Напоминание

Развитие познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий


Автор: Сорокина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: р.п. Многовершинный
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации: 10.06.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательного интереса младших школьников средствами

информационно-коммуникационных технологий

СОРОКИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, учитель начальных классов

Аннотация. Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей ис-

пользования информационных технологий для развития познавательного ин-

тереса у младших школьников.

Задачи данной статьи:

-рассмотреть стадии и условия формирования познавательного интереса у

младших школьников;

-проанализировать аспекты использования информационно-коммуника-

ционных технологий в образовательном процессе;

-выявить особенности применения информационно-коммуникационных

технологий в начальной школе;

Ключевые слова. Персональный компьютер, презентация, проектор.

В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окру-

жающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверст-

никами всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями

по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможно-

сти, которые предоставляет нам интернет, мы в свою очередь используем для

приобщения учащихся к информационной культуре.

Поэтому в условиях стремительного роста объема информации и быстро-

го ее устаревания одной из стратегических задач современной российской шко-

лы является формирование у школьников потребности и способности к само-

стоятельному приобретению знаний. Важно научить ребенка за короткое время

осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество ин-

формации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных

методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и

компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать

процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуаль-

ным.

1

В настоящее время скорость устаревания знаний примерно в 4 раза пре-

вышает скорость их обновления в рамках одного поколения.

Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что

ценность эффективного применения информационных технологий состоит в

повышении уровня познавательного интереса учащихся. Познавательный ин-

терес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формирует-

ся и развивается образовательным учреждением. Необходимо решать задачу

его формирования с начальной школы, так как именно в этот период выявляют-

ся задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и

потребности в определенных видах деятельности. Сформированность у млад-

шего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней

цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной

деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не

подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для само-

го ученика.

Наглядность икт, простота использования, безусловно, улучшает учебный

процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащих-

ся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную

работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и

способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять

учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое обще-

ние на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта

обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные

модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир при-

роды, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.

Феномен познавательного интереса рассматривался исследователями с

разных точек зрения. Его сущность проанализирована в работах Б.Г. Ананьева,

Н.Г. Морозовой, Н.В. Елфимова. Закономерности развития выявлены В.С.

Ильиным и И.И. Рыбалко. Уровни и критерии развития познавательного ин-

2

тереса описаны Г.И. Щукиной.

Познавательный интерес – это активная избирательная направленность

личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возмо-

жен только в деятельности и прежде всего в учении.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии,

предназначенные для совместной реализации информационных и коммуника-

ционных процессов. В свою очередь, информационные технологии – это сово-

купность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представле-

ния, распространения информации и способы осуществления таких процессов и

методов. Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи

информации и способы их осуществления.

Икт помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с

тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять,

закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать

образное мышление, память.

Одним из очевидных достоинств уроков с использование икт является

усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса

учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с

игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в со-

четании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При

этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекатель-

ную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким

использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эф-

фектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Одним из очевидных достоинств уроков с использование икт является

усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса

учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и

особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предмет-

3

ных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искус-

ство, музыка.

Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реали-

зовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании,

игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и

взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся

овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательско-

го поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать

определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен-

ты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказы-

вать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов соб-

ственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные

суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом «интересно ли быть

ребёнком?» самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила

его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка,

очень её удивил: «быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослы-

ми!».

Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат сред-

ством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих

первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний,

позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительно-

сти и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.

Одно из самых важных средств обучения окружающего мира – учебное

кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет:

1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действитель-

ности;

2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамиз-

мом в единстве с синтезом;

3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по

объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления дей-

4

ствительности;

4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному

восприятию;

5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в

динамике.

Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При сооб-

щении новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учите-

ля. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует

формированию у школьников основных представлений и понятий.

В заключении можно сказать, что психолого-педагогический аспект изу-

чения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о

многоплановости и сложности исследуемого понятия. Суть познавательного

интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, ко-

торый характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познава-

тельный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности

психологических процессов.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников акту-

альна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее нужно решить за-

дачу с помощью информационно-коммуникационных технологий. Комплекс-

ное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возмож-

но лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмо-

циональную сферу и одним из наиболее эффективных способов воздействия на

чувства и эмоции ребенка является использование информационно-коммуника-

ционных технологий.

5

Литература.

1.

Дырдина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в компетент-

ностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / Е.В.

Дырдина, В.В. Запорожко, А.В. Кирьякова. – Оренбург: ООО ИПК «Универси-

тет», 2012. С. 36-37.

2.

Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и

младших школьников: учебно-методическое пособие / Н. В. Елфимова; МГУ

им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1991. С.132.

3.

Комячина К.В. Возможности использования информационно-коммуникацион-

ных технологий при интерактивных методах обучения // Информационно-ком-

муникационные технологии в современном образовательном процессе: сборник

научных статей. – Челябинск: Печатный двор, 2016. С. 99.

6



В раздел образования