Авторы: Узуналова Регина Низамовна, Кульчицкий Владимир Емельянович
Должность: доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов
Раздел: высшее образование
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И
СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Аннотация: В научной публикации рассматриваются вопросы социальной интеграции и
реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры, определяются основные
принципы построения системы комплексной реабилитации инвалидов и возможности
адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями
здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями
здоровья, социализация, реабилитация, интеграция.
Социальная интеграция инвалидов − многогранный процесс изменения сферы сознания больного
человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия
для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом.
Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально
обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой
объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса
инвалида требованиям социальной ситуации [1, с. 132]. У многих больных имеются
разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием
страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает
соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Эмоциональное неблагополучие
затрудняет жизнедеятельность человека, ограничивает возможности общения, снижает
активность деятельности, патологически влияет на развитие личности. Социальная интеграция
людей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связана с системой комплексной
реабилитации инвалидов, основными принципами построения которой являются следующие: 1.
Человек с ограниченными возможностями сам по себе не является источником проблем и
трудностей: их создает инвалидность. 2. Инвалидность – это не столько медицинская проблема,
сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей. 3. Не существует панацеи –
чудодейственного средства – для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью,
поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества. 4. Объем личностно
ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой
личности и зависит от степени ограничения возможностей, а также от конкретной ситуации [2, с.
134]. В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья стали
рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты:
медицинские, физические, психологические, профессиональные, социально-экономические [3, с.
14]. Медицинский и физический аспекты реабилитации предполагают восстановление
жизнедеятельности больного человека посредством комплексного использования различных
средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций
организма, а в случае невозможности достижения этого – развитие компенсаторных и
заместительных функций.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2012, № 2)
Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния
больного, а также формирование у него позитивного отношения к лечению, врачебным
рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Профессиональный аспект
реабилитации затрагивает вопросы обучения инвалида необходимым и допустимым для него
трудовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации
и профессионального обучения согласно его возможностям. Социально-экономическая
реабилитация состоит в том, чтобы обеспечить инвалиду экономическую поддержку и
социальную полноценность. Таким образом, реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья – многогранный процесс восстановления их здоровья и интеграции в
социальную жизнь. Все виды реабилитации: медицинскую, трудовую, социальную надо
рассматривать в единстве и взаимосвязи [4, с. 4−11]. Физическая реабилитация – составная часть
медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по
восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей,
повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств,
эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами
физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и
природных факторов. Физическая культура – это особая область культуры, которая выполняет
реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности,
удовлетворения потребности в общении, восстановлении психологического статуса,
самореализации при занятиях спортом. В России законодательно закреплены государственные
обязательства по обеспечению прав инвалидов на занятия физической культурой и спортом. В
Конституции Российской Федерации эти права поставлены в один ряд с основными правами
человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (1995) предусмотрены такие меры, как: − обеспечение доступа инвалидов к
спортивным сооружениям (статья 15); − участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании
и обучении детей-инвалидов (статья 18); − государственная поддержка предприятий и
организаций, содействующих инвалидам в занятиях физкультурой и спортом (статья 26); −
предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений
(статья 31) [5]. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(1999) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия инвалидов физкультурой и спортом
являются непременным и определяющим условием их всесторонней реабилитации и социальной
интеграции. Организация занятий лиц с нарушениями физического и психического развития
физкультурой и спортом возложена на учреждения физкультуры и спорта, здравоохранения,
образования, социальной защиты населения [6]. Большую работу по осуществлению
реабилитации инвалидов средствами физкультуры, спорта и туризма также проводят
общественные организации инвалидов. Особое место в восстановлении физических сил
инвалидов, оздоровлении, переключении на другой вид деятельности, поддержании физических
кондиций, самовоспитании духовных сил и жизнестойкости имеет адаптивная двигательная
рекреация, которая преследует следующие цели: − поддержание гармонического физического и
функционального развития; − развитие двигательных способностей; − совершенствование и
углубление основных двигательных умений и навыков; − укрепление и расширение знаний по
вопросам физической культуры; − выработка и укрепление положительного отношения к
активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; −
укрепление мировоззренческих взглядов; − развитие эстетического вкуса к двигательной
деятельности; − развитие творческих способностей; − закаливание организма, укрепление
гигиенических навыков, способностей вести здоровый образ жизни. Среди нормативных
документов, регулирующих деятельность по организации спортивнооздоровительной
реабилитационной работы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует
отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и
тарифно-квалификационных характеристик работников физической культуры и спорта Российской
Федерации». Этим постановлением введены должности работников физической культуры
специально для проведения занятий с лицами с ограниченными возможностями –
тренерпреподаватель по адаптивной физкультуре и инструктор-методист по адаптивной
физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат физкультурно-спортивных
клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью
использования средств и методов физической культуры для проведения образовательной,
воспитательной, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалидов. В соответствии с введенными специальностями был разработан и
утвержден Государственный образовательный стандарт «Физическая культура лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Адаптивная физическая
культура представляет собой новое направление в отечественной системе реабилитации
инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими
нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная
на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных
умений, навыков, физических качеств и способностей. Специальность «Адаптивная физическая
культура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и
основывается на анатомии, физиологии, биохимии, общей и частной патологии, медико-
социальной экспертизе, физическом воспитании, специальной психологии. Одним из важных
принципов адаптивной физической культуры является коррекционноразвивающая
направленность педагогических воздействий. Коррекционно-развивающие задачи направлены на
обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности,
восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и
предупреждение вторичных отклонений, таких как нарушение познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личности. Адаптивная физическая культура позитивно влияет на
здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья
и эффективно решает актуальную проблему их социализации. Адаптивная физическая культура
помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем: −
позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности:
нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание,
добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»; −
обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет −
невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям; − обеспечивает при выходе
человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-
эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и
подчас отрицательных воздействий повседневности; − воспитывает чувства коллективизма,
любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-
волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и
расстройств; − обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности
эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего
воспаления, стимулируют регенеративные процессы. Адаптивная физическая культура помогает
осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для
жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство
социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных
возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных
спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей
самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие
психологические барьеры. Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое
место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им
реальный шанс на активное участие в жизни общества.
Ссылки:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебн. пособие для студ.
сред. учеб. заведений. М., 2001. 2. Там же. 3. Физическая реабилитация / под общей редакцией
проф. С.Н. Попова. Ростов н/Д, 1999. 4. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в
интеграции инвалидов в общество. M., 2000. 5. Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (1995). 6. Федеральный закон «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» (1999).