" Применение современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Автор: Сухачева Ольга Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОу СОШ №81 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: " Применение современных технологий на уроках русского языка и литературы" Раздел: среднее образование
1.Осуществление учебного процесса в современных условиях требует владения современными
технологиями. Работая второй год по новым ФГОС, осуществляю системно-деятельностный подход
в обучении русского языка и литературы.
Знаю следующие современные технологии и методики: личностно-ориентированное обучения
И.С.Якиманской, целью которого является развитие индивидуальных познавательных
способностей каждого ребенка. Основополагающими являются следующие положения: ребенок
изначально является носителем субъектного опыта, учение – самостоятельный, индивидуальный,
личностно значимый источник развития.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторы технологии (США):
Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил и др. Это универсальная, метапредметная технология.
На мой взгляд, она позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и
творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в
современном мире, так как новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление
помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни,
формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной
деятельности.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами
интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки
доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Проблемно-диалогическая технология. В основе этой технологии-проблемное обучение (Т.В.
Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь).
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная
поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
В ходе проблемного обучения формируются 2 вида мыслительной деятельности:
1) эвристический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию
и формулируют проблему, затем ее решают путем выдвижения гипотез, проверяя в итоге
правильность гипотез.
2) аналитический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию,
формулируют проблему, но ищут поиск решения путем применения известных алгоритмов
решения.
Создание учителем на уроке проблемной ситуации - непременное условие проблемного
обучения.
Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, когда необходимо решить
какую-то задачу (проблему), следовательно, проблемный урок направлен прежде всего на
получение знаний.
Учитель создает на уроке проблемную ситуацию и управляет деятельностью учащихся по
освоению проблемных знаний, при этом сначала формулируется проблема, а потом учащиеся
ищут поиск решения.
В ходе проблемного урока формируются три типа знаний:
1) факт - единичная, не содержащая обобщения информация
2) правило - алгоритм действия, указание как поступить
3) понятие - выделение существенных признаков предмета, следовательно, и закономерность
отражения связей между понятиями.
Проектная деятельность. Концептуальная основа проектной деятельности разработана
американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход,
целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая
для ребенка. Цель проектной деятельности: развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную,
групповую, направленную на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы. Позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся, дает
возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации.
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых
информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы даёт возможность
воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический;
делает процесс обучения более интересным, результативным
Во-первых, очень важен сам факт использования ИКТ, так как это важная составляющая жизни
современных детей.
Во-вторых, использование ИКТ даёт неограниченные возможности.
В-третьих, это отличная возможность взаимодействовать с учащимися в совместном творчестве.
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации
обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности
учащихся.
Умение ребят работать с Интернет ресурсами развивает их способность самостоятельно находить
и сортировать информацию, заинтересовывает предметом, служить их эстетическому развитию,
будит творческое воображение.
Самой популярной формой для уроков литературы, на мой взгляд, является компьютерная
презентация: очень важен наглядный материал, так как учебники иллюстрированы недостаточно,
а современные дети – визуалы.
Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Презентация может
стать и основой для заочной экскурсии. С её помощью можно совершить путешествие по
литературным местам, побывать на Родине писателей и поэтов. При минимальных затратах
времени это делает урок насыщенным. Учащиеся накапливают зрительные впечатления,
помогающие пониманию произведений автора. По словам французского живописца Э. Делакруа,
в литературе первое ощущение – самое сильное. А создать его, как я считаю, поможет визуальная
экскурсия по местам, где жил и творил писатель или поэт.
Цель уроков презентации данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный
мир произведения, создать условия для более полного восприятия творчества писателя. После
проведения уроков-презентаций учащиеся проявляют желание создавать свои презентации к
урокам. Компьютер даёт возможность самостоятельно извлекать знания, способствует развитию
интеллекта школьника, обеспечивает гибкость управления учебным процессом.
Как учитель-словесник, осознаю значимость преподаваемого предмета. Знание русского языка
является фундаментом общего образования учащихся, потому что язык неразрывно связан с
мышлением. Цель моей деятельности – научить детей приобретать знания самостоятельно, уметь
ими пользоваться при решении новых познавательных и практических задач. Поэтому большое
значение придаю тем технологиям, которые учат мыслить, действовать, находить нестандартные
пути решения:
развитию критического мышления;
проблемному обучению;
проектной деятельности.
Применяя технологию критического мышления,
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления
об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной
темы. На этой стадии происходит мотивация, пробуждение интереса к теме, побуждение к работе
с новой информацией, включение в активную деятельность, формулировка темы и цели
деятельности.
Использую метод беседы.
Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это
свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
На стадии Осмысление происходит знакомство с новой информацией. Ее систематизация,
соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы. .Очень
важно здесь использовать современные приёмы обучения: кластеры, приём « Инсерт»,
« Зигзаг», « Толстые и тонкие вопросы», «Вопросы автору» и др.
На стадии Рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные
первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом,
происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного
аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций
составляет сердцевину данного этапа.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением
реализации парадигмы развивающего образования. Анализ собственного опыта работы по
данной технологии позволяют сделать следующие выводы.
Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в:
-повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;
- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ;
- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;
- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
- развитии речи, логического мышления;
- достижении высокого уровня обученности.
Данная технология является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие
учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку,
что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями,
создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных
компетентностей:
- способность к исследованию;
- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть реализуется на
любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В основе данной
образовательной системы лежит технология проблемного обучения.
В своей дальнейшей педагогической деятельности я намереваюсь продолжить работу по
образовательной системе нового поколения «Школа 2100», по внедрению технологии проблемно-
диалогического обучения и в классах, обучающихся по традиционной программе.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы,
самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость
открытия детям.
Таким образом складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети
открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных,
все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение
одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать
работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического
обучения считаю сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.
Применяю и метод проекта, который обладает огромными возможностями: сочетанием
практической и познавательной мотивации, свободой в выборе способов и видов деятельности
для достижения поставленной цели, позволяет участникам приобрести навыки сотрудничества; и
самое главное, на мой взгляд, дает наглядный результат и для ученика, и для учителя, и для
родителей.
В ходе деятельности работа идет по этапам (по Гузееву В.В.):
1. Подготовительный (мотивация)
2. Информационный (планирование)
3. Деятельностный (сбор материала)
4. Деятельностный (оформление результатов)
5. Презентационный (презентация продукта)
6. Рефлексивный (оценка и самооценка процесса и результата)
Перечисленные технологии обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное
развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.
Использование современных информационных технологии на уроках литературы.
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых
информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы даёт возможность
воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический;
делает процесс обучения более интересным, результативным
Во-первых, очень важен сам факт использования ИКТ, так как это важная составляющая жизни
современных детей.
Во-вторых, использование ИКТ даёт неограниченные возможности.
В-третьих, это отличная возможность взаимодействовать с учащимися в совместном творчестве.
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации
обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности
учащихся.
Умение ребят работать с Интернет ресурсами развивает их способность самостоятельно находить
и сортировать информацию, заинтересовывает предметом, служить их эстетическому развитию,
будит творческое воображение.
Самой популярной формой для уроков литературы, на мой взгляд, является компьютерная
презентация: очень важен наглядный материал, так как учебники иллюстрированы недостаточно,
а современные дети – визуалы.
Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Презентация может
стать и основой для заочной экскурсии. С её помощью можно совершить путешествие по
литературным местам, побывать на Родине писателей и поэтов. При минимальных затратах
времени это делает урок насыщенным. Учащиеся накапливают зрительные впечатления,
помогающие пониманию произведений автора. По словам французского живописца Э. Делакруа,
в литературе первое ощущение – самое сильное. А создать его, как я считаю, поможет визуальная
экскурсия по местам, где жил и творил писатель или поэт.
Цель уроков презентации данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный
мир произведения, создать условия для более полного восприятия творчества писателя. После
проведения уроков-презентаций учащиеся проявляют желание создавать свои презентации к
урокам. Компьютер даёт возможность самостоятельно извлекать знания, способствует развитию
интеллекта школьника, обеспечивает гибкость управления учебным процессом.
2.3. Подтверждение эффективности применения современных технологий и методик данными
психолого-педагогической диагностики.
Применяя современные технологии, с помощью педагогического мониторинга непрерывно
отслеживаю результативность образовательного процесса.
Применяю такие диагностики как анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование.
Эффективность применения проектной технологии отслеживала в ходе деятельности учащихся с
помощью наблюдения и фиксирования результатов в карте. На начальном этапе была
результативность 58%, после применения метода проектов -96%.
Карта наблюдений
Порядковый номер ученика
Умение определять проблемуУмение работать с разными
источниками
Умение отбирать материал
Умение делать выводы
Умение анализировать
деятельность
1-й проект
2-й проект
1-й проект
2-й проект
1-й проект
2-й проект
1-й проект
2-й проект
1-й проект
2-й проект
1
-
+
+
+
-
+
-
+
-
+
2
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
4
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
-
-
+
+
-
+
-
+
-
+
6
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
7
-
-
+
+
-
+
-
+
-
+
8
-
+
+
+
-
+
-
+
-
+
9
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
10
-
+
+
+
+
+
+
+
-
+
11
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Каждому учащемуся присвоен порядковый номер.
Представленные данные показывают эффективность использования метода проектов.
Результативность выросла с 58% до 96%.