Автор: Мальцева Оксана Яковлевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: «ХАНТЫ И МАНСИ – КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ «ХАНТЫ И МАНСИ – КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Мальцева Оксана Яковлевна
Цель
проекта:
Формировать
у
детей
представления
о
традициях
народов
Югры,
способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси через знакомство с
литературными произведениями. Повысить активность родителей в воспитании у
ребенка любви к родному краю.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Югры;
- Приобщать к богатому литературному наследию Югры, понимать образный язык
коренных народов;
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края: предметов быта,
одежды, ремесел, символикой;
- Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры
Паспорт проекта
Вид проекта: поисково-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По составу участников: групповой.
Актуальность проекта:
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент
особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к
культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию
художественного
вкуса,
воспитание
уважения
и
сохранения
этнической
и
национально-
культурной
самобытности
народов
Севера
–
ханты,
манси,
гуманистических
традиций
их
культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.
С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать
уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера.
Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих
качествах характера людей через народный этнос.
Проблема:
Дети мало знают произведений устного народного творчества народов ханты и манси и о
том, как живут они на территории Югры.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п
Формы и методы работы
Содержание работы
I этап.
Подготовите
льный
Подборка и оформление книжного уголка для детей
Подборка методической литературы
Подборка наглядно - иллюстративного материала совместно с родителями
Поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы
Обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ
Создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями
II этап.
Основной
Просмотр презентации
«Культура и быт ханты и манси»
Беседы
«Национальная одежда ханты и манси»
«Северный олень»
«Символы округа»
«Ханты
и
манси
–
таежные
жители»
«Национальная одежда ханты и манси»
«Промыслы коренных народов Севера»
Дидактические игры
«Укрась одежду»
«Подбери узор»
Как называется узор»
«Рассели семью в чуме»
Чтение
произведений
коренных
народов
севера
(фольклор,
авторские)
«Кукушка»
«Айога»
«Почему совы на мышей охотятся»
«Мальчик корешок»
«Ворон кхутха»
«Три сына»
«Мальчик Идэ»
«Медведь и бурундук»
«Медведь и лиса»
«Зайчик»
«Отчего у зайца длинные уши»
«Мальчик Идэ»
«Бесстрашная Татья»
«Легенда о лиственнице»,
Е. Айпин
«Клюквинка
и
травяная
косичка»,
«Кави»
Мария Вагатова
«Зайчик
-
черный
хвостик»,
«Зайчиха и лисица», «Хлебушко»,
А.М. Конькова
«Как
окунь
полосатым
стал»,
«Откуда северное сияние пошло».
Рассматривание картинок
«Животные нашего края»
«Растения нашего края»
Знакомство
с
творчеством
художников Югры
Райшев Геннадий Степанович
Игошев Владимир
Александрович Бронников
Михаил Ефимович Конев Иван
Михайлович
Бахлыков Пётр Семёнович
Художественно-
продуктивная деятельность
Рисование хантыйского орнамента по
образцу
на тему «Узоры ханты и манси»
Лепка животных Севера
Аппликация «Укрась малицу»
Изготовление закладок с орнаментом ханты и
манси (совместная работа детей и родителей):
«Мой город Нефтеюганск»
«Югра – родина моя»
Знакомство
и
обыгрывание
подвижных игр ханты и манси
«Северные олени и пастухи»
«Заячьи прыжки»
«Ловкий оленевод»
«Бег по-медвежьи»
«Хейро»
«Каюр и собаки»
«Олени и пастухи»
«Ловля оленей»
«Рыбаки и рыбки»
Работа с родителями
Экскурсия в музей г.
Нефтеюганска (воспитанники с
родителями)
Знакомство с культурой и бытом ханты и
манси.
Консультации для родителей
«Подвижные
игры
народов
Севера»
«Роль
фольклора
в
формировании
бережного
отношения к природе у детей дошкольного
возраста» «Традиции народов Севера»
III этап.
Заключительный
Выставка детских рисунков
«Девочка-хантыйка»
«Мальчик-хант»
Конкурс чтецов
«Поэты Югры – детям»
Презентация проекта. Обобщение
опыта работы
«Ханты и манси – коренные жители Югры»
Ожидаемые результаты
для детей: к моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом
литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси; появится стремление
отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
для родителей: повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-
познавательной творческой деятельности.
для воспитателей: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный
профессиональный рост; самореализация.
Литература
1.
Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное
издательство, 2008. – 87с.
2.
Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП
«Уральский рабочий», 2008. – 20с.
3.
Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.
4.
Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
5.
Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.
6.
Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты-
Мансийск: 2000 г.
7.
Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.
8.
Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.
9.
Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. –
Ханты – Мансийск: 2002 г.