Автор: Корниенко Вероника Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 17
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Развитие навыков правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
для родителей (группа комбинированной направленности для детей с ОНР)
«Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического
восприятия у детей»
1.
Водная (мотивационная) часть
Добрый день, уважаемые родители! Для того чтобы Вы ощутили какая
сложная работа идет внутри вашего ребенка при освоении родного языка, я
предлагаю Вам несколько слов и прошу объяснить их смысл не используя помощь
Интернет-ресурсов.
Игра «Объясните смысл слова»
(Слова для родителей:
Плотогоны – практически, это лесоруб, но занимающийся не только и не
столько валкой леса, сколько связыванием его в плоты и сплавом по реке
Дебаркадер – красивое название крытых железнодорожных платформ.
Также называют и часть причала)
Прошу каждого из родителей высказать предположения о том, что обозначают
данные слова.
А теперь, представьте, какими сложными для ребенка являются понятия –
мебель, части суток, время года, название дней недели. И сколько таких слов
необходимо уложить ребенку в голову.
Предлагаю вам еще раз ощутить себя на месте ребенка и понять, насколько
ему сложно и как важна наша с Вами помощь в овладении правильным
звукопроизношением.
Игра «Перепутаницы»
Представьте себе, что всю жизнь вы говорили звук Ш, а теперь Вам говорят,
что звука Ш не существует, а есть звук С. Предлагаю Вам прочитать небольшой
текст, заменив все звуки Ш на С.
У
вас на листе есть предложение, попробуйте его
прочесть.
(Примерные тексты для родителей:
Шестилетний шустряк Шурик шутил над младшим братом Сашей (звук Ш
заменить на С)
Наталья Лосева любит сериал «Золотой теленок" (звук Л пропускаем)
Со спицами сидела старушка - соседка Софья Скипидаровна Савельева
смотрела сериал(звук С заменить на Ш)
В словарном запасе у детей 5-6 лет около 2500 слов. Представьте насколько
сложно все их усвоить по смыслу, правильно произнести, да еще и оформить в
предложение.
Сегодня я познакомлю Вас с тем, как можно помочь ребенку, чтобы он
правильно смог произнести звук: - слышать и различать этот звук среди других
звуков, - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в
нужное положение и если нужно включить голос; - правильно направить воздушную
струю.
2.Основная
часть
мастер-класса
(каждая
структурная
единица
сопровождается видеофрагментом занятиий с детьми)
Теоретическая, или методологическая
часть
Приобретение
родителями
определенных
практических
приемов
для
дальнейшей
самостоятельной
работы
(совместное
выполнение
упражнений с родителями)
«Ритуал приветствия»
Любое занятие начинается с традиции
приветствия:
-
ладонь
в
ладонь
–
«ЗДРАВСТВУЙТЕ»
-
готовимся
делить слова на слоги
ритмические упражнения
-
ребенок
повторяет
ритмический
рисунок правой рукой, левой рукой,
двумя
руками
одновременно,
поочередно (хлопки или удары по
столу), ногами;
-
ребенок
придумывает
свои
ритмические рисунки и контролирует
их выполнение.
На что влияет?
Развиваем слуховое внимание
Подготовка
к
произношению
многосложных слов. Деление слов на
слоги
Ритмические упражнения в домашних
условиях
– отстукиваем ритм ладонями по
коленям, ногами, кулаками, используя
звуки речи»
-
выкладываем
в
определенной
последовательности камешки (большой,
большой,
маленький,
большой)
–
ребенок продолжает далее
Развитие мелкой моторики:
Мелкая
моторика
–
выполнение
мелких и точных движений кистями и
пальцами рук.
На что влияет?
Она напрямую связана с полноценным
развитием речи. Почему? Наш мозг
устроен
так,
что
за
определенные
операции отвечают отдельные центры.
Центры
мозга,
отвечающие
за
моторику и речь, находятся рядом и
тесно взаимодействуют друг с другом.
Развивая мелкую моторику руки, мы
активизируем
эти
отделы
мозга
и
соседние.
А соседние, как раз, и
отвечают за развитие речи.
Для нас очень важно развивать оба
полушария мозга. Левое полушарие
Игры
с
прищепками
хорошо
развивают щипковый хват, способность
перераспределять при щипковом хвате
мышечный
тонус.
Очень
важно
заниматься
последовательно
(правая
рука, левая рука, обе руки), переходить
от простого к сложному (прикреплять
прищепку можно большим и средним
пальцами,
большим
и
безымянным,
большим
и
мизинцем).
Развивая
движения пальцев рук, мы тем самым
способствуем
развитию
интеллектуальных
и
мыслительных
процессов ребенка, становлению его
речи.
Массаж ладоней
и пальцев рук при
помощи массажных мячиков Су-Джок
Упражнение с парой грецких орехов
мыслит
логически,
а
правое
–
творчески. Развивая обе половинки
мозга
–
мы
улучшаем
память,
внимание,
речь,
способность
к
самоконтролю.
Как развивать?
-
пальчиковые
игры
на
занятиях,
которые решают сразу несколько задач
–
развитие
навыков
прямого
и
обратного счета. Когда работают сразу
две руки или руки попеременно идет
межполушарное взаимодействие.
- использование графических дорожек
-
использование
для
игр
мелких
фишек, камушков, орехов
Упражнение «Лезгинка».
Цель:
развитие
межполушарного
взаимодействия
Складываем
левую
руку
в
кулак,
большой палец отставляет в сторону,
кулак разворачивает пальцами к себе.
Правой
рукой
прямой
ладонью
в
горизонтальном положении прикасается
к мизинцу левой.
Развитие
общей
моторики,
пространственно-ориентировочных
действий
Что
такое
общая
моторика
-
двигательная
деятельность,
которая
осуществляется
за
счет
работы
крупных мышц тела. Если у ребенка
падают карандаши, ложка со стола,
постоянно запинается – это общая
моторика.
На что влияет?
На такие процессы: умение держать
равновесие;
способность
управлять
своим телом; скорость реакции. Чем
лучше
у
ребенка
развита
крупная
моторика,
тем
более
согласованно
работают его полушария мозга, что
оказывает положительное воздействие
на речевые навыки, память, внимание
и мышления малыша и речи
Как развивать?
Мы выполняем определенные игровые
упражнения, проходя по коридору на
занятие: идем спиной вперед, три шага
больших, а один маленький, на пятках,
боковым шагом).
А теперь давайте вместе подумаем, чем
вы можете воспользоваться дома без
специальных игр для развития общей
моторики? Кухня – уже можно мыть
вилки, ложки, складывать их в шкаф,
помогать
насыпать
муку
при
приготовлении
пищи,
кухонная
салфетка – отжать и вытереть стол.
Папины инструменты – болты, гайки,
гвозди.
Ходьба
разными
способами;
упражнения в равновесии - пройти по
начерченной на полу линии; прыжки -
попрыгать попеременно на одной ноге,
на другой,
метание в цель
Особая
роль
игры
с
мячом,
воздушными шарами - бросить мяч
вверх и поймать двумя руками, одной
рукой, подбрасывать вверх воздушный
шар,
стараясь
как
можно
дольше
удержать его в воздухе.
Развитие
артикуляционной
моторики
для
постановки
и
автоматизации звуков - чувствовать
положение языка во рту и уметь
Комплексы
артикуляционной
гимнастики
всегда
подбираются
индивидуально. Предлагаю выполнить
несколько упражнений.
поставить язык, губы, зубы в нужное
положение и если нужно включить
голос.
«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать
язык
в
свободном,
расслабленном
положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить
широкий
передний
край
языка на нижнюю губу. Удерживать его
в таком положении под счёт от 1 до
5-10.
«Качели»
Цель:Вырабатывать
умение
быстро
менять положение языка, развивать его
гибкость,
подвижность.
Развивать
гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть
рот,
положить широкий
язык за ниж¬ние зубы (с внутренней
стороны),
удерживать
в
таком
положении 3-5 секунд. Потом под¬нять
широкий язык за верхние зубы (с
внутренней стороны) и удерживать 3-5
секунд.
Так,
поочерёдно,
менять
положение языка 4-6 раз.
Развитие
речевого
дыхания
–
добиваемся направленной воздушной
струи
по середине язычка и с разной
силой, и воздушная струя может быть
теплой Ш и холодной С.
Упражнения дома на дыхание:
- «Задуй свечу»
- «Горячий чай»
Обязательное
условие
выполнения
упражнений – предмет. На который
дуем находится на уровне губ ребенка.
Развитие
фонематического
восприятия
– различение на слух
звуков, слогов, слов
Развитие
навыков
звукового
анализа и синтеза
– анализ
– это
выделение звука в слове, вычленение
первого и последнего звука из слова и
определение
его
места
(начало,
середина, конец слова)
Синтез
–
это
умение
соединять
отдельные звуки, слоги в слово
Играем дома в слова – придумай слово,
где первый звук А.
Старайтесь не использовать понятие
Игра «Топай. Хлопай, не зевай»
На звук П хлопаем в ладоши, а на звук
Т- топаем ногами, а на звук К – молчим.
(Слова:
Поляна,
кот,
курица,
торт,
кукла, щенок, телефон, полка, плита,
корабль, книга, туфли, куртка и т.д.)
2.
Заключительная часть мастер-класса. Рефлексия – составляем рейтинг
самых
понравившихся
игр
и
игровых
упражнений,
которые
были
представлены на мастер-классе.
Слова Януша Корчака польского педагога, писателя, врача-педиатра для
родителей «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все
возможное...». Давайте сделаем все возможное для наших детей.