Автор: Сорокина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: р.п. Многовершинный
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий
Раздел: начальное образование
Развитие познавательного интереса младших школьников средствами
информационно-коммуникационных технологий
СОРОКИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, учитель начальных классов
Аннотация. Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей ис-
пользования информационных технологий для развития познавательного ин-
тереса у младших школьников.
Задачи данной статьи:
-рассмотреть стадии и условия формирования познавательного интереса у
младших школьников;
-проанализировать аспекты использования информационно-коммуника-
ционных технологий в образовательном процессе;
-выявить особенности применения информационно-коммуникационных
технологий в начальной школе;
Ключевые слова. Персональный компьютер, презентация, проектор.
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окру-
жающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверст-
никами всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями
по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможно-
сти, которые предоставляет нам интернет, мы в свою очередь используем для
приобщения учащихся к информационной культуре.
Поэтому в условиях стремительного роста объема информации и быстро-
го ее устаревания одной из стратегических задач современной российской шко-
лы является формирование у школьников потребности и способности к само-
стоятельному приобретению знаний. Важно научить ребенка за короткое время
осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество ин-
формации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных
методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать
процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуаль-
ным.
1
В настоящее время скорость устаревания знаний примерно в 4 раза пре-
вышает скорость их обновления в рамках одного поколения.
Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что
ценность эффективного применения информационных технологий состоит в
повышении уровня познавательного интереса учащихся. Познавательный ин-
терес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формирует-
ся и развивается образовательным учреждением. Необходимо решать задачу
его формирования с начальной школы, так как именно в этот период выявляют-
ся задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и
потребности в определенных видах деятельности. Сформированность у млад-
шего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней
цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной
деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не
подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для само-
го ученика.
Наглядность икт, простота использования, безусловно, улучшает учебный
процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащих-
ся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную
работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и
способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять
учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое обще-
ние на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта
обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные
модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир при-
роды, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.
Феномен познавательного интереса рассматривался исследователями с
разных точек зрения. Его сущность проанализирована в работах Б.Г. Ананьева,
Н.Г. Морозовой, Н.В. Елфимова. Закономерности развития выявлены В.С.
Ильиным и И.И. Рыбалко. Уровни и критерии развития познавательного ин-
2
тереса описаны Г.И. Щукиной.
Познавательный интерес – это активная избирательная направленность
личности к окружающему миру. Процесс его формирования и развития возмо-
жен только в деятельности и прежде всего в учении.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии,
предназначенные для совместной реализации информационных и коммуника-
ционных процессов. В свою очередь, информационные технологии – это сово-
купность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представле-
ния, распространения информации и способы осуществления таких процессов и
методов. Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи
информации и способы их осуществления.
Икт помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с
тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять,
закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать
образное мышление, память.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование икт является
усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса
учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с
игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в со-
четании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При
этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекатель-
ную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким
использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эф-
фектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование икт является
усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса
учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и
особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предмет-
3
ных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искус-
ство, музыка.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реали-
зовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании,
игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и
взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся
овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательско-
го поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен-
ты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказы-
вать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов соб-
ственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные
суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом «интересно ли быть
ребёнком?» самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила
его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка,
очень её удивил: «быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослы-
ми!».
Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат сред-
ством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих
первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний,
позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительно-
сти и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.
Одно из самых важных средств обучения окружающего мира – учебное
кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет:
1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действитель-
ности;
2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамиз-
мом в единстве с синтезом;
3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по
объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления дей-
4
ствительности;
4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному
восприятию;
5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в
динамике.
Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При сооб-
щении новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учите-
ля. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует
формированию у школьников основных представлений и понятий.
В заключении можно сказать, что психолого-педагогический аспект изу-
чения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о
многоплановости и сложности исследуемого понятия. Суть познавательного
интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, ко-
торый характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познава-
тельный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности
психологических процессов.
Проблема развития познавательного интереса младших школьников акту-
альна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее нужно решить за-
дачу с помощью информационно-коммуникационных технологий. Комплекс-
ное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возмож-
но лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмо-
циональную сферу и одним из наиболее эффективных способов воздействия на
чувства и эмоции ребенка является использование информационно-коммуника-
ционных технологий.
5
Литература.
1.
Дырдина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в компетент-
ностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / Е.В.
Дырдина, В.В. Запорожко, А.В. Кирьякова. – Оренбург: ООО ИПК «Универси-
тет», 2012. С. 36-37.
2.
Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и
младших школьников: учебно-методическое пособие / Н. В. Елфимова; МГУ
им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1991. С.132.
3.
Комячина К.В. Возможности использования информационно-коммуникацион-
ных технологий при интерактивных методах обучения // Информационно-ком-
муникационные технологии в современном образовательном процессе: сборник
научных статей. – Челябинск: Печатный двор, 2016. С. 99.
6