Напоминание

Альтовая домра в оркестре народных инструмнетов: её роль и функции, вопросы оркестровки


Автор: Багаутдинов Рустам Аделевич
Должность: педагог по домре
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Альтовая домра в оркестре народных инструмнетов: её роль и функции, вопросы оркестровки
Раздел: дополнительное образование





Назад




АЛЬТОВАЯ ДОМРА В ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ:

ЕЕ РОЛЬ И ФУНКЦИИ, ВОПРОСЫ ОРКЕСТРОВКИ

Роль альтовой домры. Часто группа альтовых домр своим тембром

поддерживает общее звучание оркестра и заполняет средний регистр,

отдавая ведение мелодии и исполнение виртуозных мест более техничным

инструментам. Однако, этим их роль далеко не исчерпывается.

Безусловно, роль каждого инструмента в любом оркестре определяется его

составом. Оркестр народных инструментов не имеет такого мощного

звучания, как полный симфонический состав. Это во многом объясняется

характеристиками звучания отдельных инструментов. Например, скрипка

обладает более мощным звуком, нежели малая домра. Определённо, это

касается и альтовых домр, поэтому во многих произведениях они дублируют

мелодию и виртуозные пассажи вместе с малыми домрами.

В связи с этим видится справедливым высказывание Ю. Шишакова, который

назвал альтовую домру «ведущим инструментом оркестра наряду с малой

домрой».

Вопросы оркестровки. Помимо оригинальной музыки для оркестров

народных инструментов, важную часть их репертуара составляют

переложения симфонических произведений. Отсюда — необходимость

рассмотрения вопросов оркестровки.

На первый взгляд, альтовая домра технически является аналогом

симфонического альта и занимает то же место в цепочке струнных

инструментов оркестра (скрипка — альт — виолончель — контрабас и малая

домра — альтовая домра — басовая домра — балалайка-контрабас). Однако,

определение её функций имеет свои нюансы.

В отношении альтовой домры при переложении симфонической музыки для

народного оркестра важно учитывать, что перенести буквально партию

симфонического альта не представляется возможным.

Во-первых, это обусловлено тем, что струны альтовой домры настроены на

квинту ниже относительно симфонического альта. Это создаёт определённые

трудности при переложении музыки.

Во-вторых, еще один немаловажный момент в переложениях для народного

оркестра — то, что в отличие от симфонического альта у альтовой домры не

четыре, а три струны.

Учитывая эти нюансы, а также соблюдая звуковой баланс между группами

инструментов оркестра, можно сделать качественную оркестровку, которая

будет не хуже оригинальной партитуры.

Функции партии альтовой домры. Функциональность группы альтовых домр

в оркестре народных инструментов достаточно широка. Основными

представляются следующие:

— ведение мелодической линии;

— гармоническая педаль;

— ритмическая поддержка других инструментов.

В оригинальной музыке для народного оркестра достаточно часто первое

проведение основной темы сочинения поручается альтовым домрам. Это

связано с тем, что насыщенный бархатный тембр этого инструмента обычно

лучше подходит для начала произведения или его части (особенно в

лирической кантиленной музыке). Для композиторов практическая

значимость такого приёма состоит в том, чтобы приберечь более яркое

звучание малых домр и баянов, создавая своего рода «запас звучности». В

этом аспекте альтовая домра во многом схожа с балалайками-примами в

оркестре.

Другой часто применяемой оркестровой функцией альтовых домр является

гармоническая педаль. Из-за своего мягкого тембра они способны создать

«фундамент», «подушку» для мелодии и подголосков. При необходимости

композитор может выписать не два, а три и даже четыре голоса для первых и

вторых домр в группе. В результате гармония становится более насыщенной

в среднем регистре.

Несколько реже альтовые домры выступают в функции ритмической

поддержки. Как правило, она проявляется в игре аккордами или двойными

нотами, зачастую на слабую долю. Данный аспект касается и переложений

симфонических произведений. Отдельно стоит упомянуть, что альтовые

домры могут играть и приёмом pizzicatо, причём как большим пальцем

правой руки, так и средним — в подражание такого же приёма у альтов и

скрипок.

Наконец, как и альты в симфоническом оркестре, альтовые домры могут

играть разную роль в произведениях и даже внутри одного сочинения. Это

может быть мелодия соло или совместно со скрипками, контрапункт, роль

ритм-секции или гармонической педали. Разница в том, что альтовая домра

всё же больше предрасположена к исполнению гармонических вертикалей.

Обозначенные функции и особенности инструментовки и оркестровки в

отношении альтовой группы народного оркестра — одни из наиболее

значимых. Бóльшая их часть представлена в переложении для народного

оркестра увертюры к оперетте «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Их

рассмотрению посвящена следующая глава данной работы.



В раздел образования