Напоминание

Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов


Авторы: Узуналова Регина Низамовна, Кульчицкий Владимир Емельянович
Должность: доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов
Раздел: высшее образование





Назад




АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И

СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Аннотация: В научной публикации рассматриваются вопросы социальной интеграции и

реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, определяются основные

принципы построения системы комплексной реабилитации инвалидов и возможности

адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями

здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями

здоровья, социализация, реабилитация, интеграция.

Социальная интеграция инвалидов − многогранный процесс изменения сферы сознания больного

человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия

для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом.

Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально

обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой

объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса

инвалида требованиям социальной ситуации [1, с. 132]. У многих больных имеются

разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием

страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает

соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Эмоциональное неблагополучие

затрудняет жизнедеятельность человека, ограничивает возможности общения, снижает

активность деятельности, патологически влияет на развитие личности. Социальная интеграция

людей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связана с системой комплексной

реабилитации инвалидов, основными принципами построения которой являются следующие: 1.

Человек с ограниченными возможностями сам по себе не является источником проблем и

трудностей: их создает инвалидность. 2. Инвалидность – это не столько медицинская проблема,

сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей. 3. Не существует панацеи –

чудодейственного средства – для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью,

поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества. 4. Объем личностно

ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой

личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации [2, с.

134]. В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья стали

рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты:

медицинские, физические, психологические, профессиональные, социально-экономические [3, с.

14]. Медицинский и физический аспекты реабилитации предполагают восстановление

жизнедеятельности больного человека посредством комплексного использования различных

средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций

организма, а в случае невозможности достижения этого – развитие компенсаторных и

заместительных функций.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2012, № 2)

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния

больного, а также формирование у него позитивного отношения к лечению, врачебным

рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Профессиональный аспект

реабилитации затрагивает вопросы обучения инвалида необходимым и допустимым для него

трудовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации

и профессионального обучения согласно его возможностям. Социально-экономическая

реабилитация состоит в том, чтобы обеспечить инвалиду экономическую поддержку и

социальную полноценность. Таким образом, реабилитация людей с ограниченными

возможностями здоровья – многогранный процесс восстановления их здоровья и интеграции в

социальную жизнь. Все виды реабилитации: медицинскую, трудовую, социальную надо

рассматривать в единстве и взаимосвязи [4, с. 4−11]. Физическая реабилитация – составная часть

медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по

восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей,

повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств,

эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами

физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и

природных факторов. Физическая культура – это особая область культуры, которая выполняет

реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности,

удовлетворения потребности в общении, восстановлении психологического статуса,

самореализации при занятиях спортом. В России законодательно закреплены государственные

обязательства по обеспечению прав инвалидов на занятия физической культурой и спортом. В

Конституции Российской Федерации эти права поставлены в один ряд с основными правами

человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» (1995) предусмотрены такие меры, как: − обеспечение доступа инвалидов к

спортивным сооружениям (статья 15); − участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании

и обучении детей-инвалидов (статья 18); − государственная поддержка предприятий и

организаций, содействующих инвалидам в занятиях физкультурой и спортом (статья 26); −

предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений

(статья 31) [5]. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

(1999) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных

мероприятий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия инвалидов физкультурой и спортом

являются непременным и определяющим условием их всесторонней реабилитации и социальной

интеграции. Организация занятий лиц с нарушениями физического и психического развития

физкультурой и спортом возложена на учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения,

образования, социальной защиты населения [6]. Большую работу по осуществлению

реабилитации инвалидов средствами физкультуры, спорта и туризма также проводят

общественные организации инвалидов. Особое место в восстановлении физических сил

инвалидов, оздоровлении, переключении на другой вид деятельности, поддержании физических

кондиций, самовоспитании духовных сил и жизнестойкости имеет адаптивная двигательная

рекреация, которая преследует следующие цели: − поддержание гармонического физического и

функционального развития; − развитие двигательных способностей; − совершенствование и

углубление основных двигательных умений и навыков; − укрепление и расширение знаний по

вопросам физической культуры; − выработка и укрепление положительного отношения к

активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; −

укрепление мировоззренческих взглядов; − развитие эстетического вкуса к двигательной

деятельности; − развитие творческих способностей; − закаливание организма, укрепление

гигиенических навыков, способностей вести здоровый образ жизни. Среди нормативных

документов, регулирующих деятельность по организации спортивнооздоровительной

реабилитационной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует

отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и

тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и спорта Российской

Федерации». Этим постановлением введены должности работников физической культуры

специально для проведения занятий с лицами с ограниченными возможностями –

тренерпреподаватель по адаптивной физкультуре и инструктор-методист по адаптивной

физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат физкультурно-спортивных

клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью

использования средств и методов физической культуры для проведения образовательной,

воспитательной, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой

реабилитации инвалидов. В соответствии с введенными специальностями был разработан и

утвержден Государственный образовательный стандарт «Физическая культура лиц с

отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Адаптивная физическая

культура представляет собой новое направление в отечественной системе реабилитации

инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими

нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная

на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных

умений, навыков, физических качеств и способностей. Специальность «Адаптивная физическая

культура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и

основывается на анатомии, физиологии, биохимии, общей и частной патологии, медико-

социальной экспертизе, физическом воспитании, специальной психологии. Одним из важных

принципов адаптивной физической культуры является коррекционноразвивающая

направленность педагогических воздействий. Коррекционно-развивающие задачи направлены на

обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности,

восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и

предупреждение вторичных отклонений, таких как нарушение познавательной деятельности,

эмоционально-волевой сферы и личности. Адаптивная физическая культура позитивно влияет на

здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья

и эффективно решает актуальную проблему их социализации. Адаптивная физическая культура

помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем: −

позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности:

нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание,

добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»; −

обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет −

невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям; − обеспечивает при выходе

человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-

эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и

подчас отрицательных воздействий повседневности; − воспитывает чувства коллективизма,

любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-

волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и

расстройств; − обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности

эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего

воспаления, стимулируют регенеративные процессы. Адаптивная физическая культура помогает

осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для

жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство

социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных

возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных

спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей

самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие

психологические барьеры. Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое

место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им

реальный шанс на активное участие в жизни общества.

Ссылки:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебн. пособие для студ.

сред. учеб. заведений. М., 2001. 2. Там же. 3. Физическая реабилитация / под общей редакцией

проф. С.Н. Попова. Ростов н/Д, 1999. 4. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в

интеграции инвалидов в общество. M., 2000. 5. Федеральный закон «О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации» (1995). 6. Федеральный закон «О физической культуре и

спорте в Российской Федерации» (1999).



В раздел образования