Напоминание

Профилактика эмоционального выгорания педагогов


Автор: Еманова Ольга Георгиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКУ ДО Станция юных техников
Населённый пункт: Свердловская обл. ПГТ ЗАТО Свободный
Наименование материала: практическое занятие с элементами тренинга
Тема: Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Раздел: дополнительное образование





Назад




СИНДРОМ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ

Профилактика СЭВ у педагогов

Эмоциональное выгорание – это выработанный

личностью механизм психологической защиты в

форме полного или частичного исключения эмоций

(понижения их энергетики) в ответ на избранные

психотравмирующие воздействия.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

отсутствие четкой связи между процессом обучения

и получаемым результатом;

несоответствие результатов затраченным силам;

ограниченность времени для реализации

поставленных целей;

неумение регулировать собственные эмоциональные

состояния;

большие нагрузки;

ответственность перед руководством, родителями;

отсутствие навыков коммуникации и умения

выходить из трудных ситуаций общения с детьми,

их родителями и т.д.

ВИДЫ СИМПТОМОВ СЭВ

Физические

Хроническая, постоянная усталость;

слабость и вялость в мышцах;

головные боли

снижение иммунитета;

бессонница;

усталость глаз, снижение зрения;

боли в суставах и пояснице

Психоэмоциональные признаки:

появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям;

неуверенность в себе, снижение самооценки

разочарование в окружающих

потеря профессиональной мотивации;

вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми

депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась

ВИДЫ СИМПТОМОВ СЭВ

Социально-поведенческие признаки:

Желание убежать от всех или обида на всех, как

следствие стремление к изоляции, минимум общения

с окружающими

уклонение от ответственности, неисполнение

обязанностей, лень

обвинение окружающих в собственных бедах,

обиды, раздражение

зависть, жалобы, что кому-то везёт в жизни

жалобы на свою жизнь и на то, что приходится

много работать;

пессимизм, негатив видится во всем

«ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ВЫГОРАНИЯ»

(В. КАППОНИ, Т. НОВАК)

Экспресс оценка выгорания содержит 10

вопросов

Инструкция к тесту:

Тест предназначен для диагностики

первых симптомов синдрома

эмоционального выгорания.

На следующие предложения отвечайте

"да" или "нет". Количество

положительных ответов подсчитайте.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.

0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не

грозит.

2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск,

отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время внести изменения в свою

жизнь и пересмотреть свое отношение к работе.

10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Требуется смена деятельности.

МЕТОДИКА

«КОЛЕСО ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА»

Как заполнять колесо жизненного баланса?

Впишите в каждый сектор то, что играет важную

роль. Это может быть что угодно: деньги, бизнес,

здоровье, семья, спорт и т.д.

Оцените каждую сфер. Оценки будут отображать

уровень вашей удовлетворенности. От 0 до 3 —

низкий уровень, 4-7 средний, 8-10 – высокий.

Что это? Методика, которая позволяет понять,

насколько гармонична ваша жизнь в текущий

момент времени, а также уровень удовлетворения

тем, что с вами происходит. Колесо жизни

помогает посмотреть на себя со стороны. А это –

шанс понять, стоит ли что-то менять и куда идти

дальше.

СФЕР ЖИЗНИ, ПОДХОДЯЩИХ ДЛЯ

ДИАГРАММЫ

Сфера 1. Здоровье является основополагающей. Именно от нее зависят все остальные

сферы колеса жизненного баланса.

Сфера 2. Семья, довольны ли взаимоотношениями с вашими родными и близкими?

Испытывайте ли вы чувство вины или же может быть чувство злости. Мешает ли это вам?

Сфера 3. круг общения. Какое влияние оказывают на вас эти люди? Помогают ли идти

вперед или тянут назад? Выбрали бы вы этих людей в друзья, делая выбор осознанно,

обладая тем багажом знаний и опыта, который есть у вас сейчас?

Сфера 4. Отдых, жизненная энергия. Бешеный жизненный ритм лишает многих людей

полноценного отдыха и даже сна. Это плохо, поскольку от него зависит душевная

гармония, счастье в отношениях, работоспособность. Спросите себя: есть ли в моем

графике время на сон, расслабление.

Сфера 5.Финансы. Хватает ли тех денег, что у вас есть, на самое необходимое, крупные

покупки, исполнение желаний? Можете ли вы осуществить свои мечты?

Сфера 6. Личностное развитие. Ставите ли вы новые цели? Развиваете ли какие-либо

качества, привычки?

Сфера 7.Карьера, место в обществе, успех. Здесь все зависит от стремлений и от того, что

вы считаете успехом. Для кого-то это должность. Женщина же может считать себя

успешной хозяйкой, хорошей матерью.

Сфера 8. Хобби, увлечения. Есть ли у вас занятие, которое поглощает вас с головой?

Выделяете ли вы на него время?

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО

ОТВЕТИТЬ:

Какая сфера, на Ваш взгляд, ключевая?

Какого результата Вы хотите добиться?

Как Вы это узнает?

Что это Вам даст?

От чего придется отказаться?

.Как это повлияет на другие сферы жизни?

Какие действия помогут улучшить удовлетворенность в этой сфере на + 1?

Какие сильные стороны Вы можете применить, чтобы достичь изменений

быстрее или лучше?

К кому можно обратиться, чтобы получить недостающие знания или

поддержку?

Запишите 2-3 конкретных шага.

“АФФИРМАЦИИ ОТ УСТАЛОСТИ”

Я – талантливый, открытый, добрый и

оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше

и больше.

У меня огромный потенциал и запас

жизненной энергии.

Я уникальный во всей Вселенной.

Я единственный в своем роде и

неповторимый.

Я абсолютно уверен в себе и своем

будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее

вершу.

Я – хозяин своей жизни.

Я – свободная личность.



В раздел образования