Напоминание

"Развитие навыков правильного звукопроизношения"


Автор: Корниенко Вероника Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 17
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Развитие навыков правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

для родителей (группа комбинированной направленности для детей с ОНР)

«Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического

восприятия у детей»

1.

Водная (мотивационная) часть

Добрый день, уважаемые родители! Для того чтобы Вы ощутили какая

сложная работа идет внутри вашего ребенка при освоении родного языка, я

предлагаю Вам несколько слов и прошу объяснить их смысл не используя помощь

Интернет-ресурсов.

Игра «Объясните смысл слова»

(Слова для родителей:

Плотогоны – практически, это лесоруб, но занимающийся не только и не

столько валкой леса, сколько связыванием его в плоты и сплавом по реке

Дебаркадер – красивое название крытых железнодорожных платформ.

Также называют и часть причала)

Прошу каждого из родителей высказать предположения о том, что обозначают

данные слова.

А теперь, представьте, какими сложными для ребенка являются понятия –

мебель, части суток, время года, название дней недели. И сколько таких слов

необходимо уложить ребенку в голову.

Предлагаю вам еще раз ощутить себя на месте ребенка и понять, насколько

ему сложно и как важна наша с Вами помощь в овладении правильным

звукопроизношением.

Игра «Перепутаницы»

Представьте себе, что всю жизнь вы говорили звук Ш, а теперь Вам говорят,

что звука Ш не существует, а есть звук С. Предлагаю Вам прочитать небольшой

текст, заменив все звуки Ш на С.

У

вас на листе есть предложение, попробуйте его

прочесть.

(Примерные тексты для родителей:

Шестилетний шустряк Шурик шутил над младшим братом Сашей (звук Ш

заменить на С)

Наталья Лосева любит сериал «Золотой теленок" (звук Л пропускаем)

Со спицами сидела старушка - соседка Софья Скипидаровна Савельева

смотрела сериал(звук С заменить на Ш)

В словарном запасе у детей 5-6 лет около 2500 слов. Представьте насколько

сложно все их усвоить по смыслу, правильно произнести, да еще и оформить в

предложение.

Сегодня я познакомлю Вас с тем, как можно помочь ребенку, чтобы он

правильно смог произнести звук: - слышать и различать этот звук среди других

звуков, - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в

нужное положение и если нужно включить голос; - правильно направить воздушную

струю.

2.Основная

часть

мастер-класса

(каждая

структурная

единица

сопровождается видеофрагментом занятиий с детьми)

Теоретическая, или методологическая

часть

Приобретение

родителями

определенных

практических

приемов

для

дальнейшей

самостоятельной

работы

(совместное

выполнение

упражнений с родителями)

«Ритуал приветствия»

Любое занятие начинается с традиции

приветствия:

-

ладонь

в

ладонь

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

-

готовимся

делить слова на слоги

ритмические упражнения

-

ребенок

повторяет

ритмический

рисунок правой рукой, левой рукой,

двумя

руками

одновременно,

поочередно (хлопки или удары по

столу), ногами;

-

ребенок

придумывает

свои

ритмические рисунки и контролирует

их выполнение.

На что влияет?

Развиваем слуховое внимание

Подготовка

к

произношению

многосложных слов. Деление слов на

слоги

Ритмические упражнения в домашних

условиях

– отстукиваем ритм ладонями по

коленям, ногами, кулаками, используя

звуки речи»

-

выкладываем

в

определенной

последовательности камешки (большой,

большой,

маленький,

большой)

ребенок продолжает далее

Развитие мелкой моторики:

Мелкая

моторика

выполнение

мелких и точных движений кистями и

пальцами рук.

На что влияет?

Она напрямую связана с полноценным

развитием речи. Почему? Наш мозг

устроен

так,

что

за

определенные

операции отвечают отдельные центры.

Центры

мозга,

отвечающие

за

моторику и речь, находятся рядом и

тесно взаимодействуют друг с другом.

Развивая мелкую моторику руки, мы

активизируем

эти

отделы

мозга

и

соседние.

А соседние, как раз, и

отвечают за развитие речи.

Для нас очень важно развивать оба

полушария мозга. Левое полушарие

Игры

с

прищепками

хорошо

развивают щипковый хват, способность

перераспределять при щипковом хвате

мышечный

тонус.

Очень

важно

заниматься

последовательно

(правая

рука, левая рука, обе руки), переходить

от простого к сложному (прикреплять

прищепку можно большим и средним

пальцами,

большим

и

безымянным,

большим

и

мизинцем).

Развивая

движения пальцев рук, мы тем самым

способствуем

развитию

интеллектуальных

и

мыслительных

процессов ребенка, становлению его

речи.

Массаж ладоней

и пальцев рук при

помощи массажных мячиков Су-Джок

Упражнение с парой грецких орехов

мыслит

логически,

а

правое

творчески. Развивая обе половинки

мозга

мы

улучшаем

память,

внимание,

речь,

способность

к

самоконтролю.

Как развивать?

-

пальчиковые

игры

на

занятиях,

которые решают сразу несколько задач

развитие

навыков

прямого

и

обратного счета. Когда работают сразу

две руки или руки попеременно идет

межполушарное взаимодействие.

- использование графических дорожек

-

использование

для

игр

мелких

фишек, камушков, орехов

Упражнение «Лезгинка».

Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия

Складываем

левую

руку

в

кулак,

большой палец отставляет в сторону,

кулак разворачивает пальцами к себе.

Правой

рукой

прямой

ладонью

в

горизонтальном положении прикасается

к мизинцу левой.

Развитие

общей

моторики,

пространственно-ориентировочных

действий

Что

такое

общая

моторика

-

двигательная

деятельность,

которая

осуществляется

за

счет

работы

крупных мышц тела. Если у ребенка

падают карандаши, ложка со стола,

постоянно запинается – это общая

моторика.

На что влияет?

На такие процессы: умение держать

равновесие;

способность

управлять

своим телом; скорость реакции. Чем

лучше

у

ребенка

развита

крупная

моторика,

тем

более

согласованно

работают его полушария мозга, что

оказывает положительное воздействие

на речевые навыки, память, внимание

и мышления малыша и речи

Как развивать?

Мы выполняем определенные игровые

упражнения, проходя по коридору на

занятие: идем спиной вперед, три шага

больших, а один маленький, на пятках,

боковым шагом).

А теперь давайте вместе подумаем, чем

вы можете воспользоваться дома без

специальных игр для развития общей

моторики? Кухня – уже можно мыть

вилки, ложки, складывать их в шкаф,

помогать

насыпать

муку

при

приготовлении

пищи,

кухонная

салфетка – отжать и вытереть стол.

Папины инструменты – болты, гайки,

гвозди.

Ходьба

разными

способами;

упражнения в равновесии - пройти по

начерченной на полу линии; прыжки -

попрыгать попеременно на одной ноге,

на другой,

метание в цель

Особая

роль

игры

с

мячом,

воздушными шарами - бросить мяч

вверх и поймать двумя руками, одной

рукой, подбрасывать вверх воздушный

шар,

стараясь

как

можно

дольше

удержать его в воздухе.

Развитие

артикуляционной

моторики

для

постановки

и

автоматизации звуков - чувствовать

положение языка во рту и уметь

Комплексы

артикуляционной

гимнастики

всегда

подбираются

индивидуально. Предлагаю выполнить

несколько упражнений.

поставить язык, губы, зубы в нужное

положение и если нужно включить

голос.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать

язык

в

свободном,

расслабленном

положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот,

положить

широкий

передний

край

языка на нижнюю губу. Удерживать его

в таком положении под счёт от 1 до

5-10.

«Качели»

Цель:Вырабатывать

умение

быстро

менять положение языка, развивать его

гибкость,

подвижность.

Развивать

гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы,

приоткрыть

рот,

положить широкий

язык за ниж¬ние зубы (с внутренней

стороны),

удерживать

в

таком

положении 3-5 секунд. Потом под¬нять

широкий язык за верхние зубы (с

внутренней стороны) и удерживать 3-5

секунд.

Так,

поочерёдно,

менять

положение языка 4-6 раз.

Развитие

речевого

дыхания

добиваемся направленной воздушной

струи

по середине язычка и с разной

силой, и воздушная струя может быть

теплой Ш и холодной С.

Упражнения дома на дыхание:

- «Задуй свечу»

- «Горячий чай»

Обязательное

условие

выполнения

упражнений – предмет. На который

дуем находится на уровне губ ребенка.

Развитие

фонематического

восприятия

– различение на слух

звуков, слогов, слов

Развитие

навыков

звукового

анализа и синтеза

анализ

– это

выделение звука в слове, вычленение

первого и последнего звука из слова и

определение

его

места

(начало,

середина, конец слова)

Синтез

это

умение

соединять

отдельные звуки, слоги в слово

Играем дома в слова – придумай слово,

где первый звук А.

Старайтесь не использовать понятие

Игра «Топай. Хлопай, не зевай»

На звук П хлопаем в ладоши, а на звук

Т- топаем ногами, а на звук К – молчим.

(Слова:

Поляна,

кот,

курица,

торт,

кукла, щенок, телефон, полка, плита,

корабль, книга, туфли, куртка и т.д.)

2.

Заключительная часть мастер-класса. Рефлексия – составляем рейтинг

самых

понравившихся

игр

и

игровых

упражнений,

которые

были

представлены на мастер-классе.

Слова Януша Корчака польского педагога, писателя, врача-педиатра для

родителей «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все

возможное...». Давайте сделаем все возможное для наших детей.



В раздел образования