатся создавать более сложные объемный конструкции. Знакомятся с
Набором Юный программист, Matatalab.
На третьей ступени обучения (5-6
лет ) дети знакомятся в наборами Lego
Wedo1.0,
«ПиктоМир». На этих занятиях дети знакомятся с этими робототехническими наборами,
обучаются азам программирования, изучают основы механики и обучаются составлению и
написанию программ.
На четвертой ступени (6-7 лет) дети знакомятся с наборами Lego Wedo2.0. Они создают
настоящие программируемые модели, самостоятельно создают свои проекты.
Внедряя программу «ПиктоМир» дети начиная с 4-х лет знакомятся с такими понятиями,
как «робот», «команда», «программист», «игровое поле», упражняются в выполнении
команд реальным роботом Двуногом от старта до финиша на игровом поле, отдавая команды
словесно или с помощью Пульта. А также получают представление об алгоритме, у детей
развиваются первоначальные навыки решения алгоритмических задач. Материал подается в
доступной занимательной игровой форме.
Начиная с 5 лет дети знакомятся с виртуальными роботами «Вертун», «Ползун», «Двигун»,
составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальными роботами,
движения которых изображаются на экране планшета.
При работе с Matatalabom
дети изучают основы программирования и алгоритмики в
игровой форме. Именно в процессе игры ребёнок быстрее приобретает необходимые навыки
и знания, развивает логическое мышление и формирует когнитивные способности. Во время
создания алгоритма движения робота дети используют и развивают пространственное
мышление. Набор Matatalab даёт возможность создавать свои игры и истории, а также
соревноваться в умении программировать. Кроме того, можно запрограммировать робота на
рисование геометрических фигур и воспроизведение музыки, узнать о единицах измерения
углов в геометрии и познакомиться с нотной грамотой.
Следующим шагом может стать переход на новый образовательный уровень изучения
робототехники – работа с конструкторами серии Lego Mindstorms Education EV3 и Sprake.
Дальнейшее развитие:
Работа над реализацией проекта будет продолжаться в рамках реализации дополнительной
образовательной деятельности.