Напоминание

"Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания"


Автор: Смугленко Дарья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г.Москва Школа с углубленным изучением иностранных языков №1242
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование потребности в здоровом образе жизни как одна из

приоритетных задач дошкольного воспитания
В современной дошкольной педагогике проблема формирования здорового образа жизни детей занимает одно из приоритетных мест. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является фундаментом профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья . Здоровый образ жизни — категория общего понятия "образ жизни", которая включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе культуры поведения, и гигиенических навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, предупреждению возникновения нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова, "Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма". Согласно "Толковому словарю русского языка" Д.Н.Ушакова, "Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма". Согласно определению, принятому Вс емирной о р г а н и з а ц и е й здравоохранения (ВОЗ), "Здоровье — это не просто отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия". Выделяют несколько компонентов здоровья. Соматическое здоровье — это текущее состояние органов и систем организма человека, основой которого является биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основа которого заключается в состоянии общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система установок, ценностей и мотивов поведения человека в обществе . Здоровье обеспечивает уровень работоспособности, творческой активности и долголетия, создает фундамент будущего благополучия личности. Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Согласно данным ВОЗ, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково: - условия и образ жизни, питание — 50%; - генетика и наследственность — 20%; - внешняя среда, природные условия — 20%; - здравоохранение — 10%. В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, таковы: - человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%); - экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%); - социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%); - медицинский фактор — 10%. Итак, мы видим, что здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни . Сегодня под здоровым образом жизни подразумевают активную деятельность человека, который хочет быть здоровым, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Согласно современным представлениям в понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие: - рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; - правильный режим труда и отдыха;
- рациональная организация свободного времени; - оптимальный двигательный режим с учетом возрастных и физиологических особенностей; - р а ц и о н а л ь н о е п и т а н и е : ум е р е н н о е , с о о т в е т с т ву ю щ е е физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; - окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; - соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; - закаливание; - сохранение стабильного психоэмоционального состояния; - отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; - контроль за своим здоровьем . Формирование здорового образа жизни включает: - создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, которая направлена на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии всех негативных факторов на здоровье человека и возможностях снижения их негативного влияния; - санитарно-гигиеническое воспитание; - снижение распространенности курения, потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств; - привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не смогут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять
собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Следовательно, необходимо с детства воспитывать привычки и навыки здорового образа жизни. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, жизненно важная привычка. Формирование привычки к ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека путём изменения стиля и уклада жизни, а также его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных факторов, связанных с различными жизненными ситуациями . Дошкольный период является сенситивным для привития детям привычек здорового образа жизни. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья взрослого человека. Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, которые определяют потенциальные возможности взрослого человека, а также происходит осознание ребенком своего "Я", закладываются основные черты его личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим . В настоящее время крайне остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей, поступающих в первый класс, могут считаться здоровыми. Педиатры отмечают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста высока и имеет тенденцию к увеличению. На каждого ребенка дошкольного возраста в среднем приходится два месяца пропусков посещений детского сада за учебный год. Большинство дошкольников страдают дефицитом движений и незакаленностью, ежегодно увеличивается численность детей с ожирением, часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями .
То, что упущено в детстве, практически невозможно наверстать. Состояние здоровья населения России характеризуется общей соматической ослабленностью а также ежегодным ростом болезней сердца и кровообращения, органов пищеварения и дыхания. Одной из существенных причин сложившейся ситуации является несформированность ценностного отношения к собственному здоровью, низкий уровень знаний о своем здоровье. Поэтому сегодня приоритетным направлением в дошкольном воспитании становится охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к заботе о своем здоровье, привитие основ культуры здоровья. Взрослые должны сформировать у дошкольников представление о здоровье как об одной из главных ценностей жизни, привить детям чувство ответственности за собственное здоровье, должны научить детей осуществлять правильный выбор в любой ситуации исходя из пользы/вреда для здоровья и отказываться от всего вредного . В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных средств сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирования у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Основными факторами, влияющими на эффективность формирования привычек здорового образа жизни у дошкольников, являются их личный опыт, условия семейного воспитания, степень осведомленности родителей и педагогов по данной проблеме, наличие целенаправленной работы в условиях детского сада. Поведение ребенка дошкольного возраста в значительной мере определяется его представлениями о самом себе и о собственном здоровье. Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как к величайшей жизненной ценности (на доступном пониманию уровне) становится основой воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и
ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих . Для достижения поставленных целей работу по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни необходимо вести в следующих направлениях: - привитие детям стойких культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом; - развитие у детей представлений о строении собственного тела, назначении органов, умений определять свои состояния и ощущения; - формирование у детей представлений о том, что полезно и что вредно для организма; - воспитание у детей правильных привычек в питании; - формирование правильного (безопасного) поведения детей в процессе выполнения всех видов деятельности; - ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями, развитие умений предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; - обучение детей некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы; - формирование у детей привычки ежедневной двигательной активности; - формирование у детей мотивов здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в ДОУ по формированию привычек здорового образа жизни дошкольников включает в себя формирование когнитивного и поведенческого компонентов. Формирование когнитивного компонента заключается в образовательной и развивающей работе с детьми. Содержанием образовательной работы является сообщение детям новых сведений о ЗОЖ, а также закрепление их представлений, умений и навыков, способствующих
формированию привычек ЗОЖ. Содержанием развивающей работы является развитие у детей способности к установлению причинно-следственных связей между здоровым образом жизни и здоровьем. Формирование поведенческого компонента заключается в воспитательной работе с детьми. Содержанием воспитательной работы является формирование мотивации и потребности в ЗОЖ через воспитание привычек здорового образа жизни, профилактика негативно влияющего на здоровье поведения. Система работы с детьми предполагает различные формы, средства, методы и приемы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников . Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. Средствами формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и закрепления поведения, способствующего ЗОЖ, являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. В ходе физкультурно-оздоровительной работы детей знакомят с различными видами физкультурных упражнений, подвижных спортивных
игр, обучают основным двигательным навыкам, правильному дыханию, упражнениям для профилактики и коррекции нарушений опорно- двигательного и зрительного аппарата, развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания, обучения основам самомассажа и приемам психической саморегуляции. Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины. На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека. Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности. Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ. Комплексное использование вышеперечисленных средств и методов позволяет обеспечить воспитание у ребенка-дошкольника осознанного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, формирование базы знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.


В раздел образования