Напоминание

Развитие познавательной активности, креативного мышления, изучение азов программирования воспитанниками дошкольного образовательного учреждения средствами современных игровых методических комплексов. Образовательная робототехника.


Автор: Павлова Оксана Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 16
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: cтатья
Тема: Развитие познавательной активности, креативного мышления, изучение азов программирования воспитанниками дошкольного образовательного учреждения средствами современных игровых методических комплексов. Образовательная робототехника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности, креативного мышления, изучение азов

программирования воспитанниками дошкольного образовательного учреждения

средствами современных игровых методических комплексов. Образовательная

робототехника.

Время указок, скворечников и табуреток прошло. Им на смену в школе XXI века приходят

роботы и 3D технологии, а вместе с ними – новые комплексные подходы к образовательному

процессу. В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии

становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.

В дошкольных

образовательных

учреждениях

ведущее

место

начинает

занимать

робототехника,

моделирование и проектирование. Современные дети, так же ка и мы-взрослые, живут в

мире компьютеров и Интернета. Достижения техники и программирования быстро

проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей.

Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные

интерактивные игрушки, строительные и машины. Даже самым маленьким детям раннего

возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все устроено.

По словам Президента В.В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый

более высокий уровень.

Одним из современных направлений образовательного процесса в ДОУ является знакомство

воспитанников с основами робототехники, алгоритмизации и программирования. Лего-

конструирование и образовательная робототехника это новая педагогическая технология.

Образовательная робототехника активно продвигается в системе образования России как

новая область в образовании, является на сегодняшний день лучшим способом обучения

актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить

знания, полученные на занятиях естественно-математического и технологического циклов.

Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения ФГОС

Дошкольного образования так как:

позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей;

позволяет педагогу объединить игру детей с познавательно-исследовательской и

экспериментальной деятельностью;

развивает познавательный интерес к робототехнике и азам предметов информатика,

физика;

формирует умение работать в коллективе;

формирует умения и навыки конструирования, дети приобретают первый опыт при

решении конструкторских задач по механике;

развивает творческую активность, воображение, самостоятельность в принятии

решений в различных ситуациях.

Работа по конструированию из Лего, дальнейшее программирование и исследование

созданной модели, а также тесное общение в процессе игры способствуют всестороннему

развитию личности воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей

дает возможность дошкольникам овладеть новыми навыками, умениями и расширить круг

интересов.

В МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска реализуется

многоступенчатый проект «Растим маленьких гениев».

В работе проекта внедряются

программы дополнительного образования:

-Авторская программа по робототехнике «Первые шаги в робототехнику» (с 2 до 7 лет),

построенная на игровой деятельности, практических заданиях. Программа разработана с

учетом ФГОС дошкольного образования и на основе разработок компании Лего. Программа

включает в себя 4 образовательные ступени,

ориентированных на разные возрастные

категории:

1 ступень – стартовая «Робототехника с нуля» для детей 3-4 лет. С ней ребята познают

основы конструирования и способы крепления деталей.

2 ступень- «Начальное программирование» для детей 4-5 лет, где малыши знакомятся со

многими областями знаний – это и времена года, и праздники, и современные профессии.

Ваши воспитанники будут в восторге! Образовательный процесс становится важной и

неотъемлемой частью их жизни, и они постепенно готовятся уже к следующему этапу

получения знаний – школе.

3 ступень - «Программирование. Средний уровень» для детей 5-6 лет. Она развивает у них

математические

представления,

алгоритмическое

мышление,

креативность,

мелкую

моторику и конструкторские навыки.

4 ступень - «Робототехника для продвинутых» для детей 6-7 лет. Она дает возможность

создать настоящие программируемые робототехнические модели. Вместе с этим дети учатся

логическому мышлению, осваивают математику, робототехнику и программирование.

- Программы «ПиктоМир», созданной на базе ФГУ «Федеральный научный центр научно-

исследовательский

институт

системных

исследований

Российской

академии

наук»,

направленная

на

развитие

технического

творчества

детей.

Занятия

по

программе

способствуют формированию и развитию у детей навыков инженерного творчества, а также

развитию представлений об алгоритме.

Цель: создание благоприятных условий для развития конструкторских умении развитие

личности к познанию и техническому творчеству посредством Лего-конструирования и

программирования.

Все занятия проводятся в рамках дополнительного образования 2 раза в неделю. Для

реализации программ было закуплено оборудование:

-Лего веду 1.0 и программное обеспечение

-Лего Веду 2.0 и программное обеспечение

-Мататалаб,

- LEGO Education Экспресс «Юный программист»

-«ПиктоМир» и программное оборудование

- наборы Лего Дупло (Набор Lego DUPLO Education «Животные»,

- магнитный конструктор

В результате внедрения программ дополнительного образования:

-ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в

среде

программирования

«ПиктоМир»

и

Лего

Веду,

общении,

познавательно-

исследовательской и технической деятельности;

-ребенок способен выбирать технические решения в паре, группе

- ребенок способен договариваться со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной

конструировании

-ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, основными

понятиями, применяемые в робототехнике…

-У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и

управлять ими при работе

-Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой

-Ребенок

знает

компьютерную

среду,

включающую

в

себя

графический

язык

программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора Лего,

демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере и

запускает их самостоятельно.

Хотелось бы подробнее рассказать о работе с детьми и их результатах:

На первом году реализации программы с детьми 3-4 лет воспитанники знакомятся с

основными деталями магнитного конструктора и Лего -конструктора, учатся основным

приемам сборки, сравнивают предметы по цвету, форме, размеру и учатся создавать

плоские и объемные фигуры по схемам, учатся находить отличия в конструкции. Все занятия

проводятся в групповой форме, не более 6 человек., что позволяет строить занятия в

соответствии с возрастными особенностями детей и определять эффективную методику их

проведения.

На втором году обучения (вторая ступень) дети 4-5 лет закрепляют навыки конструирования

по схеме и образцу, учатся создавать более сложные объемный конструкции. Знакомятся с

Набором Юный программист, Matatalab.

На третьей ступени обучения (5-6

лет ) дети знакомятся в наборами Lego

Wedo1.0,

«ПиктоМир». На этих занятиях дети знакомятся с этими робототехническими наборами,

обучаются азам программирования, изучают основы механики и обучаются составлению и

написанию программ.

На четвертой ступени (6-7 лет) дети знакомятся с наборами Lego Wedo2.0. Они создают

настоящие программируемые модели, самостоятельно создают свои проекты.

Внедряя программу «ПиктоМир» дети начиная с 4-х лет знакомятся с такими понятиями,

как «робот», «команда», «программист», «игровое поле», упражняются в выполнении

команд реальным роботом Двуногом от старта до финиша на игровом поле, отдавая команды

словесно или с помощью Пульта. А также получают представление об алгоритме, у детей

развиваются первоначальные навыки решения алгоритмических задач. Материал подается в

доступной занимательной игровой форме.

Начиная с 5 лет дети знакомятся с виртуальными роботами «Вертун», «Ползун», «Двигун»,

составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальными роботами,

движения которых изображаются на экране планшета.

При работе с Matatalabom

дети изучают основы программирования и алгоритмики в

игровой форме. Именно в процессе игры ребёнок быстрее приобретает необходимые навыки

и знания, развивает логическое мышление и формирует когнитивные способности. Во время

создания алгоритма движения робота дети используют и развивают пространственное

мышление. Набор Matatalab даёт возможность создавать свои игры и истории, а также

соревноваться в умении программировать. Кроме того, можно запрограммировать робота на

рисование геометрических фигур и воспроизведение музыки, узнать о единицах измерения

углов в геометрии и познакомиться с нотной грамотой.

Следующим шагом может стать переход на новый образовательный уровень изучения

робототехники – работа с конструкторами серии Lego Mindstorms Education EV3 и Sprake.

Дальнейшее развитие:

Работа над реализацией проекта будет продолжаться в рамках реализации дополнительной

образовательной деятельности.



В раздел образования