Напоминание

Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами игровых упражнений


Автор: Михалева Татьяна Викторовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами игровых упражнений
Раздел: высшее образование





Назад




Статья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

средствами игровых упражнений

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, которое

происходит

у

детей

с

нормальным

слухом

и

первично

сохранном

интеллектом. У таких детей отмечаются позднее начало развития речи,

скудный

запас

слов,

аграмматизм,

дефекты

произношения

и

фонемообразования.

Нарушение звукопроизношения – самый распространённый недостаток

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Его можно

проследить на любом этапе. Такие нарушения становятся преградой в

социальном

плане

детей

дошкольного

возраста,

в

их

общении

с

окружающими. В такой ситуации очень большое значение для дальнейшего

его развития играет воспитание и обучение правильного звукопроизношения.

Именно ранняя коррекция проблемы предупреждает трудности дальнейшего

развития

и

обучения

ребёнка

в

школе.

Важность

помощи

детям

дошкольникам, имеющим нарушение речи, постоянно исследуется в научно-

методической литературе, в трудах по организации логопедической помощи

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех

случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему

требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от

него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным

самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Исследования О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг показали,

что нарушение коммуникации у детей связано с нарушением взаимодействия

со

средой.

Исследования

Хаустова

А.В.

направленные

на

изучение

коммуникативных

навыков

у

дошкольников

с

детским

аутизмом,

подтвердили и углубили положения, что при детском аутизме отмечаются

нарушения

коммуникативных

навыков,

которые

проявляются

в

виде

несформированности

базовых

коммуникативных

функций,

социоэмоциональных и диалоговых навыков.

В нашем исследовании мы ставили целью проверить эффективность

использования игровых упражнений в коррекции звукопроизносительной

стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эта

цель достигалась путем опытно-экспериментальной работы. В исследовании

участвовало 10 детей с ОНР III уровня из старшей группы. В контрольную

группу вошли дети с ОНР III уровня, также 10 детей.

Для диагностики уровня развития навыков правильного произношения

звуков использовались задания, предложенные Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой и

Л.Ф. Спировой.

Обследование звукопроизношения проводилось следующим образом:

детям были предложены серии предметных картинок на каждый звук,

которые они должны были назвать. Каждый из обследуемых звуков, в

предложенных словах, находится в разных позициях: в начале, середине,

конце слова и в сочетании с согласными.

Для обследования звуковой культуры речи использовался наглядный

материал О.Б. Иншаковой, соответствующий методикам авторов Ф.Ф. Рау,

М.Ф. Фомичёвой и Л.Ф. Спировой.

На констатирующем этапе в обоих группах обобщенный показатель

развития навыков звукопроизношения выявил

средний уровень развития

звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста.

После проведенного исследования был разработан

и апробирован

комплекс

игровых

упражнений

для

развития

звукопроизносительной

стороны речи.

Опираясь

на

данные,

полученные

при

помощи

диагностической

методики, мы можем говорить о том, что у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня в контрольной группе произошли минимальные

изменения ( один ребенок достиг высокого уровня в дифференциации

звуков), но как и прежде преобладает средний уровень владения правильным

звукопроизношением .

В отличие от контрольной группы, в экспериментальной группе

произошли изменения. Так, В ЭГ количество детей правильно, отчетливо

произносящих все звуки языка стало выше . Эти дети отчётливо произносят

все звуки родного языка; умеют дифференцировать звуки на слух; хорошо

сформировано фонематическое восприятие и речевой слух.

На два ребенка уменьшился низкий уровень. У этих детей остались

дефекты в произношении звуков; отсутствует дифференциация звуков; плохо

сформированные фонематическое восприятие и речевой слух.

Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапа и

сравнив данные, мы можем говорить о том, что уровень развития

звукопроизносительной стороны речи у детей экспериментальной группы

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на контрольном этапе

эксперимента повысился, что доказывает наше предположение о том, что

игровые

упражнения

являются

эффективным

средством

развития

звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.



В раздел образования