Напоминание

«ХАНТЫ И МАНСИ – КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»


Автор: Мальцева Оксана Яковлевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: «ХАНТЫ И МАНСИ – КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ «ХАНТЫ И МАНСИ – КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Мальцева Оксана Яковлевна

Цель

проекта:

Формировать

у

детей

представления

о

традициях

народов

Югры,

способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси через знакомство с

литературными произведениями. Повысить активность родителей в воспитании у

ребенка любви к родному краю.

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Югры;

- Приобщать к богатому литературному наследию Югры, понимать образный язык

коренных народов;

- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края: предметов быта,

одежды, ремесел, символикой;

- Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры

Паспорт проекта

Вид проекта: поисково-познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

По составу участников: групповой.

Актуальность проекта:

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент

особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к

культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию

художественного

вкуса,

воспитание

уважения

и

сохранения

этнической

и

национально-

культурной

самобытности

народов

Севера

ханты,

манси,

гуманистических

традиций

их

культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.

С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать

уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера.

Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих

качествах характера людей через народный этнос.

Проблема:

Дети мало знают произведений устного народного творчества народов ханты и манси и о

том, как живут они на территории Югры.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Формы и методы работы

Содержание работы

I этап.

Подготовите

льный

Подборка и оформление книжного уголка для детей

Подборка методической литературы

Подборка наглядно - иллюстративного материала совместно с родителями

Поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы

Обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ

Создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями

II этап.

Основной

Просмотр презентации

«Культура и быт ханты и манси»

Беседы

«Национальная одежда ханты и манси»

«Северный олень»

«Символы округа»

«Ханты

и

манси

таежные

жители»

«Национальная одежда ханты и манси»

«Промыслы коренных народов Севера»

Дидактические игры

«Укрась одежду»

«Подбери узор»

Как называется узор»

«Рассели семью в чуме»

Чтение

произведений

коренных

народов

севера

(фольклор,

авторские)

«Кукушка»

«Айога»

«Почему совы на мышей охотятся»

«Мальчик корешок»

«Ворон кхутха»

«Три сына»

«Мальчик Идэ»

«Медведь и бурундук»

«Медведь и лиса»

«Зайчик»

«Отчего у зайца длинные уши»

«Мальчик Идэ»

«Бесстрашная Татья»

«Легенда о лиственнице»,

Е. Айпин

«Клюквинка

и

травяная

косичка»,

«Кави»

Мария Вагатова

«Зайчик

-

черный

хвостик»,

«Зайчиха и лисица», «Хлебушко»,

А.М. Конькова

«Как

окунь

полосатым

стал»,

«Откуда северное сияние пошло».

Рассматривание картинок

«Животные нашего края»

«Растения нашего края»

Знакомство

с

творчеством

художников Югры

Райшев Геннадий Степанович

Игошев Владимир

Александрович Бронников

Михаил Ефимович Конев Иван

Михайлович

Бахлыков Пётр Семёнович

Художественно-

продуктивная деятельность

Рисование хантыйского орнамента по

образцу

на тему «Узоры ханты и манси»

Лепка животных Севера

Аппликация «Укрась малицу»

Изготовление закладок с орнаментом ханты и

манси (совместная работа детей и родителей):

«Мой город Нефтеюганск»

«Югра – родина моя»

Знакомство

и

обыгрывание

подвижных игр ханты и манси

«Северные олени и пастухи»

«Заячьи прыжки»

«Ловкий оленевод»

«Бег по-медвежьи»

«Хейро»

«Каюр и собаки»

«Олени и пастухи»

«Ловля оленей»

«Рыбаки и рыбки»

Работа с родителями

Экскурсия в музей г.

Нефтеюганска (воспитанники с

родителями)

Знакомство с культурой и бытом ханты и

манси.

Консультации для родителей

«Подвижные

игры

народов

Севера»

«Роль

фольклора

в

формировании

бережного

отношения к природе у детей дошкольного

возраста» «Традиции народов Севера»

III этап.

Заключительный

Выставка детских рисунков

«Девочка-хантыйка»

«Мальчик-хант»

Конкурс чтецов

«Поэты Югры – детям»

Презентация проекта. Обобщение

опыта работы

«Ханты и манси – коренные жители Югры»

Ожидаемые результаты

для детей: к моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом

литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси; появится стремление

отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

для родителей: повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-

познавательной творческой деятельности.

для воспитателей: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный

профессиональный рост; самореализация.

Литература

1.

Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное

издательство, 2008. – 87с.

2.

Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП

«Уральский рабочий», 2008. – 20с.

3.

Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

4.

Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

5.

Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.

6.

Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты-

Мансийск: 2000 г.

7.

Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

8.

Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

9.

Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. –

Ханты – Мансийск: 2002 г.



В раздел образования