Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная направленность адаптивной физической культуры среди студентов с инвалидностью в ВУЗе"


Авторы: Узуналова Регина Низамовна, Кульчицкий Владимир Емельянович
Должность: доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья на тему:
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная направленность адаптивной физической культуры среди студентов с инвалидностью в ВУЗе"
Раздел: высшее образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются условия в организации и проведении занятий по

адаптивной физической культуре со студентами, имеющие инвалидность, необходимости

специального подхода к планированию индивидуальных и коллективных физических нагрузок,

организации психологопедагогического сопровождения с целью физического и духовного

развития, адаптации и социализации студентов занимающихся адаптивными видами спорта

Ключевые слова: инвалид, студент, адаптивное физическое образование, нарушение здоровья,

нарушение здоровья

Основной задачей современного общества в отношении граждан, имеющих инвалидность и

ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является их предельная адаптация к самостоятельной

жизни, их мотивации к получению достойного образования и успешного овладения навыками

выбранной профессии. Физическая культура и спорт является наиболее эффективным средством

социальнопсихологической адаптации и физической реабилитации инвалидов. Во исполнение

Протокола Министерства Спорта РФ № ДМ-П12-36пр от 25.06.2013 г." О мерах по созданию

условий для занятий физкультурой и спортом инвалидов и развития паралимпийских,

сурдолимпийских видов спорта", необходимо предусмотреть планирование педагогами учебных

заведений занятий по адаптивной физической культуре среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, с

учетом их физических ограничений и групп инвалидности. Качество адаптивного физического

образования (воспитания) влияет на коррекцию основных (врожденных и приобретенных)

дефектов, приводящих к нарушению основных функций организма, с целью выработки

компенсаторных механизмов стабилизации или улучшения жизнедеятельности или превентивной

работе. Компонентом адаптивной физической культуры (АФК) является адаптивный спорт,

позволяющий удовлетворять личностные потребности в самовыражении, гармонизации,

коммуникативной деятельности, социализации и интеграции. Основными факторами,

оказывающими негативное влияние на успешную образовательную практику, является

физическая и психическая дезадаптация, которая присуща студентам с глубоким нарушениями

(тотально слепые, глухие и поражением опорно-двигательного аппарата). У таких обучающихся

отмечаются: замкнутость, социальная депривация, нарушение баланса когнитивноаффективных

взаимодействий, которые отражаются на их психо-соматическом состоянии. Одним из способов

социально-психологической адаптации и реабилитации студентов с инвалидностью является

планирование и проведение соревнований и турниров по адаптивным видам спорта и

настольным спортивным играм. При целенаправленной работе, подготовке и участию в

различных соревнованиях у студентов данной категории отмечается: снижение уровня депрессии,

уменьшение фобии, напряжения, тревоги, утомляемости. Повышается уровень двигательной

активности, улучшение мелкой моторики, эмоционально - эстетического напряжения. Ежегодно,

на спортивных площадках Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) проводятся,

соревнования по голболу, бочче, шоудаун, парабадминтону, волейболу сидя и др., в которых

активно участвуют студенты с ОВЗ. С первого курса их обучения в ВУЗе выстраивается

индивидуальная модель занятий адаптивной физической культурой и их физической

возможностью. Волонтеры социально-педагогического отряда "Ойкос " ЗабГУ активно оказывают

помощь в проведении интегрированных турниров, соревнований, встреч среди здоровой

молодежи и имеющей ограничения. Все волонтеры закончили "Школу инклюзивного

волонтерства", которая дает им возможность сопровождать инвалидов на различных площадках с

целью их социализации и интеграции, развития своих личностных ориентиров, качеств и навыков.

Система психолого - педагогического сопровождения студентов, занимающихся АФК и

адаптивными видами спорта включает в себя: психологическую диагностику подготовленности,

мотивацию к занятиям и тренировочному процессу; готовность принимать участие в

соревнованиях; адаптацию к нагрузкам; контроль и коррекцию подготовки. На основании ИПРА

(индивидуальная программа реабилитации и абилитации) инвалида, преподаватели дисциплины

"Физическая культура" должны разрабатывать комплекс специальных занятий, в соответствии с

нозологией заболевания, включающий, как индивидуальные занятия, так и игровые виды.

Студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся в ЗабГУ, имеют возможность разнообразного

выбора заниматься адаптивными видами спорта, в силу своих физических возможностей: с

нарушением слуха – волейбол сидя, бочча и др.; с нарушением зрения – шоудаун, голбол; с

поражением опорнодвигательного аппарата – корнхол, шаффлборд, матрешка, джакколо,

кульбутто. Ежегодно, в стенах спортивного комплекса "Университет" ЗабГУ проводятся

соревнования с международным участием: "Инклюзив-спорт", соревнования по бочче на кубок

Губернатора Забайкальского края и др. с участием студенческой молодежи всех учебных

заведений г. Чита. Целью которых – является содействие физическому, духовному развитию

людей с нарушением здоровья средствами физической культуры и адаптированными видами

спорта. Формированию общества равных возможностей, доступной среды, содействию

адаптации, реабилитации в образовательном и социальном пространстве. Выводы.

Эффективность адаптивной физической культуры и спорта обусловлена предлагаемым

разнообразием структурных движений, методичностью, дозированностью нагрузок,

психологопедагогическим сопровождением, компетенциями в области высшего инклюзивного

образования, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений и занятиями

адаптивными видами спорта. Применение систематических нагрузок благоприятствует развитию

компенсаторных механизмов функциональных и психологических возможностей организма у

студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Список использованной литературы: 1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее

философия, определение и задачи / Евсеев С. П. // Адаптивная физическая культура и

функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009.- 208 с. 2. Родионов А. В.Влияние

психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт,

1983.- 112 с. 3. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидностью в вузе : учеб. пособие / С. Т. Кохан и ( др. ) под. ред.С.

Т. Кохана; Забайкал. гос. ун-т.- Чита: ЗабГУ , 2018 .-172 с. 4. Частные методики адаптивной

физической культуры: учеб.пособие / под. ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.



В раздел образования