Напоминание

Виды мотивации детей


Автор: Мустапаева Салимат Юсуповна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Виды мотивации детей
Дата публикации: 10.06.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Виды мотивации детей

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

Внешняя мотивация

– это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то

деятельности,

а

обусловлена

внешними

для

человека

обстоятельствами

(участие

в

соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с

внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные

эмоции т.п.).

Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах

(если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).

Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах

(если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).

Устойчивая мотивация

– это мотивация, основанная на естественных потребностях

человека (утоление жажды, голода и т.п.).

Неустойчивая мотивация

– это мотивация, которая требует постоянной внешней

поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных

типа мотивации: "к чему-то" или "от чего-то" (ещё это часто называют 2методом кнута и

пряника"). Но есть и дополнительные виды мотивации:

Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод,

избегание боли, поддержка температуры и т.д.);

Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание

структуры общества и т.п.);

Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).

Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

Попробуем объяснить просто, из жизни:

Если вспомнить детство, то мотивация к самостоятельному действию проявляется тогда,

когда ребенок хочет что-либо сделать и произносит заветную фразу "Я САМ!".

Все дети проходят этот этап.

Не все родители правильно воспринимают эту фразу, и вот тут уже кроются ошибки,

которые могут в будущем привести к тому, что у ребенка постепенно отбивается желание

действовать самостоятельно. А это часто приводит к тому, что ребенок, взрослея, перестает

создавать в себе мотивацию, на уровне подсознания вспоминая негативный прошлый опыт.

Поэтому начинаются "отговорки", которые приводят к тому, что эмоциональное состояние,

которое может привести к действию, будет остановлено в самом начале.

Пример: Ребенок смотрит на маму, и говорит:

Мама, я сам хочу подмести.

В самом лучшем случае, мама даст подмести и похвалит (независимо от результата). Это

позволит ребенку прочувствовать полностью, что значит «я сам» и испытать гордость за свое

достижение.

Придет с работы папа, и он радостный бежит – папа, папа, Я САМ сегодня подметал. В

следующий раз у ребенка желание сделать самостоятельно что-либо будет не менее сильным.

Страхов в таком случае ребенок не приобрел.

В худшем случае мама дает подмести, ребенок, конечно же (ведь первый раз), начинает

мести не так, и не туда, а еще и что-нибудь уронит.

Мама была не «в духе», разозлилась на вдруг разбитую тарелку или на заметенный под

стол мусор, или вообще у нее не было времени "подметать с малышом". В таком случае, она

(необдуманно) окружает ребенка негативными эмоциями, и если такие случаи повторятся

несколько раз, у ребенка появляется мысль – "я сам" делаю все плохо, лучше "я сам" вообще

делать ничего не буду. Даже если мама постарается в будущем "мотивировать" ребенка сама, он

сделает что-либо по ее просьбе, но это будет мотивация извне, а не изнутри.

И так, мотивация бывает приобретена извне (от окружающих) и изнутри (от самого

себя).

Понятно, что извне мотивация может приходить откуда угодно. Из книги, фильма, статьи,

от человека и даже от животного.

Пример мотивации извне (взрослые):

к вам приходит друг и эмоционально рассказывает, как замечательно он провел

время в "таком-то" клубе. Вы получаете мотивацию извне, и в вас рождается

мотивация внутренняя (вы уже очень хотите сходить в "такой-то" клуб, кино,

театр, концерт);

необходимость, нужда (надо идти на работу);

тренинги, курсы, финансы (оплата чего-либо).

Чаще всего для начального этапа (движение к чему-либо) мотивация извне нужна, тут

главное научиться от мотивации извне вырабатывать самомотивацию изнутри.

Пример мотивации изнутри:

вы сидите дома, и вдруг у вас возникает желание сходить в кино. То есть внутри вас

созрело определенное эмоциональное состояние, которое побуждает вас пойти в кино.

Более того, вы можете стать источником той самой внешней мотивации.

Позвонить друзьям и мотивировать их на совместный поход в кино - собственные желания.

Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация

достижения.

Чаще всего человеком используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное

состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и

направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.

А вот мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций. И, соответственно,

требует большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).

Но и для мотивации сохранения, и для мотивации достижения необходимо уметь

использовать самомотивацию.

Потому что этап "мотивации извне или изнутри" проходит очень быстро. То есть, сегодня

вы захотели действовать, через два часа нашли десяток отговорок, почему этого делать не

нужно.

Вот тут-то и приходит на помощь самомотвация.

Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих

объединить в одно целое.

Во-первых, необходимо создать внутреннюю установку на качественную деятельность (я

сделаю что-либо наилучшим образом).

Во-вторых, развить в себе чувство долга, ответственности перед самим собой (в первую

очередь). Сказал – сделал. Я сам отвечаю за свои слова.

В-третьих, и самое немаловажное, это видение конечного результата и ОСОЗНАННОЕ

стремление быстрее его достичь. Необходимо уметь видеть то, что хочу получить (или получу в

результате определенного действия).

Если эти три пункта работают вместе и в одну сторону, тогда можно говорить о том, что

самомотивация есть и она будет способствовать мотивации достижения.

Что работает на поддержание мотивации достижения?

В самую первую очередь это единомышленники. Если таковые есть, именно они

позволяют "поднять самомотивацию" в момент ее "падения". То есть, почему в группе легче?

Потому что группа – это и есть те самые единомышленники.

И так, мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к

деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

Педагогам необходимо знать какие есть приемы учебной мотивации.

Мотивация учащихся – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные

мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и

позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов.

Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и

подростковом возрасте.

2

Миссия педагога – создать такие условия, что бы дети были открыты навстречу новым

идеям:

создать ситуацию успеха на занятиях,

чтобы научить маленького человека

самоутверждаться в среде сверстников;

в каждом ребенке необходимо сформировать яркую, интересную личность и

помочь ему раскрыть свой талант, стать успешным.

Методы учебной мотивации

Приходя на занятия, дети должны испытывать, в первую очередь, любопытство, интерес.

Не стоит ожидать от детей послушания, они стремятся к открытиям, к эмоциям.

Сначала удивление: "Неужели этому можно научиться?"

Потом восхищение: "Как здорово, красиво сделано!"

И, наконец, восторг: "И я так могу!"

Психологами

и

педагогами

разработано

множество

приемов

для

формирования

мотивации, позволяющей плодотворно заниматься определенной деятельностью.

3



В раздел образования