Авторы: Узуналова Регина Низамовна, Кульчицкий Владимир Емельянович
Должность: доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья на тему:
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная направленность адаптивной физической культуры среди студентов с инвалидностью в ВУЗе"
Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются условия в организации и проведении занятий по
адаптивной физической культуре со студентами, имеющие инвалидность, необходимости
специального подхода к планированию индивидуальных и коллективных физических нагрузок,
организации психологопедагогического сопровождения с целью физического и духовного
развития, адаптации и социализации студентов занимающихся адаптивными видами спорта
Ключевые слова: инвалид, студент, адаптивное физическое образование, нарушение здоровья,
нарушение здоровья
Основной задачей современного общества в отношении граждан, имеющих инвалидность и
ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является их предельная адаптация к самостоятельной
жизни, их мотивации к получению достойного образования и успешного овладения навыками
выбранной профессии. Физическая культура и спорт является наиболее эффективным средством
социальнопсихологической адаптации и физической реабилитации инвалидов. Во исполнение
Протокола Министерства Спорта РФ № ДМ-П12-36пр от 25.06.2013 г." О мерах по созданию
условий для занятий физкультурой и спортом инвалидов и развития паралимпийских,
сурдолимпийских видов спорта", необходимо предусмотреть планирование педагогами учебных
заведений занятий по адаптивной физической культуре среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, с
учетом их физических ограничений и групп инвалидности. Качество адаптивного физического
образования (воспитания) влияет на коррекцию основных (врожденных и приобретенных)
дефектов, приводящих к нарушению основных функций организма, с целью выработки
компенсаторных механизмов стабилизации или улучшения жизнедеятельности или превентивной
работе. Компонентом адаптивной физической культуры (АФК) является адаптивный спорт,
позволяющий удовлетворять личностные потребности в самовыражении, гармонизации,
коммуникативной деятельности, социализации и интеграции. Основными факторами,
оказывающими негативное влияние на успешную образовательную практику, является
физическая и психическая дезадаптация, которая присуща студентам с глубоким нарушениями
(тотально слепые, глухие и поражением опорно-двигательного аппарата). У таких обучающихся
отмечаются: замкнутость, социальная депривация, нарушение баланса когнитивноаффективных
взаимодействий, которые отражаются на их психо-соматическом состоянии. Одним из способов
социально-психологической адаптации и реабилитации студентов с инвалидностью является
планирование и проведение соревнований и турниров по адаптивным видам спорта и
настольным спортивным играм. При целенаправленной работе, подготовке и участию в
различных соревнованиях у студентов данной категории отмечается: снижение уровня депрессии,
уменьшение фобии, напряжения, тревоги, утомляемости. Повышается уровень двигательной
активности, улучшение мелкой моторики, эмоционально - эстетического напряжения. Ежегодно,
на спортивных площадках Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) проводятся,
соревнования по голболу, бочче, шоудаун, парабадминтону, волейболу сидя и др., в которых
активно участвуют студенты с ОВЗ. С первого курса их обучения в ВУЗе выстраивается
индивидуальная модель занятий адаптивной физической культурой и их физической
возможностью. Волонтеры социально-педагогического отряда "Ойкос " ЗабГУ активно оказывают
помощь в проведении интегрированных турниров, соревнований, встреч среди здоровой
молодежи и имеющей ограничения. Все волонтеры закончили "Школу инклюзивного
волонтерства", которая дает им возможность сопровождать инвалидов на различных площадках с
целью их социализации и интеграции, развития своих личностных ориентиров, качеств и навыков.
Система психолого - педагогического сопровождения студентов, занимающихся АФК и
адаптивными видами спорта включает в себя: психологическую диагностику подготовленности,
мотивацию к занятиям и тренировочному процессу; готовность принимать участие в
соревнованиях; адаптацию к нагрузкам; контроль и коррекцию подготовки. На основании ИПРА
(индивидуальная программа реабилитации и абилитации) инвалида, преподаватели дисциплины
"Физическая культура" должны разрабатывать комплекс специальных занятий, в соответствии с
нозологией заболевания, включающий, как индивидуальные занятия, так и игровые виды.
Студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в ЗабГУ, имеют возможность разнообразного
выбора заниматься адаптивными видами спорта, в силу своих физических возможностей: с
нарушением слуха – волейбол сидя, бочча и др.; с нарушением зрения – шоудаун, голбол; с
поражением опорнодвигательного аппарата – корнхол, шаффлборд, матрешка, джакколо,
кульбутто. Ежегодно, в стенах спортивного комплекса "Университет" ЗабГУ проводятся
соревнования с международным участием: "Инклюзив-спорт", соревнования по бочче на кубок
Губернатора Забайкальского края и др. с участием студенческой молодежи всех учебных
заведений г. Чита. Целью которых – является содействие физическому, духовному развитию
людей с нарушением здоровья средствами физической культуры и адаптированными видами
спорта. Формированию общества равных возможностей, доступной среды, содействию
адаптации, реабилитации в образовательном и социальном пространстве. Выводы.
Эффективность адаптивной физической культуры и спорта обусловлена предлагаемым
разнообразием структурных движений, методичностью, дозированностью нагрузок,
психологопедагогическим сопровождением, компетенциями в области высшего инклюзивного
образования, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений и занятиями
адаптивными видами спорта. Применение систематических нагрузок благоприятствует развитию
компенсаторных механизмов функциональных и психологических возможностей организма у
студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Список использованной литературы: 1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее
философия, определение и задачи / Евсеев С. П. // Адаптивная физическая культура и
функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009.- 208 с. 2. Родионов А. В.Влияние
психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт,
1983.- 112 с. 3. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью в вузе : учеб. пособие / С. Т. Кохан и ( др. ) под. ред.С.
Т. Кохана; Забайкал. гос. ун-т.- Чита: ЗабГУ , 2018 .-172 с. 4. Частные методики адаптивной
физической культуры: учеб.пособие / под. ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.