"Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания"
Автор: Смугленко Дарья Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ г.Москва Школа с углубленным изучением иностранных языков №1242 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: "Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания" Раздел: дошкольное образование
Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из
приоритетных задач дошкольного воспитания
В
современной
дошкольной
педагогике
проблема
формирования
здорового образа жизни детей занимает одно из приоритетных мест.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является фундаментом профилактики
заболеваний
и
укрепления
здоровья.
Современная
концепция
здорового
образа
жизни
определяет
его
как
осознанное
в
своей
необходимости
постоянное
выполнение
гигиенических
правил
укрепления
и
сохранения
индивидуального и общественного здоровья .
Здоровый образ жизни — категория общего понятия "образ жизни",
которая
включает
в
себя
благоприятные
условия
жизнедеятельности
человека,
уровень
его
культуры,
в
том
числе
культуры
поведения,
и
гигиенических
навыков,
способствующих
сохранению
и
укреплению
здоровья,
предупреждению
возникновения
нарушений
здоровья
и
поддерживающих оптимальное качество жизни.
Согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова, "Здоровье — это
правильная,
нормальная
деятельность
организма".
Согласно
"Толковому
словарю
русского
языка"
Д.Н.Ушакова,
"Здоровье
—
это
нормальное
состояние
правильно
функционирующего,
неповрежденного
организма".
Согласно
определению,
принятому
Вс емирной
о р г а н и з а ц и е й
здравоохранения (ВОЗ), "Здоровье — это не просто отсутствие болезней или
физических
дефектов,
а
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия".
Выделяют несколько компонентов здоровья. Соматическое здоровье —
это
текущее
состояние
органов
и
систем
организма
человека,
основой
которого
является
биологическая
программа
индивидуального
развития.
Физическое
здоровье
—
уровень
роста
и
развития
органов
и
систем
организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основа
которого
заключается
в
состоянии
общего
душевного
комфорта.
Нравственное
здоровье,
основу
которого
определяет
система
установок,
ценностей и мотивов поведения человека в обществе .
Здоровье
обеспечивает
уровень
работоспособности,
творческой
активности
и
долголетия,
создает
фундамент
будущего
благополучия
личности.
Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Согласно данным ВОЗ, соотношение
факторов, влияющих на здоровье, таково:
- условия и образ жизни, питание — 50%;
- генетика и наследственность — 20%;
- внешняя среда, природные условия — 20%;
- здравоохранение — 10%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых,
таковы:
-
человеческий
фактор
—
25%
(физическое
здоровье
—
10%,
психическое здоровье — 15%);
- экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология —
15%);
-
социально-педагогический
фактор
—
40%
(образ
жизни:
материальные
условия
труда
и
быта
—
15%,
поведение,
режим
жизни,
привычки — 25%);
- медицинский фактор — 10%.
Итак, мы видим, что здоровье человека в значительной степени зависит
от его образа жизни .
Сегодня
под
здоровым
образом
жизни
подразумевают
активную
деятельность
человека,
который
хочет
быть
здоровым,
направленную
на
сохранение и укрепление здоровья. Согласно современным представлениям в
понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие:
- рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;
- правильный режим труда и отдыха;
- рациональная организация свободного времени;
-
оптимальный
двигательный
режим
с
учетом
возрастных
и
физиологических особенностей;
-
р а ц и о н а л ь н о е
п и т а н и е :
ум е р е н н о е ,
с о о т в е т с т ву ю щ е е
физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о
качестве употребляемых продуктов;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания
о влиянии окружающих предметов на здоровье;
-
соблюдение
правил
личной
и
общественной
гигиены,
владение
навыками первой помощи;
- закаливание;
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния;
-
отказ
от
вредных
привычек:
курения,
употребления
наркотиков,
употребления алкоголя;
- контроль за своим здоровьем .
Формирование здорового образа жизни включает:
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской
системы, которая направлена на повышение уровня знаний всех категорий
населения о влиянии всех негативных факторов на здоровье человека и
возможностях снижения их негативного влияния;
- санитарно-гигиеническое воспитание;
-
снижение
распространенности
курения,
потребления
алкоголя,
профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
- привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и
спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Большое значение в основе формирования здорового образа жизни
занимают
личностно-мотивационные
качества
данного
человека,
его
жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не смогут
заставить
человека
вести
здоровый
образ
жизни,
охранять
и
укреплять
собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать
собственный стиль здорового поведения.
Следовательно, необходимо с детства воспитывать привычки и навыки
здорового образа жизни.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, жизненно важная
привычка.
Формирование
привычки
к
ЗОЖ
является
главным
рычагом
первичной профилактики в укреплении здоровья человека путём изменения
стиля
и
уклада
жизни,
а
также
его
оздоровления
с
использованием
гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и
преодолением
неблагоприятных
факторов,
связанных
с
различными
жизненными ситуациями .
Дошкольный
период
является
сенситивным
для
привития
детям
привычек
здорового
образа
жизни.
Известно,
что
дошкольный
возраст
является решающим в формировании основ физического и психического
здоровья взрослого человека. Именно в этот период происходит интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма, которые
определяют
потенциальные
возможности
взрослого
человека,
а
также
происходит осознание ребенком своего "Я", закладываются основные черты
его личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим .
В настоящее время крайне остро стоит вопрос о состоянии здоровья
детей.
По
данным
Министерства
здравоохранения
всего
13%
детей,
поступающих
в
первый
класс,
могут
считаться
здоровыми.
Педиатры
отмечают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Заболеваемость
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
высока
и
имеет
тенденцию
к
увеличению.
На
каждого
ребенка
дошкольного
возраста
в
среднем
приходится два месяца пропусков посещений детского сада за учебный год.
Большинство
дошкольников
страдают
дефицитом
движений
и
незакаленностью, ежегодно увеличивается численность детей с ожирением,
часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями .
То,
что
упущено
в
детстве,
практически
невозможно
наверстать.
Состояние здоровья населения России характеризуется общей соматической
ослабленностью
а
также
ежегодным
ростом
болезней
сердца
и
кровообращения, органов пищеварения и дыхания. Одной из существенных
причин сложившейся ситуации является несформированность ценностного
отношения
к
собственному
здоровью, низкий
уровень
знаний
о
своем
здоровье.
Поэтому
сегодня
приоритетным
направлением
в
дошкольном
воспитании становится охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их
к заботе о своем здоровье, привитие основ культуры здоровья. Взрослые
должны сформировать у дошкольников представление о здоровье как об
одной из главных ценностей жизни, привить детям чувство ответственности
за собственное здоровье, должны научить детей осуществлять правильный
выбор в любой ситуации исходя из пользы/вреда для здоровья и отказываться
от всего вредного .
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных средств
сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирования у детей
базы знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Основными факторами, влияющими на эффективность формирования
привычек здорового образа жизни у дошкольников, являются их личный
опыт, условия семейного воспитания, степень осведомленности родителей и
педагогов по данной проблеме, наличие целенаправленной работы в условиях
детского сада.
Поведение
ребенка
дошкольного
возраста
в
значительной
мере
определяется его представлениями о самом себе и о собственном здоровье.
Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как к
величайшей
жизненной
ценности
(на
доступном
пониманию
уровне)
становится
основой
воспитания
у
детей
потребности
в
здоровом
образе
жизни,
осознанного
выполнения
правил
здоровьесбережения
и
ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью
окружающих .
Для
достижения
поставленных
целей
работу
по
формированию
у
дошкольников
привычки
к
здоровому
образу
жизни
необходимо
вести
в
следующих направлениях:
- привитие детям стойких культурно-гигиенических навыков, обучение
уходу за своим телом;
-
развитие
у
детей
представлений
о
строении
собственного
тела,
назначении органов, умений определять свои состояния и ощущения;
- формирование у детей представлений о том, что полезно и что вредно
для организма;
- воспитание у детей правильных привычек в питании;
- формирование правильного (безопасного) поведения детей в процессе
выполнения всех видов деятельности;
-
ознакомление
детей
с
возможными
травмирующими
ситуациями,
развитие умений предвидеть возможные опасные для жизни последствия
своих поступков для себя и своих сверстников;
- обучение детей некоторым приемам первой медицинской помощи в
случае травмы;
-
формирование
у
детей
привычки
ежедневной
двигательной
активности;
- формирование у детей мотивов здорового образа жизни, осознанного
отношения
к
своему
здоровью
и
бережного
отношения
к
здоровью
окружающих.
Работа в ДОУ по формированию привычек здорового образа жизни
дошкольников включает в себя формирование когнитивного и поведенческого
компонентов.
Формирование
когнитивного
компонента
заключается
в
образовательной
и
развивающей
работе
с
детьми.
Содержанием
образовательной работы является сообщение детям новых сведений о ЗОЖ, а
также закрепление их представлений, умений и навыков, способствующих
формированию привычек ЗОЖ. Содержанием развивающей работы является
развитие
у
детей
способности
к
установлению
причинно-следственных
связей
между
здоровым
образом
жизни
и
здоровьем.
Формирование
поведенческого компонента заключается в воспитательной работе с детьми.
Содержанием воспитательной работы является формирование мотивации и
потребности в ЗОЖ через воспитание привычек здорового образа жизни,
профилактика негативно влияющего на здоровье поведения.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства,
методы
и
приемы
формирования
основ
здорового
образа
жизни
у
дошкольников .
Основными
формами
работы
являются
занятия,
досуги,
режимные
моменты, спортивные соревнования и праздники.
Средствами формирования у дошкольников представлений о здоровом
образе жизни и закрепления поведения, способствующего ЗОЖ, являются
дидактические
и
сюжетно-ролевые
игры,
художественная
литература,
продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и
эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки
здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).
На
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
формируют
представления
детей
о
человеке
как
живом
существе,
его
организме
и
здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни;
о
влиянии
различных
факторов
на
здоровье
и
образ
жизни
человека;
о
здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и
здоровому
образу
жизни.
На
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром экологической направленности и практических занятиях формируют
представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни;
о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
В
ходе
физкультурно-оздоровительной
работы
детей
знакомят
с
различными
видами
физкультурных
упражнений,
подвижных
спортивных
игр,
обучают
основным
двигательным
навыкам,
правильному
дыханию,
упражнениям
для
профилактики
и
коррекции
нарушений
опорно-
двигательного и зрительного аппарата, развивают физические, психические и
нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у
детей
санитарно-гигиенических
навыков,
опыта
закаливания,
обучения
основам самомассажа и приемам психической саморегуляции. Воспитание
культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки
правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться
носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Занятия
по
изобразительной
деятельности
можно
направлять
на
реализацию
продуктивной
деятельности
дошкольников,
способствующей
выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из
пластилина, теста, глины.
На
музыкальных
занятиях
у
детей
формируют
представления
о
значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия
детьми
сведений
о
ЗОЖ,
закреплению
полученных
представлений
и
их
систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение
правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование
основ экологической культуры личности.
Использование
театрализованной
деятельности
детей
и
взрослых
в
учебных
проблемных
ситуациях
позволяет
активизировать
выбор
детьми
решений, соответствующих ЗОЖ.
Комплексное использование вышеперечисленных средств и методов
позволяет
обеспечить
воспитание
у
ребенка-дошкольника
осознанного
отношения
к
своему
здоровью
и
привычки
к
здоровому
образу
жизни,
формирование базы знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и
поддерживать его.