Напоминание

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при рассказывании сказки"


Автор: Стратонова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 378
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при рассказывании сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стратонова Татьяна Анатольевна МАДОУ ЦРР детский сад № 378 г. Челябинск
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

с использованием метода моделирования

при рассказывании сказки
Речь, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Возможность для ребенка рассказывать о чем – либо или пересказать своими словами то, что он только что услышал, сама эта возможность зависит от того, насколько удается ребенку создать для себя наглядный образ и, так сказать, удержать его перед своим умственным взором. Это сравнительно легко удается ребенку при наличии вспомогательного наглядного материала (картинки – модели) Поэтому из всех существующих приёмов обучения рассказыванию самым современным и доступным для всех педагогов является метод моделирования. А самая благодатная почва – это русская народная сказка. Именно сказку с раннего детства слышит ребёнок, играет в сказку, фантазирует и придумывает сказку. Вначале своей работы проанализировала программы дошкольного образования, так как каждая имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитие детей. Поставила следующие задачи: -развивать связную речь детей среднего дошкольного возраста, используя метод моделирования. - обучать понимать и использовать модели в процессе работы по развитию речи (над сказкой). - развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость. - воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способствовать чувствовать художественный образ и понимать образный язык сказок.
Мною был проведён мониторинг развития связной речи детей 5-6 лет. Делая выводы из результатов диагностики, можно говорить о том, что у детей достаточно слабо развита связная речь. Таким образом, я пришла к выводу о том, что необходима более углублённая и организованная работа над связной речью. Определила методы и формы. Составила серию конспектов. Также разработала перспективное планирование на год (в начале года брала знакомые детям сказки и знакомила детей с методом моделирования).
Виды моделирования:
1.
Сериационный ряд.
Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели. 2.
Двигательная

модель.
Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель. 3.
Временно-пространственная

модель
. Цель: учить детей выделять основную сюжетную линию сказки, развивать умение составлять временно – пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Определила
направления в работе:
1. Совместная деятельность с детьми. Работа велась и вне занятий. 2. Было организовано тесное взаимодействие с – музыкальным руководителем ДОУ. 3. Взаимодействие с семьёй. 4. Организация предметно-пространственной среды. К концу учебного года провела мониторинг. Результаты мониторинга говорят о том, что детей с уровнем ниже среднего стало меньше. Рассказы детей стали последовательны, логичны и творческие. Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь ребенок сначала учится называть отдельные предметы, затем отвечать на вопросы взрослого и лишь, потом самостоятельно строить предложения, связные между собой по смыслу в л о г и ч е с ко й последовательности. Список используемых источников: 1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с. 2. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.


В раздел образования