Напоминание

"Современные средства мониторинга образовательного процесса в школе. Технология "SAM""


Автор: Борисова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Современные средства мониторинга образовательного процесса в школе. Технология "SAM""
Раздел: полное образование





Назад





Современные средства мониторинга

образовательного процесса в школе.

Технология «SAM»

Борисова Наталья Владимировна,
учитель математики МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района П.г.т. Уренгой, 2016
Сегодня, определяя основные направления изменения образования, педагоги отмечают, что эти изменения должны касаться и системы контроля. Содержательную основу контроля должны составлять не только знания, но и способы деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения человека к современной действительности. В настоящее время поиск путей совершенствования существующей системы контроля является частью общей задачи – разработки системы проектирования, получения и анализа информации об усвоении учащимися содержания образования, которая стала бы действенным регулятором процесса обучения. К традиционным средствам контроля относят: - контрольные и проверочные работы; - диктанты и сочинения; - устные зачеты и экзамены. Однако традиционные средства оценивания результатов обучения не всегда бывают объективными и надежными. Субъективность оценок связана с тем, что предлагаемые контрольно-измерительные материалы всегда соответствуют диагностируемым целям обучения. В результате чего оценка теряет функцию управления качеством обучения. В сложившейся практике оценивания отсутствует общепринятый алгоритм для установления однозначного соответствия и присвоения некоторого числа конкретному проявлению оцениваемого объекта (качества). Но все же при соблюдении некоторых условий традиционные средства обучения могут быть преобразованы в современные средства оценивания результатов обучения. К ним относятся:
Педагогический мониторинг
(Monitor – напоминающий, надзирающий) – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. В зависимости от направленности обследования различают характер мониторинга: констатирующий или сравнительный, диагностический и пролонгированный.
Портфолио
– способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. 2
Выделяют несколько функций портфолио: накопительная, модельная, диагностическая, рефлексивная.
Педагогический тест
– система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения тестируемого.
Рейтинговая система оценивания
– метод психолого-педагогических и социологического исследований. Процедура определения места учащегося на основе различных данных, собранных о нем. Рейтинговая система оценки позволяет учитывать все виды учебно-познавательной и творческой деятельности учащегося за счет накопления набранных им баллов. В последнее время набирает популярность еще одна современная технология, позволяющая раскрыть качественную сторону результатов обучения и общие уровни формирования культурных способностей. Это технология SAM.
Назначение SAM
SAM – это тестовый инструмент для диагностики учебно-предметных компетенций, т.е. действенных способностей, формирующихся в результате освоения школьниками предметных дисциплин. Модель SAM разработана в русле психологической теории Л.С.Выготского. Как известно, основной итог педагогического тестирования – метрическая шкала, на которой размещены тестовые баллы, полученные учащимися. На той же шкале могут быть размещены данные об успешности решения тех или иных тестовых задач. Все это открывает возможность количественно сравнивать учебные достижения школьников, а также выявлять относительную меру освоения разных элементов учебной программы. Важность таких измерений не вызывает сомнений. Но для педагогов представляют интерес данные о качестве усвоения учебного материала. И уже более полувека в педагогике настойчиво разрабатываются средства различения и оценки именно качественной стороны результатов обучения - особые иерархические схемы, отображающие принципиальные уровни формирования культурных способностей. Так называемые таксономии педагогических целей. На данный момент насчитывается не менее полутора десятков таких схем, во многом совпадающих друг с другом. Такая настойчивость в разработке этой темы вполне объяснима желанием педагогов раскрыть внутреннюю логику образовательного процесса. Стремление группы российских специалистов выполнить этот социально-педагогический заказ и привело к разработке тестов SAM. 3

Теоретические основания
Первая задача, которую следовало решить на пути построения диагностического теста – это определиться с моделью образовательного процесса. В данном проекте выбор пал на теорию культурного развития Л.С.Выготского. В кратком изложении принятая модель сводится к следующему. Освоение культурных образцов - необходимая предпосылка нормального психического развития ребенка. Полноценный культурный образец (опыт, знание) есть знаковая форма, в которой зафиксирован некоторый обобщенный алгоритм. Например, в учебниках по математике – в виде системы понятий, схем и алгоритмов. В обучении вся эта совокупность знаковых структур передается ребенку. Однако, это лишь начало образовательного процесса. Потому что в дальнейшем ребенку предстоит освоить этот знание, т.е. переварить его в своей голове, чтобы извлечь и присвоить заключенный в нем обобщенный способ действия, позволяющий самостоятельно решать некоторый класс задач. Практика показывает, что процесс присвоения культурного содержания имеет скрытый, длительный и спонтанный характер. Согласно теории Выгодского, роль обучения состоит в том, что оно закладывает Зону Ближайшего Развития - возможность вырастить определенные культурные способности.
(Возможность, которая, заметим, может и не реализоваться, и

тогда полученное знание останется в памяти мертвым грузом.)
Обучение проходит через три уровня. Освоить некоторый способ – это значит освоить соответствующую систему ориентиров с тремя основными составляющими: 1) Формально-эмпирическая - внешние характеристики объектной ситуации и соответствующих действий. 2) Теоретическая - понятие существенного отношения, которое лежит в основе способа действия в данной ситуации. 3) Смысловая – представление о поле возможностей способа действия и его границах. Эти три варианта ориентировки маркируют три качественных уровня освоения культурного способа действия, которые для краткости можно обозначить как формальный, рефлексивный и функциональный.
Формальный уровень
4
Действие по образцу - ориентация на его внешние характеристики (признаки)
Рефлексивный уровень
Действие с пониманием - ориентация на существенное отношение как основу способа действия
Функциональный уровень
Свободное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия Каждый тип ориентировки реализуется через свой психологический механизм. Ориентировка первого уровня опирается на непосредственные ассоциативные связи. Освоение способа на этом уровне опирается на механическое запоминание внешних особенностей стандартных задач и алгоритмов их решения. Ориентировка второго уровня опирается на умственную структуру, которая фиксирует существенное отношение объектной ситуации. а учителя в таких случаях говорят, что ребенок начал понимать предметный материал, научился извлекать существенное. Ориентировка третьего уровня опирается на функционально-смысловое поле. О таких учащихся можно сказать, что он владеет материалом свободно и применяет его осмысленно и творчески. Описанная уровневая схема образовательного процесса была положена в основу построения тестов SAM. Прежде всего, каждому уровню освоения способа действия были поставлены в соответствие определенные индикаторы, т.е. типы задач. В результате схема приобрела следующий вид. Первый уровень (формальный) Общим критерием достижения этого уровня является способность действовать, ориентируясь на внешние характеристики задачной ситуации и образца действия. Например, по отдельным характерным признакам опознать тип задачи и реализовать соответствующую стандартную схему решения, напрямую следуя условию задачи. Индикатором освоения способа действия на первом уровне является решение стандартных задач. Второй уровень (рефлексивный) Общим критерием достижения этого уровня является способность действовать на основе содержательного анализа задачной ситуации, т.е. выделения существенного отношения, определяющего принцип решения. 5
Индикатором освоения способа действия на втором уровне является решение задач, для которых нельзя найти и применить готовые (типовые) схемы действия. Этому требованию удовлетворяют задачи: а) в которых описание условий затрудняет определение их типа; б) в которых для применения типового способа необходимо преобразование условий; в) представленные в абстрактной форме, исключающей поиск решения путем манипулирования конкретными данными; г) предполагающие обращение типовых схем действия (движение от результата к условиям) и др. В таких задачах решение обеспечивается не прямым соотнесением условий и готовой операционной схемы, а основывается на понимании ситуации. Третий уровень (функциональный) Общим критерием достижения этого уровня является способность ориентироваться в поле возможных схем реализации общего способа, видеть его границы и, в случае необходимости, выходить за пределы этих границ. Индикатором освоения способа действия на третьем уровне является решение задач: на выбор варианта действия, отвечающего требованию; на анализ заданных схем действия для выбора адекватной; на адаптацию формулы действия к специфическим особенностям объекта; на привлечение дополнительных ресурсов; в которых основной способ выступает средством реализации действия более высокого порядка. В тестах SAM используются задания различных форм: открытой формы с кратким ответом, закрытой с выбором одного ответа из 4-5 предложенных, задания на установление соответствия, требующие построений и другие. Конструктивные особенности Основной конструктивный прием, использованный при построении предметного теста, состоит в том, что для каждого раздела содержания учебного предмета разрабатывались задачные блоки, каждый из которых включает три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня, образующие естественную иерархию по параметру трудности. Каждый такой блок выполняет в тесте функцию детектора, определяющего уровень присвоения соответствующего раздела учебного материала (уровень фиксируется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы программы, позволяет получать структурную картину присвоения этой программы учащимися. В качестве иллюстрации ниже приведен блок задач по математике. 1. Какое получится число, если 10472 разделить на 34? 6
2. Рассеянный Петя переписал из учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель он записал правильно: 7. А во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. Из-за этого в ответе у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример? 3. Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 заменить буквы цифрами (разные буквы заменяются разными цифрами)? Из подобных блоков, построенных на содержании основных разделов учебной дисциплины, составляются варианты теста, что обуславливает его двойную направленность: с одной стороны, он работает как измерительный педагогический тест (набор из 45 задач, покрывающих основные разделы предмета); с другой – как набор диагностических мини-методик (15 задачных блоков).
Применение SAM
Инструментарий SAM разработан для школы как средство мониторинга образовательного процесса. Встраивание SAM в деятельность местной образовательной системы следует начинать с организации серии ознакомительных семинаров для педагогов. Для учителей также важно обеспечить детальный разбор трехуровневой схемы с анализом конкретных задач из соответствующих предметных областей. Кроме того необходимо дать учителям возможность самим выполнить тесты. А затем организовать практикум по различению уровней задач, взятых из обычных задачников и учебников. Следующий шаг встраивания SAM состоит в организации и проведении тестирования. Основной вариант применения тестов SAM, представляющий интерес для всех участников образовательного сообщества – это разовая диагностика образовательных результатов начальной школы. Прямая заинтересованность учителей основной школы в такой стартовой для них диагностике – лучшая гарантия того, что тестирование будет проводиться качественно, с соблюдением всех норм. Регулярное (ежегодное) проведение такой диагностики можно рассматривать как мониторинг начального образования. Вслед за налаживанием указанного мониторинга можно ввести в действие второй вариант применения SAM – мониторинг индивидуального прогресса. 7
Этот мониторинг, нацеленный на отслеживание сдвигов в формировании предметных компетенций конкретных учащихся, предполагает три-четыре последовательных среза. Результаты этого мониторинга представляют значительный интерес для школы и прежде всего для учителя, который в данном случае располагает временем, чтобы попытаться восполнить дефициты учащихся, выявленные тестированием. Особую перспективную задачу представляет типология образовательных ситуаций, связанных с использованием SAM, относительно которых постепенно накапливается опыт принятия эффективных управленческих и педагогических решений. 8


В раздел образования