Автор: Михалева Татьяна Викторовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами игровых упражнений
Раздел: высшее образование
Статья.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
средствами игровых упражнений
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, которое
происходит
у
детей
с
нормальным
слухом
и
первично
сохранном
интеллектом. У таких детей отмечаются позднее начало развития речи,
скудный
запас
слов,
аграмматизм,
дефекты
произношения
и
фонемообразования.
Нарушение звукопроизношения – самый распространённый недостаток
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Его можно
проследить на любом этапе. Такие нарушения становятся преградой в
социальном
плане
детей
дошкольного
возраста,
в
их
общении
с
окружающими. В такой ситуации очень большое значение для дальнейшего
его развития играет воспитание и обучение правильного звукопроизношения.
Именно ранняя коррекция проблемы предупреждает трудности дальнейшего
развития
и
обучения
ребёнка
в
школе.
Важность
помощи
детям
дошкольникам, имеющим нарушение речи, постоянно исследуется в научно-
методической литературе, в трудах по организации логопедической помощи
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех
случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему
требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от
него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным
самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Исследования О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг показали,
что нарушение коммуникации у детей связано с нарушением взаимодействия
со
средой.
Исследования
Хаустова
А.В.
направленные
на
изучение
коммуникативных
навыков
у
дошкольников
с
детским
аутизмом,
подтвердили и углубили положения, что при детском аутизме отмечаются
нарушения
коммуникативных
навыков,
которые
проявляются
в
виде
несформированности
базовых
коммуникативных
функций,
социоэмоциональных и диалоговых навыков.
В нашем исследовании мы ставили целью проверить эффективность
использования игровых упражнений в коррекции звукопроизносительной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эта
цель достигалась путем опытно-экспериментальной работы. В исследовании
участвовало 10 детей с ОНР III уровня из старшей группы. В контрольную
группу вошли дети с ОНР III уровня, также 10 детей.
Для диагностики уровня развития навыков правильного произношения
звуков использовались задания, предложенные Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой и
Л.Ф. Спировой.
Обследование звукопроизношения проводилось следующим образом:
детям были предложены серии предметных картинок на каждый звук,
которые они должны были назвать. Каждый из обследуемых звуков, в
предложенных словах, находится в разных позициях: в начале, середине,
конце слова и в сочетании с согласными.
Для обследования звуковой культуры речи использовался наглядный
материал О.Б. Иншаковой, соответствующий методикам авторов Ф.Ф. Рау,
М.Ф. Фомичёвой и Л.Ф. Спировой.
На констатирующем этапе в обоих группах обобщенный показатель
развития навыков звукопроизношения выявил
средний уровень развития
звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
После проведенного исследования был разработан
и апробирован
комплекс
игровых
упражнений
для
развития
звукопроизносительной
стороны речи.
Опираясь
на
данные,
полученные
при
помощи
диагностической
методики, мы можем говорить о том, что у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня в контрольной группе произошли минимальные
изменения ( один ребенок достиг высокого уровня в дифференциации
звуков), но как и прежде преобладает средний уровень владения правильным
звукопроизношением .
В отличие от контрольной группы, в экспериментальной группе
произошли изменения. Так, В ЭГ количество детей правильно, отчетливо
произносящих все звуки языка стало выше . Эти дети отчётливо произносят
все звуки родного языка; умеют дифференцировать звуки на слух; хорошо
сформировано фонематическое восприятие и речевой слух.
На два ребенка уменьшился низкий уровень. У этих детей остались
дефекты в произношении звуков; отсутствует дифференциация звуков; плохо
сформированные фонематическое восприятие и речевой слух.
Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапа и
сравнив данные, мы можем говорить о том, что уровень развития
звукопроизносительной стороны речи у детей экспериментальной группы
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на контрольном этапе
эксперимента повысился, что доказывает наше предположение о том, что
игровые
упражнения
являются
эффективным
средством
развития
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.