Автор: Муллоусмонова Гулчехра Гафурчоновна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Населённый пункт: город Худжанд
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Раздел: высшее образование
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Муллоусмонова Гулчехра Гафурджоновна
Ассистент кафедры государственного языка и обществоведения
Политехнического института Таджикского Технического Университета
им. академика М. Осими в городе Худжанд
Аннотация
Это статья о том, как на нас влияет средства массовой информации, о
том, как она программирует нас на определенные действия. О скрытой вредной
рекламы.
СМИ
(средства
массовой
информации)
имеет
разные
роли:
продажную, влиятельную, воспитательную. О том что насколько негативно
может влиять на наше подсознание. В статье приводились примеры фашистко-
немецкой пропаганды.
Ключевые
слова:
средства
массовой
информаций,
пропаганда,
программирование, влияние, интернет, эффективность, вред, психика.
Многие из нас воспринимают СМИ (средства массовой информации) как
политическую машину или средство развлечения, но его основные аспекты
его реального воздействия на общество гораздо больше, чем мы можем
предположить.
Нашего мозг –всегда обучается и трансформируется. Мозг не может не
обучаться. А изменение и обучение мозга происходит под воздействием
поступающей в него информации – зрительной, звуковой и так далее.
Поэтому любое видео или фильм, передача или событие в жизни является
потоком информации, который носит свой вклад в формирование нашего
мировоззрения.
Дети, которые из-за несформированной мировоззренческой картины
всегда сильнее подвержены влиянию. Именно поэтому дети и молодёжь
являются главными объектами промывки мозгов.
В
1961
году
канадский
психолога
Альберто
Бандурой
провёл
эксперимент с надувной куклой Бобо. Суть эксперимента заключалась в
том, что маленьким детям на экране демонстрировали разные варианты
взаимодействия с куклой. В одном случае её обнимали и гладили, в
другом случае – куклу били. После просмотра видео, ребёнок заходил в
комнату,
а
учёные
наблюдали
за
его
поведением.
Результаты
эксперимента продемонстрировали прямую связь между тем, что ребёнок
видел на экране и тем, как он в дальнейшем себя вёл.
Если человек воспринимает просмотр фильма в первую очередь как
развлечение или отдых и не задумывается о том, с какими целями создан
тот или иной контент и чему он учит, – то критический фильтр у него в
момент просмотра отключён, и он просто потребляет всё, что поступает к
нему с экрана. Именно так привыкли смотреть телевизор большинство
граждан нашей страны, иначе бы они уже давно не только детей не
подпускали к ТВ, но и сами бы пользовались им в очень ограниченном
количестве.
В СССР, государство всегда заботилось о психическом здоровье
населения,
а
телевидение
и
кинематограф
преимущественно
тиражировали правильные ценности, можно было прожить и без
подобного фильтра в голове. Но сейчас, когда с экрана наших тв и
смартфонов
непрерывным
потоком
льётся
пошлость,
а
на
одну
положительную новость приходится несколько негативных, то отсутствие
способности
критического
мышления
очень
быстро
приводит
к
неадекватному поведению.
Ситуацию усугубляет ещё и то, что главными героями фильмов всё
чаще
становятся
психи,
извращенцы
или
просто
безнравственные
личности.
Если вредную модель поведения – например, употребление алкоголя –
демонстрирует
отрицательный
киногерой,
то
она
запоминается
с
негативным эмоциональным фоном. Это тоже не всегда хорошо – о
многих вещах широкой аудитории лучше либо совсем не знать, либо
лишний раз не вспоминать. Если же вредные модели поведения на экране
присущи положительным персонажам, то при отсутствии критического
мышления они автоматически сохраняются в памяти зрителя как нечто
положительное
и
в
дальнейшем
при
многократном
повторении
становятся образцом для подражания.
Продакт-плейсмент – один из приёмов неявной (скрытой) рекламы,
заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в
фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных
клипах,
книгах,
на
иллюстрациях
и
картинах,
имеет
реальный
коммерческий
аналог.
Может
проявляться
в
демонстрации
непосредственно самого́
рекламируемого продукта, его логотипа, а также
упоминания продукта в положительном смысле. В профессиональной
литературе product placement принято обозначать аббревиатурой PP.
Виды продакт-плейсмента
Существует три вида продакт-плейсмента,
каждый из которых
способен проявить себя наиболее эффективно в конкретных ситуациях.
1) Визуальный — Это классический вид скрытой рекламы, который
подразумевает показ бренда в кадре. Герои в фильмах взаимодействуют с
рекламируемым предметом или же он находится в определенном месте.
Так в фильме «Вне / себя» появляется МасВоок как реклама, но смысловой
нагрузки не несет.
2) Вербальный - Упоминание бренда пли товара в устной речи. За счет
этого делают больший акцент. Иногда вербальная реклама может быть
использована даже в музыкальных произведениях.
Этот вид продвижения распространен на Ютубе, где блогеры
встраивают рекламу в свой контент.
3) Смешанный - Наиболее эффективный, но заметный способ
продвижения. Название бренда не просто появляется в кадре, герои
осознанно начинают с ним взаимодействовать. Смешанный продакт-
плейсмент называют маркированием, поскольку он выделяет компанию
специальным маркером.
Использование смешанного метода требует серьезных навыков и
опыта. Малейшая ошибка способна превратить ненавязчивую скрытую
рекламу в раздражитель.
Пропаганда алкоголя и курения в СМИ
Большой
бюджет
киноиндустрии
финансируется
алкогольными
компаниями,
которые
напрямую
финансируют
режиссёров
и
сценаристов, чтобы они включали сцены с употреблением алкоголя. Всё
это показывается в нужном контексте и в нужной обёртке. Алкоголь,
конечно же, употребляет самый положительный герой в фильме, делает
это изящно, ненавязчиво, красиво и ещё ввернёт какую-нибудь фразочку о
том, что, мол, это совершенно безвредно и надо же как-то расслабляться. И
телезритель с отсутствием критического мышления (а таких, к сожалению,
сейчас большинство) просто не заметит этой примитивной манипуляции
его сознанием. И, посмотрев несколько десятков таких фильмов, где сцена
с употреблением алкоголя прокручивается регулярно, у него на подкорку
прочно запишется идея о том, что алкоголь — это круто, модно и весело и
это удел сильных, успешных, весёлых, жизнерадостных, благородных и так
далее.
И всё это делается настолько мягко и ненавязчиво, что потом
объяснить умеренно пьющему простую истину о том, что его просто
заставили сделать свой «осознанный выбор» — задача непосильная.
Пропаганда употребления алкоголя одобрена на высочайшем уровне —
негласно,
разумеется.
Цензура
никоим
образом
не
препятствует
спаиванию населения. По той просто причине, что везде уже всё, что
называется, «подмазано» и все со всеми уже договорились и прибыль
поделили, а телезрителям остаются болезни, горе, ссоры, скандалы,
бытовые преступления, разводы, дети без отцов, дтп, преступления и
смерть, смерть, смерть.
Информационным оружием являются современные молодёжные
сериалы. В спаивании нашей молодёжи они играют едва ли не самую
главную роль. Если взять любой из молодёжных сериалов — реклама
алкогольного самоотравления там будет присутствовать в каждой серии.
Уверяю вас, что ни одной серии без сцены алкогольного самоотравления
вы не найдёте. Всё это сопровождается «вшиванием» различных установок
в сознание зрителя: «Надо же как-то расслабляться», «По праздникам —
можно», «Надо снимать стресс», «Алкоголь в малых дозах полезен».
Опасными в этом плане являются комедии, где вопрос спаивания
человека,
или
даже
всей
страны,
рассматривается
в
шутливо-
пренебрежительном тоне. Дескать, спиваться — это смешно, весело, и
вообще, достойно того, чтобы над этой темой шутить. Пьяные люди в
таких сериалах всё время попадают в курьёзные ситуации, из которых
либо легко выпутываются, либо ещё получают какие-то «подарки судьбы»,
к примеру, обретают полезное знакомство, выигрывают/находят деньги,
встречают «любовь всей жизни». Это настойчиво вбивает в сознание
зрителя простую мысль о том, что травиться алкоядом — не опасно, а
напротив, может привести к приятным и весёлым приключениям и
развлечениям.
Известный деятель в области управления массовым сознанием, Эдвард
Бернейс, в своей книге «Пропаганда» дал следующее определение
мировому правительству:
«Сознательное
и
умелое
манипулирование
упорядоченными
привычками
и
вкусами
масс
является
важной
составляющей
демократического общества. Приводит в движение этот невидимый
общественный механизм невидимое правительство, которое является
истинной правящей силой в нашей стране.
Нами
правят,
наше
сознание
программируют,
наши
вкусы
предопределяют, наши идеи нам предлагают – и все это делают в
основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали».
Законодательное регулирование продакт-плейсманта
Запретов на продакт-плейсмент в кино пока нет. Но некоторые
попытки регулировать этот вопрос все-таки предпринимаются. В Европе
за подобной рекламой следит специальная комиссия из Евросоюза,
которая запрещает скрытую рекламу в детских, документальных и
новостных программах. Даже при показе художественных фильмов
необходимо выделять специальный блок для рекламы, которая при этом
не может содержать прямой призыв к покупке.
Американское
законодательство
лояльно
к
продюсерам
и
не
ограничивает показ скрытой рекламы. Но со всех доходов производители
обязаны уплачивать внутренний налог.
В
России
product
placement
регулируется
слабо.
Инструменты
скрытого продвижения не могут быть отнесены к рекламе в прямом
смысле этого слова, а значит не контролируются соответствующим
законом.
Примеры хорошего продакт-плейсмента
Хорошим продакт-плейсментом можно назвать тот, который заметен,
но при этом не забирает на себя все внимание зрителя. Удачно встраивает
свой бренд в киноленты компания Apple. Показ техники этого бренда уже
даже перестал быть рекламой в прямом смысле этого слова, а превратился
в некий символ. Устройства можно увидеть в самых разных фильмах.
Появляются в фильмах и спортивные бренды. В известном фильме
«Форрест Гамп» главный герой явно показывает свои кроссовки от
компании Nike.
Статистика
90% фильмов содержат кадры с сигаретами и алкоголем
в среднем хронометраж демонстрации этих наркотиков от 2 до 5
минут за полуторачасовой фильм
отдельных эпизодов – 5-10 за полуторачасовой фильм
часто присутствуют крупные планы, долгое курение в кадре, нередко
заливание алкоголя внутрь является единственным смысловым элементом
визуального ряда
положительных
высказываний
об
алкоголе
больше,
чем
отрицательных
видно, как алкоголь зачем-то притягивают за уши в кадр, старательно
интегрируют его в сюжет, как можно больше
алкоголь никогда не называют «ядом» и «наркотиком», в кино нет
персонажей трезвенников
Эффективность пропаганды на примере фашистской Германии
Существует политическая, идеологическая и прочая пропаганда,
причем она достаточно эффективна, например, из-за пропаганды простые
немецкие мужики решили не на заводе работать, а пойти в армию, и
напасть сначала на Европу, а потом на СССР. Не случайно, все до сих пор
помнят
начальника
управления
пропаганды
НСНРП
Националь
социалистическая немецкая Рабочая Партия Геббельса.
Рис. 1. Йозеф Геббельс
Никто ведь не скажет, что фашистская пропаганда была потому, что в
жизни есть, рассказываемое ими? Доля правды есть везде, но в данном
случае это самая обычная пропаганда с ложью и конкретными целями,
причем, обратите внимание, что под ее влияние попала целая страна, а
потом и объединенная Европа. И 95% людей ее не раскусили, а все дружно
«повелись». Это масштабный проект, который кто-то сделал и которым
кто-то руководил, не бывает неуправляемых процессов. А результат
проекта – более 54 миллионов человек погибло во второй мировой, как и
планировалось, ведь никто не начинает войны, думая, что потерь не будет.
Убедить людей взять оружие и пойти убивать других – возможно, а
убедить взять стакан с алкогольным ядом и убивать себя – нельзя, ну не
смешно ли? В фашистской Германии, когда 5% населения, осознающие
пропаганду, пытались объяснять остальным 95% людей, которые повелись
на неё, и им тоже говорили, что все, что транслируется в СМИ – суть
реальность и «правда жизни», а не вбросы, что нет дыма без огня, и прочие
аргументы неосознавших влияние пропаганды.
Как осуществлялась пропаганда в Германии? Вряд ли это были
специальные передачи на радио под названием «Пропаганда фашизма»
или колонки в газетах «Внушение и манипуляции». Все это интегрируется
в якобы естественный информационный фон СМИ, вот слушаешь
радиопередачу о природе Евразии, а там тебе упомянут что-нибудь
плохое про СССР. То есть тема одно, а попутно «впаривают» другое, по
технологии скрытой рекламы интегрируют упоминание под видом
естественного.
Заключение. СМИ на сегодняшний день ещё крепче вошёл в нашу
жизнь и для того, чтобы вникнуть в этот виртуальный мир написанный
медиакомпаниями не обязательно быть дома, нужно всего лишь иметь
бюджетный смартфон и подключение к интернету. Влияние на массы
людей стала настолько огромным, что ими пользуются не только
политики, но и все, кто имеет большую популярность, певцы, актёры, и
конечно же блогеры.
Литература:
1. Курт Рисс. Геббельс. Адвокат дьявола. — М.: Центрполиграф, 2000.
— 496 с.
2. Курт Рисс. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939—
1945. — М.: Центрполиграф, 2006.—590 с.
3. Чёрная Л.Б. Коричневые диктаторы. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. —
475 с.
4. Березкина О.П. Технология скрытой рекламы. — Спб.: Питер, 2009.
— 208 с.
5. Иванова А.А. Правовые особенности применения product placement
на территории РФ. Электронный научный журнал «Медиаскоп».
Выпуск № 2. 2011 г.