Модель совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках реализации проекта "Пословица не зря молвится" с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Автор: Челак Мария Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №95 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: проектная деятельность Тема: Модель совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках реализации проекта "Пословица не зря молвится" с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 95
Реализация совместного проекта
учителя–логопеда и педагога–психолога
«Пословица не зря молвится»
с детьми старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи.
Руководители проекта:
педагог – психолог: Дмитриева Н.А.
учитель – логопед: Челак М.С.
Мурманск 2015год
Современные
тенденции
модернизации
образования
диктуют
необходимость во всесторонней и тщательной проработке организационно-
содержательных
аспектов
психолого–логопедической
помощи
детям.
Традиционные занятия необходимы, но они основываются на тренировочных
упражнениях,
которые
быстро
утомляют
дошкольников,
особенно
тех,
у
которых
нарушена
не
только
звуковая,
но
и
смысловая
сторона
речи.
Поэтому,
изучив
научно-методическую
литературу,
оценив
острую
потребность
современной
практики,
мы
увидели
актуально сть
интегрированного
подхода
в
нашей
деятельности,
так
как
одним
из
важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
речи,
является
комплексность
воздействия на речь и личность ребёнка в целом.
Психологические занятия с детьми в штатном расписании выделены
как особая форма работы, вне сетки занятий, проведение интегрированных
занятий наиболее целесообразно.
Интегрированные
занятия
позволяют
выполнять
одно
из
основных
требований педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но
емким.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью,
компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного
материала
на
каждом
этапе
занятия,
большой
информативной
емкостью
материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной,
увлекательной игры.
Интегрированные занятия более результативны, так как у детей
отмечается
повышенный
интерес
к
содержанию
тех
задач,
которые
реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.
На интегрированном занятии оказывается возможным решить и
коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по
расширению
двигательной
активности
детей,
развитию
музыкально-
ритмических способностей и здоровьесберегающих.
Проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки
всего
педагогического
коллектива.
Только
в
этом
случае
–
в
атмосфере
всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у
ребенка
развиваются
воображение,
произвольность,
потребность
активно
действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.
Залогом
успеха
работы
являются:
систематичность,
планомерность,
согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но
основное требование – системность.
Модели интеграции могут быть следующие:
1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая
(лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее
эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы.
Целью
интеграции
является
создание
единой
целенаправленной
системы
работы, направленной на решение поставленных задач.
2. Проблемная
модель,
основывается
на
том,
что
педагоги
выявляют
наиболее
актуальную
для
данного
периода
обучения
проблему
развития
группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее
преодоления.
Рассмотрим модель совместной работы учителя-логопеда и педагога-
психолога.
Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные
задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются
общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени
нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование
и
реализация
коррекционно-развивающего
воздействия
требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе
трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
несформированность
высших
психических
функций
сочетается
с
недостаточностью речевого развития;
нарушение
речевой
сферы
сопровождается
дезадаптирующей
тревожностью;
речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной
мотивации, самоконтроля.
Работа
учителя-логопеда
в
рамках
интеграции
может
заключаться
в
следующем:
Развитие звуковой стороны речи.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа педагога-психолога в условиях интеграции может заключаться в
следующем:
Развитие и коррекция высших психических функций.
Активизация познавательной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Совместную
работу
учителя-логопеда
и
педагога-психолога
мы
представили в виде проекта «Пословица не зря молвится». Содержание
проекта
реализовывалось
на
факультативных
занятиях,
которые
вошли
в
вариативную часть образовательной Программы ДОУ.
Многозначность
русских
пословиц
затрудняет
понимание
и
употребление их в речи детьми дошкольного возраста.
Понимание
ребенком
смысла
пословицы,
поговорки,
фразеологизма
происходит в том случае, если ребенок умеет работать с информацией через
установление логических и причинно-следственных связей, умозаключений.
Но дошкольнику, особенно с речевым нарушением, очень сложно понять
переносное значение выражений, вникнуть в их суть.
В дошкольном возрасте развивается планирующая функция речи, то
есть
ребенок
учится
последовательно,
и
логически
выстраивать
свои
действия,
рассказывать
об
этом.
Поэтому
с
пяти
лет
детей
уже
можно
знакомить с устойчивыми оборотами речи, помогать понять их настоящий
смысл.
В
группе
компенсирующей
направленности
для
детей
5-7
лет
с
нарушениями речи на занятиях стараемся объяснить детям подходящую к
теме пословицу. Для полного усвоения и запоминания народных суждений,
детям
с
ОНР
необходима
планомерная
работа:
игровые,
практические
действия с пословицей. Поэтому такую деятельность мы решили представить
в виде долгосрочного проекта совместно с педагогом-психологом.
На
занятиях
мы
используем
мягкую
игрушку
—
кот
Грамотейка.
Взаимодействие с вымышленным персонажем у детей происходит на уровне
образности и фантазии, позволяет ярче выражать свои эмоции и проявлять
интерес.
Тема проекта: «Пословица не зря молвится»
Тип проекта: долгосрочный,
познавательно – исследовательский,
коллективный
Участники проекта: воспитанники подготовительной логопедической
группы
воспитатели подготовительной логопедической группы
родители,
педагог - психолог,
учитель – логопед
Сроки реализации: октябрь 2015 – март 2016 (1раз в две недели, во второй
половине дня)
Проблемный вопрос: Что такое скрытый смысл пословиц?
Цель: развитиепонимания переносного смысла русских пословиц.
Задачи:
развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;
развитие умения работать с информацией через установление
причинно-следственных связей;
формирование связной речи;
развитие познавательной активности;
создание психологического комфорта;
развитие уверенности;
развитие детского сотрудничества;
развитие воображения;
развитие образного мышления;
развитие произвольной памяти;
развитие моторики.
Модель организации деятельности взрослых и детей
учитель – логопед
педагог –
психолог
воспитатели
родители
воспитанники
- объясняет смысл
пословицы:
.через создание
проблемной, игровой
ситуации;
.от лица сказочного
персонажа (кот
- создает
позитивный
настрой на
совместную
деятельность
ритуалом –
приветствием
- чтение,
обсуждение
художественной
литературы,
подходящей по
смыслу
пословице;
- принимают
проблему и
активно
включаются в
работу:
.по просьбе
собирают
- участвуют в
различных видах
игр:
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые,
театрализованные;
Грамотейка);
.рассматривание
иллюстраций
- совместно с детьми
анализирует
структуру пословицы,
используя следующие
приемы:
.посчитать количество
слов;
.назвать 1,2,3 слово;
.упражнения
«притопы», «хлопки»
- когда слово в
пословице заменяется
на движение, «надень
колечко на словечко»;
.игровые упражнения
«Пословицы шутят»
(исправить),
«Подскажи словечко»,
«Разгадай ребус»;
.придумывание
ситуации под
пословицу;
.подбор
художественных
произведений под
пословицу;
.игра-драматизация по
содержанию
пословиц.
- стимулирует
развитие всех
психических
процессов с
помощью:
пальчиковых
игр; теневого
театра; заданий
на развитие
графомоторных
навыков;
творческих
заданий
- обеспечивает
психологически
й комфорт на
протяжении
всего занятия:
упражнения
«Улыбка на
ладошке»,
«Покатаемся» и
др.;
релаксационные
упражнения;
обратная связь
- развивает
детское
сотрудничество
через
выполнение
упражнений
«Сам по себе»,
«Цветущая
поляна»,
«Выложи
снежинку» и др.
- организация
практической
деятельности
детей;
- моделирование
проблемной
ситуации;
- посещение
занятий
факультатива.
информацию;
.оказывают
помощь
ребенку;
- участвуют в
изготовлении
Книги.
- принимают
участие в
обсуждении
проблемы;
- участвуют в
совместном поиске
информации;
- задают вопросы
взрослым и
самостоятельно
ищут ответы;
- отстаивают свою
точку зрения;
- оформляют
рисунки.
Перспективный план работы факультатива :
Октябрь
1.Ученье свет, а не ученье тьма
2.Один в поле не воин
Ноябрь
1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
3.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Декабрь
1.Кто в лес, кто по дрова.
2.Каждый кулик свое болото хвалит.
Январь
1. Как аукнется, так и откликнется.
2.Трус своей тени боится.
Февраль
1.Любишь кататься, люби и саночки возить.
2.Семеро одного не ждут.
Март
1.Язык до Киева доведет.
2. Что написано пером, того не вырубишь топором
Ожидаемый результат:
1.
Развить исследовательские навыки и умения детей.
2.
Сформировать осознанное и положительно – эмоциональное
отношение детей к пословицам.
3.
Сформировать мотивацию детей к использованию пословиц в речевом
высказывании.
4.
Изготовить книгу.
Таким образом, и учитель-логопед, и педагог-психолог занимаются
развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных.
Основная задача учителя-логопеда – развитие речи (и коррекция высших
психических
функций
этому
способствует).
Развитие
речи
для
педагога-
психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога
речь является средством развития интеллекта.